Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:55, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена тем, что для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры кредита, возможностей по погашению долга, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы госдолга необходимо активно использовать теоретические наработки в этой области.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть сущность, значение государственного кредита и его развитие в России.
Поставленные задачи: раскрыть содержание государственного кредита, показать его значение, дать определении государственного долга, рассмотреть его виды и источники погашения, проанализировать динамику и структуру внешнего долга РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3
Сущность и значение государственного кредита……..5
1.1. Содержание государственного кредита, необходимость и возможность его использования……………………………………………....5
1.2. Виды государственных ценных бумаг…………………………...9
1.3. Классификация займов…………………………………………..12
Современное управление государственным долгом...15
2.1. Государственный долг, его виды, источники погашения …….15
2.2. Виды облигаций и других ценных бумаг, выпускаемых в настоящее время Министерством финансов РФ…………………………..21
III. Внешний долг РФ………………………………………...28
3.1. Анализ динамики внешнего долга………..…………………….28
3.2. Структура внешнего долга……………………………………...31
3.3. Кредиторы России……………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...35
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА……………………………….37
По желанию владельца
В отличие от других видов государственных ценных бумаг вторичный рынок золотых сертификатов практически отсутствовал.
Исторически внешний долг Российской Федерации сформировался из двух частей. Первую часть – долг бывшего СССР – Россия целиком приняла на себя, включая свою долю и долю остальных бывших союзных республик. Вторая часть – новый российский долг – долговые обязательства перед нерезидентами, возникшие за время существования новой России. Долг бывшего СССР, если не считать временных колебаний из-за задержек платежей и курсовых переоценок, в принципе должен сокращаться. Величина нового российского долга зависит от потребностей заемщиков и возможностей их доступа к мировым кредитным ресурсам.
Три этапа прослеживаются в динамике российского внешнего долга. Первый этап (1992–1998 гг.) отличался тем, что быстрые темпы нарастания внешней задолженности, главным образом, за счет новых заимствований, никак не соответствовали возможностям ее нормального урегулирования и погашения. К концу этапа общая сумма долга превысила 188 млрд дол. США, т. е. почти удвоилась. Прирост в размере около 92 млрд в подавляющей массе пришелся на долю новых долгов (свыше 90 млрд дол.), да и долг бывшего СССР не только не сократился, но несколько возрос. В конце 1993 г. внешний долг России превышал ее тогдашние международные валютные резервы в 13 раз, а пересчитанный в рубли по текущему валютному курсу составлял около 91% величины внутреннего валового продукта этого года. Пять лет спустя (в конце 1998 г.) внешний долг России в долларовом выражении превысил валютные резервы (несколько возросшие) уже в 15 с лишним раз, тогда как в рублевом исчислении он почти в полтора раза (на 48%) превосходил размеры ВВП.
Второй этап (1999–2001 гг.) – период после валютно-финансового кризиса и дефолта, когда России как неплатежеспособной стране фактически перекрыли доступ к мировым кредитным ресурсам. Новые заимствования свелись к минимуму, а по прежним займам так или иначе приходилось платить. В итоге за три года новый российский долг уменьшился на четверть – с 90 до 68 млрд дол. Благодаря реструктуризации и частичному списанию долг бывшего СССР также сократился еще на 20 млрд дол. (до 78 млрд), так что общий внешний долг Российской Федерации снизился до 146 млрд дол. (против прежнего максимума – на 42 млрд дол., или на 22%). Это сокращение происходило на фоне существенного роста (в три раза) валютных резервов, так что к концу 2001 г. внешний долг превосходил последние всего в 4 раза.
Улучшилось и соотношение «долг / ВВП», хотя при продолжающемся падении валютного курса рубля величина внешнего долга в рублевом выражении не только не уменьшилась, но, напротив, возросла с 3,9 до 4,4 трлн деноминированных руб., т. е. на 11%. Рост ВВП с учетом инфляции был гораздо более значительным (в 3,4 раза), и в итоге указанное соотношение упало до 49%.
Третий, нынешний этап (начиная с 2002 г.) отличается беспрецедентным нарастанием внешнего долга России, причем исключительно за счет новых заимствований. За период 2002–2007 гг. долг бывшего СССР в результате регулярных выплат и досрочного списания уменьшился на 54 млрд дол. до отметки ниже 25 млрд (против максимального уровня – более чем в 4 раза), что составило лишь 5% общей суммы долга. Напротив, новый долг в условиях улучшения международного кредитного рейтинга России увеличился за это время до 439 млрд дол. (на 371 млрд, или почти в 6,5 раза), что довело величину общего внешнего долга до 464 млрд дол. Этот рост продолжается и в текущем году: на 1 апреля 2008 г. внешний долг Российской Федерации оценивался в 477 млрд дол. Заметим, однако, что из-за повышения валютного курса рубля величина внешней задолженности страны в рублевом выражении росла не так быстро – она поднялась с 4,4 трлн до 11,4 трлн руб., или в 2,6 раза.
Таким образом, данные о динамике внешнего долга Российской Федерации за период 1994–2007 гг. показывают следующее. Общая сумма долга при колебаниях вверх и вниз выросла в конечном счете почти на 346 млрд дол., или без малого в 4 раза. За это время долги бывшего СССР перестали играть главенствующую роль в проблеме внешней задолженности страны. Они уменьшились на 80 млрд дол., а их доля в общей сумме долга упала с 89 до 5%. Теперь проблема сконцентрировалась на новом российском долге, который вырос на 425 млрд дол., т. е. почти в 33 раза, при увеличении его доли в общей сумме долга с 11 до 95%.
