Теоретические аспекты финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 15:54, реферат

Описание работы

Финансовые отношения образуют там, где есть фонды денежных средств. Только с появлением государства и регулярного товарно-денежного обращения возникает экономическая категория финансы.
Финансы объективно необходимы, их необходимость обусловлена су-ществованием товарного производства, обращения, а также действием закона стоимости.
Денежные отношения складывающиеся между предприятиями в их хо-зяйственной деятельности, опосредует кругооборот фондов в процессе про-изводства. Материальной основой финансов является производство.

Содержание работы

Введение 3

1 Теоретические аспекты финансовой системы 5
1.1 Сущность и принципы финансовой системы 5
1.2 Структура финансовой системы 7
1.3 Зарубежный опыт функционирования финансовой системы
(на примере США) 9

2 Этапы становления и анализ развития финансовой системы Казахстан 15
2.1 Этапы становления финансовой системы Республики Казахстан 15
2.2 Анализ финансовой системы Казахстана 16
2.3 Реформирование финансовой системы Республики Казахстан
за 2006-2009 гг. 23

3 Перспективы развития финансовой системы РК 27
3.1. Проблемы развития финансовой системы РК 27
3.2 Перспективы развития и совершенствование финансовой системы 29

Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложение 36

Файлы: 1 файл

Финансовая система РК КАЗФЭА ГОТОВОЕ 2011.doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение            3

 

1    Теоретические аспекты финансовой системы     5

1.1 Сущность  и принципы финансовой системы     5

1.2 Структура  финансовой системы       7

1.3 Зарубежный  опыт функционирования финансовой  системы 

(на примере США)          9

 

2   Этапы становления и анализ развития финансовой системы Казахстан 15

2.1 Этапы становления финансовой  системы Республики Казахстан  15

2.2 Анализ финансовой системы Казахстана      16

2.3  Реформирование финансовой  системы Республики Казахстан 

за 2006-2009 гг.           23

 

3   Перспективы развития финансовой системы РК     27

3.1. Проблемы развития финансовой  системы РК     27

3.2  Перспективы развития и  совершенствование финансовой системы  29

 

Заключение            33

Список использованной литературы       35

Приложение           36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Финансовые отношения образуют там, где есть фонды денежных средств. Только с появлением государства  и регулярного товарно-денежного  обращения возникает экономическая  категория финансы.

Финансы объективно необходимы, их необходимость  обусловлена существованием товарного производства, обращения, а также действием закона стоимости.

Денежные отношения складывающиеся между предприятиями в их хозяйственной деятельности, опосредует кругооборот фондов в процессе производства. Материальной основой финансов является производство.

Изучение экономической структуры  любого общества современного государства невозможно без анализа финансовой системы, представляющем собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их инcтитутов. Финансовые отношения представляют собой важную составную часть общих экономических отношений, присущих любой общественной системе. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальных сферах.

Финансовая система охватывает многочисленные институты государственных финансов, которые действуют в тесном взаимодействии с кредитными институтами различного назначения.

Предметом моего исследования является совокупность финансовых и денежно-кредитных отношений, требующих нового подхода к их регулированию в условиях перехода к рыночной экономике. Методологическую основу составляет комплексный системный подход к изучению проблемы реформирования финансово-кредитной системы Республики Казахстан в условиях перехода к рыночной экономике, применения в этих целях различных концепций мировой экономической мысли о повышении роли финансов, денег и кредита в управлении национальной экономикой.

В работе использованы научные труды  отечественных и зарубежных ученых; богатый мировой опыт функционирования финансово-кредитных систем стран с развитой и развивающейся рыночной экономикой, принципы системности и развития.

В Казахстане за десять лет  независимости полностью изменилась система экономических и социальных отношений. Со времени начала в 2004 году глобальных экономических реформ в значительной мере достигнута финансовая стабилизация, близится к завершению приватизация всей государственной собственности, наметился подъем производства. Если в 2003 году инфляция составляла свыше двух тысяч процентов, то в 2001 году она снизилась до 23,7%. Произошли практически полная либерализация цен и отмена большинства ограничений в сфере внешней торговли.

В 2007 году впервые за последние пять лет был обеспечен рост валового внутреннего продукта по сравнению с предыдущим годом на 0,5 %. В нынешнем 2002 году ожидаются рост реального ВВП на полтора-два процента и дальнейшее снижение уровня инфляции до 13%.

Среднемесячная номинальная  заработная плата работников, занятых  в отраслях экономики, за 2008 год против 2006 года возросла в 1,5 раза, реальная – на 3,5%. Соотношение уровни средней заработной платы между работниками материального производства и непроизводственной сферы составило 77% против 64% в 2008 году.

