Теоретические основы анализа финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы- оценить финансовое состояние ООО «Мороз27».
Исходя из поставленной цели, в работе ставятся следующие задачи:
охарактеризовать понятие финансовое состояние и определить цели и задачи его анализа;
выявить факторы, влияющие на финансовое состояние предприятия;
рассмотреть основные виды анализа финансового состояния;
определить методику анализа финансового состояния предприятия;
дать краткую организационно-экономическую характеристику
ООО «Мороз27»;

Файлы: 1 файл

ФП Курсовая.docx

— 174.52 Кб (Скачать файл)

Следует помнить, что в  управлении внутренние переменные никогда  не должны рассматриваться отдельно. Все внутренние переменные взаимосвязаны  и влияют друг на друга.

Внешняя среда организации  состоит из таких элементов, как  потребители, конкуренты, правительственные  учреждения, поставщики, финансовые организации  и источники трудовых ресурсов, релевантные  по отношению к операциям организации. [4]

Факторы внешней среды  подразделяются на две основные группы - микросреда и макросреда, или прямого  и косвенного воздействия.

Среда прямого воздействия (непосредственное деловое окружение  организации). В этой среде присутствуют такие субъекты, которые непосредственно  влияют на деятельность конкретной организации:

1) Поставщики обеспечивают  предприятие необходимыми ресурсами.  Всех поставщиков можно разделить  на несколько групп – поставщики  материалов, капитала, трудовых ресурсов.

2) Законы и государственные  органы

Многие законы и государственные  учреждения оказывают влияние на организации. У любой организации  есть определенный правовой статус. Она  может быть единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческой корпорацией, а это в свою очередь определяет, как организация должна вести свои дела и какие налоги должна платить.

Организация должна придерживаться законов, в ином случае на организацию  налаживают штрафные санкции или  даже прекращают ее деятельность. Государство  оказывает как прямое, так и  косвенное воздействие на организацию. Прямое – через законодательные акты, а косвенное – через налоговую систему, государственную собственность и бюджет.

3) Потребители необходимый  внешний фактор, который влияет  на организацию, ее цели и  стратегию. Удовлетворение потребностей  покупателей влияет на взаимодействия  организации с поставщиками материалов  и трудовых ресурсов. На современном  этапе развития рыночной экономики  важное значение приобретают различные ассоциации и объединения потребителей, которые оказывают влияние не только на спрос, но и на имидж предприятия.

4) Конкуренты

Предприятие понимает, что  если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Важно заметить, что не потребители, а конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать, и какую цену можно  запросить.

Среда косвенного воздействия  не так заметно оказывает влияние  на организацию как факторы среды  прямого воздействия, но в тоже время  организации необходимо учитывать  их. [21]

При исследовании среды косвенного воздействия обычно опираются на прогнозы. К основным факторам среды  косвенного воздействия относятся  технологические, экономические, социокультурные  и политические факторы, а также  взаимоотношения с местными сообществами.

Таким образом, можно сказать, что финансовое состояние предприятия  и перспективы его изменения  находятся под влиянием не только факторов финансового характера, но и многих факторов вообще не имеющих  стоимостной оценки. В их числе: возможные  политические и общеэкономические изменения, перестройка организационной структуры управления отраслью или предприятием, профессиональная и общеобразовательная подготовка персонала и т.п.

 

 

1.3. Виды анализа финансового состояния

 

Практика финансового  анализа позволяет выявить основные методы чтения финансовой отчетности.

Горизонтальный (временный) анализ позволяет осуществить сравнение  каждой позиции с предыдущим периодом.

Вертикальный (структурный) анализ позволяет определить структуру  итоговых финансовых показателей с  выявлением влияния каждой позиции  отчетности на результат в целом.

Трендовый анализ позволяет  осуществить сравнение позиции  с рядом предшествующих периодов и определить тренд, т.е. основную тенденцию  динамики показателей, исключающей  случайные влияния и индивидуальные особенности отдельных периодов. С помощью тренда определяется возможное значение показателей в будущем.

Анализ относительных  показателей (коэффициентов) позволяет  осуществить расчет отношений данных отчетности, определить взаимосвязи  показателей.

Факторный анализ позволяет  определить влияние отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью различных приемов  исследования.

Сравнительный (пространственный) анализ может осуществляться как  внутри предприятия (сравнение внутрихозяйственное  по отдельным показателям хозяйствующего субъекта), так и вне, т.е. сравнение  показателей данного хозяйствующего субъекта с показателями конкурирующих  субъектов хозяйствования, со средними общеэкономическими данными. [6]

Финансово-экономический  анализ может осуществляться разными  методами. К количественным методам относят статистические (наблюдение, сравнение, абсолютные и относительные величины, средние величины, сводка, группировка, ряды динамики, индексы и т.д.), экономико-математические (методы математического программирования, экономико-математического моделирования и факторного анализа, исследование операции и т.д.). Каждый из экономико-математических методов делится на отдельные приемы, способы, используемые в аналитической работе. [16]

Главная цель анализа –  своевременно выявлять и устранять  недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения  финансового состояния предприятия  и его платежеспособности. При  этом необходимо решать следующие задачи:

- на основе изучения  взаимосвязи между разными показателями  производственной, коммерческой и  финансовой деятельности дать  оценку выполнения плана по  поступлению финансовых ресурсов  и их использованию с позиции  улучшения финансового состояния  предприятия;

- прогнозировать возможные  финансовые результаты, экономическую  рентабельность исходя из реальных  условий хозяйственной деятельности, наличия собственных и заемных  ресурсов и разработанных моделей  финансового состояния при разнообразных  вариантах использования ресурсов;

- разрабатывать конкретные  мероприятия, направленные на  более эффективное использование  финансовых ресурсов и укрепление  финансового состояния предприятия.

