Тенденции развития финансовой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

В предоставленной работе освещены общие аспекты функционирования финансовой системы в РФ. В макроэкономике финансовая система занимает одно из первых мест, так как в значительной мере экономическая жизнь страны зависит от ее состояния. Поэтому нужно осознавать и понимать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.
Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития.

Содержание работы

Введение
1. Экономические основы построения финансовой системы государства
1.1 Понятие и сущность финансов и финансовой системы
1.2 Структура финансовой системы Российской федерации
2. Анализ тенденции развития финансовой системы РФ
2.1 Характеристика развития финансовой системы РФ в 2007-2011гг
2.2 Условия и критерии устойчивого развития финансовой системы РФ
3. Развитие финансовой системы РФ в направлении обеспечения ее устойчивости
3.1 Факторы обеспечения устойчивого развития финансовой системы России
3.2 Основные направления обеспечения устойчивости финансовой системы РФ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая финансы.docx

— 71.63 Кб (Скачать файл)

Наряду с  государственными внебюджетными фондами  социального назначения создаются  фонды экономического назначения, за счет которых обеспечиваются потребности  государства в решении экономических  задач. Организационно внебюджетные фонды  отделены от бюджетов, имеют определенную самостоятельность.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства. Государственный кредит - это также внешние займы государства, когда государство берет кредит у зарубежных государств для покрытия дефицита бюджета.6

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует проведению мероприятий по их предупреждению.

Финансы предприятий являются одним из важных звеньев финансовой системы Российской Федерации. Они функционируют в производственной и непроизводственной сферах экономики.

Предприятия производственной сферы в условиях рыночной экономики осуществляют свою деятельность на основе полного хозяйственного (коммерческого) расчета. Хозяйственный (коммерческий) расчет производственных предприятий основан на трех принципах: финансовой самостоятельности, рентабельности, самофинансирования за счет полученной прибыли.

Финансы предприятий  являются не просто одним из составных  звеньев финансовой системы, а практически  являются одним из основных звеньев  финансовой системы Российской Федерации, занимая в ней определяющее положение. В этом звене финансовой системы  формируются финансовые потоки, создаются  валовой внутренний продукт и  национальный доход, который в дальнейшем подлежит перераспределению через  налоговую и бюджетную системы, производственные и социальные сферы. Особенности финансов отдельных  предприятий зависят от формы  собственности и организационно-правовой формы.7

Однако не все предприятия (организации) строят свою работу на принципах коммерческого  расчета. Гражданский кодекс РФ разграничивает юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. Во внимание принимается основная цель. В качестве критерия такого разграничения служит также порядок использования  полученной прибыли.

Основой организации финансов предприятий всех форм собственности является наличие финансовых ресурсов в размерах, необходимых для хозяйственной и коммерческой деятельности. Финансы предприятий составляют основу микроэкономики. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее положение финансовой системы. Они позволяют управлять стоимостной оценкой материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивать их сбалансированность. Прибыль предприятий играет решающую роль в формировании доходов бюджетов всех уровней.

Кредитно-банковская система - это совокупность банков и иных кредитных организаций, осуществляющих кредитные отношения.

Объективная необходимость существования кредитных  отношений в государстве обусловлена  кругооборотом товарных ресурсов и  денежных средств в процессе общественного воспроизводства. У их владельцев в ходе кругооборота образуются временно свободные денежные средства. В то же время у других предприятий возникает потребность в привлечении денежных средств. Это и создает реальную основу для возникновения кредитных отношений.

Аккумулируют  временно свободные денежные средства хозяйственных организаций, главным  образом, банки и иные кредитные  организации. Возможность пользоваться кредитом (ссудой) позволяет предприятиям ускорять реализацию намеченных мероприятий (проектов), не дожидаясь накопления собственных денежных фондов.8

Мобилизацию денежных средств и их трансформацию  в ссудный капитал обеспечивает банковская система - одно из важнейших  подразделений финансовой системы  государства. 2 декабря 1990г. был принят закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР», где была определена новая структура банковской системы страны, состоящая из двух уровней:

  • первый уровень - Центральный банк Российской Федерации (Банк России);
  • второй уровень - коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые учреждения.

Таким образом, в сфере финансов предприятий  выделяют следующие звенья финансовой системы:

  • финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;
  • финансы предприятий, осуществляющих некоммерческую деятельность;
  • финансы государственных и муниципальных предприятий;
  • финансы общественных организаций (объединений).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ тенденций устойчивому  развитию финансовой системы

 

2.1 Характеристика развития финансовой системы РФ в    2007-2011 гг.