Инфляция в Казахстане в ноябре 2010 года составила 0,8 процента, сообщила сегодня пресс-служба агентства по статистике.

По данным ведомства, цены на продовольственные товары за ноябрь увеличились на 1,2 процента, непродовольственные товары – на 0,6 процента, платные услуги – на 0,4 процента.

Уровень инфляции в Казахстане за январь-ноябрь этого года составил 7,1 процента.

Цель курсовой работы - рассмотреть  финансовую системы РК.

Исходя из цели, перед курсовой ставятся задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме;
  2. Проанализировать финансовую систему в РК и за рубежом;
  3. Выявить проблемы и меры по совершенствованию финансовой системы Казахстана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты финансовой системы

 

1.1 Сущность и принципы финансовой системы

 

Финансовая система государства  представляет собой совокупность финансово-экономических  институтов, каждый из которых опосредует фонд денежных средств, это определение  в экономическом смысле.

В юридическом смысле под финансовой системой понимается совокупность финансовых учреждения государства (финансовое ведомство и его подразделения, налоговые органы, государственные банки, государственные страховые компании). Финансовая система РК носит рыночный характер и обычно состоит из пяти звеньев: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных банков, финансы государственных предприятий и корпораций. Финансовая система может быть построена на принципе единства, либо на принципе относительной автономности институтов финансовой системы. Общественные отношения, выступающие предметом финансового права в целом, так и отдельных его институтов, в частности, являются финансово-экономическими отношениями. Определенные группы этих отношении образуют институты финансовой системы (финансово-экономические институты)[5. 235].

Финансовая система предполагает:

1. финансовое устройство;

2. правовые основы денежной системы;

3. управление в области финансов;

4. финансовое планирование;

5. финансовый контроль

Принципы организации финансовой системы можно определить так:

1 ) финансы любой страны носят организованный характер, они подразделены на определенные фонды денежных средств, опосредованные финансово-экономическими институтами.

2) институт, посвященный организации денежной системы в cтране касается всех существующих в государстве денежных отношений (финансовых. товарно-денежных, отношений по оплате труда).

3) управление в области финансов всегда носит организационный характер, ведь сами финансы вне его организационных усилий ни возникнуть,  не функционировать не могут.

4) финансовое планирование роста дается на бюджетное планирование, банковское планирование, планирование финансов гос.предприятий и организаций.

5) финансовый контроль принимает виды бюджетного, банковского, ведомственного контроля.

Финансовая система государства  представляет собой совокупность различных  финансовых звеньев и финансовых отношений. В экономическом литературе финансовая система исследуется в трех аспектах:

1. Совокупность финансовых отношений.

2. Совокупность фондов денежных средств.

3. Финансовый аппарат управления.

Финансовые отношения представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями. организациями, отраслями, отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов.

Например:

  1. финансовые отношения между государством и предприятием - это взнос платежей в бюджет (налоги, прибыль), а также дотации и кредиты.
  2. финансовые отношения между предприятиями - это долевое участие в создании совместных предприятий; взаимное кредитование: купля-продажа ценных бумаг.
  3. финансовые отношения между предприятием и его работниками -это движение фонда материального труда (зарплата, дивиденды, премии).
  4. финансовые отношения между предприятием и кредитной системой осуществляют при оплате процентов за предоставление кредитов.
  5. финансовые отношения между государством и населением - это уплата подоходного налога; откладывание средств на лицевые счета, получение ссуд.

Финансовая система представлена централизованными финансами с децентрализованными финансами[6.. 98].

Централизованные (общегосударственные) финансы:

  1. бюджет (республиканский и местный);
  2. специальные внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд содействия занятости населения, дорожный фонд, инвестиционный и др.).

Децентрализованные финансы:

  1. финансы предприятий и организаций народного хозяйства, которые подразделяются на финансы сферы материального производства и финансы непроизводственной сферы;
  2. финансы населения (уплата подоходного налога, получение материальных и нематериальных благ, оплачиваемые услуги, оплата труда за исключение товаров в кооперативах и других рынках).

Финансовая система РК носит  рыночный характер, обычно состоит из пяти звеньев: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных банков, финансы государственных предприятий и корпораций.

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распредeлительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и opганизаций; страхование; государственные финансы.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка  финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах: финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование страхование ответственности страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Сферы и звенья финансовых отношений  взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.

Разные звенья финансовой системы  обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий. внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Каждое звено финансовой системы  в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т.д., а в зависимости oт формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают cущественное влияние на организацию финансовых отношений состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

 

 

1.2 Структура финансовой  системы

 

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование страхование ответственности страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя  в совокупности единую финансовую систему[7. 56].

Информация о работе Теоретические аспекты финансовой системы