Тенденции реформирования пенсионной системы и деятельности Пенсионного фонда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 00:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать тенденции реформирования пенсионной системы и деятельности Пенсионного фонда РФ.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить сущность и виды пенсионных систем
2. Рассмотреть понятие пенсионного обеспечения
3. Проанализировать участников пенсионной системы России
4. Исследовать этапы развития системы пенсионного обеспечения

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основы пенсионной системы………………………………………….……5
1.1 Сущность и виды пенсионных систем……………………………..…5
1.2 Понятие пенсионного обеспечения…………………………………...6
1.3 Участники пенсионной системы России………………………….…..9
2. Реформирование пенсионной системы в РФ……………...……………..17
2.1 Этапы развития системы пенсионного обеспечения……………….17
2.2 Общая характеристика пенсионной системы РФ…………………...22
2.3 Причины и цели российской пенсионной реформы………………..25
3. Перспективы развития частных пенсионных систем в России……....27
Заключение………………………………………………………………….……35
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

Пенсионный фонд РФ.docx

— 160.94 Кб (Скачать файл)

4. Страховщик: Пенсионный Фонд Российской Федерации (далее ПФ РФ) - государственный орган, осуществляющий государственное пенсионное страхование населения в Российской Федерации; это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ. Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

При этом Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной  собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Кроме того, следует отметить, что  Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), а также Положением о Правлении Пенсионного фонда  Российской Федерации, утвержденным постановлением Правления ПФР от 15.09.2003 № 130п, установлено, что руководство Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется Правлением ПФ РФ, которое возглавляет  Председатель Правления.

К функциям Пенсионного фонда РФ относятся:

• Аккумуляция страховых взносов.

• Финансирование расходов, предусмотренных  законом о Фонде.

• Организация работы по взысканию  с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных  пенсий по инвалидности вследствие трудового  увечья, профессионального заболевания  или по случаю потери кормильца.

• Капитализация средств Фонда, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических  лиц.

• Контроль за своевременным и  полным поступлением страховых взносов, правильным и рациональным расходованием  средств Фонда.

• Организация и ведение индивидуального - персонифицированного - учета застрахованных лиц. На каждое застрахованное лицо, ПФР  открывает лицевой счет с постоянным номером. Лицевой счет состоит из общей, специальной и профессиональной частей. Общая часть лицевого счета  содержит: страховой номер, ФИО, пол, дату и место рождения, адрес постоянного  места жительства, сведенья паспорта или удостоверения личности, гражданство, дату регистрации в качестве застрахованного  лица, периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой  стаж назначения трудовой пенсии, а  также в страховой стаж, связанный  с особыми условиями труда  и работой в районах Крайнего Се-вера и приравниваемых к ним  местностях, иные периоды, засчитываемые  в страховой стаж в соответствии со ст.11 ФЗ «О трудовых пенсиях», размер заработной платы (дохода), сумму начисленных, уплаченных и поступивших страховых  взносов, сведения о расчетном пенсионном капитале, включая сведения о его  индексации, сведения об установлении трудовой пенсии и индексации ее размера, включая страховую часть трудовой пенсии, сведения о закрытии лицевого счета застрахованного лица. Специальная  часть лицевого счета содержит: сумму  страховых взносов, поступивших  на накопительную часть трудовой пенсии, сведения о выборе застрахованным лицом инвестиционного портфеля (УК), сведения о суммах средств пенсионных накоплений, ежегодно передаваемых управляющим  компаниям для инвестирования, сведения, отражающие результаты временного размещения средств пенсионных накоплений в  период до отражения их в лицевом  счете, сведения о доходе от инвестирования средств пенсионных накоплений, сведения о необходимых расходах, связанных  с инвестированием средств пенсионных накоплений, сведения о передаче от одной УК другой средств пенсионных накоплений, сведения о передаче средств  пенсионных накоплений в НПФ, сведения о передаче НПФом в ПФР средств пенсионных накоплений, суммы выплат, произведенных за счет средств пенсионных накоплений. Профессиональная часть лицевого счета содержит: сумму страховых взносов, дополнительно начисленных, уплаченных и поступивших за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы, сумму инвестиционного дохода, продолжительность профессионального страхового стажа, сумму произведенных выплат. Лицевой счет ведется ПФР в течение жизни застрахованного лица.

