Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 15:54, реферат
Финансовые отношения образуют там, где есть фонды денежных средств. Только с появлением государства и регулярного товарно-денежного обращения возникает экономическая категория финансы.
Финансы объективно необходимы, их необходимость обусловлена су-ществованием товарного производства, обращения, а также действием закона стоимости.
Денежные отношения складывающиеся между предприятиями в их хо-зяйственной деятельности, опосредует кругооборот фондов в процессе про-изводства. Материальной основой финансов является производство.
Введение 3
1 Теоретические аспекты финансовой системы 5
1.1 Сущность и принципы финансовой системы 5
1.2 Структура финансовой системы 7
1.3 Зарубежный опыт функционирования финансовой системы
(на примере США) 9
2 Этапы становления и анализ развития финансовой системы Казахстан 15
2.1 Этапы становления финансовой системы Республики Казахстан 15
2.2 Анализ финансовой системы Казахстана 16
2.3 Реформирование финансовой системы Республики Казахстан
за 2006-2009 гг. 23
3 Перспективы развития финансовой системы РК 27
3.1. Проблемы развития финансовой системы РК 27
3.2 Перспективы развития и совершенствование финансовой системы 29
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложение 36
Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.
Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.
В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный субъектов федерации, местный).
Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций субсидий субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.
Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.
Внебюджетные фонды
управляются непосредственно
1.3 Зарубежный опыт
Современная система государственных финансов состоит из:
Такая система организации государственных финансов характеризуется отсутствием единства. Это означает, что каждое подразделение государственного управления (федерация, штаты, местные органы) самостоятельно составляет и утверждает свой бюджет, разрабатывает и осуществляет налоговую политику, управляет долгом. Бюджеты штатов не входят в федеральный бюджет, а местные бюджеты - в бюджет штатов.
Бюджетный год федерального правительства начинается с 1 октября и завершается 30 сентября следующего года, а большинства штатов - начинается 1 июля и заканчивается 30 июня следующего года. При этом свыше половины штатов практикуют составление бюджета на два года. В большей части местных административных единиц бюджетный год совпадает с календарным.
Центральное место в
системе государственных
За федеральными органами закреплены расходы общенационального значения (на военные цели, международные дела; на финансовую поддержку каких-либо отраслей и секторов национального хозяйства; на содержание федерального государственного аппарата; на управление федеральным государственным долгом и т.п.). На долю властей штатов и местных органов приходится значительная часть государственных расходов связанных с финансированием социальных нужд местного хозяйства, административного аппарата. Что касается доходов, то основным источником доходной части бюджета являются налоговые поступления. Причем, в доходах федерального бюджета преобладают прямые налоги, в доходах штатов – косвенные, а в доходах местных органов власти – поимущественные налоги (об их процентном соотношении см. далее).
В США бюджеты регулируются
через систему дотаций и
В базе собственных доходов властей штатов и местных властей наблюдается неуклонно растущая зависимость от федеральных дотаций. Федеральная помощь штатам (23%) и местным властям (6%) носит ярко-выраженный программно - целевой характер. Дотации и субсидии в США распределяются неравномерно. С их помощью на уровне штатов реализуется более 500 целевых программ. Такая растущая зависимость от федеральных дотаций дает основание утверждать, что «федеральная помощь» (29% общей суммы доходов штатов и местных органов) превратилось в средство прямого контроля федерации за финансовой политикой штатов и местных органов власти.
Федеральный бюджет в США – это весьма сложный финансовый механизм управления и контроля за деятельностью всех федеральных министерств и ведомств, полностью определяющий экономические основы государственного строительства и оказывающий мощное воздействие на состояние экономики в целом. По форме он представляет собой регулярно утверждаемую подробную смету всех правительственных расходов и доходов, распределяемых по источникам поступлений, основным направлениям и программам расходования средств. Под бюджетными доходами в США обычно понимается денежная сумма налоговых поступлений и других платежей собранная с населения и предприятий федеральным правительством через федеральные или местные власти. Бюджетные доходы включают также различного рода подарки и вклады. В доходы не включаются суммы от распродаж федерального имущества, доходы по процентам, выплаты по займам и внутренним денежным переводам между правительственными счетами .
Структура расходной и доходной частей федерального бюджета претерпевает ежегодные изменения. И поэтому рассмотрение вопроса о доходах и расходах федерального бюджета интересно с точки зрения динамики этих изменений.
