Сущность налогового учета. Противоречия между налоговым и бухгалтерским учетом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ сущности налогового учета, противоречий налогового и бухгалтерского учета.
Достижение цели исследования обеспечивается решением следующих научных и практических задач:
Определить сущность и организация налогового учета. Выявить противоречия налогового и бухгалтерского учета;
Провести анализ основных технико-экономических показателей на примере СП ОО «Данинвест»;
Рассмотреть перспективы развития системы налогового учета в России;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность и организация налогового учета. Противоречия налогового и бухгалтерского учета
1.1 Сущность, виды, основные элементы и принципы ведения налогового учета
1.2 Противоречия налогового и бухгалтерского учета
1.3 Варианты возможных решений по преодолению выявленных противоречий
Глава 2. Анализ основных технико-экономических показателей на примере СП ОО «Данинвест»
Характеристика предприятия и функции управления
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей
2.3 Расчет налога на прибыль и налоговой нагрузки предприятия без учета льгот по налогу на прибыль
2.4 Расчет налога на прибыль и налоговой нагрузки с учетом льгот по налогу на прибыль
Глава 3. Перспективы развития системы налогового учета в России
Заключение
Библиографический список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Сущность налогового учета, противоречия налогового и бух¬галтерского учета.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

Основаниями постановки на налоговый учет являются:

1) государственная регистрация  юридического лица;

2) государственная регистрация  физического лица в качестве  предпринимателя без образования  юридического лица;

3) выдача физическим  лицам лицензий на право занятия  частной практикой;

4) государственная регистрация  физического лица по месту  жительства;

6) создание филиалов, представительств и обособленных  подразделений организации; 

7) обладание недвижимым  имуществом и транспортными средствами, подлежащими налогообложению. 

Основаниями же для переучета  и снятия с налогового учета являются:

1) изменение юридического  адреса и государственная перерегистрация  организации; 

2) изменение места  жительства физического лица;

3) ликвидация (банкротство)  организации; 

4) ликвидация филиала и обособленных подразделений организации;

5) ликвидация статуса  (банкротство) предпринимателя без  образования юридического лица;

6) отзыв лицензии на  занятие частной практикой у  физического лица;

7) прекращение или  утрата права собственности на  недвижимое имущество или транспортные средства, подлежащие налогообложению (отчуждение имущества, уничтожение или потеря имущества и т.д.).

Важнейшим элементом  и инструментом учета налогоплательщиков является ИНН - идентификационный номер  налогоплательщика. Идентификационный номер представляет собой для налогоплательщика - организации десятизначный цифровой код, а для налогоплательщика - физического лица двенадцатизначный цифровой код. Последовательность цифр ИНН слева направо показывает:

- код налоговой инспекции, которая присвоила налогоплательщику идентификационный номер (4 знака, при этом, первые два - код региона, вторые два - код налоговой инспекции внутри региона);

- собственно порядковый  номер (для налогоплательщиков - организаций - 5 знаков, для налогоплательщиков - физических лиц - 6 знаков);

- контрольное число,  рассчитанное по специальному  алгоритму, установленному МНС  России (для налогоплательщиков - организаций  - 1 знак, для налогоплательщиков - физических  лиц - 2 знака).

Идентификационный номер налогоплательщика присваивается каждому налогоплательщику при постановке его на учет в налоговом органе:

- для организации - по месту нахождения;

- для физического лица - по месту жительства;

- для организации - налогового  агента, не учтенной в качестве налогоплательщика, - по месту нахождения. Приказ МНС РФ от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178

"Об утверждении  порядка и условий присвоения, применения, а также изменения  идентификационного номера налогоплательщика  и форм документов, используемых  при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц"

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена постановка на учет юридических лиц не только по месту нахождения, но и по месту  нахождения филиалов и представительств, недвижимого имущества и т.д. При этом каждому плательщику может быть присвоен только один ИНН. Для того чтобы не порождать путаницу, когда плательщик встает на учет, например, по месту нахождения транспортных средств, но ИНН присвоен ему в другой инспекции, и соответственно, содержит ее код, в дополнение к идентификационному номеру налогоплательщика - организации введен код причины постановки на учет (КПП) налогоплательщика.

