Сущность и значение государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры кредита, возможностей по погашению долга, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы госдолга необходимо активно использовать теоретические наработки в этой области.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть сущность, значение государственного кредита и его развитие в России.
Поставленные задачи: раскрыть содержание государственного кредита, показать его значение, дать определении государственного долга, рассмотреть его виды и источники погашения, проанализировать динамику и структуру внешнего долга РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3
Сущность и значение государственного кредита……..5
1.1. Содержание государственного кредита, необходимость и возможность его использования……………………………………………....5
1.2. Виды государственных ценных бумаг…………………………...9
1.3. Классификация займов…………………………………………..12
Современное управление государственным долгом...15
2.1. Государственный долг, его виды, источники погашения …….15
2.2. Виды облигаций и других ценных бумаг, выпускаемых в настоящее время Министерством финансов РФ…………………………..21
III. Внешний долг РФ………………………………………...28
3.1. Анализ динамики внешнего долга………..…………………….28
3.2. Структура внешнего долга……………………………………...31
3.3. Кредиторы России……………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...35
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА……………………………….37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 429.63 Кб (Скачать файл)

По желанию владельца сертификаты  могли быть погашены путем обмена на другие государственные ценные бумаги Правительства РФ. Для погашения  облигации золотом владелец должен был иметь специальную лицензию Центрального банка на совершение операций с драгоценными металлами.

В отличие от других видов государственных  ценных бумаг вторичный рынок золотых сертификатов практически отсутствовал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Внешний долг России

 

      1. Анализ динамики внешнего долга

 

Исторически внешний долг Российской Федерации  сформировался из двух частей. Первую часть – долг бывшего СССР – Россия целиком приняла на себя, включая свою долю и долю остальных бывших союзных республик. Вторая часть – новый российский долг – долговые обязательства перед нерезидентами, возникшие за время существования новой России. Долг бывшего СССР, если не считать временных колебаний из-за задержек платежей и курсовых переоценок, в принципе должен сокращаться. Величина нового российского долга зависит от потребностей заемщиков и возможностей их доступа к мировым кредитным ресурсам.

Три этапа прослеживаются в динамике российского внешнего долга. Первый этап (1992–1998 гг.) отличался тем, что быстрые темпы нарастания внешней задолженности, главным образом, за счет новых заимствований, никак не соответствовали возможностям ее нормального урегулирования и погашения. К концу этапа общая сумма долга превысила 188 млрд дол. США, т. е. почти удвоилась. Прирост в размере около 92 млрд в подавляющей массе пришелся на долю новых долгов (свыше 90 млрд дол.), да и долг бывшего СССР не только не сократился, но несколько возрос. В конце 1993 г. внешний долг России превышал ее тогдашние международные валютные резервы в 13 раз, а пересчитанный в рубли по текущему валютному курсу составлял около 91% величины внутреннего валового продукта этого года. Пять лет спустя (в конце 1998 г.) внешний долг России в долларовом выражении превысил валютные резервы (несколько возросшие) уже в 15 с лишним раз, тогда как в рублевом исчислении он почти в полтора раза (на 48%) превосходил размеры ВВП.

Второй этап (1999–2001 гг.) – период после валютно-финансового кризиса и дефолта, когда России как неплатежеспособной стране фактически перекрыли доступ к мировым кредитным ресурсам. Новые заимствования свелись к минимуму, а по прежним займам так или иначе приходилось платить. В итоге за три года новый российский долг уменьшился на четверть – с 90 до 68 млрд дол. Благодаря реструктуризации и частичному списанию долг бывшего СССР также сократился еще на 20 млрд дол. (до 78 млрд), так что общий внешний долг Российской Федерации снизился до 146 млрд дол. (против прежнего максимума – на 42 млрд дол., или на 22%). Это сокращение происходило на фоне существенного роста (в три раза) валютных резервов, так что к концу 2001 г. внешний долг превосходил последние всего в 4 раза.

Улучшилось  и соотношение «долг / ВВП», хотя при продолжающемся падении валютного курса рубля величина внешнего долга в рублевом выражении не только не уменьшилась, но, напротив, возросла с 3,9 до 4,4 трлн деноминированных руб., т. е. на 11%. Рост ВВП с учетом инфляции был гораздо более значительным (в 3,4 раза), и в итоге указанное соотношение упало до 49%.

