Теоретические основы исчисления и уплаты НДС при экспортно-импортных операциях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть механизм исчисления и уплаты НДС при экспортно-импортных операциях.
Задачи:
- рассмотреть порядок исчисления и уплаты НДС при импортных операциях.
- проанализировать порядок и методы определения стоимости товара.
- рассмотреть порядок исчисления и уплаты НДС при экспортных операциях.
- определить возможности и пути совершенствования системы налогового регулирования экспортно-импортной деятельности в России.

Файлы: 1 файл

мой курс.docx

— 64.17 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

По мере интеграции России в мировое хозяйство, все более  важным и результирующим фактором ее экономической жизни становятся экспортно-импортные операции. В  сферу международной торговли вовлекается  все больше предприятий, подчиняющиеся  в своей деятельности законам  мировой экономики и самостоятельного освоения внешнего рынка. Государство  использует налоги в качестве важнейшего инструмента государственного регулирования  и стимулирования. Поэтому вопрос о дальнейшем совершенствовании  системы налогового регулирования  экспортно-импортных операций выступает  необходимым и обязательным условием эффективного государственного регулирования  внешней торговли.

С момента появления первых письменных свидетельств о налогах и до настоящего времени это общественное явление  характеризуется как область  острых разногласий между представителями  власти - сборщиками налогов, и лицами, обязанными их платить. Налоги с незапамятных времен были наихудшим из зол, которое  только может выпасть на долю человека. Особенно негативно налоги воспринимаются в экономически неразвитых государствах, правительства которых осуществляют траты, несоизмеримые с величиной созданного валового продукта.

Косвенные налоги, в том числе  НДС, не связанные непосредственно  с эффективностью труда и капитала, при непродуманной налоговой  политике государства могут не только не способствовать росту экономики, но и привести к её затяжному спаду. С другой стороны, косвенное налогообложение  необходимо для полноценного формирования бюджета, а потому присуще в разной степени всем странам мира.

Взимание НДС в процессе экспортно-импортных операций оказывает кроме того существенное влияние на внешнеэкономическую деятельность государства.

Налогообложение внешнеторговых операций приобрело в последние  годы особую значимость для отечественной  экономики, особенно возросла его фискальная роль. По данным Таможенной статистики, методы налогового регулирования экспортно-импортных  операций становятся важным инструментом влияния на конкуренцию на внутреннем рынке, в связи, с чем чрезвычайно  актуальны вопросы о путях  интеграции отечественной экономики  в мировое хозяйство, комплексной  разработки эффективной политики в  сфере регулирования внешней  торговли, концептуальных подходов стратегии  развития налогообложения экспортно-импортных  комплексных операций. Все это  свидетельствует о чрезвычайной важности научного решения проблем  в сфере налогового регулирования  экспортно-импортных операций. Роль налогового регулирования экспортно-импортных операций в экономике современного государства обусловила внимание к исследованию проблемы функционирования налогов при операциях экспорта и импорта. Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы настоящей работы, что определило цель, задачи и предмет исследования.

Цель курсовой работы: рассмотреть  механизм исчисления и уплаты НДС  при экспортно-импортных операциях.

Задачи:

- рассмотреть порядок исчисления и уплаты НДС при импортных операциях.

- проанализировать порядок и методы определения стоимости товара.

- рассмотреть порядок исчисления и уплаты НДС при экспортных операциях.

- определить возможности и пути совершенствования системы налогового регулирования экспортно-импортной деятельности в России.

Объектом исследования выступает  действующая система налогообложения  экспортно-импортных операций в  Российской Федерации.

При подготовке курсовой работы использовались работы ведущих российских ученых и зарубежных исследователей в области теории и практики проблем налогообложения экспортно-импортных операций, а также положения Налогового кодекса, Таможенного кодекса, опубликованные материалы Минфина РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы исчисления и уплаты НДС при экспортно-импортных операциях

    1. Исчисление и уплата НДС при импорте товаров    

 

Под импортом товаров понимают их ввоз на таможенную территорию России из-за границы без обязательства  об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется  в момент пересечения товаром  таможенной границы Российской Федерации.

Если организация приобретает  товары за границей Российской Федерации, то при осуществлении ввоза таких  товаров на таможне нужно будет  уплатить НДС. Одной из особенностей данного налога является то, что  он взимается в качестве обычного налога и в качестве таможенного платежа.

Объектом налогообложения  является ввоз товаров на территорию Российской Федерации  и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией (статья 146 НК РФ).

Налогоплательщиками НДС  на таможне являются лица, признаваемые налогоплательщиками в связи  с перемещением товаров через  таможенную границу Таможенного  союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством  Таможенного союза и законодательством  Российской Федерации о таможенном деле (статья 143 НК РФ).

НДС уплачивается непосредственно  декларантом (лицо, заключившее внешнеэкономическую  сделку, либо от имени, по поручению которого эта сделка заключена, либо лицо, имеющее право владения, пользования и/или распоряжения товарами при отсутствии внешнеэкономической сделки) либо иными лицами в соответствии со статьей 79 Таможенного Кодекса РФ.

Любое заинтересованное лицо вправе уплатить НДС, за исключением  случаев, предусмотренных Таможенным кодексом РФ.

Таким образом, плательщиками  НДС по внешнеэкономическим сделкам  являются:

  1. Организации
  2. Индивидуальные предприниматели
  3. Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями – в отношении превышения нормы ввоза товаров для личного пользования Соглашение Правительств от 18 июня 2010г.

Физическое лицо обязано заполнить таможенную декларацию (в соответствии со статьей 355 Таможенного Кодекса РФ).

