Теория финансового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение сущности финансового рынка, его структуры, выявление специфики финансового рынка в Беларуси в условиях развития рыночных отношений, определение направлений развития финансового рынка Республики Беларусь и мирового финансового рынка. В ходе выполнения работы изучались отечественные источники, статьи в экономических журналах, нормативно-правовые акты, функционирования финансового рынка в Республике Беларусь, а также Интернет-публикации и интервью ученых-экономистов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………........5
1 НЕОБХОДИМОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ………………………….………....6
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ – ВИДЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ…………..............................................................................12
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ……………………...…………........................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………...……………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….....29

Файлы: 1 файл

Финансовый контроль.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

Для рыночной экономики  государственный финансовый контроль является особой сферой деятельности, когда на практике происходит естественное органическое взаимодействие материальных и финансовых отношений в рамках единого товарно-денежного комплекса государства.

Объектом государственного финансового контроля служат распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов всех уровней управления. Главное назначение государственного финансового контроля заключается в целевом и эффективном использовании финансовых ресурсов государства, в эффективном использовании государственной собственности.

Для анализа  сущности государственного финансового  контроля значимым является ряд положений:

1. Финансовый  контроль выступает как одна  из разновидностей деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Осуществление  финансового контроля есть форма  государственного регулирования  определенных финансово-производственных отношений.

3. Финансовый  контроль действенен, когда он  осуществляется в комплексе со всеми функциями финансов и органично взаимосвязан с системой управления.

4. Финансовый  контроль — это способ соблюдения  нормативно-правовых норм хозяйствующими субъектами [5, c. 334].

Правильное  понимание сущности и значения государственного финансового контроля важно по многим причинам. Финансы только тогда успешно функционируют, когда они хорошо организованы, хорошо управляемы, нацелены на достижение конкретных задач развития экономики и повышения жизненного уровня населения. Невозможно добиться укрепления финансовой дисциплины без строгого и эффективного государственного финансового контроля. Особую значимость он приобретает при переходе к рыночной экономике, когда проявляются неизвестные ранее изощренные приемы финансовых нарушений, которые подлежат искоренению путем использования всего инструментария финансового контроля на практике.

Целью государственного финансового контроля является обеспечение проведения единой финансовой и денежной политики, законности, целесообразности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности, недопущение нецелевого и неэффективного использования государственных ресурсов и их хищения.

Возрастание роли государственного финансового контроля в рыночной экономике связано с увеличением финансовых потоков. Сами финансы все более обретают самостоятельное значение как инструмент активного контроля над созданием и движением товарно-денежных потоков. При этом на практике происходит сращивание материальных и финансовых отношений.

Роль контроля проявляется в практическом использовании контрольной функции финансов, реализация которой способствует повышению эффективности расходования финансовых ресурсов. Отсюда назначением государственного финансового контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства.

Финансовый  контроль, являясь самостоятельной  функцией управления экономикой, не поглощает другие функции, а пронизывает их, оказывая активное воздействие на эффективность их использования.

Основная функция  государственного финансового контроля заложена в его предназначении как контрольно-ревизионная функция, основу которой составляют выявление нарушений в исполнении законов в части использования финансовых ресурсов и собственности государства, анализ причин выявленных нарушений, разработка предложений по их устранению и последующее устранение с целью недопущения новых противоправных действий [5, c. 336].

Общепринятыми в мировой практике функциями государственного финансового контроля являются:

  • контроль источников поступления бюджетных средств;
  • контроль расходования бюджетных ресурсов;
  • контроль эффективности использования государственной и муниципальной собственности, проведения ее приватизации, национализации;
  • контроль за использованием государственных и муниципальных внебюджетных фондов;
  • контроль за обращением средств бюджета, государственных и муниципальных внебюджетных фондов в банках и иных кредитно-финансовых организациях;
  • контроль за эффективностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению и полученных дотаций;
  • пресечение финансовых злоупотреблений.

Степень использования  функций государственного финансового контроля закладывается в законодательных и нормативно-правовых актах в соответствующих органах контроля.

Итак, финансовый контроль выступает важным звеном финансовой системы страны.