Третий, нынешний этап (начиная с 2002 г.) отличается беспрецедентным нарастанием внешнего долга России, причем исключительно за счет новых заимствований. За период 2002–2007 гг. долг бывшего СССР в результате регулярных выплат и досрочного списания уменьшился на 54 млрд дол. до отметки ниже 25 млрд (против максимального уровня – более чем в 4 раза), что составило лишь 5% общей суммы долга. Напротив, новый долг в условиях улучшения международного кредитного рейтинга России увеличился за это время до 439 млрд дол. (на 371 млрд, или почти в 6,5 раза), что довело величину общего внешнего долга до 464 млрд дол. Этот рост продолжается и в текущем году: на 1 апреля 2008 г. внешний долг Российской Федерации оценивался в 477 млрд дол. Заметим, однако, что из-за повышения валютного курса рубля величина внешней задолженности страны в рублевом выражении росла не так быстро – она поднялась с 4,4 трлн до 11,4 трлн руб., или в 2,6 раза.

Таким образом, данные о динамике внешнего долга  Российской Федерации за период 1994–2007 гг. показывают следующее. Общая сумма  долга при колебаниях вверх и  вниз выросла в конечном счете  почти на 346 млрд дол., или без малого в 4 раза. За это время долги бывшего  СССР перестали играть главенствующую роль в проблеме внешней задолженности страны. Они уменьшились на 80 млрд дол., а их доля в общей сумме долга упала с 89 до 5%. Теперь проблема сконцентрировалась на новом российском долге, который вырос на 425 млрд дол., т. е. почти в 33 раза, при увеличении его доли в общей сумме долга с 11 до 95%.

Но благодаря позитивным подвижкам в развитии российской экономики, в особенности из-за мирового нефтяного бума, показатели бремени внешнего долга за это время существенно улучшились. Соотношение «долг / ВВП» снизилось с 91 до 35 %, тогда как сумма долга стала даже меньше величины валютных резервов (напомним, что в начале 1994 г. долги превосходили резервы в 13 раз).

 

 

 

      1. Структура внешнего долга

В официальной  статистике внешнего долга Банк России выделяет четыре категории заемщиков: органы государственного управления (включающие федеральные органы и субъекты Российской Федерации), органы денежно-кредитного регулирования (в лице Банка России), банки и прочие секторы (ранее именовались нефинансовыми предприятиями). Задолженность органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования принято относить к государственному долгу, задолженность банков и прочих заемщиков считается долгами негосударственного (частного) сектора. Долг бывшего СССР как часть государственного долга, естественно, входит в задолженность федеральных органов управления, все остальное – это новый российский долг, государственный или частный.

Распределение внешнего долга между  главными категориями заемщиков к настоящему времени претерпело кардинальные перемены. В докризисные и первые послекризисные годы основу задолженности составлял государственный долг, за который несло ответственность государство и бремя которого почти целиком ложилось на федеральный бюджет. Но затем в результате регулярных платежей и, в особенности, досрочной выплаты значительной части долга бывшего СССР размеры государственного долга резко уменьшились, и проблема его погашения отошла на второй план. Место государства, причем в гораздо более значительных масштабах, заняли структуры, которые относятся к числу частных заемщиков, самостоятельно отвечающих за полноту и своевременность возврата занятых средств.

 

 

 

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2012 года5

Категория долга

млн. долларов США

эквивалент млн. евро

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего Союза  ССР, принятые Российской Федерацией )

34 819,9

26 070,7

     

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, 
не являвшаяся предметом реструктуризации

468,6

350,9

     

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1 326,3

993,0

     

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

1 019,6

763,4

     

Коммерческая задолженность  бывшего СССР

56,7

42,5

     

Задолженность перед международными финансовыми организациями

2 360,7

1 767,5

     

Задолженность по внешним  облигационным займам

28 546,9

21 373,8

     внешний облигационный  заем с погашением в 2015 году

2 000,0

1 497,5

     внешний облигационный  заем с погашением в 2018 году

3 466,4

2 595,4

     внешний облигационный  заем с погашением в 2020 году

3 500,0

2 620,5

     внешний облигационный  заем с погашением в 2028 году

2 499,9

1 871,7

     внешний облигационный  заем с погашением в 2030 году

17 080,6

12 788,7

     

