Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:13, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть механизм исчисления и уплаты НДС при экспортно-импортных операциях.
Задачи:
- рассмотреть порядок исчисления и уплаты НДС при импортных операциях.
- проанализировать порядок и методы определения стоимости товара.
- рассмотреть порядок исчисления и уплаты НДС при экспортных операциях.
- определить возможности и пути совершенствования системы налогового регулирования экспортно-импортной деятельности в России.
3.1 Проблемы, связанные
с применением налогового
Одной из главных проблем связанной с налогообложением ВЭД, является использование схем для незаконного возмещения НДС из федерального бюджета. Основной причиной, обуславливающей рост объемов возмещения сумм НДС по экспортным операциям, а также увеличения количества предприятий, использующих схемы для незаконного возмещения НДС из федерального бюджета, является наличие большого количества неясностей в действующем законодательстве.
В настоящее время сложилась определенная практика по выявлению и пресечению криминальных схем, направленных на возмещение налога.
При проведении налоговым органом
контрольных мероприятий, направленных
на подтверждение обоснованности применения
налогоплательщиком при реализации
товара ставки 0%, предусмотренной подпунктом
1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса
РФ, выявляется достаточно большое
количество фактов, позволяющих говорить
о недобросовестности экспортера. Установление
таких фактов не представляет сложности,
и налоговый орган выявленные
факты берет за основу при вынесении
решения об отказе в возмещении из
федерального бюджета сумм НДС по
экспортным операциям. Однако в случае
обращения налогоплательщика в
суд с исковым заявлением о
признании недействительным вынесенного
налоговым органом решения
Как было сказано выше кодексом
дан исчерпывающий перечень документов,
необходимых для подтверждения обоснованности
применения налоговой ставки 0%. Статья
165 НК РФ устанавливает, что при подаче
в налоговый орган налоговой декларации
по оборотам, облагаемым по ставке 0%, налогоплательщик
обязан представить следующие документы:
1) контракт (копию
контракта) налогоплательщика с иностранным
лицом-покупателем на поставку товара
за пределы таможенной территории РФ;
2) выписку банка,
подтверждающую фактическое поступление
денежных средств от иностранного лица-покупателя
на счет налогоплательщика;
3) грузовую таможенную
декларацию с отметками таможенного органа;
4) копии транспортных,
товаросопроводительных документов с
отметками пограничных таможенных органов,
подтверждающие вывоз товара за пределы
РФ.
В случае, если экспорт товаров осуществляется через комиссионера, поверенного либо агента по договору комиссии, поручения либо агентскому договору, помимо вышеуказанных документов налогоплательщику необходимо представить соответствующий договор.
После предоставления декларации и необходимого пакета документов в соответствии с требованиями статьи 176 НК РФ налоговым органом проводится проверка обоснованности применения ставки 0%.
В настоящее время при
Кодексом предъявляются
Необходимо заметить, что сложность
проверки документов, предоставленных
экспортером, заключается в том,
что зачастую поставщики, комиссионер
(если товар отправляется на экспорт
по договору комиссии), банки, в которых
обслуживаются участники
Пример. При проведении контрольных мероприятий в отношении предприятия-экспортера налоговым органом было установлено, что в цепи поставщиков экспортируемого товара отсутствует первоначальный поставщик, т. е. предприятие, у которого изначально был приобретен товар. По указанному в учредительных документах адресу оно не находится, место его фактического расположения также не известно, а в налоговый орган по почте представляется нулевая отчетность. Кроме того, было выявлено отсутствие производителя товара. Однако суд указал, что это может являться только косвенным доказательством недобросовестности экспортера, поскольку действующим законодательством не предусмотрена обязанность юридического лица проверять состоятельность своих контрагентов, и они не несут ответственности за действия третьих лиц, а дополнительным доказательством наличия экспортируемого товара служит отсутствие со стороны иностранного лица-покупателя каких-либо претензий.
