Тенденции реформирования пенсионной системы и деятельности Пенсионного фонда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 00:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать тенденции реформирования пенсионной системы и деятельности Пенсионного фонда РФ.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить сущность и виды пенсионных систем
2. Рассмотреть понятие пенсионного обеспечения
3. Проанализировать участников пенсионной системы России
4. Исследовать этапы развития системы пенсионного обеспечения

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основы пенсионной системы………………………………………….……5
1.1 Сущность и виды пенсионных систем……………………………..…5
1.2 Понятие пенсионного обеспечения…………………………………...6
1.3 Участники пенсионной системы России………………………….…..9
2. Реформирование пенсионной системы в РФ……………...……………..17
2.1 Этапы развития системы пенсионного обеспечения……………….17
2.2 Общая характеристика пенсионной системы РФ…………………...22
2.3 Причины и цели российской пенсионной реформы………………..25
3. Перспективы развития частных пенсионных систем в России……....27
Заключение………………………………………………………………….……35
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

Пенсионный фонд РФ.docx

— 160.94 Кб (Скачать файл)

 

 

3. Перспективы развития частных пенсионных систем в России

Пенсионное обеспечение не является исключительно государственной  монополией. В экономически развитых странах государство гарантирует  гражданину лишь определенный уровень  обеспеченности, поддерживающий достаточный  размер замещения утраченной заработной платы. При этом негосударственный  сектор выполняет две основные функции - обеспечивает повышение уровня жизни  лиц пенсионного возраста и аккумулирует средства пенсионных накоплений для  инвестирования их в экономику страны.

В отличие от обязательной общегосударственной  системы отчисления на негосударственное  пенсионное обеспечение (НПО) являются сугубо добровольными. Дополнительная частная пенсия (в России - негосударственная  пенсия) формируется исходя из личного  желания и финансовых возможностей граждан и реально влияет на их уровень жизни после завершения трудовой карьеры. Кроме того, негосударственные  пенсии облегчают учет отраслевых и  территориальных особенностей при  определении суммарного уровня материального  обеспечения пенсионеров. Государство  может и должно использовать этот потенциал для решения социальных и инвестиционных проблем.14

На первый план выдвигаются задачи создания системы гарантий, которые  бы позволили частным институтам стать более привлекательными для  граждан, стимулирования развития частных  пенсионных схем, в том числе корпоративных. Необходимо решить вопросы, связанные  с их налогообложением, соблюдением  прав бенефициаров при банкротстве  работодателя, сохранности накоплений при переходе физического лица в  другую пенсионную схему в случае смены места работы. Надо также  позаботиться о прозрачности пенсионных схем и обеспечении единства требований относительно инвестирования пенсионных резервов и контроля за их использованием.

Рассмотрим перспективы развития рынка услуг НПО, которые можно  разделить на структурные - включающие в себя разнообразные механизмы  формирования пенсионных продуктов, и  институциональные - затрагивающие  механизмы, позволяющие расширить  возможности формирования пенсионного  фонда с участием специализированных хозяйствующих субъектов разных организационно-правовых форм. Если структурные  изменения могут производиться  в рамках действующей системы, то при изменении институционального принципа, на наш взгляд, необходим  концептуальный пересмотр существующих программ и формирование соответствующей  законодательной базы.

Система НПО может охватывать негосударственные  пенсионные фонды, страховые компании, банки, пенсионные программы предприятий  без создания юридического лица и  т.д.

Рисунок 2 - Создание пенсионной программы предприятия с участием различных институтов

Сегодня основным законодательно признанным институтом негосударственного пенсионного  обеспечения в Российской Федерации  является НПФ. Но в целом система  негосударственного пенсионного обеспечения - это не только 298 НПФ, а также  примерно 90 управляющих компаний, 34 специализированных депозитария, 7 актуарных  организаций, 35 независимых актуариев  и 90 аудиторских фирм.

Другой крупный игрок рынка  НПО - страховые компании. Однако доля премий по договорам классического  страхования жизни составляет сейчас в России меньше 1% общего объема. В  западных странах ситуация совсем иная. Так, в странах ЕС доля страхования  жизни в общем объеме этого  рынка достигает 45-60%, а в Японии и Великобритании - 80%. Значит, у нас  этот сегмент имеет значительные резервы роста.

Важный институт рынка НПО - кредитные  организации. К сожалению, у наших  банков пенсионные продукты не распространены (можно вспомнить только вклад  ”Пенсионный” Сбербанка России). Правда, по мере роста числа кредитных  организаций с иностранным участием начинают появляться и новые пенсионные программы (к примеру, накопительные  планы Ситибанка ”Ваша уверенность” и ”Ваше будущее”).15

Учитывая, что деятельность по НПО  осуществляемая НПФ, страховыми компаниями, кредитными организациями относительно урегулирована, остановимся подробнее  на создании и функционировании пенсионной программы предприятия, которая  формируется в рамках частной  пенсионной системы предприятия  путем учреждения пенсионного фонда  без образования юридического лица.

