Теоретические основы исчисления и уплаты НДС при экспортно-импортных операциях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть механизм исчисления и уплаты НДС при экспортно-импортных операциях.
Задачи:
- рассмотреть порядок исчисления и уплаты НДС при импортных операциях.
- проанализировать порядок и методы определения стоимости товара.
- рассмотреть порядок исчисления и уплаты НДС при экспортных операциях.
- определить возможности и пути совершенствования системы налогового регулирования экспортно-импортной деятельности в России.

Файлы: 1 файл

мой курс.docx

— 64.17 Кб (Скачать файл)

3.1 Проблемы, связанные  с применением налогового законодательства  в сфере ВЭД  

 

Одной из главных проблем связанной с налогообложением ВЭД, является использование схем для незаконного возмещения НДС из федерального бюджета. Основной причиной, обуславливающей рост объемов возмещения сумм НДС по экспортным операциям, а также увеличения количества предприятий, использующих схемы для незаконного возмещения НДС из федерального бюджета, является наличие большого количества неясностей в действующем законодательстве.

В настоящее время сложилась  определенная практика по выявлению  и пресечению криминальных схем, направленных на возмещение налога.

При проведении налоговым органом  контрольных мероприятий, направленных на подтверждение обоснованности применения налогоплательщиком при реализации товара ставки 0%, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса  РФ, выявляется достаточно большое  количество фактов, позволяющих говорить о недобросовестности экспортера. Установление таких фактов не представляет сложности, и налоговый орган выявленные факты берет за основу при вынесении  решения об отказе в возмещении из федерального бюджета сумм НДС по экспортным операциям. Однако в случае обращения налогоплательщика в  суд с исковым заявлением о  признании недействительным вынесенного  налоговым органом решения возникают  определенные проблемы. Они заключаются  в сборе доказательств факта  применения налогоплательщиком схемы, направленной на незаконное возмещение налога на добавленную стоимость.

Как было сказано выше кодексом дан исчерпывающий перечень документов, необходимых для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0%. Статья 165 НК РФ устанавливает, что при подаче в налоговый орган налоговой декларации по оборотам, облагаемым по ставке 0%, налогоплательщик обязан представить следующие документы:  
        1) контракт (копию контракта) налогоплательщика с иностранным лицом-покупателем на поставку товара за пределы таможенной территории РФ;  
        2) выписку банка, подтверждающую фактическое поступление денежных средств от иностранного лица-покупателя на счет налогоплательщика; 
        3) грузовую таможенную декларацию с отметками таможенного органа;  
        4) копии транспортных, товаросопроводительных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающие вывоз товара за пределы РФ.

В случае, если экспорт товаров осуществляется через комиссионера, поверенного либо агента по договору комиссии, поручения либо агентскому договору, помимо вышеуказанных документов налогоплательщику необходимо представить соответствующий договор.

После предоставления декларации и  необходимого пакета документов в соответствии с требованиями статьи 176 НК РФ налоговым  органом проводится проверка обоснованности применения ставки 0%.

В настоящее время при рассмотрении арбитражным судом дел о возмещении НДС по экспортным операциям сложилась  практика, когда суд формально  подходит к данному вопросу, зачастую исходя из того, что порядок возмещения экспортного НДС, установленный  Кодексом, носит уведомительный характер. Суд, таким образом, установив соответствие пакета документов, представленных экспортером  в налоговый орган, требованиям  статьи 165 НК РФ, занимает сторону налогоплательщика, при этом не принимая во внимание никаких доводов налогового органа.

Кодексом предъявляются строгие  требования к процедуре возмещения экспортного НДС. На проверку документов, предоставленных экспортером, отводится три месяца. В течение этого времени налоговый орган обязан вынести решение о возмещении (либо отказе в возмещении) налога и в течение 10 дней уведомить налогоплательщика о принятом решении. Если в этот срок такое решение не принято или о нем не сообщено в установленный срок налогоплательщику, то налоговый орган обязан принять решение о возмещении налога. Причем закон не дает права увеличения этого срока ни при каких обстоятельствах.

