Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 15:54, реферат
Финансовые отношения образуют там, где есть фонды денежных средств. Только с появлением государства и регулярного товарно-денежного обращения возникает экономическая категория финансы.
Финансы объективно необходимы, их необходимость обусловлена су-ществованием товарного производства, обращения, а также действием закона стоимости.
Денежные отношения складывающиеся между предприятиями в их хо-зяйственной деятельности, опосредует кругооборот фондов в процессе про-изводства. Материальной основой финансов является производство.
Введение 3
1 Теоретические аспекты финансовой системы 5
1.1 Сущность и принципы финансовой системы 5
1.2 Структура финансовой системы 7
1.3 Зарубежный опыт функционирования финансовой системы
(на примере США) 9
2 Этапы становления и анализ развития финансовой системы Казахстан 15
2.1 Этапы становления финансовой системы Республики Казахстан 15
2.2 Анализ финансовой системы Казахстана 16
2.3 Реформирование финансовой системы Республики Казахстан
за 2006-2009 гг. 23
3 Перспективы развития финансовой системы РК 27
3.1. Проблемы развития финансовой системы РК 27
3.2 Перспективы развития и совершенствование финансовой системы 29
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложение 36
Финансовая система Казахстана на сегодняшний день является, по сравнению с другими странами СНГ, наиболее реформированной и опережает страны постсоветского пространства по уровню развития финансового сектора на несколько лет. Она признана одной из самых прогрессивных, и это подтверждают ведущие международные эксперты. Казахстан первым среди стран СНГ создал Национальный фонд для обеспечения стабильного социально-экономического развития снижения зависимости от неблагоприятных внешних факторов.
На 3 мая 2007 года в Национальном фонде саккумулировано 8 миллиардов 550,4 миллионов долларов. Золотовалютные резервы страны с учетом Национального фонда в целом составляют 20 млрд. 946,6 миллионов долларов США.
Финансовая система Казахстана отвечает основным международным стандартам. Наиболее развитым сектором финансовой системы является банковский сектор.
Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный Банк Республики Казахстан является центральным банком Республики Казахстан и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы Республики Казахстан. Все иные банки представляют собой нижний (второй) уровень банковской системы, за исключением Банка развития Казахстана, имеющего особый правовой статус.
В банковском секторе Казахстана, представленном 34 банками, доминируют три крупных банка - «Казкоммерцбанк», банк «ТуранАлем» и «Народный банк», на долю которых приходится около 60% совокупных активов банковской системы. Такую же долю данные банки посредством своих дочерних и аффилированных структур контролируют в пенсионном страховом и лизинговом рынках.
Только в городе Алматы расположено 28 банков, 29 филиалов и 229 рассчетно-кассовых отделений. Размер совокупного собственного капитала банков второго уровня с начала текущего года увеличился на 86,6 млрд.тенге и составил 673,8 млрд.тенге.
Национальный Банк Республики Казахстан представляет, в пределах своей компетенции, интересы Республики Казахстан в отношениях с центральными банками и банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях.
Национальный Банк Казахстана подотчетен
Президенту Республики Казахстан, но в
пределах предоставленных ему
Национальный Банк Казахстана координирует свою деятельность с Правительством Республики Казахстан, учитывает в своей деятельности экономическую политику Правительства и содействует ее реализации, если это не противоречит выполнению его основных функций и осуществлению денежно-кредитной и валютной политики.
В целом, несмотря на существующие достижения в финансовом секторе, Правительство Казахстана придерживается политики постоянного совершенствования, что позволяет добиваться стабильного и систематического улучшения всех финансовых показателей. К 2012 году финансовая система Республики Казахстан будет полностью адаптирована к мировым стандартам. Об этом, как передает Казинформ, 30 июня в Казани на пресс-конференции после переговоров с Главой Татарстана Минтимером Шаймиевым сказал Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Сегодня, по его словам, уже ведутся работы по адаптированию отечественной финансовой системы к международным стандартам. В Казахстане привлечение инвестиций идёт самым открытым способом. «Мы открыты для всех, Казахстан приглашает всех желающих, кто предложит наиболее лучшие проекты на открытом тендере, тот и может работать у нас», - подчеркнул Н.Назарбаев.
На современном этапе финансовый сектор находится на качественно новом уровне своего развития. Осуществлена серьезная работа по совершенствованию законодательства и регулирования деятельности банков, накопительных пенсионных фондов страховых организаций, а также организаций по инвестиционному управлению пенсионными активами, лизинговых операций. Результатом успешного развития финансового сектора Республики Казахстан также является улучшение кредитного рейтинга Казахстана до инвестиционного уровня. Среди финансовых систем стран Содружества Независимых Государств отечественная финансовая сфера является наиболее реформированной, что определяет лидирующие позиции Казахстана на постсоветском финансовом пространстве.
Вместе с тем современный этап развития мировой экономики, характеризуемый усилением процессов глобализации и обострением конкурентной борьбы, обуславливает необходимость дальнейшего совершенствования работы финансового сектора экономики.