• Участие в разработке и реализации межгосударственных и международных  договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

• Проведение научно-исследовательской  работы в области государственного пенсионного страхования.

Расходы бюджета Пенсионного фонда  обеспечивают:

• выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;

• оказание органам социальной защиты населения материальной помощи престарелым  и нетрудоспособным гражданам;

• финансовое и материально-техническое  обеспечение текущей деятельности Фонда и его органов;

• финансирование других статей в  соответствии с законом.

Законодательно отдельно утверждаются две структуры фонда: первая - структура  расходов бюджета Пенсионного фонда, вторая - структура расходов бюджета  ПФ РФ на финансовое и материально-техническое  обеспечение территориальных органов, связанных с деятельностью Фонда  и его территориальных органов.

Ежегодно утверждается бюджет пенсионного  фонда Государственной думой  РФ.

Негосударственный Пенсионный Фонд (далее НПФ) - юридическое лицо, созданное в форме некоммерческой организации, основными видами деятельности которого являются деятельность в качестве страховщика по ОПС, деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию.

Страховые компании в развитых странах  являются страховщиками. В России пока страховые компании мало участвуют  в пенсионной системе страны.

5. Управляющая компания (далее УК) - юридическое лицо, имеющее лицензию на право осуществления деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (АО, ООО). Выделяют государственную и частные управляющие компании. Государственной управляющей компанией (далее ГУК) является Внешэкономбанк.

6. Специализированный депозитарий – юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществления депозитарной деятельности и деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (АО, ООО). Объединенная депозитарная компания обслуживает все финансовые операции нового пенсионного рынка с 2004 года. Контрольный пакет принадлежит Государственной управляющей компании Внешэкономбанку.

7. Вкладчик – физическое или юридическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора при негосударственном пенсионном обеспечении и уплачивающее пенсионные взносы в НПФ.

8. Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений (ОСИСПН)

ОСИСПН создан 23 июля 2003 года для  обеспечения общественного контроля за формированием и инвестированием  средств пенсионных накоплений. Основными  функциями Совета являются: анализ российского законодательства и  разработка рекомендаций по его усовершенствованию, контроль за эффективностью работы УК и всего, что связано с инвестированием  пенсионных накоплений. Совет формируется  сроком на три года в составе председателя Совета, его заместителей и членов Совета. Численность Совета составляет от 12 до 30 членов. Члены Совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной  основе. В состав Совета входит равное количество, но не менее шести и  не более десяти представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, а также представители иных общественных объединений и организаций, в  том числе объединений и организаций  профессиональных участников рынка  ценных бумаг. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в квартал. Решения  Совета принимаются большинством голосов  членов Совета, как присутствующих на заседании, так и отсутствующих, выразивших свое мнение в письменной форме.

9. Министерство Финансов РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

10. Брокеры, кредитные организации, а также другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.

На рисунке 1 выделены основные участники пенсионного обеспечения РФ. 

 

Рисунок 1 – Участники пенсионного обеспечения РФ

В данной схеме участники расположены  по уровням государственной иерархии. Первый уровень представлен Президентом  РФ и Государственной Думой РФ, которые принимают различные  законы, указы, акты в области пенсионного  обеспечения населения РФ. Второй уровень представлен Правительством РФ в ведении, которого находятся  участники третьего уровня:

- Центральный Банк РФ, участвующий  в разработке бюджета ПФР, являющейся  агентом ПФР на организованном  рынке ценных бумаг и т.д.;

- Министерство Финансов РФ;

- Министерство информационных  технологий и связи, которое  участвует в выплате пенсии  пенсионерам через почтовые отделения,  находящееся в его ведении;

- Министерство здравоохранения  в ведении, которого находиться  ПФР.

Четвертый уровень представлен  федеральной налоговой службой, федеральным казначейством, и федеральной  службой по финансовым рынкам. Так  как ФНС и федеральное казначейство находятся в ведении Правительства  РФ, а ФСФР – нет, поэтому в  данной схеме ФСФР расположено отдельно от органов, подчиняющихся Правительству  РФ. ФСФР контролирует и участвует  в конкурсе по отбору УК, контролирует деятельность НПФ и Специализированных депозитариев и т.д.