Необходимо заметить, что сложность  проверки документов, предоставленных  экспортером, заключается в том, что зачастую поставщики, комиссионер (если товар отправляется на экспорт  по договору комиссии), банки, в которых  обслуживаются участники сделки, находятся в разных регионах РФ. Поэтому для того, чтобы проследить движение товара (установить фактическое  его наличие) и движение денежных средств, в некоторых случаях  требуется намного больше времени, чем отведено законом.

Пример. При проведении контрольных мероприятий в отношении предприятия-экспортера налоговым органом было установлено, что в цепи поставщиков экспортируемого товара отсутствует первоначальный поставщик, т. е. предприятие, у которого изначально был приобретен товар. По указанному в учредительных документах адресу оно не находится, место его фактического расположения также не известно, а в налоговый орган по почте представляется нулевая отчетность. Кроме того, было выявлено отсутствие производителя товара. Однако суд указал, что это может являться только косвенным доказательством недобросовестности экспортера, поскольку действующим законодательством не предусмотрена обязанность юридического лица проверять состоятельность своих контрагентов, и они не несут ответственности за действия третьих лиц, а дополнительным доказательством наличия экспортируемого товара служит отсутствие со стороны иностранного лица-покупателя каких-либо претензий.

Кроме того, у налогового органа отсутствует  четкое законодательное указание на возможность использования материалов встречных проверок как средства доказывания совершения налогового правонарушения, да и сама процедура встречной проверки в НК РФ прописана недостаточно четко. Суду также были предоставлены результаты контрольных мероприятий, направленных на установление движения денежных средств по счетам участников сделки в банках. Из этих документов следовало, что все расчеты (иностранное лицо-покупатель — экспортер-поставщик — поставщик) прошли в один операционный день, а денежные средства в этот же день возвратились к иностранному лицу-покупателю.

При этом ни у одного из участников данной сделки на начало операционного  дня на счетах не было достаточных  средств для проведения расчетов. Кроме того, каких-либо денежных средств от иных юридических лиц со ссудных счетов банков участникам сделки не поступало. На конец операционного дня также ни у одного из участников сделки не осталось денежных средств. Таким образом, банком были исполнены платежные поручения, не обеспеченные достаточными денежными средствами, в результате чего предприятие экспортную выручку фактически не получило.

Принимая во внимание последнее  обстоятельство, суд отказал экспортеру в удовлетворении исковых требований, так как в данном случае нарушено основное требование, предъявляемое  законом для возмещения НДС, а  именно непоступление экспортной выручки.

Практика показывает, что при  проведении контрольных мероприятий  обычно не удается установить каких-либо нарушений в составлении контрактов, оформлении грузовой таможенной декларации или в транспортных, товаросопроводительных документах, поскольку товар действительно  пересекает таможенную границу. Однако в настоящее время львиная  доля экспортируемого товара имеет  сильно завышенную цену. Таким образом, встает вопрос о фактической оплате товара иностранцем-покупателем.

Как указано выше, в соответствии со статьей 165 НК РФ для подтверждения  поступления экспортной выручки  налогоплательщик предоставляет в  налоговый орган выписку банка, которая подтверждает зачисление экспортной выручки от иностранного лица-покупателя. Таким образом, наиболее эффективным направлением контрольных мероприятий налогового органа является установление источника возникновения экспортной выручки.

Приведенный пример — это только единичный случай, связанный с  возмещением экспортного НДС. Однако, как показывает практика, используемые недобросовестными экспортерами схемы  в своем большинстве имеют  общие черты, и все они строятся на пробелах действующего законодательства.

Таким образом, совместные действия налоговых, таможенных, правоохранительных органов, направленные на выявление и пресечение незаконного возмещения налога на добавленную  стоимость по экспортным операциям, недостаточны. Для наиболее эффективной  борьбы с преступлениями в этой сфере  в настоящее время назрела  серьезная необходимость совершенствования  правового регулирования.

 

3.2 Перспективы развития налогового законодательства в сфере ВЭД

 

В ближайшей перспективе  особую значимость приобретут вопросы  реализации эффективной государственной  политики содействия экспорту, направленной на его рост, диверсификацию и улучшение  товарной структуры.

