Теория финансового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение сущности финансового рынка, его структуры, выявление специфики финансового рынка в Беларуси в условиях развития рыночных отношений, определение направлений развития финансового рынка Республики Беларусь и мирового финансового рынка. В ходе выполнения работы изучались отечественные источники, статьи в экономических журналах, нормативно-правовые акты, функционирования финансового рынка в Республике Беларусь, а также Интернет-публикации и интервью ученых-экономистов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………........5
1 НЕОБХОДИМОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ………………………….………....6
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ – ВИДЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ…………..............................................................................12
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ……………………...…………........................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………...……………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….....29

Файлы: 1 файл

Финансовый контроль.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………........5

1 НЕОБХОДИМОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ………………………….………....6

2 ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ – ВИДЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ…………..............................................................................12

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ……………………...…………........................................21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………...……………………………………...28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….....29

 

 

  ВВЕДЕНИЕ

 

     Актуальность темы обусловлена тем, что в Республике Беларусь осуществляется процесс формирования рыночных отношений, который требует обеспечения эффективного кругооборота капиталов, обслуживающих не столько сам финансовый сектор, как это происходит в Республике Беларусь, сколько, самое важное, реальный сектор экономики.     Финансовый рынок Беларуси в своем развитии отстает от финансовых рынков стран с развитой рыночной экономикой. Это объясняется достаточно коротким периодом его формирования. Только начиная с 1991 г. в Беларуси       появились       первые       нормативно-правовые      акты, регламентирующие деятельность институтов на финансовом рынке. Несмотря    на    короткий    период    рыночных    преобразования    в республике, экономика всё сильнее требует действенных мер по формированию   предпосылок экономического   роста.   Финансовый рынок    призван     обеспечивать    эффективное    перераспределение финансовых ресурсов в экономике. Отсутствие позитивных процессов на   данном   рынке   тормозит   перераспределительные   процессы   и нарушает функционирование финансово-кредитной системы. Всё это дестабилизирует   денежное   обращение   и   порождает   социально-экономические проблемы.

 

       Экономика республики нуждается  в развитом финансовом рынке.  Назрела необходимость обобщения  и осмысления достигнутого в  области финансовых отношений,  определения направлений их дальнейшего совершенствования. Необходимо более сопряженное функционирование составляющих сегментов финансового рынка Республики Беларусь. Выполнению данного условия будет способствовать скорейшее создание в республике базовых форм финансового рынка, к числу которых следует отнести сектор корпоративных ценных бумаг, кредитный рынок, рынок страховых услуг, мощный сектор банковских услуг и другие. Развитию вышеназванных форм финансового рынка должна предшествовать разработка правильной теоретической основы его построения, без которой немыслимо развитие финансовых отношений в данной сфере экономики. Объективно необходим анализ особенностей и проблем функционирования финансового рынка в Республике Беларусь в период мирового финансового кризиса.

 

     Целью данной курсовой работы является изучение сущности финансового рынка, его структуры, выявление специфики финансового рынка в Беларуси в условиях развития рыночных отношений, определение направлений развития финансового рынка Республики Беларусь и мирового финансового рынка.

 

     В ходе выполнения работы изучались отечественные источники, статьи в экономических журналах, нормативно-правовые акты, функционирования  финансового рынка в Республике Беларусь, а также Интернет-публикации и интервью ученых-экономистов.

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость налаживания жесткой системы  контроля очевидна и не требует конкретной аргументации. В настоящее время, когда в хозяйственно-финансовой деятельности государства утвердилось многообразие форм собственности, образовались фондовый рынок и рынок капиталов, одним из важнейших звеньев системы контроля стал финансовый контроль. Его функциональное назначение заключается, прежде всего, в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах экономики.

Контроль, будучи одной из форм управленческого цикла, представляет собой систему наблюдения, сопоставления, проверки и анализа функционирования управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принимаемых и принятых управленческих решений, выявления степени их реализации, наличия отклонений фактических результатов от заданных параметров и нормативных предписаний, а также принятия решений по их ликвидации.

Основная цель контроля состоит в том, чтобы  объективно изучить фактическое положение дел на проверяемом объекте и выявить или предупредить отрицательные факторы, негативно влияющие на исполнение управленческих решений.

Всем вышеизложенным объясняется  актуальность темы курсовой работы.

Целью данной курсовой работы является изучение сущности и особенностей финансового контроля.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

  • осветить необходимость, содержание и задачи финансового контроля;
  • рассмотреть организацию финансового контроля, его виды, формы и методы;
  • охарактеризовать направления совершенствования финансового контроля на современном этапе экономического развития.

Предмет курсового  исследования – специфические особенности  развития финансового контроля в  условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям и создания социально ориентированной модели экономического развития.

Объект курсового исследования – финансовый контроль как научная категория и важнейший элемент финансовой системы страны.

1 НЕОБХОДИМОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Финансовый  контроль – одна из форм управления финансами любого звена. Он заключается в постоянной проверке выполнения хозяйственных и финансовых операций с точки зрения их законности, экономической целесообразности, и достижения положительных конечных результатов работы. Финансовый контроль осуществляется на стадии разработки финансовых планов, проведения операций, практически на всех этапах движения денежных средств. Финансовый контроль производится финансовой службой совместно с другими отделами, которые участвуют в выполнении финансовых заданий, ведут учет их выполнения и результативности.

