Теория финансового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение сущности финансового рынка, его структуры, выявление специфики финансового рынка в Беларуси в условиях развития рыночных отношений, определение направлений развития финансового рынка Республики Беларусь и мирового финансового рынка. В ходе выполнения работы изучались отечественные источники, статьи в экономических журналах, нормативно-правовые акты, функционирования финансового рынка в Республике Беларусь, а также Интернет-публикации и интервью ученых-экономистов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………........5
1 НЕОБХОДИМОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ………………………….………....6
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ – ВИДЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ…………..............................................................................12
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ……………………...…………........................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………...……………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….....29

Файлы: 1 файл

Финансовый контроль.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  по налогам и сборам Республики Беларусь (далее МНС) является республиканским  органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения. В своей деятельности МНС руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Законом «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь», другими законами Республики Беларусь, декретами, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь и распоряжениями Премьер-министра Республики Беларусь, а также положением о МНС, на основании и во исполнение которых принимает решения в форме приказов Министра по налогам и сборам (далее Министр), постановлений, инструкций, правил, обязательных для исполнения всеми министерствами и другими республиканскими органами государственного управления, организациями и гражданами.

Основными задачами МНС являются:

- осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей (далее - налоги) в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды (далее - бюджет);

- осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий;

- учет исчисленных и уплаченных (взысканных) налогов в бюджет;

- разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы налоговых органов;

- осуществление функций агентов валютного контроля в пределах своей компетенции;

- предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере законодательства о налогах и предпринимательстве в пределах своей компетенции;

- подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы;

- принятие нормативных правовых актов о порядке исчисления и уплаты (взыскания) налогов в бюджет [1, c. 106].

Сложившаяся структура  МНС позволяет ему функционировать  в качестве самостоятельного жизнеспособного института финансовой системы. В состав МНС входят аппарат, выполняющий роль методологического, организационного и координирующего центра, а также инспекции в областях, городах и районах республики, которые являются юридическими лицами и призваны защищать интересы государства и законные интересы субъектов налогообложения.

Важные контрольные  функции выполняет Национальный банк Республики Беларусь. В соответствии с законодательством он:

- организует  и осуществляет валютный контроль ( как непосредственно, так и через уполномоченные банки);

- производит  государственную регистрацию банков  и небанковских кредитно-финансовых организаций и выдачу им лицензий на осуществление банковских операций;

-разрабатывает  и утверждает методику бухгалтерского учета и отчетности для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

- определяет  порядок проведения безналичных  наличных расчетов;

- контролирует  обеспечение безопасности и защиты  информации в банковской системе и другое [2, с.113].

Ведомственный финансовый контроль осуществляют все министерства, ведомства, объединения по отношению к подведомственным им предприятиям, организациям, учреждениям. Для осуществления внутриведомственного финансового контроля в составе министерств, ведомств, объединений, отделов исполкомов местных Советов создаются контрольно-ревизионные группы, контрольно-ревизионные отделы или контрольно-ревизионные управления.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется специальными службами на самом предприятии, в организации, учреждении. Этот контроль осуществляют бухгалтерия, финансовый отдел. На крупных предприятиях (объединениях), в отделах исполкомов для осуществления внутрихозяйственного контроля, кроме этих служб, создаются контрольно-ревизионные отделы, группы.

Аудит — это  независимый, платный финансовый контроль, а также система оказания платных услуг по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности.

В зависимости  от времени осуществления финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий [3, c. 157].

Предварительный контроль проводится до совершения хозяйственно-финансовых операций; текущий контроль осуществляется в процессе осуществления финансовых и хозяйственных операций; последующий контроль осуществляется после совершения указанных операций и призван выявить те нарушения, которые не были установлены во время предварительного и текущего контроля. Основным методом осуществления предварительного и текущего контроля являются визуальные проверки. Такие проверки актами, справками не оформляются. Все дело сводится к отдаче распоряжения, приказа в письменной или устной форме о недопущении или приостановлении незаконной хозяйственно-финансовой операции.

Последующий контроль осуществляется несколькими методами. К ним относятся: проверка, экономический анализ, ревизия. Проверка может быть счетной или тематической.

Счетная проверка — это проверка достоверности  бухгалтерских отчетов, балансов, налоговых расчетов.

Тематическая  проверка — это изучение отдельных  сторон и участков хозяйственно-финансовой работы подконтрольного объекта, например, проверка правильности удержаний из заработной платы; проверка правильности отнесения затрат на себестоимость продукции и т. д.

Экономический анализ — это оценка финансово-хозяйственной деятельности объекта, выявление причин тех или иных результатов деятельности и на этой основе обоснование путей и факторов улучшения экономического положения.

Экономический анализ осуществляется как самими предприятиями, организациями, учреждениями, так и внешними органами контроля — банками, финансовыми, аудиторскими фирмами.

Ревизия — это  комплексный метод последующего контроля. Она представляет собой детальное изучение, глубокую проверку, анализ всех сторон и участков финансово-хозяйственной деятельности.

Органы государственного финансового контроля свою работу проводят по планам. Планы составляются с  учетом установленной по закону периодичности проверок и ревизий. В планах намечаются объекты контроля, тема проверки или ревизии, срок начала и окончания, количество исполнителей и их состав и т. д. Органы аудита свою работу проводят на основе договоров.

В зависимости  от порядка назначения ревизии и  проверки подразделяются на плановые и внеплановые. В зависимости от круга охватываемых вопросов и операций ревизии и проверки могут быть полными и частичными.

По методу изучения документов ревизии и проверки подразделяются на сплошные и выборочные [3, c. 159].

