Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 00:19, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать тенденции реформирования пенсионной системы и деятельности Пенсионного фонда РФ.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить сущность и виды пенсионных систем
2. Рассмотреть понятие пенсионного обеспечения
3. Проанализировать участников пенсионной системы России
4. Исследовать этапы развития системы пенсионного обеспечения
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основы пенсионной системы………………………………………….……5
1.1 Сущность и виды пенсионных систем……………………………..…5
1.2 Понятие пенсионного обеспечения…………………………………...6
1.3 Участники пенсионной системы России………………………….…..9
2. Реформирование пенсионной системы в РФ……………...……………..17
2.1 Этапы развития системы пенсионного обеспечения……………….17
2.2 Общая характеристика пенсионной системы РФ…………………...22
2.3 Причины и цели российской пенсионной реформы………………..25
3. Перспективы развития частных пенсионных систем в России……....27
Заключение………………………………………………………………….……35
Список использованной литературы……………
4. Страховщик: Пенсионный Фонд Российской Федерации (далее ПФ РФ) - государственный орган, осуществляющий государственное пенсионное страхование населения в Российской Федерации; это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ. Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
При этом Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
Кроме того, следует отметить, что Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), а также Положением о Правлении Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденным постановлением Правления ПФР от 15.09.2003 № 130п, установлено, что руководство Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется Правлением ПФ РФ, которое возглавляет Председатель Правления.
К функциям Пенсионного фонда РФ относятся:
• Аккумуляция страховых взносов.
• Финансирование расходов, предусмотренных законом о Фонде.
• Организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца.
• Капитализация средств Фонда, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц.
• Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов, правильным и рациональным расходованием средств Фонда.
• Организация и ведение
• Участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.
• Проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.
Расходы бюджета Пенсионного фонда обеспечивают:
• выплату государственных
• оказание органам социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
• финансовое и материально-техническое
обеспечение текущей
• финансирование других статей в соответствии с законом.
Законодательно отдельно утверждаются
две структуры фонда: первая - структура
расходов бюджета Пенсионного фонда,
вторая - структура расходов бюджета
ПФ РФ на финансовое и материально-техническое
обеспечение территориальных
Ежегодно утверждается бюджет пенсионного фонда Государственной думой РФ.
Негосударственный Пенсионный Фонд (далее НПФ) - юридическое лицо, созданное в форме некоммерческой организации, основными видами деятельности которого являются деятельность в качестве страховщика по ОПС, деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию.
Страховые компании в развитых странах являются страховщиками. В России пока страховые компании мало участвуют в пенсионной системе страны.
5. Управляющая компания (далее УК) - юридическое лицо, имеющее лицензию на право осуществления деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (АО, ООО). Выделяют государственную и частные управляющие компании. Государственной управляющей компанией (далее ГУК) является Внешэкономбанк.
6. Специализированный депозитарий – юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществления депозитарной деятельности и деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (АО, ООО). Объединенная депозитарная компания обслуживает все финансовые операции нового пенсионного рынка с 2004 года. Контрольный пакет принадлежит Государственной управляющей компании Внешэкономбанку.
7. Вкладчик – физическое или юридическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора при негосударственном пенсионном обеспечении и уплачивающее пенсионные взносы в НПФ.
8. Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений (ОСИСПН)
ОСИСПН создан 23 июля 2003 года для
обеспечения общественного
9. Министерство Финансов РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.
10. Брокеры, кредитные организации, а также другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.
На рисунке 1 выделены основные участники пенсионного обеспечения РФ.
Рисунок 1 – Участники пенсионного обеспечения РФ
В данной схеме участники расположены
по уровням государственной
- Центральный Банк РФ, участвующий
в разработке бюджета ПФР,
- Министерство Финансов РФ;
- Министерство информационных
технологий и связи, которое
участвует в выплате пенсии
пенсионерам через почтовые
- Министерство здравоохранения
в ведении, которого
Четвертый уровень представлен
федеральной налоговой службой,
федеральным казначейством, и федеральной
службой по финансовым рынкам. Так
как ФНС и федеральное
Пятый уровень состоит из территориальных отделений представленных выше участников пенсионного обеспечения.
И последний шестой уровень представлен пенсионерами и налогоплательщиками.
Отдельно в схеме представлен Внешэкономбанк, являющейся ГУК, так как его правовой статус не определен.
Все участники взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.6
Таким образом, система пенсионного обеспечения является доминирующей формой содержания нетрудоспособных. Ни один другой вид социального обеспечения не отличается такими масштабами, как пенсии. Пенсия прочно вошла в наш быт как форма, вид или способ материального обеспечения в случае нетрудоспособности.
2.
Реформирование пенсионной
2.1
Этапы развития системы
Историю развития системы пенсионного обеспечения в нашей стране можно разделить на несколько этапов. Еще в восьмидесятые годы XIX столетия Общество для содействия русской промышленности и торговли поставило вопрос об устройстве в России государственной кассы страхования рабочих от несчастных случаев на производстве и государственной пенсионной кассы для трудящихся. Пенсионные кассы страхового типа появились в России в 1888 г. на железных дорогах. Далее они стали образовываться в разных ведомствах. Существовали эмеритальные, пенсионные и страховые кассы. Фактически все государственные служащие состояли членами этих касс. Все крупные промышленные предприятия имели свои отдельные кассы или создавали объединенные. Расчеты страховых тарифов и актуарные расчеты пенсионных схем базировались на четкой земской и отраслевой статистике, рассчитывались не только таблицы смертности, но и таблицы инвалидности. К уставам касс прилагались таблицы размеров выплат, которые рассчитывались по правилам теории страхования жизни с учетом условий назначения пенсий, статистики смертности, инвалидности и норм роста капитала.7
Эмеритальные кассы
Характерен следующий факт: в 1908 г. в Эмеритальной кассе инженеров путей сообщения были сделаны актуарные расчеты вплоть до 2062 г. Как видим, в дореволюционной России пенсионным делом и страхованием жизни занимались очень серьезно и планировали надолго.
Второй этап развития пенсионной системы
начался после Октябрьской
Однако уже через год вышло
«Положение о социальном обеспечении
трудящихся», утвержденное Советом
народных комиссаров 31 октября 1918. В
нем был намечен переход от
принципов социального
Информация о работе Тенденции реформирования пенсионной системы и деятельности Пенсионного фонда РФ