Но благодаря позитивным подвижкам в развитии российской экономики, в особенности из-за мирового нефтяного бума, показатели бремени внешнего долга за это время существенно улучшились. Соотношение «долг / ВВП» снизилось с 91 до 35 %, тогда как сумма долга стала даже меньше величины валютных резервов (напомним, что в начале 1994 г. долги превосходили резервы в 13 раз).
В официальной статистике внешнего долга Банк России выделяет четыре категории заемщиков: органы государственного управления (включающие федеральные органы и субъекты Российской Федерации), органы денежно-кредитного регулирования (в лице Банка России), банки и прочие секторы (ранее именовались нефинансовыми предприятиями). Задолженность органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования принято относить к государственному долгу, задолженность банков и прочих заемщиков считается долгами негосударственного (частного) сектора. Долг бывшего СССР как часть государственного долга, естественно, входит в задолженность федеральных органов управления, все остальное – это новый российский долг, государственный или частный.
Распределение внешнего долга между главными категориями заемщиков к настоящему времени претерпело кардинальные перемены. В докризисные и первые послекризисные годы основу задолженности составлял государственный долг, за который несло ответственность государство и бремя которого почти целиком ложилось на федеральный бюджет. Но затем в результате регулярных платежей и, в особенности, досрочной выплаты значительной части долга бывшего СССР размеры государственного долга резко уменьшились, и проблема его погашения отошла на второй план. Место государства, причем в гораздо более значительных масштабах, заняли структуры, которые относятся к числу частных заемщиков, самостоятельно отвечающих за полноту и своевременность возврата занятых средств.
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2012 года5
Категория долга |
млн. долларов США |
эквивалент млн. евро |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) |
34 819,9 |
26 070,7 |
Задолженность перед официальными
кредиторами - членами Парижского клуба, |
468,6 |
350,9 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба |
1 326,3 |
993,0 |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ |
1 019,6 |
763,4 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР |
56,7 |
42,5 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
2 360,7 |
1 767,5 |
Задолженность по внешним облигационным займам |
28 546,9 |
21 373,8 |
внешний облигационный заем с погашением в 2015 году |
2 000,0 |
1 497,5 |
внешний облигационный заем с погашением в 2018 году |
3 466,4 |
2 595,4 |
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году |
3 500,0 |
2 620,5 |
внешний облигационный заем с погашением в 2028 году |
2 499,9 |
1 871,7 |
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году |
17 080,6 |
12 788,7 |
Задолженность по ОВГВЗ |
24,1 |
18,1 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте |
1 017,0 |
761,5 |
В своих заемных операциях российские структуры использовали практически все каналы и способы привлечения средств из-за рубежа. В государственном секторе в докризисные годы заметное место занимали обязательства перед официальными кредиторами. По долгам бывшего СССР в этой роли выступали государства – члены Парижского клуба кредиторов, а также бывшие социалистические страны. В формировании нового российского долга активно участвовали международные валютно-финансовые организации – МВФ, МБРР и некоторые другие. Однако в дальнейшем по мере регулярных и даже досрочных выплат значение официальных кредиторов фактически сошло на нет (их доля в российском внешнем долге – чуть более одного процента).
Для негосударственных заемщиков кредиторами были и остаются представители частного бизнеса, в первую очередь зарубежные банки. На долю банковских ссуд и займов сейчас приходится свыше трех четвертей всего внешнего долга Российской Федерации.
Ссуды и займы – главная составляющая нынешнего внешнего долга российских банковских и небанковских корпоративных структур, в особенности последних. В течение 2007 г. весь корпоративный внешний долг России увеличился на 155 млрд дол., в том числе на 135 млрд дол. – за счет ссуд и займов. В результате их доля в сумме этого долга поднялась с 72 до 77% (у банков – с 67 до 69, у небанковских предприятий – с 75 до 83%).
Представляют интерес опубликованные на сайте данные за 2007 г. об операциях небанковских корпораций по привлечению и погашению ссуд и займов. Эта группа заемщиков в течение года получила новые кредиты в размере 180 млрд дол., из которых более половины (91 млрд) было использовано на погашение старых долгов, а остальное добавилось к общей сумме внешней задолженности, достигшей почти 254 млрд дол. (в том числе по ссудам и займам – около 210 млрд дол.).
Привлеченные кредиты в основном номинированы в долларах (свыше 71%), заимствования в остальных свободно используемых валютах (евро, фунт стерлингов, иена) немногим превысили 10%. Свыше 18% составили ссуды и займы, номинированные в российских рублях.
Небанковские корпорации ищут кредиты по всему миру. В опубликованном списке перечислены 62 государства, где зарегистрированы кредиторы-нерезиденты, но есть и «прочие страны». Почти четыре пятых привлеченных ссуд и займов приходится на пять стран. Главный кредитор – Кипр (почти 26% общей суммы привлечения), далее идут Голландия (22%), Великобритания (менее 16%). Франция (около 9%), Люксембург (7%). А из таких стран, как Германия и США, поступило лишь 3 и 1,5% от суммы привлеченных кредитов.
Информация
о заграничных кредитных
К сожалению, пока не публикуются подобные сведения о ссудо-займовых операциях российских банков. А такая информация нужна, так как у банков могут появиться проблемы привлечения кредитных ресурсов, необходимых для надлежащего выполнения обязательств по внешним долгам
Заключение
Теперь, сделав все нужные выводы, можно дать более подробное определение государственного кредита – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.
Внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств.
Государственный кредит может быть внутренним и внешним.
Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения выступают конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
Назначение государственного
кредита проявляется, прежде всего,
в том, что он является средством
мобилизации в руках
Информация о работе Сущность и значение государственного кредита