Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:14, курсовая работа
Целью работы является изучение системы государственного контроля в целом и организации текущего контроля за расходованием средств федерального бюджета, осуществляемого органами Федерального казначейства в частности, а также предложение мероприятий по совершенствованию финансового контроля за исполнением федерального бюджета по расходованию средств.
Введение…………………………………………….…………….……………............3
Глава 1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля
1.1 Сущность и виды финансового контроля……………………………………….…4
1.2 Цели и задачи государственного финансового контроля ………………….….….5
1.3 Предмет и метод государственного финансового контроля ……………………..8
1.4 Формы государственного финансового контроля……….……………………….11
1.5 Принципы государственного финансового контроля ……………….….……….12
Глава 2. Централизованные и децентрализованные внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ
2.1 Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов ………………….14
2.2 Государственные внебюджетные фонды………………………………………….17
2.2.1 Общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов………………………………………………………………………………………..17
2.2.2 Порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов………………………………………………………………………18
2.2.3 Доходы и расходы государственных внебюджетных фондов………….………20
2.2.4 Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов………..........21
2.2.5 Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов………………………………………………………………………………………...22
Глава 3. Эффективность финансового контроля
3.1 Эффективность финансового контроля……………………………………………23
Заключение……………….…………………………………….……………..………….26
Список используемой литературы…………………………………..……….………....27
2.2.1 Общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов
Вне федерального бюджета образуются
государственные фонды денежных
средств, управляемые органами государственной
власти Российской Федерации и предназначенные
для реализации конституционных
прав граждан на социальное обеспечение
по возрасту; социальное обеспечение по
болезни, инвалидности, в случае потери
кормильца, рождения и воспитания детей
и в других случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации о социальном обеспечении;
социальное обеспечение в случае безработицы;
охрану здоровья и получение бесплатной
медицинской помощи. Правовой статус,
порядок создания, деятельности и ликвидации
государственных внебюджетных фондов
определяются федеральным законом. Средства
государственных внебюджетных фондов
находятся в федеральной собственности.
Средства государственных внебюджетных
фондов не входят в состав бюджетов всех
уровней бюджетной системы Российской
Федерации и изъятию не подлежат.
2.2.2 Порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов
Проекты бюджетов государственных
внебюджетных фондов Российской Федерации
составляются органами управления внебюджетных
фондов на очередной финансовый год
и плановый период и представляются
в федеральный орган
Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации принимаются в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В случае внесения проекта бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период с дефицитом утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.
Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, внесенные Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, должны содержать показатели доходов и расходов в соответствии со статьями 146 и 147 Бюджетного Кодекса РФ.
В Государственной Думе проекты
бюджетов государственных внебюджетных
фондов Российской Федерации в течение
трех дней направляются Советом Государственной
Думы или в период парламентских каникул
Председателем Государственной Думы Президенту
Российской Федерации, в Совет Федерации,
другим субъектам права законодательной
инициативы, в комитеты Государственной
Думы для внесения замечаний и предложений,
а также в Счетную палату Российской Федерации
на заключение. Государственная Дума в
соответствии с Регламентом Государственной
Думы направляет проекты бюджетов государственных
внебюджетных фондов Российской Федерации
в комитет Государственной Думы, ответственный
за рассмотрение бюджета (далее - Комитет
по бюджету), и определяет профильные комитеты
по соответствующим проектам бюджетов
государственных внебюджетных фондов
Российской Федерации.
На пленарном заседании Государственной
Думы проекты федеральных законов о бюджетах
государственных внебюджетных фондов
Российской Федерации должны быть рассмотрены
в первом чтении до рассмотрения проекта
федерального закона о федеральном бюджете
во втором чтении.
Предметом рассмотрения
Государственная Дума рассматривает в третьем чтении проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в течение 15 дней со дня их принятия во втором чтении. При рассмотрении в третьем чтении проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период принимаются в целом. Принятые Государственной Думой федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня их принятия передаются на рассмотрение в Совет Федерации.
Внесение изменений в федеральн
Проекты бюджетов территориальных
государственных внебюджетных фондов
представляются высшими исполнительными
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации на рассмотрение
законодательных (представительных) органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации одновременно с
проектами законов субъектов Российской
Федерации о бюджетах субъектов Российской
Федерации и утверждаются в форме законов
субъектов Российской Федерации не позднее
принятия законов субъектов Российской
Федерации о бюджетах субъектов Российской
Федерации.