 

Развитие  финансовой системы Российской Федерации  на современном этапе связанно с  использованием зарубежного опыта. Так, стали создаваться разнообразные  внебюджетные и бюджетные целевые  фонды, подобные тем, которые существуют в других странах. Упразднена государственная  монополия на имущественное и  личное страхование, банковский кредит. Финансовая система приобретает  черты, присущие рыночным отношениям в  экономике, сформированы финансовые институты  на уровне местного самоуправления, органы которого согласно Конституции РФ не входят в систему органов государственной  власти

Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует  специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие  виды денежных фондов (доходов) в целях  удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей.

Вместе с  тем для финансовой системы России характерны специфические черты, которые  отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся  в стране.

Тема кризиса, вот уже как четвертый год, остается животрепещущей для всех, кто хоть как-то связан с экономическими процессами. Изменения, связанны с кризисными явлениями, затронули абсолютно  все сферы экономики. Но в данной работе я хотел бы рассмотреть  влияние мирового финансового кризиса  на устойчивость национальной финансовой системы.

Мировой финансовый кризис в России начал разрушать (а новая волна разрушит окончательно) финансовую систему РФ. Однако, последствия для России будут менее критическими, чем для Европы. Объяснить это можно несформированностью этой самой финансовой системы. Да, конечно, за счет процессов интеграции и глобализации Россия втянута в мировое хозяйство, но в ее экономике (а в том числе в финансовой системе) еще сильны пережитки советского прошлого, а это, так получилось, на руку России в условиях кризиса. Примером может послужить и неразвитость ипотечного кредитования, да и кредитования вообще, финансовая неграмотность населения и прочее. В то время, как во всех развитых странах наблюдался процесс банковских кризисов на основе невыплаты кредитов, в России и в помине такого не было. Таким образом, на мой взгляд, Россия сможет выкарабкаться из кризиса, но, естественно, с колоссальными потерями. Во-первых, к этим потерям можно отнести девальвацию рубля. Весной 2008 года валютная корзина стоила около 30 рублей, а в феврале 2012 стоит почти 35 рублей. Во-вторых, это отток иностранных капиталов из России (сейчас он измеряется уже десятками миллиардов долларов), который мешает финансировать "дырки" в государственном бюджете. В-третьих, мировое падение цен на энергоресурсы (нефть в 2008 стоила порядка 130$, а в 2009 упала до 45$), прибыль от продаж которых составляла довольно весомую часть государственного бюджета. Исходя из всего этого, можно говорить о том, что отечественная финансовая система получила довольно сильный удар от кризиса, но все же, на мой взгляд, она имеет много других возможностей, преодолеть кризис 2008 года и скопить силы и средства для преодоления потенциально возможной "новой волны". Именно об этих возможностях хотелось бы и поговорить далее.

Стоит заранее  отметить, что докризисное положение  России базировалось на поступлениях от продажи углеводородов, а не на каких-то значительных реформах в финансовой сфере и уж тем более не на перестройке  финансовой системы в целом. Это  отмечают многие эксперты, в том  числе и довольно авторитетные американские специалисты. Выражаясь их терминологией (с которой я, отчасти, смею согласиться), Россия на данном этапе развития находится в "финансовой неразберихе", а следовательно и реагирует она на все экономические процессы не так, как другие развитые страны. В данной ситуации Министерство финансов при составлении бюджета ориентируется лишь на уровень цен на нефть (и это немудрено: поступления от продажи нефти и газа составляют около 50% доходов бюджета). Стоит ли говорить, что дефицит бюджета около 3 триллионов рублей в 2009 и в 2010 годах лишний раз доказал "нефтегазоориентированность" нашей финансовой системы.

Следующий, наиболее важный фактор видимой стабильности финансовой системы России - это  ее внутренняя политическая система. Если вынести за скобки все то, что  происходит в нашей стране последние  месяца три, то все равно говорить о демократии не приходится. Здесь  я имею в виду не столько демократию в традиционном смысле этого слова, а сколько демократию в непосредственно  экономическом ее приложении. То есть та мощь, которой располагает нынешний президент и правительство, позволяют  приводить все их решения в  действия молниеносно, и не тратить  лишнее время на обсуждения законопроектов в Госдуме. Это касается и решений, касающихся непосредственно финансовой системы, так и прочих предложений  по общей модернизации экономики  страны (например, банковского сектора, уровня занятости, денежно-кредитной  политики и т.д.).

Еще одним  довольно важным фактором, обеспечивающим целостность и относительную  стабильность финансовой системе - это  население нашей страны. В кризисный  период, на мой взгляд, возможна некоторая "кризисная спираль недовольства". Объясню, что именно я назвал таким  термином. При признании кризисной  ситуации в стране, население начинает проявлять повышенное беспокойство, более рационально относиться к  своим тратам и сбережениям, а  в некоторых случаях даже проявлять  возмущение путем митингов, забастовок, демонстраций и т.п. Это, в свою очередь, приводит к снижению уровня производства, доходов, налогов, а следовательно и к снижению поступлений в бюджет, что в свою очередь еще больше усиливает рецессию, которая опять же отрицательно влияет на население. Стоит сказать, что для Европы или США - это самое обычное явление, которое правительства подавляет за счет грамотной политики и даже различных PR-ходов. В России, не смотря на заметный рост безработицы, ухудшение уровня жизни населения и прочих негативных факторов, нельзя было наблюдать описанных мной выше явлений. Конечно, корни этого следует искать в менталитете русских, но факт остается фактом - финансовая система не только не пострадала, но даже в известном смысле поддерживалась социальным спокойствием в обществе.