Однако, если у физического лица отсутствует декларация в отношении сопровождаемого багажа предполагается, что ввозятся товары, стоимости которых соответствуют предельным нормам, в отношении которых действует освобождение от уплаты таможенных пошлин, налога.

Освобождение от исполнения обязанности  налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ не применяется.

Ставки (статья 164 НК РФ):

10% - в соответствии с ЕТН ВЭД ТС (Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза) по:

- продовольственным товарам  (Постановление Правительства от 31 декабря 2004г. №908);

- по товарам для детей  по перечню (Постановление Правительства  от 31 декабря 2004г. №908);

- периодических печатных  изданий, за исключением периодических  печатных изданий рекламного  или эротического характера, книжной  продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением  книжной продукции рекламного  и эротического характера (Постановление  Правительства от 23 января 2003г. №41);

- следующих медицинских  товаров отечественного и зарубежного  производства (Постановление Правительства  от 15 сентября 2008г. №688):

а) лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного  изготовления;

б) изделий медицинского назначения.

В отношении иных товаров, работ, услуг применяется ставка НДС в размере 18 %.

Налоговая база для исчисления НДС (статья160 НК РФ) при ввозе товаров на таможенную территорию РФ определяется как сумма:

- таможенной стоимости  товаров;

- подлежащей уплате таможенной  пошлины;

- подлежащих уплате акцизов  (по подакцизным товарам и подакцизному  минеральному сырью).

При освобождении от уплаты таможенных пошлин или акцизов в  налоговую базу для исчисления НДС условно начисленные суммы таможенных пошлин и акцизов не включаются.

В случае освобождения от уплаты НДС, для целей учета в налоговую  базу для исчисления включаются условно  начисленные суммы таможенных пошлин и акцизов.

При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации продуктов  переработки товаров, ранее вывезенных с нее для переработки вне  таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом переработки  вне таможенной территории, налоговая  база определяется как стоимость такой переработки (статья 262 Таможенного Кодекса РФ).

Сезонные и особые пошлины  не отнесены к таможенным платежам (статья 70 Таможенного Кодекса РФ).

В связи с этим они не должны рассматриваться как часть  налоговой базы при расчете НДС  по ввозимым товарам (основание –  п.2 Письма ФТС от 10 ноября 2011г. №11/54409).

Налоговая база определяется отдельно по каждой группе товаров  одного наименования, вида и марки, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации.

Если в составе одной  партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров присутствуют как подакцизные товары (подакцизное  минеральное сырье), так и неподакцизные  товары и минеральное сырье, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров.

Налоговая база определяется в аналогичном порядке в случае, если в составе партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации  товаров присутствуют продукты переработки  товаров, ранее вывезенных с таможенной территории РФ для переработки вне  таможенной территории Российской Федерации.

НДС в отношении товаров, облагаемых ввозными таможенными пошлинами  и акцизами, исчисляется по следующей  формуле:

 

Сндс = (ТжСт+ ТжП+ A) × H,

 

где Сндс - сумма НДС;

       ТжСт - таможенная стоимость ввозимого товара;

       ТжП- сумма ввозной таможенной пошлины;

       A - сумма акциза;

       Н - ставка НДС в процентах.

НДС в отношении товаров, облагаемых ввозными таможенными пошлинами  и не облагаемых акцизами, исчисляется  по формуле:

 

Сндс = (ТжСт + ТжпП) × Н,

где   Сндс - сумма НДС;

        ТжСт - таможенная стоимость ввозимого товара;

        ТжП- сумма ввозной таможенной пошлины;

        Н - ставка НДС в процентах.

НДС в отношении товаров, не облагаемых ввозными таможенными  пошлинами и акцизами, исчисляется  по формуле:

 

Сндс = ТжСт × Н,

где Сндс - сумма НДС;

       ТжСт - таможенная стоимость ввозимого товара;

       Н – ставка НДС в процентах.

НДС в отношении товаров, не облагаемых ввозными таможенными  пошлинами, но подлежащих обложению  акцизами, исчисляется по формуле:

 

Сндс = (ТжСт + А) × Н,

где Сндс - сумма НДС;

       ТжСт - таможенная стоимость ввозимого товара;

       A - сумма акциза;

        Н - ставка НДС в процентах.

Общая сумма НДС при  ввозе товаров на таможенную территорию РФ исчисляется как соответствующая  налоговой ставке процентная доля налоговой  базы.

Если налоговая база определяется отдельно по каждой группе ввозимых товаров, по каждой из указанных налоговых  баз сумма НДС исчисляется  отдельно. При этом общая сумма  НДС исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов  на добавленную стоимость, исчисленных  отдельно по каждой из таких налоговых  баз.

Перечень товаров, освобождаемых  от налогообложения при ввозе на территорию РФ (статья 150 НК РФ):

1) товары (за исключением подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья), ввозимые в качестве безвозмездной помощи (содействия) РФ, согласно порядку, устанавливаемому Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) РФ и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) РФ»;

2) важнейшей и жизненно  необходимой медицинской техники:

- протезно-ортопедических  изделий, сырья и материалов  для их изготовления и полуфабрикатов к ним;

- технических средств,  включая автомототранспорт, материалов, которые могут быть использованы  исключительно для профилактики  инвалидности или реабилитации  инвалидов;

- очков (за исключением  солнцезащитных), линз и оправ  для очков (за исключением солнцезащитных);

- а также сырья и  комплектующих изделий для их  производства 3) материалов для изготовления  медицинских иммунобиологических  препаратов для диагностики, профилактики  и (или) лечения инфекционных  заболеваний (Постановление Правительства  от 17 января 2002г.№19, от 21 декабря 2000г.  №998, от 28 марта 2001г. №240);

Информация о работе Теоретические основы исчисления и уплаты НДС при экспортно-импортных операциях