Важность дальнейшего развития финансового сектора определена в Послании Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана от 18 февраля 2008 года «Казахстан на пути ускоренной экономической социальной и политической модернизации».
В целом, необходимость
и целесообразность проведения круглого
стола обусловлена
1. Концептуальные проблемы развития финансового сектора.
2. Современное состояние
и дальнейшие пути развития
банковского сектора Казахстана
3. Проблемы и перспективы развития пенсионного сектора отечественной экономики.
4 Страховой рынок:
современные задачи и
5. Текущее состояние
и перспективы развития
В целом круглый стол охватит самый широкий круг вопросов, имеющих непосредственное отношение к развитию потенциала финансового сектора казахстанской экономики, а также будет способствовать налаживанию конструктивного взаимодействия в рамках экспертного сообщества.
В работе круглого стола примут участие ведущие эксперты банковских, инвестиционных структур, представители пенсионных фондов страховых компаний, академической общественности.
Перспективы дальнейшего развития финансовой системы Казахстана обсуждают ученые-финансисты представители банковских структур и госслужащие. Хотя в настоящее время экономика страны считается одной из лучших среди стране СНГ на данном этапе необходимо выработать пути ее дальнейшего совершенствования. Финансовой системе Казахстана постепенно необходимо приближаться к международным стандартам, от которых она пока еще далека считают эксперты. На данном этапе нужно особое внимание обратить на развитие страхового сектора экономики, рынка акций и ценных бумаг.
Как отметила Г. Курганбаева необходимо установление более четких требований к компаниям нефтегазового сектора, которые могли дать толчок к развитию фондового рынка. Другое что не менее важно – совершенствование пенсионной системы государства, хотя она сегодня и является наиболее продвинутой в странах СНГ. В частности это касается размещения пенсионных активов. Динамично развивается и ипотечное кредитование, на рынке которого должна и далее усиливаться конкурентная среда. Пока об этом сложно сказать, поскольку и условия кредитования, и процентные ставки неприемлемы для основной массы населения страны.
Участники встречи выработали
рекомендации по решению основных проблем
финансовой системы. Прежде всего требуются
изменения в нормативном
Финансовая система Казахстана нуждается в серьезных реформах. Об этом на онлайн-конференции сообщил президент АО «Казахстанский институт развития индустрии» Мейрам Кажыкен.
«Финансовая система Казахстана нуждается в серьезных реформах. Я высказываю не только свое личное мнение, а мнение экспертов в этой сфере. Финансовая система нуждается в серьезных изменениях, в упрощении, скорее всего. Многие вопросы по финансированию, которые можно оперативно решить в течение двух недель - одного месяца, решаются месяцами и даже годами. Даже в этом отношении нет гибкости», - сказал М. Кажыкен.
Многие ошибки вынуждают чиновников становиться просто некомпетентными. Во-первых, есть некомпетентность в этой сфере. Во-вторых, закрываясь законом, избегая всяких проблем, они сами себя ставят в положение некомпетентных специалистов в этой сфере. Это мнение большинства экспертов. В финансах надо менять многие вещи.
Необходимо отходить от бюджетного финансирования
Надо думать о создании института финансовой инфраструктуры. Над этим вопросом работают совместно с Европейским банком реконструкции и развития. Есть партнер Ernst&Young. Обсуждается вопрос создания такой инфраструктуры. К концу ноября 2011 г. - началу декабря будут внесены конкретные предложения, как двигаться, где брать источники, что он из себя будет представлять.
3 Перспективы развития финансовой системы РК
3.1 Проблемы развития финансовой системы РК
Пенсионные фонды, на которых еще несколько лет назад не обращали серьезного внимания, сегодня превратились в крупных игроков на финансовом рынке, обладающих средствами, которым можно позавидовать. Сумма пенсионных активов достигла почти 2,5 миллиарда долларов США, а ежемесячные темпы роста составляют 2-4 %. В такой ситуации Правительство не просто должно думать о том, куда вкладывать эти активы, а предлагать новые финансовые инструменты с опережением темпов роста этих активов. Эта проблема самым серьезным образом касается и инвестиционного фонда, об эффективной деятельности которого уже начал вслух говорить Премьер-Министр РК. Накопленные средства не должны лежать в малоэффективных бумагах, они должны работать и приносить своим владельцам инвестиционный доход, а государству - эффективные инвестиции в реальное производство. В противном случае в недалеком будущем есть реальная угроза для пенсионеров получать меньше средств, чем были изъяты из их доходов в принудительном порядке, а для государства - остаться только с сырьевым производством.
Сегодня реальная доходность от инвестирования пенсионных активов составляет 1-2 % при том, что уже есть пенсионные фонды, имеющие отрицательную доходность, а если учесть, что уровень инфляции, ежемесячно представляемый Агентством РК по статистике, на мой взгляд, серьезно отстает от реальной жизни, то получаемая картина должна настораживать.
Имеет место ситуация финансового роста, и надо серьезно к ней отнестись. Здесь возникают совсем другие риски, которые могут повлиять на устойчивость всей финансовой системы.