Теперь мне  хотелось бы уделить немного внимания государственной бюджетной системе  Российской Федерации и понять, какие  конкретные причины привели к  тому колоссальному дефициту 2009-2010 годов. В докризисный период, по словам экс-министра финансов А.Л. Кудрина, в  РФ наблюдались очень хорошие  макроэкономические показатели, профицит бюджета, рост золотовалютных резервов, средств в бюджетных фондах и пр. Однако, уже в 2007 году было замечено увеличение статей расхода бюджета, непропорциональное увеличению ВВП, а увеличение внешних заимствований перегрело отечественную экономику до предела. Уже упомянутые изменения цен на энергоресурсы лишь усугубили эту ситуацию. Стоит отметить, что в период с 2008 по 2010 годы расходы государства росли по всем направлениям, кроме (что довольно симптоматично) расходов на охрану окружающей среды, образование и культуру. Единственным положительным явлением можно назвать лишь сокращение межбюджетных трансфертов. А теперь я предлагаю обратиться к доходам бюджета за все тот же временной отрезок: кроме роста некоторых налогов, говорить об увеличении доходов не приходится. Таким образом, состояние бюджета, как составляющей финансовой системы, можно назвать довольно плачевным и порекомендовать сокращать статьи расходов (а не искусственно увеличивать доходы, как это делалось в 2010).

И, наконец, стоит сказать о государственном  и банковском кредите, как о части финансовой системы страны. Как уже отмечалось ране, одним из сопутствующих кризису явлений было увеличение внешних заимствований, которые в том числе необходимы и банковскому сектору. ЦБ РФ под давлением Правительства посильно помогал коммерческим банкам, но все же желаемого результата это не принесло. Из этой ситуации следовала другая, при которой банки не только не получали заимствования от других банков, но и от своих заемщиков, что приводило к еще большему сжатию кредитования, а следовательно к довольно сильной парализации всех экономических процессов в стране. Это все в свою очередь тянет третье явление - рискованность кредитования, а значит и повышение его стоимости, то есть процента, что еще больше ухудшает положение в банковском секторе и в сфере потенциальных заемщиков. Таким образом, вывод напрашивается сам собой - мировой финансовый кризис заметно сократил активность кредитования и тем самым пошатнул финансовую систему Российской Федерации еще больше.

 

2.2 Условия и критерии устойчивого  развития финансовой системы  РФ

 

Ключевой  проблемой современного мира является его финансовая безопасность, в обеспечении  которой играют особую роль устойчивое развитие экономики и ее важнейшего звена - финансовой системы.

Банкротства сотен финансовых институтов не только в развивающихся, но и в развитых странах оказывают дестабилизирующее  воздействие на стабильность национальных экономик, могут приводить к финансовым и экономическим кризисам. Для  России, интегрирующейся в международное сообщество, формирование устойчивой финансовой системы становится приоритетной задачей.

В этой связи  к числу чрезвычайно актуальных проблем теории и практики следует  отнести формирование устойчивой модели финансовой системы, а поиск критериев, индикаторов, инструментов, позволяющих выявить скрытые дестабилизирующие процессы, наметить пути преодоления кризисных явлений, укрепления устойчивости финансовой системы, становится важнейшей народнохозяйственной задачей.

Указанная проблема и необходимость решения отмеченных задач являются чрезвычайно сложными и требуют проведения серьезных  фундаментальных исследований. Сложность  определяется тем, что финансовая система - это комплексное понятие, включающее совокупность таких важнейших подсистем  по отношению к финансовой, как кредитно-банковская, платежная, валютная, бюджетно-налоговая и т.д.

Эти подсистемы, будучи взаимосвязаны и находясь во взаимодействии, оказывают влияние, как друг на друга, так и в целом  на финансовую систему. Так, неустойчивость банковской системы может привести к кризису неплатежей, и, соответственно, к нарушению устойчивости бюджетной  системы. Несовершенство налогообложения  банковской деятельности - соответственно к потере финансовой устойчивости банковского  сектора и т.д. К тому же приводит дестабилизация валютной системы. Структура  и значимость отмеченных подсистем  для устойчивости всей финансовой системы  различна. Так, например, в условиях банковской ориентированной модели российской экономики особое значение имеет устойчивость именно банковской системы.

Информация о работе Тенденции развития финансовой системы РФ