По организационным  формам ревизии и проверки могут быть: индивидуальными, т. е. осуществляемые одним проверяющим; бригадными, т. е. осуществляемые несколькими проверяющими, один из которых является бригадиром; комплексными, т. е. бригадные ревизии с привлечением специалистов: инженеров, бухгалтеров и др.

Каждая проверка и ревизия должна быть тщательно подготовлена, ибо от этого зависит их качество. Для этого изучаются необходимые законы, постановления, инструкции, приказы, распоряжения; производится ознакомление с материалами прошлых проверок и ревизий, результатами устранения выявленных нарушений; изучаются критические материалы органов информации, особенности производственной деятельности и т. д.

На основе подготовительной работы составляется программа ревизии или проверки. На основе программы разрабатывается рабочий план ревизии или проверки. Рабочий план — это детализированная программа, где на основе крупных вопросов, подлежащих ревизии или проверке, определяются частные, намечаются пути и методы их осуществления, вносятся различные дополнения, потребность в которых возникла в процессе ревизии или проверки.

Осуществляя ревизию  или проверку, важно правильно  выбрать метод изучения документов. Различают хронологический и систематизированный метод просмотра документов. Хронологический метод — это изучение документов без их предварительной группировки в той последовательности, в какой они совершались. Такой метод приемлем при изучении документов небольших объектов контроля и совершенно не пригоден на крупных объектах, так как не позволяет охватить вниманием все хозяйственно-финансовые операции. Поэтому, осуществляя ревизию или проверку на крупных объектах, документы изучают по определенной системе, т. е. по отдельным операциям: например проверяются все документы, связанные с получением денег в кассу и выплатой их, или проверяются все документы, связанные с получением и списанием каких-либо материалов, и т. п. Такой метод изучения документов называется систематизированным [3, c. 160].

Для того чтобы  выявить нарушения в финансово-хозяйственной деятельности, имеется несколько методов установления достоверности и правильности операций: формальный, фактической проверки, встречной проверки, корреспондирующий, аналитически-нормативный и метод изучения законности финансово-хозяйственных операций.

Формальный  метод заключается в контроле за правильностью оформления документа (соблюдена ли установленная форма, наличие подписей и их достоверность, наличие печатей, штампов, заполнены ли все реквизиты, наличие исправлений, подчисток, правильность итогов и т. п.).

Метод фактической  проверки состоит в проведении инвентаризации материальных ценностей и денежных средств с целью установления их сохранности.

Аналитически-нормативный  метод состоит в химико-технологическом  анализе выпускаемой продукции; в контроле выпущенной продукции; в контрольных замерах; в проверке фактически выполненных работ, затраченного времени; в проверке соблюдения установленных норм и нормативов и т. д.

Метод встречной  проверки представляет собой установление достоверности той или иной финансово-хозяйственной операции, отраженной на проверяемом объекте, через его партнеров, клиентов, участвующих в совершении этой операции. Цель такой проверки — убедиться, что значащаяся в документах финансово-хозяйственная операция действительно имела место.

Корреспондирующий метод представляет собой сопоставление одной и той же операции, отраженной в различных документах и различных подразделениях подконтрольного объекта по частям или полностью. Если в результате такого сопоставления не получается одна и та же цифра, значит в документах скрыта незаконная операция, хищение, приписка и т. п.

Метод изучения законности финансово-хозяйственной операции состоит в установлении соответствия произведенной операции действующим законам, инструкциям, приказам, распоряжениям. Дело в том, что нередко финансово-хозяйственная операция после применения всех предыдущих методов проверки может выглядеть достоверной и правильной, в то время как она просто незаконная.

Внедрение в  учетный процесс современной  вычислительной техники вносит существенные изменения в организацию и методику финансового контроля. Механизация и автоматизация обработки экономической информации расширяет круг ревизионных задач и одновременно значительно снижает техническую трудоемкость ревизий и проверок.

 

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

В Республике Беларусь с 19 декабря 2008 года было приостановлено проведение контроля и надзора за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в форме проверок (ревизий).

Однако 16 октября 2009г. был издан Указ Президента Республики Беларусь №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Согласно этому Указу проверки организаций, их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика, представительств иностранных организаций, индивидуальных предпринимателей, а также лиц, осуществляющих частную нотариальную, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, вправе проводить только государственные органы ( их структурные подразделения, территориальные органы, подчиненные организации) и иные организации, уполномоченные законодательными актами на осуществление контроля (надзора) за деятельностью проверяемых субъектов и включенные в перечень контролирующих (надзорных) органов с указанием сфер контрольной (надзорной) деятельности, утверждаемый настоящим Указом. Данный Указ вступил в силу с 1 января 2010 года[12].

Основная задача данного документа состоит в сокращении и упорядочении проверок, создании системы гибкого контроля. Эта цель выполняется — в 2010 году произошло постепенное снижение числа проверок. По сравнению с 2008 годом общее количество проверок финансово–хозяйственной деятельности уменьшилось в 2 раза.На первое полугодие 2011 года запланировано 31,1 тыс. проверок. При этом по сравнению с первым полугодием 2010 года число проверок сократилось более чем на 15% (в абсолютных цифрах — на 5,6 тыс. проверок). Наибольшее количество проверок в первом полугодии 2011 года составят проверки налоговых органов (25,5%), 18,2% — проверки органов МЧС, 17,5% — проверки органов Министерства здравоохранения, 6% — проверки органов МВД, 5,7% — проверки органов Минтруда и соцзащиты, 5,6% — проверки органов Минприроды. Удельный вес проверок органов Комитета госконтроля в координационных планах первого полугодия 2011 г. составляет всего лишь 1,6%[13].

Информация о работе Теория финансового рынка