В     целях  содействия экспорту необходимо реализовать следующие  мероприятия :

- усилить межведомственную  координацию в сфере содействия  экспорту и сосредоточить основные  функции в этой области в  специально уполномоченном федеральном  органе исполнительной власти;

- обеспечить эффективное  функционирование системы государственного  страхования и гарантирования  экспортных кредитов;

- обеспечить поддержку  участия российских организаций  в сооружении промышленных объектов  за рубежом и расширения поставок  комплектного оборудования, в том числе на основе межправительственных соглашений с предоставлением кредитов;

- активизировать работу  по привлечению российских предприятий  к участию в международной  выставочно-ярмарочной деятельности;

- улучшить транспортное  обслуживание внешней торговли, особенно экспортных операций, путем  установления благоприятных тарифов  по регулируемым государством  транспортным перевозкам, расширения  строительства экспортных транспортных  магистралей, портов и портовых  сооружений и т.п.;

- осуществлять меры государственной  поддержки отечественных перевозчиков  с целью увеличения их доли  при транспортировке внешнеторговых  грузов;

- обеспечить запуск системы  внешнеторговой информации, объединяющей  информационные массивы уполномоченных  федеральных органов исполнительной  власти, их региональных представительств, а также зарубежных торговых  представительств России и обеспечивающей  доступ к ним в режиме реального  времени заинтересованных участников  ВЭД;

- обеспечить более широкое  привлечение к работе межправительственных  комиссии по торгово-экономическому  сотрудничеству представителей  регионов, отраслевых союзов и  ассоциаций производителей и  экспортеров, банков, предприятий  и коммерческих структур, активно  сотрудничающих со страной-партнером;

- активно содействовать  продвижению российских товаров,  услуг и капитала за рубежом,  поддерживать участие российского  бизнеса в перспективных международных  проектах.

Важнейшим направлением деятельности государства в области стимулирования экспорта является создание более благоприятных  условий для доступа российских товаров на внешние рынки.

В этой связи необходимо активизировать работу по отмене дискриминационных  ограничений, сохраняющихся и вводимых в отдельных зарубежных странах в отношении российского экспорта, в том числе используя принцип взаимности.

Для этих целей следует  также эффективнее использовать возможности членства России в международных  экономических организациях.

Российская экономика, характеризуемая  сравнительно низкой конкурентоспособностью, еще длительное время будет нуждаться  в разумной протекционистской политике. Поэтому принятие Россией обязательств по облегчению доступа на внутренний рынок товаров и услуг должно сопровождаться мерами по повышению  конкурентоспособности отечественного производства и совершенствованию  механизмов защиты национальных товаропроизводителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последнее время все  больше организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляют импортные  и экспортные операции. Налогообложение  таких операций имеет определенную специфику.

При импорте товара у покупателя возникает объект налогообложения  НДС. Исключение сделано лишь для некоторых категорий товаров (они перечислены в ст. 150 НК РФ). Порядок уплаты НДС на таможне регламентируется гл. 29 Таможенного кодекса РФ и Инструкцией ГТК России от 7 февраля 2001 г. № 131 (в редакции последующих изменений). НДС уплачивается организацией вместе с таможенными пошлинами на таможне. Фактически уплаченную покупателем при ввозе товаров на таможенную территорию России сумму НДС организация имеет право принять к вычету после принятия на учет указанных товаров и при наличии документов, подтверждающих уплату НДС. Основанием для вычета будет являться таможенная декларация и платежное поручение, подтверждающее уплату НДС.

Наиболее важными моментами  при исчислении и уплате НДС при  импорте являются:

1. НДС на таможне нужно  заплатить в особом порядке:  не по итогам того налогового  периода (квартала), в котором  товары были ввезены в Россию, а в составе авансовых платежей. Пока НДС не будет заплачено,  товар таможенники вам не отдадут.  При этом заплатить налог нужно  не позднее 15 дней после того, как товар поступил на таможню. 

Информация о работе Теоретические основы исчисления и уплаты НДС при экспортно-импортных операциях