Пятый уровень состоит из территориальных  отделений представленных выше участников пенсионного обеспечения.

И последний шестой уровень представлен  пенсионерами и налогоплательщиками.

Отдельно в схеме представлен  Внешэкономбанк, являющейся ГУК, так  как его правовой статус не определен.

Все участники взаимосвязаны и  взаимодействуют друг с другом.6

Таким образом, система пенсионного  обеспечения является доминирующей формой содержания нетрудоспособных. Ни один другой вид социального обеспечения  не отличается такими масштабами, как  пенсии. Пенсия прочно вошла в наш  быт как форма, вид или способ материального обеспечения в  случае нетрудоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Реформирование пенсионной системы  в РФ

2.1 Этапы развития системы пенсионного  обеспечения

Историю развития системы пенсионного  обеспечения в нашей стране можно  разделить на несколько этапов. Еще  в восьмидесятые годы XIX столетия Общество для содействия русской  промышленности и торговли поставило  вопрос об устройстве в России государственной  кассы страхования рабочих от несчастных случаев на производстве и государственной пенсионной кассы  для трудящихся. Пенсионные кассы  страхового типа появились в России в 1888 г. на железных дорогах. Далее они  стали образовываться в разных ведомствах. Существовали эмеритальные, пенсионные и страховые кассы. Фактически все  государственные служащие состояли членами этих касс. Все крупные  промышленные предприятия имели  свои отдельные кассы или создавали  объединенные. Расчеты страховых  тарифов и актуарные расчеты  пенсионных схем базировались на четкой земской и отраслевой статистике, рассчитывались не только таблицы смертности, но и таблицы инвалидности. К уставам  касс прилагались таблицы размеров выплат, которые рассчитывались по правилам теории страхования жизни  с учетом условий назначения пенсий, статистики смертности, инвалидности и норм роста капитала.7

Эмеритальные кассы обеспечивали выплаты пособий и пенсий своим  участникам, как правило, четырех  видов:

  • пенсия по выслуге лет;
  • пенсии по инвалидности;
  • вдовьи и сиротские пенсии;
  • пособия по увольнению и/или сокращению штатов до выслуги и установленного числа лет.

Характерен следующий факт: в 1908 г. в Эмеритальной кассе инженеров  путей сообщения были сделаны  актуарные расчеты вплоть до 2062 г. Как видим, в дореволюционной  России пенсионным делом и страхованием жизни занимались очень серьезно и планировали надолго.

Второй этап развития пенсионной системы  начался после Октябрьской социалистической революции. Одним из первых Декретов Советской России был Декрет от 10 ноября 1917 г. «Об увеличении пенсий рабочим, пострадавшим от несчастных случаев». В нем Совет Народных Комиссаров постановил: «страховому товариществу предоставляется производить позаимствования из пенсионного фонда на увеличение пенсий пострадавшим от несчастных случаев, на 100%».Первоначально политика в этом вопросе обуславливалась стремлением осуществить свои социально-экономические преобразования на базе прежних экономических отношений. В сообщении от 30 октября 1917 года «О социальном страховании», отмечалось, что рабоче-крестьянское правительство приступает к изданию декретов о полном социальном страховании на основе следующих рабочих страховых лозунгов:

  • распространение страхования на всех без исключения наемных рабочих, а также городскую и сельскую бедноту;
  • распространение страхования на все виды потери трудоспособности, а именно на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства и сиротства, а также и безработицы;
  • возложение всех расходов по страхованию целиком на предпринимателей;
  • возмещение полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы;
  • полное самоуправление застрахованных во всех страховых организациях.

Однако уже через год вышло  «Положение о социальном обеспечении  трудящихся», утвержденное Советом  народных комиссаров 31 октября 1918. В  нем был намечен переход от принципов социального страхования  к социальному обеспечению всех членов трудовой коммуны, хотя среди  источников средств на социальное обеспечение  были названы работодатели, частных  предприятий, национализированных  и государственных предприятий  и учреждений, артелей, ремесленников, сельских хозяев и пр. Такой переход  объяснялся экономическими условиями  «военного коммунизма». Создание единой государственной системы социального  обеспечения привело к ликвидации страховых товариществ.

Информация о работе Тенденции реформирования пенсионной системы и деятельности Пенсионного фонда РФ