Код причины постановки на учет представляет собой девятизначный  цифровой код. КПП состоит из следующей  последовательности цифр слева направо:

- код налоговой инспекции,  которая осуществила постановку  на учет организации по месту  ее нахождения, месту нахождения  ее филиала и (или) представительства,  расположенного на территории  Российской Федерации, или по  месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств;

- код причины постановки  на учет;

- порядковый номер  постановки на учет по соответствующей  причине. МНС России разработан  перечень кодов причины постановки  на учет. Для российских организаций установлен диапазон кодов от 1 до 50.

Налоговый орган указывает  идентификационный номер налогоплательщика  во всех направляемых ему документах. Каждый налогоплательщик указывает  свой ИНН в подаваемых в налоговый  орган декларациях, отчетах, заявлениях или иных документах, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Для налогоплательщика - организации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) должен применяться во всех документах, используемых в налоговых отношениях, вместе с кодом причины постановки на учет.

При проведении налогового учета налоговые органы руководствуются  следующими принципами.

1. Принцип единства  налогового учета на всей территории  Российской Федерации предполагает  единообразное осуществление налогового  учета на всей территории Российской Федерации, существование единого реестра налогоплательщиков на территории Российской Федерации и присвоение налогоплательщику единого по всем видам налогов и на всей территории Российской Федерации идентификационного номера налогоплательщика (ИНН).

2. Принцип множественности  налогового учета, т.е. постановка  на налоговый учет налогоплательщика  в разных налоговых органах  по разным основаниям.

3. Принцип территориальности  налогового учета предполагает, что в большинстве случаев взаимоотношения налогоплательщика возникают именно с тем налоговым органом, в котором он состоит на налоговом учете (предоставление налоговой отчетности, документов, обращения налогоплательщика о разъяснении налогового законодательства, проведение налоговых проверок и т.д.). 4. Заявительный принцип налогового учета, т.е. в подавляющем большинстве случаев налоговый учет осуществляется на основе заявлений обязанных лиц.

5. Принцип соблюдения  налоговой тайны в отношении  сведений, получаемых налоговыми  органами при постановке на налоговый учет (за исключением сведений об ИНН), т.е. установление специального режима доступа к сведениям о налогоплательщике, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных органов.

6. Принцип всеобщности  налогового учета предполагает обязательность налогового учета каждого налогоплательщика. Наличие у налогоплательщика налоговых льгот не освобождает его от постановки на налоговый учет. Отсутствие постановки налогоплательщика на налоговый учет в установленном порядке влечет применение мер ответственности.

  Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д.Г. Черника – 4-ое изд. – М.: Финансы и статистика, 2008. С. 53.

Налоги: Учебное  пособие / Под ред. Д.Г. Черника – 4-ое изд. – М.: Финансы и статистика, 2008. С. 60. Там же. С. 64.

Налоги: Учебное  пособие / Под ред. Д.Г. Черника – 4-ое изд. – М.: Финансы и статистика, 2008. С. 60. Там же. С. 64.

 

 

 

 

 

    1. Противоречия налогового и бухгалтерского учета

 

Как известно, налоговое законодательство часто меняется как в средней, так и краткосрочной перспективе. Годовые бюджеты в государственном секторе и принятие финансового законодательства отражают государственную политику и конкретные потребности страны на данный период времени. С другой стороны, принципы учета следует применять "последовательно" из года в год. Поэтому сложно обеспечить полное соответствие принципов налогового и бухгалтерского учета. В связи с этим предприятие, как правило ежегодно, представляет налоговую декларацию. За исключением небольших предприятий, источником данных для налоговой декларации является организованная система учета и обработки операций, т.е. система бухгалтерского учета и отчетности.

Таким образом, возможны различные  подходы:

- полное разделение правил налогового и бухгалтерского учета;

- частичное разделение правил налогового и бухгалтерского учета;

- отсутствие разграничения между правилами налогового и бухгалтерского учета.