Задолженность по ОВГВЗ

24,1

18,1

     

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

1 017,0

761,5




 

 

      1. Кредиторы России

 

В своих  заемных операциях российские структуры  использовали практически все каналы и способы привлечения средств из-за рубежа. В государственном секторе в докризисные годы заметное место занимали обязательства перед официальными кредиторами. По долгам бывшего СССР в этой роли выступали государства – члены Парижского клуба кредиторов, а также бывшие социалистические страны. В формировании нового российского долга активно участвовали международные валютно-финансовые организации – МВФ, МБРР и некоторые другие. Однако в дальнейшем по мере регулярных и даже досрочных выплат значение официальных кредиторов фактически сошло на нет (их доля в российском внешнем долге – чуть более одного процента).

Для негосударственных  заемщиков кредиторами были и  остаются представители частного бизнеса, в первую очередь зарубежные банки. На долю банковских ссуд и займов сейчас приходится свыше трех четвертей всего внешнего долга Российской Федерации.

Ссуды и  займы – главная составляющая нынешнего внешнего долга российских банковских и небанковских корпоративных структур, в особенности последних. В течение 2007 г. весь корпоративный внешний долг России увеличился на 155 млрд дол., в том числе на 135 млрд дол. – за счет ссуд и займов. В результате их доля в сумме этого долга поднялась с 72 до 77% (у банков – с 67 до 69, у небанковских предприятий – с 75 до 83%).

Представляют  интерес опубликованные на сайте  данные за 2007 г. об операциях небанковских корпораций по привлечению и погашению  ссуд и займов. Эта группа заемщиков в течение года получила новые кредиты в размере 180 млрд дол., из которых более половины (91 млрд) было использовано на погашение старых долгов, а остальное добавилось к общей сумме внешней задолженности, достигшей почти 254 млрд дол. (в том числе по ссудам и займам – около 210 млрд дол.).

Привлеченные  кредиты в основном номинированы в долларах (свыше 71%), заимствования в остальных свободно используемых валютах (евро, фунт стерлингов, иена) немногим превысили 10%. Свыше 18% составили ссуды и займы, номинированные в российских рублях.

Небанковские корпорации ищут кредиты  по всему миру. В опубликованном списке перечислены 62 государства, где зарегистрированы кредиторы-нерезиденты, но есть и «прочие страны». Почти четыре пятых привлеченных ссуд и займов приходится на пять стран. Главный кредитор – Кипр (почти 26% общей суммы привлечения), далее идут Голландия (22%), Великобритания (менее 16%). Франция (около 9%), Люксембург (7%). А из таких стран, как Германия и США, поступило лишь 3 и 1,5% от суммы привлеченных кредитов.

Информация  о заграничных кредитных операциях  небанковских корпораций наводит на определенные размышления. Формально в их задолженности преобладают долгосрочные обязательства, однако в 2007 г. из общей суммы кредитного долга в размере 120 млрд дол. пришлось погасить 91 млрд, т. е. три четверти задолженности, имевшейся в начале года. Если это рассуждение справедливо и если подобная пропорция сохранится и в текущем году, то только для погашения долга российским корпорациям придется занять за рубежом не менее 190 млрд дол.

К сожалению, пока не публикуются подобные сведения о ссудо-займовых операциях  российских банков. А такая информация нужна, так как у банков могут появиться проблемы привлечения кредитных ресурсов, необходимых для надлежащего выполнения обязательств по внешним долгам

 

 

 

Заключение

 

Теперь, сделав все нужные выводы, можно дать более подробное определение  государственного кредита – это  совокупность экономических отношений между государством  в лице его органов власти и управления, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

Внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним.

Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при  предоставлении банковского кредита  в качестве обеспечения выступают конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

Назначение государственного кредита проявляется, прежде всего, в том, что он является средством  мобилизации в руках государства  дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые средства направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые  с помощью государственного кредита средства направляются на финансирование экономических и социальных программ. Таким образом, государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Информация о работе Сущность и значение государственного кредита