Теории международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение системы государственного контроля в целом и организации текущего контроля за расходованием средств федерального бюджета, осуществляемого органами Федерального казначейства в частности, а также предложение мероприятий по совершенствованию финансового контроля за исполнением федерального бюджета по расходованию средств.

Содержание работы

Введение…………………………………………….…………….……………............3
Глава 1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля
1.1 Сущность и виды финансового контроля……………………………………….…4
1.2 Цели и задачи государственного финансового контроля ………………….….….5
1.3 Предмет и метод государственного финансового контроля ……………………..8
1.4 Формы государственного финансового контроля……….……………………….11
1.5 Принципы государственного финансового контроля ……………….….……….12
Глава 2. Централизованные и децентрализованные внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ
2.1 Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов ………………….14
2.2 Государственные внебюджетные фонды………………………………………….17
2.2.1 Общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов………………………………………………………………………………………..17
2.2.2 Порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов………………………………………………………………………18
2.2.3 Доходы и расходы государственных внебюджетных фондов………….………20
2.2.4 Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов………..........21
2.2.5 Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов………………………………………………………………………………………...22
Глава 3. Эффективность финансового контроля
3.1 Эффективность финансового контроля……………………………………………23
Заключение……………….…………………………………….……………..………….26
Список используемой литературы…………………………………..……….………....27

Файлы: 1 файл

ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

2. Обследование в отличие от  проверки охватывает более широкий  спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.

3. Надзор производится контролирующими  органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот  или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими  установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за  собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России - за страховыми фирмами.

4. Анализ финансового состояния  как разновидность финансового  контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

5. Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

6. Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности - для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

Комплексная ревизия охватывает все  стороны хозяйственной и финансовой деятельности объекта контроля, а  ее содержательная часть соответствует подходам, применимым к ревизии. Другой отличительной чертой комплексной ревизии является охват ею всех уровней управления: министерство -- ведомство -- предприятие (выборочно). Результатом ее являются не только выводы, но и предложения по улучшению не только финансово-хозяйственной, но и производственной деятельности объекта контроля.

1.4 Формы государственного финансового  контроля

По времени проведения различают  предварительный, текущий и последующий  контроль.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль носит предупреждающий характер. Он важен, когда вводятся новые важные нормативные акты по регулированию финансовой деятельности экономических субъектов. Это способствует предупреждению многих ошибок в будущем.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, например, в результате неправильного начисления новых налогов. Обычно текущий контроль, как и предварительный, не носит репрессивного характера.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля

1.5 Принципы государственного финансового  контроля

Поскольку финансовый контроль является одной из функций управления, то ему присущи общие принципы управления, на которых базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно с преломлением содержания этих принципов применительно к функции контроля.

В этой связи можно выделить следующие  принципы.

1. Принцип плановости - он предопределяется  природой организации управления  и необходимостью целеполагания.  В этой связи субъекты контроля  проводят свою работу на основе  годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных мероприятий.

2. Принцип системности означает, что при проведении контрольных  мероприятий должны рассматриваться  все стороны объекта контроля  и вся система его взаимосвязей  по вертикали и горизонтали  структуры управления.

3. Принцип непрерывности означает, что все объекты контроля (управляемая  система) подлежат постоянно осуществляемому  субъектами контроля (управляющей  системой) предварительному оперативному  и периодическому последующему  контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности. Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий, принятие мер по корректировке деятельности по мере выявления отклонений от регламентированных значений (условий).

4. Принцип законности обусловлен Конституцией Российской Федерации, предусматривающей, что государство, все его органы (в том числе и контрольные) действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и граждан. Органы финансового контроля, их должностные лица при исполнении своих обязанностей должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и российские законы.

5. Принцип объективности предопределяет  правильное, полное и объективное  объяснение результатов контроля  на основе сопоставления содержания проверенных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении.

6. Принцип независимости устанавливает  недопустимость какого-либо силового, материального или морального воздействия на субъект контроля.

7. Принцип гласности вытекает  из сущности контроля, осуществляемого  в интересах государства. Результаты  контроля доводят до сведения  коллектива, чья деятельность проверялась,  вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях - до средств массовой информации. Гласность результатов контроля и принятых по ним решений мобилизует на устранение выявленных отрицательных факторов и обеспечение успешного выполнения возложенных на них обязанностей, воспитывает их в духе соблюдения действующих законов и положений.

8. Принцип эффективности (действенности)  контроля проявляется в своевременности  и полноте выявления отклонений  от заданного, их причин и  виновников, а также оперативности в исправлении допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба.

 

2. Централизованные и децентрализованные внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ

2.1 Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов

Внебюджетные  фонды государства представляют собой совокупность 
финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды появились  задолго до возникновения единого  центрального денежного фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением  деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов.

Множественность специальных  фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других - избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. 

С укреплением централизованного  государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных  фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал законом, и потому обязательным к исполнению.

С переходом  России к рыночной экономике появлялась необходимость в создании внебюджетных фондов. Основными причинами образования этих фондов является необходимость: 
 
• социальной защиты населения в условиях спада производства , роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга; 
 
• целевого использования средств этих фондов; 
 
• оперативного решения социальных проблем, что в силах сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти; 
 
• новых методов перераспределения средств в условиях перехода к рыночной экономике; 
 
• финансирования территориальных нужд.   

На основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР» от 10 октября 1991 года органы власти в рамках законодательства РСФСР  могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируются принципы функционирования. В современных  условиях повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин. Во - первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики. Во - вторых, эти фонды, будучи автономными от бюджета, предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. В – третьих, внебюджетные фонды могут при определенных условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита.

Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом  особенностей: 
 
· запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность; 
 
· денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет; 
 
· формируются, в основном, за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц; 
 
· страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными; 
 
· на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;   
 
· денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом; 
 
· расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченного на то органа (правление фонда). 

Внебюджетные  фонды - форма перераспределения  и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. 

В зависимости  от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на фонды экономического и социального назначения.

 

 

2.2. Государственные внебюджетные фонды

История возникновения внебюджетных государственных фондов связана  с развитием специальных видов  правительственной деятельности, для которой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными доходами. При этом специальные фонды или счета появились гораздо раньше возникновения единого государственного бюджета. Количество и перечень специальных фондов и счетов не были постоянными, тогда одни счета открывались, а другие закрывались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема таких фондов, вызванная новыми задачами и функциями, стоящими перед государством, особенно в результате появления, а затем и расширения его предпринимательской деятельности. Множественность фондов создавала определенные финансовые неудобства – в одних фондах нехватка средств, в других избыток, и требовала дополнительных расходов на управление ими. Поскольку такие счета и фонды не должны были утверждаться парламентом, то правительство могло использовать проходившие через них средства совершенно бесконтрольно.

Информация о работе Теории международной торговли