Кроме того, у налогового органа отсутствует
четкое законодательное указание на
возможность использования
При этом ни у одного из участников данной сделки на начало операционного дня на счетах не было достаточных средств для проведения расчетов. Кроме того, каких-либо денежных средств от иных юридических лиц со ссудных счетов банков участникам сделки не поступало. На конец операционного дня также ни у одного из участников сделки не осталось денежных средств. Таким образом, банком были исполнены платежные поручения, не обеспеченные достаточными денежными средствами, в результате чего предприятие экспортную выручку фактически не получило.
Принимая во внимание последнее обстоятельство, суд отказал экспортеру в удовлетворении исковых требований, так как в данном случае нарушено основное требование, предъявляемое законом для возмещения НДС, а именно непоступление экспортной выручки.
Практика показывает, что при
проведении контрольных мероприятий
обычно не удается установить каких-либо
нарушений в составлении
Как указано выше, в соответствии со статьей 165 НК РФ для подтверждения поступления экспортной выручки налогоплательщик предоставляет в налоговый орган выписку банка, которая подтверждает зачисление экспортной выручки от иностранного лица-покупателя. Таким образом, наиболее эффективным направлением контрольных мероприятий налогового органа является установление источника возникновения экспортной выручки.
Приведенный пример — это только единичный случай, связанный с возмещением экспортного НДС. Однако, как показывает практика, используемые недобросовестными экспортерами схемы в своем большинстве имеют общие черты, и все они строятся на пробелах действующего законодательства.
Таким образом, совместные действия налоговых,
таможенных, правоохранительных органов,
направленные на выявление и пресечение
незаконного возмещения налога на добавленную
стоимость по экспортным операциям,
недостаточны. Для наиболее эффективной
борьбы с преступлениями в этой сфере
в настоящее время назрела
серьезная необходимость
3.2 Перспективы развития налогового законодательства в сфере ВЭД
В ближайшей перспективе особую значимость приобретут вопросы реализации эффективной государственной политики содействия экспорту, направленной на его рост, диверсификацию и улучшение товарной структуры.
В целях содействия экспорту необходимо реализовать следующие мероприятия :
- усилить межведомственную
координацию в сфере
- обеспечить эффективное
функционирование системы
- обеспечить поддержку
участия российских
- активизировать работу
по привлечению российских
- улучшить транспортное
обслуживание внешней торговли,
особенно экспортных операций, путем
установления благоприятных
- осуществлять меры
- обеспечить запуск системы
внешнеторговой информации, объединяющей
информационные массивы
- обеспечить более широкое
привлечение к работе
- активно содействовать
продвижению российских
Важнейшим направлением деятельности
государства в области
В этой связи необходимо активизировать работу по отмене дискриминационных ограничений, сохраняющихся и вводимых в отдельных зарубежных странах в отношении российского экспорта, в том числе используя принцип взаимности.
Для этих целей следует также эффективнее использовать возможности членства России в международных экономических организациях.
Российская экономика, характеризуемая
сравнительно низкой конкурентоспособностью,
еще длительное время будет нуждаться
в разумной протекционистской политике.
Поэтому принятие Россией обязательств
по облегчению доступа на внутренний
рынок товаров и услуг должно
сопровождаться мерами по повышению
конкурентоспособности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При импорте товара у покупателя возникает объект налогообложения НДС. Исключение сделано лишь для некоторых категорий товаров (они перечислены в ст. 150 НК РФ). Порядок уплаты НДС на таможне регламентируется гл. 29 Таможенного кодекса РФ и Инструкцией ГТК России от 7 февраля 2001 г. № 131 (в редакции последующих изменений). НДС уплачивается организацией вместе с таможенными пошлинами на таможне. Фактически уплаченную покупателем при ввозе товаров на таможенную территорию России сумму НДС организация имеет право принять к вычету после принятия на учет указанных товаров и при наличии документов, подтверждающих уплату НДС. Основанием для вычета будет являться таможенная декларация и платежное поручение, подтверждающее уплату НДС.
Наиболее важными моментами при исчислении и уплате НДС при импорте являются:
1. НДС на таможне нужно
заплатить в особом порядке:
не по итогам того налогового
периода (квартала), в котором
товары были ввезены в Россию,
а в составе авансовых
Информация о работе Теоретические основы исчисления и уплаты НДС при экспортно-импортных операциях