    1.2 Структура финансового  рынка и его функции 

     Механизм  функционирования  отдельных сегментов финансовых рынков имеет специфические особенности, определяемые ценами (рыночными стоимостями) обращающихся на них финансовых инструментов; системой факторов, влияющих на формирование конкретного уровня цен этих инструментов. В связи с этим представляет интерес рассмотрение основных особенностей функционирования каждого из составляющих финансового рынка.

     Финансовый  рынок  состоит из нескольких сегментов:

Кредитный рынок - рынок, на котором  объектом купли-продажи являются свободные  кредитные ресурсы и отдельные обслуживающие их финансовые инструменты, обращение которых осуществляется на условиях возвратности и уплаты процента.

Рынок ценных бумаг - рынок на котором  объектом купли-продажи являются все виды ценных бумаг (фондовых и долговых инструментов), эмитированных предприятиями, различными финансовыми институтами и государством.

Страховой рынок - рынок, на котором  объектом купли-продажи выступает  страховая защита в форме различных  предлагаемых страховых продуктов.

 

     Кроме вышеназванных составляющих некоторые  экономисты выделяют валютный рынок  и рынок золота.

     Все вышеперечисленные  сегменты финансового рынка находятся  в тесном взаимодействии. Так,  увеличение объема свободных денежных средств, находящихся у населения и предприятий, ведет к расширению рынков кредита и ценных бумаг, а выпуск ценных бумаг, напротив, снижает потребность в финансировании народного хозяйства за счет кредитов и аккумулирует временно свободные денежные средства инвесторов. Взаимосвязь кредитного рынка и рынка ценных бумаг проявляется и в их секьюритизации. С одной стороны, кредиты принимают характеристики ценных бумаг, так как приносят доход и обращаются (покупаются и продаются), в результате чего увеличивается их мобильность и уменьшается кредитный риск (риск не возврата ссуды). С другой стороны, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, чеки и т.д.) выступают как документы, подтверждающие долговые или долевые обязательства на кредитном рынке.

1. Особенности  механизма функционирования  кредитного  рынка заключаются прежде всего  в том, что он базируется  на специфических исходных элементах  этого рынка — спросе на кредитные ресурсы и их предложении. Однако главной особенностью этого рынка является то, что ценой на нем выступает ставка процента за кредит. В отличие от цен на реальные товары ставка процента за кредит формируется исходя из потребительской стоимости, а не стоимости.

     В зависимости от  форм обращения денежных активов на кредитном рынке ставка процента за кредит может приобретать  на нем различное выражение— кредитный процент, депозитный процент, межбанковский процент, учетный процент и т.п. Различаясь по своему уровню эти виды процента за кредит не меняют своей сущности, являясь ценой кредитных ресурсов (предлагаемых к продаже денежных активов). Тем не менее в составе этих видов цен на кредитные ресурсы приоритетную роль играет ставка рефинансирования, динамика которой определяет движение других носителей цены на денежные активы, предлагаемые к продаже. 

 Ставка рефинансирования является  регулируемым государством показателем; это регулирование осуществляется исходя из макроэкономических факторов в соответствии с финансовой политикой государства. Что касается механизма рыночного саморегулирования уровня процента за кредит, то он строится с учетом иных факторов, основными из которых являются: 

 • установленный центральным  банком уровень ставки рефинансирования. Он является минимальным нормативным показателям формирования уровня цен на кредитные ресурсы при их продаже; 

 • прогнозируемый темп инфляции. С учетом этого фактора возмещается возможная потеря реального дохода продавцов кредитных ресурсов в форме уровня инфляционной премии; 

 • уровень кредитного риска.  Он характеризует риск невозврата (или несвоевременного возврата) заемщиком полученного кредита и обусловленной суммы процента по нему. Уровень кредитного риска в свою очередь определяется многими факторами, среди которых наиболее важную роль играют состояние кредитоспособности и платежеспособности заемщика, его деловая репутация и форма обеспечения кредита. Уровень кредитного риска возмещается обычно в форме уровня премии за риск;

 • уровень ликвидности кредита.  Он характеризуется сроком предоставления  кредита и возмещается в форме  соответствующего уровня премии  за ликвидность;  

 • уровень маржи. Он представляет собой разницу между уровнем цен продажи и покупки кредитных ресурсов банком или другим кредитно-финансовыми учреждением. Маржа предназначена для покрытия операционных затрат, уплаты налоговых платежей и формирования прибыли по кредитной деятельности продавца кредитных ресурсов. 

