Тенденции реформирования пенсионной системы и деятельности Пенсионного фонда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 00:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать тенденции реформирования пенсионной системы и деятельности Пенсионного фонда РФ.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить сущность и виды пенсионных систем
2. Рассмотреть понятие пенсионного обеспечения
3. Проанализировать участников пенсионной системы России
4. Исследовать этапы развития системы пенсионного обеспечения

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основы пенсионной системы………………………………………….……5
1.1 Сущность и виды пенсионных систем……………………………..…5
1.2 Понятие пенсионного обеспечения…………………………………...6
1.3 Участники пенсионной системы России………………………….…..9
2. Реформирование пенсионной системы в РФ……………...……………..17
2.1 Этапы развития системы пенсионного обеспечения……………….17
2.2 Общая характеристика пенсионной системы РФ…………………...22
2.3 Причины и цели российской пенсионной реформы………………..25
3. Перспективы развития частных пенсионных систем в России……....27
Заключение………………………………………………………………….……35
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

Пенсионный фонд РФ.docx

— 160.94 Кб (Скачать файл)

В период Новой экономической политики (НЭП), в связи с переходом предприятий  на хозяйственный расчет, был осуществлен  и переход от государственного социального  обеспечения к социальному страхованию. В соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров от 15 ноября 1921 года «О социальном страховании лиц, занятых  наемным трудом» обеспечение  за счет государства было заменено обеспечением в порядке социального  страхования, т.е. специальных фондов, формирующихся за счет взносов, уплачиваемых всем учреждениями, предприятиями, хозяйствами, пользующимися наемным трудом.8

Параллельно с социальным страхованием развивается и государственное  социальное обеспечение. Таким образом, в двадцатые годы используются две  различные организационно-правовые формы: социальное страхование и  социальное обеспечение, имеющие различные  механизмы формирования и расходования средств.

Начиная с 30-х годов государственная  политика в области социальной защиты, все больше делает акцент на развитии и расширении государственного обеспечения. В результате проведенной реформы  социальной защиты пенсионное обеспечение  стало осуществляться в форме  непосредственно государственного обеспечения. Расходы на выплату  пенсий работающим пенсионерам стали  финансироваться из бюджетных средств, а выплата таких пенсий была передана органам социального обеспечения. Кроме того, получили широкое распространение  льготные пенсии. Контингент имеющих  право на льготы определялся обширными  перечнями профессий и должностей. Льготы заключались в понижении  возраста, дающего право на пенсию по старости, а также в понижении  стажа, дающего право на эту пенсию. В 1946-1956 гг. сложилось довольно сложное  законодательство о льготных пенсиях, что привело к существованию  двух параллельных систем.9

В связи со сложившейся ситуацией, для упорядочения процесса пенсионирования 14 июля 1956 году был принят Закон СССР «О государственных пенсиях», вступивший в силу с 1 октября того же года. В этом же году Советом Министров СССР было издано Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (Свод законов СССР, т. 2, с. 532, 1990 г.), а также постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 утверждены списки производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах (Список №1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах и Список №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах). Новым законом были значительно повышены размеры пенсии. Коэффициент замещения составлял от 50 до 100% заработка. Кроме того, были установлены различные надбавки, существенно повысившие уровень пенсионного обеспечения. Впервые закон установил возможность назначения пенсии при неполном трудовом стаже – в размере пропорциональном этому стажу. Но все это не изменило основу, сложившуюся в 30-е годы организационно-правовую форму пенсионного обеспечения.

Следует сказать, что недостатки пенсионной системы, побудившие начать ее реформирование в 1956 году, через некоторое время  в полной мере проявились и после  проведения пенсионной реформы 1956 года: несдерживаемый рост численности пенсионеров, получающих льготные пенсии; расширение круга лиц, получающих одновременно и пенсию и заработную плату; существенное отставание темпа роста размера  пенсий от темпов роста заработной платы, ведущие как к уравнительности  пенсионного обеспечения, так и  к неуклонному снижению коэффициента замещения заработной платы; и, самое  главное, неуклонный рост бюджетных  расходов на выплаты пенсий.10

Новый этап берет начало в связи  с созданием новой российской государственности и либерализацией экономики. Согласно действующей Конституции, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается  гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная  поддержка семьи, материнства, отцовства  и детства, инвалидов и пожилых  граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные  пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В отличие от административно-командной  системы, характерными чертами которой  является общественное (а в действительности, зачастую, - государственная) собственность  практически на все экономические  ресурсы в новой экономической  системе происходит расширение свободы  экономических действий хозяйствующих  субъектов, снятие ограничений на экономическую  деятельность, раскрепощение предпринимательства. Личность перестает быть объектом воздействия  со стороны государства и строит отношения с окружающей реальностью  по принципу свободного выбора норм, ценностей, правил. Естественно, что в переходный период, в течение которого происходит переход от прежней устойчивой социальной системы к качественно новой, в различных областях экономики, и, в первую очередь, в социальной сфере возникают кризисные ситуации.11

 

 

2.2 Общая характеристика пенсионной  системы РФ

 

В нынешней России существует три основных вида пенсий: государственные трудовые пенсии в системе обязательного пенсионного  страхования (ОПС), пенсии в системе  государственного пенсионного обеспечения (пенсии государственным служащим и  военнослужащим, социальные пенсии и т.п.) и частные накопительные пенсии в системе негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). 12

С 2002 года в России действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. В отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа работы и заработка до 01.01.2002, но и страховых взносов после указанной даты.

С 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой  и накопительной.

Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части  не предусмотрено.

При этом размеры страховой части  трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца  определяются с учетом фиксированного базового размера страховой части  трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца соответственно.