США является примером "полного  разделения". Операции учитываются  в соответствии с принципами бухгалтерского учета, а налоговые органы выпускают свои собственные правила и положения, регламентирующие порядок определения результатов для целей налогообложения и подлежащих выплате налогов. К одним и тем же операциям применяется две различные концепции. Так как первоначальный учет операций базируется на принципах бухгалтерского учета, при подготовке налоговой декларации осуществляются различные корректировки (в форме отчетности, а не в бухгалтерском учете). При этом осуществляется сверка различий между двумя системами, которые отражаются в рабочей документации в целях подготовки ежегодной налоговой декларации. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д.Г. Черника – 4-ое изд. – М.: Финансы и статистика, 2008. С. 101.

В случае частичного разделения правил налогового и бухгалтерского учета, имеется единая основа концепций налогового и бухгалтерского учета отдельных операций. Результаты учета, полученные в ходе использования системы бухгалтерского учета, не являются "инородными" для налоговых органов.

Другие операции, учет которых отличается для целей налогообложения, корректируются в ежегодной налоговой декларации. Такая гибридная система имеет определенные преимущества, в частности, она предоставляет единую информационную базу для налоговых органов и целей бухгалтерского учета; в ежегодной налоговой декларации содержатся как данные бухгалтерского учета, так и отчет о сверке различий, связанных с применением разных методов. В результате не нужно дублировать учетные записи системы программного обеспечения или информационные системы. Бухгалтерский  и  налоговый   учет:   проблемы   взаимодействия – «Бухгалтерский учет», №13, 2007. С. 71.

В таком подходе как – отсутствие разграничения между правилами налогового и бухгалтерского учета – налоговые нормы чаще всего преобладают над принципами бухгалтерского учета. Учет некоторых расходов и резервов осуществляется только в том случае, если они подлежат вычету для целей налогообложения; это приводит к искажению прибыли компании, при этом они вызваны исключительно нормами налогообложения.

За исключением последнего подхода, основные варианты отличаются только по "форме" предоставления информации. Содержание остается одним и тем же, так как обе системы предоставляют информацию, отражающую принципы как налогового, так и бухгалтерского учета.

Специалисты в области международного учета часто указывают на различия в классификации расходов в отчете о прибылях и убытках. В некоторых случаях статьи расходов классифицируются по "характеру" или виду расходов (расходы на оплату труда отражаются как "затраты на персонал"), в других случаях расходы классифицируются по их "предназначению" или функциональной роли (расходы на оплату труда разбиваются по соответствующим видам деятельности - производство, реализация и управление - а анализируемые размеры затрат включаются в "себестоимость реализации", "реализация и маркетинг", "общие административные расходы" и т.п.).

Классификация расходов по их функциональной роли, главным образом, осуществляется в англосаксонских странах и  отражает их стремление представлять информацию для целей управленческого учета, а не придерживаться традиционного формата финансовой отчетности.

Проблема классификации практически  не стоит на повестке дня в связи  с интенсивным развитием компьютерных систем за последние годы. Современные  программные продукты (как объемные, так и небольшие программы) позволяют сегодня классифицировать данные бухгалтерского учета сразу по нескольким критериям. Операции учитываются в единой базе данных, а программные продукты могут классифицировать и представлять операции практически в любом формате - по виду расходов, деятельности и т.п. Эти программные продукты обеспечивают возможность одновременной работы нескольких пользователей, то есть различные пользователи бухгалтерской информации получают доступ к единой базе данных и могут "форматировать" информацию в соответствии с их конкретными запросами (руководители высшего звена, начальники отделов, кадровая служба, налоговые органы, ведомства по государственной статистике и т.д.)

 

1.3. Варианты возможных решений по преодолению выявленных противоречий

 

Рассмотрим подробнее каждый вид  противоречий и возможные способы  его разрешения.

1. Противоречия между нормами Федерального закона от 21 ноября 1996 г.129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и нормами приказов Минфина России 
(подзаконных актов)

Теоретически данный вид противоречий с точки зрения разрешения не представляет трудностей. Как отмечалось выше, закон имеет приоритет над любым подзаконным актом, в том числе и перед актами Минфина России ( правило 1). Тем не менее, данный вид противоречий имеет место в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Пример. Приказом Минфина России от 24 марта 2000 г. N 31н "О внесении изменений  в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету" п. 48 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от 29 июля 1998 г. N 34н дополнен абзацем следующего содержания: "не подлежат амортизации объекты основных средств некоммерческих организаций".

Информация о работе Сущность налогового учета. Противоречия между налоговым и бухгалтерским учетом