 С учетом перечисленных основных  факторов цена предложения денежных  активов на кредитном рынке  их продавцом формируется на  дифференцированной основе по  каждому конкретному кредиту.  В процессе ценообразования на кредитном рынке могут быть учтены и другие факторы, определяющие уровень цен продаваемых денежных активов. 

2. Особенности механизма функционирования  рынка ценных бумаг заключается  в том, что спрос на нем  формируют инвесторы, а предложение — эмитенты различных фондовых инструментов. Соответственно уровнем цен на этом рынке выступают котируемые рыночные цены на отдельные виды ценных бумаг.

     В основе спроса  инвесторов лежит потребность   в получении дохода на вложенный   в приобретение ценных бумаг капитал (в форме процентов и дивидендов, а также прироста курсовой их стоимости). Уровень этого дохода не может  быть ниже уровня нормы прибыли на капитал при безрисковых инвестициях. Любые иные формы инвестиционного выбора в соответствии с концепцией эффективности рынка должны приносить одинаковый уровень дохода при одинаковом уровне риска. Соответственно более высокая норма доходности по отношению к уровню риска по конкретному фондовому инструменту будет формировать более высокий объем спроса на него и наоборот.

       В основе предложения  эмитентов лежат, как правило, потребности в обеспечении развития реального производства (операционной деятельности) необходимыми финансовыми (инвестиционными) ресурсами, объем которых не может быть сформирован за счет внутренних источников. При этом эмиссия ценных бумаг является для хозяйствующих субъектов (или государства) лишь одной из альтернативных форм привлечения финансовых ресурсов за счет внешних источников. Если стоимость привлечения кредитных ресурсов будет ниже, чем привлечение средств на рынке ценных бумаг, их эмиссия может не состояться (при прочих равных условиях). 

 Таким образом, цена спроса  и цена предложения на рынке  ценных бумаг определяется различными  экономическими интересами инвесторов и эмитентов, а соответственно и различными специфическими факторами, учитывающими условия формирования этих интересов. Реальный процесс совершения сделок на рынке ценных бумаг, а соответственно и процесс реального ценообразования, происходит только в том случае, если экономические интересы инвесторов и эмитентов совпадают.  

        Среди факторов, формирующих объем спроса и  соответственно влияющих на цены  спроса на рынке ценных бумаг, основными являются следующие: 

 • пропорции распределения  текущего дохода инвесторов на потребление и накопление, определяющие объем их финансового потенциала осуществления сделок с ценными бумагами; 

 • уровень доходности ценных  бумаг и его соответствие уровню риска (любое превышение первого показателя над вторым приводит к росту объема инвестиционного спроса); 

 • уровень ликвидности отдельных  ценных бумаг. Он определяется  общей активностью фондового  рынка под влиянием макроэкономических  факторов, а также инвестиционными качествами конкретных фондовых инструментов; 

 • динамика уровня ставки рефинансирования. Она оказывает существенное влияние на уровень доходности, а соответственно и объем спроса по долговым ценным бумагам; 

 • прогнозируемый темп инфляции. Он служит для "инфляционной  очистки" уровня предполагаемого  инвестиционного дохода путем включения в него премии за риск. 

        Среди факторов, формирующих объем предложения, а соответственно влияющих на цены предложения на рынке ценных бумаг, основными являются следующие: 

 • состояние экономики и  инвестиционного климата в стране, определяющие объем инвестиционных потребностей хозяйствующих субъектов и финансовых ресурсов их удовлетворения за счет эмиссии ценных бумаг;

 • стоимость привлечения  финансовых ресурсов из других  альтернативных внешних источников; 

Информация о работе Теория финансового рынка