В соответствии с международной  практикой пенсионная программа  предприятия может формироваться  путем учреждения частной пенсионной схемы без образования юридического лица на основании зарегистрированных правил.

По сути, она представляет собой  обособленный фонд, который формируется  предприятием для обеспечения своих  сотрудников после прекращения  трудовой деятельности. При этом, необходимо предусмотреть возможность присоединения  к учрежденной пенсионной программе  иных организаций, не имеющих возможность  самостоятельного учреждения соответствующих  программ.

При формировании пенсионной программы  предприятия надо исходить из того, что отношения по негосударственному пенсионному обеспечению - это область  социально-трудовых отношений. Для  комплексного формирования пенсионной программы целесообразно предварительно определить инфраструктуру пенсионной программы предприятия и согласовать  особый налоговый режим. Все положения  об условиях негосударственного пенсионного  обеспечения необходимо закрепить  в трудовых (коллективных) договорах, предварительно выбрав подходящий вариант  формирования фонда: либо работодателем, либо на паритетных началах - работодателем  и работником.

Рисунок 3 - Учреждение и формирование частной пенсионной схемы без образования юридического лица

Если будет создаваться отраслевая (межотраслевая, профессиональная) пенсионная программа, то все перечисленные  выше позиции целесообразно закреприть в соответствующих трудовых соглашениях. В Трудовом кодексе предусматривается необходимость включать в колдоговоры нормативные положения, если в законах или иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном их закреплении в этом документе. Следовательно, если в законодательстве будет содержаться требование о том, что коллективный договор должен включать обязательства по формированию пенсионного плана, то участники переговоров (работодатель и работники), заключая коллективный договор, будут обязаны предусмотреть в нем эту позицию.

Определение инфраструктуры пенсионных программ предприятия, видимо, менее  проблематично. В качестве примера  можно взять практику инвестиционных фондов. Исключением является то, что  учреждает фонд предприятие, которое  по договору доверительного управления передает сформированные активы управляющей  компании, а та, в свою очередь, возвращает средства учредителю пенсионной программы  в соответствии с планом выплат.

Рисунок 4 - Функционирование пенсионной программы предприятия сформированной путем учреждения частной пенсионной схемы без образования юридического лица

Пенсионная программа предприятия  представляет собой совокупность взаимоувязанных  мероприятий в целях формирования системы негосударственного пенсионного  обеспечения персонала предприятия. В ней содержится перечень категорий  работников, на которых она распространяется, расчет необходимых финансовых средств  и определение их источников, внутренние нормативные документы, устанавливающие  условия и порядок реализации данной программы.

Формирование пенсий требует большой  административной работы. И здесь  возникает две группы вопросов. Во-первых, способен ли частный сектор справиться с ней? Ведь при отсутствии такой  способности слишком велик риск, что большие административные расходы  резко снизят инвестиционные доходы пенсионеров. А это, в свою очередь, ставит под сомнение жизнеспособность частных фондов вообще. Во-вторых, даже в том случае, если способность  частного сектора является адекватной, представляется ли такое управление частными фондами наиболее полезным с точки зрения благосостояния пенсионеров?

В связи с этим на рынке НПО  рядом с несколькими крупными НПФ появились пенсионные администраторы или администраторы пенсионных счетов. С организационно-правовой точки  зрения данная форма привычна и понятна  хозяйствующим субъектам; ее эффективность  может оценить любой потенциальный  инвестор. Проблема же в том, что  ни пенсионные администраторы, ни администраторы пенсионных счетов в действующее  законодательство вообще не вписываются; их деятельность никем не регулируется и не контролируется, что порождает  дополнительные риски. Ведь исполнение обязательств в такой модели будет  в значительной мере зависеть от компетентности и качества выполнения администратором  своих функций.16

Главный вопрос при определении  особого налогового режима для пенсионных программ предприятий - как изменить систему налогообложения, чтобы  она стимулировала их развитие? Многие страны используют для этого систему  налоговых льгот по взносам. Те из них, которые подобных льгот не предоставляют, обычно освобождают от текущих налогов  накопленный инвестиционный доход. Если процентный доход не облагается налогом на стадии накопления, пенсионные выплаты несколько уменьшаются. Если же при уплате пенсионных взносов  люди пользовались налоговыми льготами, то уже вся сумма выплат подлежит налогообложению, так как ни взносы, ни процент не облагались налогом  на стадии накопления.