 

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что  финансам, как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Финансовый  контроль — это совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, а также населения с применением специфических форм и методов организации.

Финансовый контроль —  форма реализации контрольной функции финансов. Он пронизывает всю систему денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВВП и части национального богатства в связи с формированием и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств на всех уровнях власти и во всех звеньях национальной экономики.

Данная система денежных отношений служит объектом финансового контроля.

Непосредственным предметом контроля выступают: бюджетные показатели на всех этапах бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, составление и утверждение отчета о его исполнении); финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования (прибыль, доходы, амортизация, себестоимость, рентабельность, основные и оборотные фонды и др.); налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды; показатели, характеризующие денежно-кредитные отношения; страховой рынок и другие операции и действия, имеющие стоимостную форму.

Финансовый  контроль призван обеспечить интересы и права не только органов власти разных уровней, но и хозяйствующих субъектов и населения. Его цель — содействие успешной реализации финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективности процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны [7, c. 104].

          Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

  • содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов государства и отраслей экономики;
  • обеспечение соблюдения действующего финансового (бюджетного, налогового, страхового и т.д.) законодательства;
  • обеспечение своевременности и полноты выполнения юридическими и физическими лицами налоговых обязательств перед бюджетной системой и внебюджетными фондами;
  • содействие эффективному и целевому использованию средств централизованных и децентрализованных денежных фондов, а также рациональному расходованию материальных ценностей на предприятиях, учреждениях и в организациях;
  • выявление резервов роста финансовых ресурсов, доходной базы бюджетов, прибыли и рентабельности предприятий;
  • обеспечение правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности; проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения финансовой дисциплины и др.

Решение этих задач  обеспечивается, в частности, системой ответственности всех участников финансовых отношений. Она включает в себя административные, уголовные, дисциплинарные и экономические (денежные) меры воздействия на нарушителей финансовой дисциплины [7, c. 108].

Состав и  структура органов финансового контроля определяются государственным устройством страны, функциями и задачами, выполняемыми государством на каждом этапе своего развития. Отказ от командно-административной системы управления экономикой и переход на децентрализованные рыночные методы регулирования потребовали разработки и реализации новой финансовой политики, направленной на усиление воздействия финансовых рычагов на социально-экономические процессы в обществе. Решение данной проблемы предполагает реформирование сложившихся форм контроля, а следовательно, изменение институционального и функционального состава контролирующих органов, равно как и нормативно-правовой базы их деятельности.

Принцип разделения властей предопределяет создание органов финансового контроля, подотчетных органам исполнительной и представительной власти.

Финансовый  контроль, как и все иные финансовые категории, видоизменялся по мере эволюции финансовых отношений. Исторически он возник как государственный контроль над расходованием средств государственной казны. Расширение сферы финансовых отношений, углубление финансовых взаимосвязей между субъектами хозяйствования, появление и развитие финансовых рынков, совершенствование форм организации бизнеса требовало изменения и применения адекватных форм и методов организации финансового контроля.

В настоящее  время наряду с государственным  финансовым контролем существует и  негосударственный финансовый контроль, который представлен: внутрифирменным контролем, контролем со стороны коммерческих банков за организациями и независимым аудиторским контролем. Конечные цели всех видов финансового контроля едины и заключаются в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышении эффективности распределения и использования финансовых ресурсов. В то же время задачи и соответственно функции государственного и негосударственного финансового контроля различны [6, c. 47].

Если главной  задачей государственного контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства посредством обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств, то основной задачей негосударственного контроля выступает повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечения достоверности показателей финансовой отчетности.

В мировой практике сложились две основные модели финансового  контроля: англосаксонская и французская. Если в англосаксонской модели контролирующие финансовые органы лишь осуществляют различные виды контроля и подготавливают по ним отчет, а вопрос о санкциях является прерогативой административных и судебных органов власти, то французская модель предусматривает возможность предоставления отдельным контрольным органам некоторых судебных функций в определении виновности лиц в финансовых нарушениях, в требовании возмещения ущерба и т. п.[6, c. 48].

На финансовый контроль возложены многообразные  задачи в различных сферах финансово-хозяйственной жизни общества. От характера его организации во многом зависит результативность финансового контроля. Мировое сообщество выработало определенные принципы, изложенные в Лимской декларации ИНТОСАИ (международной организации высших контрольных органов). Среди них — независимость, объективность, компетентность, гласность.

Независимость финансового контроля должна обеспечиваться финансовой самостоятельностью контролирующего органа, более длительными сроками полномочий руководителей органов государственного контроля по сравнению со сроками полномочий парламентских органов власти. Принципы объективности и компетентности предполагают неукоснительное соблюдение действующего законодательства, установление стандартов проведения (осуществления) различных видов контроля. Принцип гласности предусматривает информирование общественности через средства массовой информации о результатах работы контролирующих органов [4, c. 81].

Информация о работе Теория финансового рынка