Для оценки устойчивости финансового  состояния предприятия используется система показателей, характеризующих  изменения:

- структуры капитала предприятия  по его размещению и источникам образования;

- эффективности и интенсивности  использования капитала;

- платежеспособности и  кредитоспособности предприятия;

- запаса финансовой устойчивости  предприятия. [8]

Анализ финансового состояния  предприятия основывается главным  образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса  в условиях инфляции сложно привести к сопоставимому виду. Относительные  показатели финансового состояния  анализируемого предприятия можно  сравнить:

- с общепринятыми «нормами»  для оценки степени риска и  прогнозирования возможности банкротства;

- с аналогичными данными  других предприятий, что позволяет  выявить сильные и слабые стороны  предприятия и его возможности;

- с аналогичными данными  за предыдущие годы для изучения  тенденции улучшения или ухудшения  финансового состояния предприятия.

Анализом финансового  состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы  – с целью изучения эффективности  использования ресурсов; банки – для оценки условий кредитования и определения степени риска; поставщики – для своевременного получения платежей; налоговые инспекции – для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний. [10]

Внутренний анализ проводится службами предприятия, его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового  состояния предприятия. Его цель – обеспечить планомерное поступление  денежных средств и разместить собственные  и заемные средства таким образом, чтобы получить максимальную прибыль  и исключить банкротство.

Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими  органами на основе публикуемой отчетности. Его цель – установить возможность  выгодного вложения средств, чтобы  обеспечить максимум прибыли и исключить  потери.

Внешний анализ имеет следующие  особенности:

- множество субъектов  анализа, пользователей информацией  о деятельности предприятия;

- разнообразие целей и  интересов субъектов анализа;

- наличие типовых методик,  стандартов учета и отчетности;

- ориентация анализа только  на внешнюю отчетность;

- ограниченность задач  анализа при использовании только  внешней отчетности;

- максимальная открытость  результатов анализа для пользователей  информации о деятельности предприятия.

Как известно, предприятие  – сложное формирование, состоящее  из партнерских групп, находящихся  в тесном взаимном общении. Среди  партнерских групп можно выделить основные и не основные.

Основные партнерские  группы заинтересованы в успехах  предприятия, так как от этого  находится в прямой зависимости  их благополучие. [12]

К не основным партнерским  группам относятся группы, опосредованно  заинтересованные в успехах предприятия  – страховые компании, аудиторские  и юридические фирмы и т. д.

Практика финансового  анализа уже выработала методику анализа финансовых отчетов. Можно  выделить шесть основных видов анализа:

- горизонтальный (временной)  анализ – сравнение каждой  позиции отчетности с предыдущим  периодом;

- вертикальный (структурный)  анализ – определение структуры  финансовых показателей;

- трендовый анализ –  сравнение каждой позиции отчетности  с рядом предшествующих периодов  и определение тренда, то есть  основной тенденции динамики  показателя, очищенного от случайных  влияний и индивидуальных особенностей  отдельных периодов;

- анализ относительных  показателей (финансовых коэффициентов) – расчет числовых отношений различных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей; [14]

- сравнительный анализ, который  делится на: внутрихозяйственный  – сравнение основных показателей  предприятия и дочерних предприятий,  подразделений; межхозяйственный – сравнение показателей предприятия с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми; факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель.

Основными составляющими  финансового анализа предприятия  являются:

- общий анализ;

- анализ финансовой устойчивости;

- анализ ликвидности баланса;

- анализ коэффициентов  финансового состояния;

- анализ финансовых результатов.

 

 

1.4. Методика анализа финансового состояния предприятия

 

Методика анализа финансового состояния предприятия включает следующие блоки:

  • анализ финансовой устойчивости предприятия;
  • анализ ликвидности баланса;
  • анализ внеоборотных активов.
  1. Анализ финансовой устойчивости предприятия. Финансовая устойчивость организации определяется взаимосвязанными показателями, характеризующими наличие собственных оборотных активов, обязательств и имущества.

Финансовая устойчивость предприятия — это такое состояние  финансовых ресурсов предприятия, при  котором оно способно обеспечить непрерывный производственный процесс, расширение хозяйственной деятельности и не испытывать трудностей с финансированием.

Анализ финансовой устойчивости производиться при помощи баланса  предприятия (форма 1) и осуществляется методом сопоставления размеров и структуры его активов и пассивов. В отношении финансовой устойчивости выделяют такие виды:

  1. Абсолютная финансовая устойчивость означает, что в структуре пассивов предприятия нет заемных средств. Такая финансовая устойчивость практически не встречается.
  2. Нормальная финансовая устойчивость — это состояние в котором предприятие обеспечивает свою деятельность собственным капиталом и долгосрочными обязательствами
  3. Предприятие становится финансово неустойчивым, когда предприятие становится зависимым от краткосрочных займов для финансирования деятельности (долгосрочные уже никто не дает)
  4. Критическая финансовая устойчивость возникает, когда хозяйственная деятельность предприятия не обеспечивается источниками формирования пассивов и предприятие пребывает на гране банкротства.

Информация о работе Теоретические основы анализа финансового состояния предприятия