Почему же не разрешается ситуация с появлением эффективных корпоративных финансовых инструментов? Ведь эта проблема возникла не вчера, и говорим мы о ней все 6 лет пенсионной реформы. Да, конечно, с одной стороны - отсутствие прозрачности предприятий, нежелание их и незаинтересованность выходить на фондовую биржу. Зачем, если денег у них хватает, а условия вхождения на биржу кроме головных болей ничего не принесут, а у тех, у кого денег не хватает, тем более мало шансов зарегистрироваться на бирже. Не говоря уже о механизмах приватизации и методах и способах появления многих наших владельцев предприятий. Разве может он даже думать о вхождении на биржу?
Получается замкнутый круг. В попытках выйти из него казахстанская финансовая система стала постепенно выходить за пределы страны. Деньги растут, рынка ценных бумаг нет, потребительский спрос слабый, население невелико да и небогато и растянуто по огромной стране. Что остается? Экспорт капитала. И тут мы подходим к главной, на мой взгляд, проблеме финансовой системы Казахстана. Она перешла какую-то незримую черту и стала развиваться ради самой себя. Получается развитие ради развития. Поговорите с любым банкиром частным образом. Разве вы услышите в его лексиконе слова о построенных заводах, освоенных территориях и открытых месторождениях, организованных предприятиях и открытых рабочих местах и т.д.? Там больше фигурируют ставки, проценты, суммы и пени. И это есть отражение реальной ситуации, которую придется признать. В стране есть деньги, но для развития экономики и промышленности, а следовательно, для роста реального благосостояния как страны, так и людей пользы от них нет. А для чего нужна развитая финансовая система, если не для эффективного развития производства!
И здесь я хочу напомнить о механизме, о котором мы уже говорили. Хотя бы для того, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, давайте в порядке эксперимента инвестируем деньги для начала хотя бы в один реальный проект. Возьмем 100 - 150 миллионов долларов из пенсионных активов наших пенсионных фондов и выпустим под них ценные бумаги с гарантиями государства. Назначим совет управляющих из представителей пенсионных фондов, государства и общественности, чтобы исключить воровство, нецелевое расходование средств и "левые" тендеры на подрядные и субподрядные работы. И построим завод, владельцем которого будет государство. И не будем его приватизировать. Он даст стране продукцию и налоги, а людям работу и зарплату. А государство в течение 10-15 лет вернет пенсионным фондам вложенные ими деньги с процентами, немного покрывающими инфляцию или даже равными ей. Уверен, проект удастся.
В последнее время, говоря о реальном производстве, к сожалению, можно слышать только одни разговоры, а дел нет. Напрашивается вывод, что в нашем государстве, а точнее, в Правительстве боятся заняться реальными делами. Что лежит в основе этой боязни? На мой взгляд, это объясняется отсутствием реального промышленного опыта и практики и отсутствием государственного мышления, неизбежным разворовыванием средств, хлопотами и трудностями живого дела и многим другим.
Легко говорить с трибун, махать руками, строить экономические и промышленные проекты на бумаге и спорить о необходимости того или иного завода. Не думать о течении времени, а просто пережидать, когда тебя перекинут на другое место, желательно с повышением, и можно начать говорильню сначала, ни за что не отвечая. А вот построить цех по переработке овощей в южной деревне или многоквартирный дом в областном центре ценой 100 - 200 долларов за квадратный метр - это уже серьезное дело, и мало кто променяет свой кабинет на его реализацию. Увы…
Учитывая сказанное, может быть, имеет смысл все-таки пойти на предлагаемый эксперимент, который положит начало реальным делам, тем более что кроме нас самих его никто не проведет. Всем выгодно, чтобы Казахстан оставался на нефтяной игле и просто проедал вырученные от продажи невосполнимых природных богатств деньги.
Самым удачным для финансового сектора страны за последнее десятилетие оказался 2003 год. Таково мнение участников состоявшейся в среду в Алматы пресс-конференции. Это получившие назначение на новые посты первый заместитель Премьер-министра Григорий Марченко, исполняющий обязанности председателя правления Национального банка Анвар Сайденов и председатель Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Болат Жамишев.
Как сообщает агентство “Казинформ”, они выразили единое мнение в том, что финансовая система страны в настоящее время является по сравнению с другими странами СНГ более развитой, прозрачной и защищенной от вмешательства государства. За минувший год среднегодовая инфляция осталась в рамках индикативных показателей и составила 6,4%, незначительно превысив прошлогодний уровень. Из наиболее значимых событий года было отмечено укрепление внешнеэкономической позиции страны. За год чистые международные резервы страны увеличились до 4,9 млрд. долларов.
На вопрос журналиста, какие секторы в Правительстве будет курировать, Г. Марченко ответил, что пока еще не было распределения обязанностей среди членов Правительства в связи с последними назначениями. Ему бы хотелось заниматься близкими и понятными вопросами макроэкономики и завершения реформ финансового сектора, финансовым лизингом и финансовой стороной реализации жилищной программы[11., с. 58].
Информация о работе Теоретические аспекты финансовой системы