Так, в США право делать взносы до уплаты подоходного налога по пенсионным планам 401 (k) и 403 (b) было предоставлено  законом о налоговых сборах 1978 г. В Великобритании взносы работников и работодателей по корпоративным  схемам, одобренным налоговым законодательством, а также инвестиционный доход  освобождаются от уплаты налогов, а  пенсия облагается налогом как обычный  доход. Примерно такие же схемы существуют во Франции, в Японии и др.).

Схема налогообложения, применяемая  в большинстве стран с развитыми  частными пенсионными системами, называется ”E - E - T”. Данная схема означает, что  ”пенсионные деньги” не должны облагаться налогами ни на входе в  пенсионную систему (при уплате взносов), ни внутри нее (доходы от инвестирования). Зато на выходе обязательно уплачивается подоходный налог.

Пенсионные взносы вкладчика-юридического лица должны признаваться расходами  организации, учитываемыми при определении  налоговой базы по налогу на прибыль. При этом могут устанавливаться  предельные размеры взносов. Пенсионные взносы, являются доходом негосударственного пенсионного фонда, не учитываемым  при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Все операции, связанные с размещением и  организацией размещения пенсионных средств, не являются объектом налогообложения. Доходы от размещения пенсионных активов, а также расходы, связанные с  размещением пенсионных средств, не учитываются при определении  налоговой базы.

Расчеты показывают, что при выпадении  некоторых доходов бюджета в  первые годы, в дальнейшем они существенно  возрастут, поскольку сама налогооблагаемая база окажется больше.

Требование о том, чтобы налоговые  обязательства были приведены в  соответствие с характеристиками прав на доходы, логично и с точки  зрения экономической теории. Ведь если у экономического агента возникает  право лишь на отсроченный доход, то и уплата налогов должна быть ему отсрочена.

Важным условием развития отечественного рынка НПО является формирование единых правил регулирования их деятельности без каких-либо преференций отдельной  отрасли, институту, продукту. К сожалению, при существующем разрозненном регулировании  различных финансовых институтов это  условие вряд ли в ближайшее время  будет соблюдено. Тем не менее  важно, чтобы научно обоснованные выводы стали известны практикам. На наш  взгляд, в рамках плана мероприятий  по реализации стратегии развития финансового  рынка России на 2006 - 2008 гг. Федеральной  службе по финансовым рынкам России совместно  с Минфином и Минэкономразвития  следовало бы разработать и внести в Правительство РФ проект федерального закона о создании и функционировании частных пенсионных схем, создаваемых  различными субъектами.17

 

 

 

 

 

 

Заключение

Основная функция пенсионной системы  любой страны – материальное обеспечение  пожилых людей. В 90-х годах Россия вступила в период развития рыночной экономики с развитой пенсионной системой «социалистического типа», основывающейся на собирательно-распределительном  принципе действия. То есть взносы, перечисляемые  в Пенсионный фонд работающим поколением, направлялись (распределялись) на выплату  текущих пенсий людей, уже переставших  работать. И для обеспечения минимальных  выплат одному пенсионеру требовались  взносы не менее чем двух работающих. Нормальное же функционирование системы, основанной на идее солидарности поколений, возможно лишь при соотношении 10 к 1, когда на одного пенсионера приходится десять плательщиков пенсионных взносов.

На фоне инфляции, стремительно обесценивающей пенсии, государство вынуждено было активно индексировать ее размер. Но это не спасало ситуацию и лишь подстегивало темпы инфляции.  
Кроме того, в прежней пенсионной системе размер пенсии зависел только от стажа работы и от размера заработка за два последних года трудовой деятельности, поэтому вклад каждого человека в доходы пенсионной системы учитывался не полностью.

Демографический кризис, «старение» населения и соответствующий  рост численности пенсионеров привел к тому, что сегодня на пенсионные выплаты одному пенсионеру приходятся отчисления с заработных плат менее  чем двух граждан трудоспособного  возраста. Судя по прогнозам, демографическая  ситуация улучшаться не будет, количество рабочих рук будет сокращаться, и к 2020 году на одного работающего  будет приходиться один пенсионер.

Соответственно, существовавшая до 2002 года пенсионная система не смогла бы обеспечить даже минимального уровня пенсионных выплат.  
С учетом всех этих причин, чтобы дать возможность населению накопить себе на старость, государство и начало с 1 января 2002 года пенсионную реформу. Она заключается в переходе от распределительной системы пенсионного обеспечения (при которой пенсию назначает и выплачивает государство) к распределительно-накопительной (при которой государство отдает часть функций по назначению и выплате пенсий в частные руки).

Информация о работе Тенденции реформирования пенсионной системы и деятельности Пенсионного фонда РФ