Таким образом, с 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная  часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Таблица 1 – Виды пенсий в РФ

Вид пенсии

Получатели

Пенсия за выслугу лет

  • федеральные государственные служащие
  • военнослужащие, космонавты, работники летно-испытательного состава

Пенсия по старости

граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф

Пенсия по инвалидности

  • военнослужащие
  • участники Великой Отечественной войны,
  • граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»
  • граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф
  • космонавты

Пенсия по случаю потери кормильца

нетрудоспособные  члены семей погибших (умерших):

  • военнослужащих
  • граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф
  • космонавтов

Социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца)

нетрудоспособные  граждане


Фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) устанавливается  в твердом размере. При этом применяется  порядок его дифференциации, аналогичный  ранее действовавшему в отношении  базовой части трудовой пенсии.

Условием  назначения трудовой пенсии по старости является наличие пяти лет страхового стажа и достижение установленного законодательством пенсионного  возраста. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается гражданам, признанным в установленном порядке  инвалидами I, II и III группы.

Тарифы страховых взносов для  лиц 1967 года и моложе распределяются следующим образом: 16% - на страховую  часть трудовой пенсии, 6% - на накопительную  часть трудовой пенсии. Для лиц 1966 года рождения и старше уплаченные работодателями страховые взносы в  полном объеме поступают на страховую  часть трудовой пенсии. На каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет, на который зачисляются  взносы, уплачиваемые работодателем.

Правила те же, что и для банковских вкладов. Только эти деньги нельзя снять  со счета, и вместо начисления процентов  по вкладу пенсионный капитал ежегодно индексируется. К пенсионным накоплениям  ежегодно добавляется инвестиционный доход, полученный от управления средствами накопительной части пенсии управляющими компаниями. Государство гарантирует, что каждый учтенный на счете рубль  уплаченных взносов и полученного  инвестиционного дохода, зафиксированного на дату назначения пенсии будет возвращен  застрахованному лицу в виде пенсии.

Подавляющая часть пенсионных выплат населению  приходилась на государственные  трудовые пенсии в системе ОПС. До 2002 г. в России государственные трудовые пенсии выплачивались по распределительному принципу (или, то же самое, по принципу "солидарности поколений"): в каждом году пенсии полностью обеспечивались за счет текущих взносов, взимаемых  с работающих граждан. Так как  взносы в Пенсионный фонд России (ПФР), составляющий основу системы обязательного  пенсионного страхования, "с колес" расходовались на выплату пенсий, то пенсионные резервы в ПФР были невелики и не могли служить существенным источником инвестиций в экономику. Суть пенсионной реформы 2002 г. заключалась  в переходе от распределительной  пенсионной системы к системе  с накопительными и условно-накопительными элементами.

Средний размер назначенной ежемесячной  пенсии в РФ в 2011 году вырос в номинальном выражении на 9,7% по сравнению с 2010 годом и составил 8 тыс. 203 рубля по сравнению с 7 тыс. 476 руб. в 2010 году. В то же время в реальном выражении размер средней пенсии повысился всего на 1,2% по сравнению с 2010 годом.

Средний размер назначенных пенсий в 2011 году составил 34,9% от средней начисленной  зарплаты (в 2010 году - 35,7%).

 

2.3 Причины и цели российской  пенсионной реформы

Среди многих причин реформы государственной  пенсионной системы, начавшейся в 2002 г., обычно называют низкий уровень трудовых пенсий. Другой важной причиной пенсионной реформы послужили негативные демографические тенденции в России. Ныне в странах со стареющим населением, к которым принадлежат как Россия, так и западные страны, государственные пенсионные системы распределительного типа переживают глубокий кризис. В таких странах на число пенсионеров со временем приходится все меньшее число работающих, и тогда правительства вынуждены идти на непопулярные меры: снижать уровень пенсий, повышать пенсионный возраст, увеличивать налоги. Первые две меры едва ли осуществимы в нынешней России, поскольку трудовые пенсии и без того мизерны, а средняя продолжительность жизни мужчин меньше пенсионного возраста. Повышать отчисления на социальное страхование Правительство РФ также не считает возможным, снижение налогов всегда было его приоритетом. 13

Любая пенсионная реформа может лишь несколько  смягчить, но не решить проблемы в системе  пенсионного страхования, возникающие  в связи неблагоприятной демографией. Если сейчас одного пенсионера в России, говоря попросту, кормят два работающих, а через тридцать лет, по утверждению  демографов, будет кормить один работающий, то этот неблагоприятный для экономики  факт не зависит от вида пенсионной системы. Тем не менее, если пенсионная реформа способствует росту инвестиций в экономику, тогда через тридцать лет за счет дополнительного роста  фондовооруженности труда на одного работающего будет приходиться больше продукции, которую и придется делить между ним и пенсионером. Таким образом, остроту пенсионных проблем, возникших в связи с неблагоприятными демографическими тенденциями, реформы помогут снизить только в том случае, если они будут способствовать росту совокупного сбережения в экономике.

Резкое  падение производства в 90-х гг. прошлого века еще более усугубило положение  в государственной пенсионной системе, и уже в 1995 г. Правительство РФ выступило с концепцией реформы  пенсионного обеспечения, в которой  предлагалось усилить зависимость  трудовой пенсии от трудового стажа  и размера заработной платы, развивать  в системе НПО профессиональные пенсионные программы. Концепция неоднократно пересматривалась, а сама реформа  откладывалась вследствие череды потрясений в социально-экономической сфере  России и, в первую очередь, дефолта 1998 г.

Информация о работе Тенденции реформирования пенсионной системы и деятельности Пенсионного фонда РФ