Порядок рассмотрения проектов законов
субъектов Российской Федерации о бюджетах
территориальных государственных внебюджетных
фондов устанавливается законами соответствующих
субъектов Российской Федерации.
Счетная палата Российской Федерации, органы государственного финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводят экспертизу проектов бюджетов соответственно государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов.
2.2.3 Доходы государственных внебюджетных фондов
Доходы государственных
В бюджеты государственных
Расходование средств
2.2.4 Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов
Исполнение бюджетов государственных
внебюджетных фондов
Исполнение бюджетов государственных
внебюджетных фондов осуществляется Федеральным
казначейством.
Отчет об исполнении бюджета государственного
внебюджетного фонда
Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на рассмотрение и утверждение законодательному (представительному) органу субъекта Российской Федерации в форме закона субъекта Российской Федерации.
2.2.5 Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов
Контроль за
исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов
осуществляется органами, обеспечивающими
контроль за исполнением бюджетов соответствующего
уровня бюджетной системы Российской
Федерации, в порядке, установленном настоящим
Кодексом для соответствующих бюджетов.
Порядок и сроки представления отчетности государственных внебюджетных фондов, в том числе публикуемой, определяются в соответствии с настоящим Кодексом для соответствующих бюджетов.
3. Эффективность финансового контроля
Эффективность финансового контроля предполагает необходимость глубокого экономического анализа финансово – хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами предложений по улучшению качеств работы проверяемых организаций.
Одной из форм финансового контроля выступает контроль рублём, свойственный сфере коммерческих отношений. Это контроль за финансово – хозяйственной деятельностью предприятий, объединений, организаций посредством таких экономических категорий, как цена, себестоимость, прибыль и др., при использовании системы финансирования, кредитования, расчётов. Контроль рублём позволяет определить качество работы предприятий и экономически воздействовать на него. Например, анализ прибыли предприятия, её объёма, источников получения (или причин не получения) выявляет результаты работы предприятия. Несвоевременность возращения ссуды, полученной в банке, сигнализирует о неблагополучном финансовом положении предприятия.
На своевременном
этапе произошли изменения в
организации финансового
В условиях перехода
к рыночным отношениям, хозяйственной
самостоятельности предприятий, организаций,
учреждений усиливается значение повседневного
внутрихозяйственного самоконтроля, контроля
собственников.
Более глубоким, неформальным стал контроль
со стороны представительных органов
государственной власти и органов местного
самоуправления за финансовой деятельностью
исполнительной власти, опирающийся на
создаваемые ими специальные контрольные
органы.
Изменилась
система контрольных органов: упразднены
органы народного контроля, в связи с изменением системы
политической власти и установлением
власти Президента Российской Федерации
организован президентский контроль,
осуществляемый Контрольным управлением
Президента Российской Федерации.
На основании Конституции РФ 1993 г. (ст.
101 – 103) палаты Федерального Собрания
РФ образуют счётную палату РФ. Подобные
органы действуют и на уровне субъектов
Федерации.
Сформированы также новые органы финансового контроля: органы государственной налоговой службы, государственного страхового надзора; функции финансового контроля осуществляют и созданные в 1990 – х. гг. органы федерального казначейства. Широкое развитие получил контроль в новой форме – аудиторской деятельности, проводимой независимыми организациями на платной основе в качестве предпринимательской деятельности.
Преобразование в системе банков и их деятельности применительно к особенностям рыночных отношений обусловили изменения в контрольных функциях банков, а также выделение из них на особый уровень Центрального банка РФ с функциями государственного контроля и надзора.
Впоследствии меры по совершенствованию системы органов, осуществляющих финансовый контроль, продолжались: Государственная налоговая служба РФ, преобразованная в Министерство РФ по налогам и сборам, изменена система органов, осуществляющих государственный страховой надзор. Особое внимание обращено на необходимость укрепления государственного финансового контроля, чему призван способствовать намечены к принятию Федеральный закон «О государственном финансовом контроле в Российской Федерации».
Проблемы, связанные с собиранием и расходованием государственных финансовых ресурсов обусловили создание Межведомственного совета по государственному финансовому контролю, обеспечению своевременности и полноты сбора налогов и других платежей в федеральный бюджет. Целями деятельности Совета определены координация и усиление контроля за поступлением и расходованием средств федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и других государственных средств. В состав Совета включены руководители финансово – контрольных и экономических органов, в том числе министров финансов, Председатель Банка России, руководитель федерального казначейства и др. Председатель Совета – министр финансов. В работе Совета могут принимать участие представитель Генеральной Прокуратуры РФ, МВД России, ФСБ России и др. заинтересованных органов.