Таким образом, рассмотрим структуру доходов и расходов бюджета федерации США не на какой-то отдельный год, а сравним федеральный бюджет 80-х и 90-х годов. Следует отметить, что на структуру федерального бюджета США в большей степени влияют политические события, происходящие в этой стране. Так, например, федеральный бюджет был полем битвы в многомесячном противоречии Б. Клинтона и республиканского конгресса перед президентскими выборами 2007 г. в США.
Перед администрацией Клинтона стояла не только проблема переизбрания в 2007 г., но и необходимость укрепления политической базы демократов. А это означало такую конфигурацию бюджетных приоритетов, при которой должно постепенно происходить замещение военных расходов на социальные. Так, в 2004 г. прямые военные расходы составили 21,6% всех федеральных расходов (298,4 млрд. долл.), а на долю основного блока социальных программ – 55,9% бюджетных расходов (772,5 млрд.).
Структура основных источников
поступлений в федеральный
В феврале 2006 г. администрация Б.Клинтона представила конгрессу бюджетную стратегию и свою систему бюджетных приоритетов, просчитанных вплоть до 1999 фин.года. Долю федеральных расходов в ВВП предполагалось сократить до 21,5%, а совокупное налоговое бремя увеличить до 19,2% или на 1% ВВП. В 2005 г. администрация с огромным трудом добилась у конгресса некоторого повышения подоходных и акцизных налогов. В целом она предполагала несколько увеличить доли подоходных налогов в совокупных доходах федерального бюджета (до 44%) и налогов на прибыли корпораций и косвенных налогов на бизнес (до 15%) и понизить долю налогов на социальное обеспечение (до 36,5%). Но основные изменения должны были коснуться расходной части бюджета. Военные расходы предполагалось сократить до 250 млрд.дол., понизив их долю в федеральном бюджете до 14% к концу 90 годов. Главным приоритетом администрации объявлялась социальная сфера -расходы на здравоохранение, образование, переподготовку рабочей силы, государственное вспомоществование. К концу 90 годов социальные расходы федерального правительства должны были бы увеличиться примерно в 1,5 раза и составить 1,24 трлн.долл., или примерно две трети всех федеральных расходов.
Каковы же реальные достижения клинтоновской администрации в бюджетной сфере.
Можно констатировать, что статья Расходы на национальную оборону при Клинтоне превратилась в одну из наиболее динамично сокращающихся позиций в федеральном бюджете - в 2008 фин.г. они были уменьшены почти в 10 млрд. долл., до 272,1 млрд. долл., или 17,8% всех федеральных расходов. В то же время статья Выплаты процентов по государственному долгу стала, наоборот, наиболее динамично растущей - на нее в 2008 фин.г. ассигновано 232,2 млрд. долл., или 15,2% всех федеральных расходов (рост более, чем на 30 млрд. долл.)
На социальные нужды, по бюджету 2008 фин.г., выделяются более 60% федеральных ассигнований (примерно 936 млрд. долл.)
Самыми быстро растущими статьями в социальном бюджете при Клинтоне стали расходы на здравоохранение и социальное обеспечение1. Ч то касается экономических программ, то администрация практически заморозила расходы на сельское хозяйство, транспорт, энергетику, охрану окружающей среды, науку и технику.
Доходы в 2008 фин.г. росли опережающими темпами по отношению к расходам - 7,1 по сравнению с 5,3%, что составило разницу в 10 млрд. долл. в абсолютном выражении.
Таким образом сделаем следующие выводы
В США все 50 штатов формально наделены автономными правами в области финансов. Они самостоятельно составляют, утверждают и исполняют свои бюджеты, которые ни по доходам, ни по расходам не входят в федеральный бюджет страны. В известной мере они самостоятельны в определении объема бюджетов структуры расходов и доходов. Федеральные власти не уполномочены прямо контролировать бюджеты штатов. Власти штатов не отчитываются перед федерацией о состоянии финансов и бюджета.
В большинстве штатов составление бюджета находится в ведении главы исполнительной власти и осуществляется подчиненным ему финансовым органом. При этом смету расходов разрабатывают бюджетные и финансовые бюро, а смету доходов – налоговые и другие органы. Проект бюджета направляется в местные законодательные органы.
Наиболее крупными в составе расходов бюджетов штатов являются затраты на просвещение (35% от расходной части бюджетов) социальное обеспечение (13%), здравоохранение (9%), дорожное строительство и содержание дорог, охрану окружающей среды, жилищное строительство и коммунальное хозяйство. Более подробно о расходах бюджетов штатов в приложении В «Состав расходов бюджетов штатов в США в 90-е годы» .
Информация о работе Теоретические аспекты финансовой системы