Участие РФ в международных валютно-финансовых организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные валютно-кредитные и финансовые организации, которые в той или иной мере выполняют функции регулирования международных валютных, кредитных и финансовых отношений, проведения исследований по проблемам валютно-кредитной и финансовой сфер мирового хозяйства, выработки рекомендаций и предложений. Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что деятельность международных валютно-финансовых и кредитных организаций во многом способствует укреплению мирохозяйственных связей, а также активизации участия стран в международных валютно-кредитных отношениях. Целью данной курсовой работы является исследование роли международных валютно-финансовых и кредитных организаций в мирохозяйственных связях и мировой валютно-финансовой системе, реализуемой посредством содействия процессу глобализации участия в урегулировании финансовых кризисов.

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам - копия.docx

— 67.60 Кб (Скачать файл)

МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики. Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и к мирохозяйственным процессам в целом. Эта информация включает сведения о динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте товаров, услуг, капиталов, состоянии платежных балансов, официальных золотых и валютных резервов, производстве, экспорте и импорте золота, размерах заграничных капиталовложений, движении валютных курсов и многом другом и подвергается тщательной аналитической обработке. Страны-члены обязаны беспрепятственно предоставлять Фонду эти сведения и консультироваться с ним по вопросам их макроэкономической и валютной политики. МВФ осуществляет надзор за макроэкономической и валютной политикой двумя путями. МВФ занимается также оказанием технической помощи странам-членам и предоставлением им разнообразного набора консультационных услуг.

Место Международного валютного фонда в системе Международных валютно-кредитных отношений состоит в том, что за время своего существования он превратился в подлинно универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заёмщик. Одновременно МВФ играет важную роль в реализации решений «семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.

 

1.2. Всемирный банк

Всемирный банк является еще одним специализированным учреждением ООН, состоящим из четырех тесно связанных между собой организаций, общей целью которых является повышение уровня жизни в развивающихся странах  за счет финансовой помощи промышленно развитых стран. К этим организациям относятся Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация и Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям. Всемирный банк представляет крупнейший в мире инвестиционный институт, на его долю приходится около половины финансовых средств, направляемых всеми межгосударственными организациями в развивающиеся страны для их скорейшего социально-экономического развития [15].

Группа учреждений Всемирного банка, основанная в 1944 году, является одной из крупнейших в мире организаций, предоставляющих помощь на цели развития. В настоящее время банк осуществляет свою деятельность более чем в 100 развивающихся странах, оказывая финансовую и консультационную помощь с целью повышения уровня жизни и улучшения жизни беднейшего населения. Банк разрабатывает стратегии помощи для каждой из своих стран-клиентов в сотрудничестве с государственными органами, неправительственными организациями и частным сектором. Представительства Банка в различных странах мира занимаются реализацией его программ, поддерживают связь с правительством и гражданским обществом и способствуют более глубокому пониманию проблем развития. 
  Совладельцами Всемирного банка являются более 184 стран-членов, интересы которых представляют Совет управляющих и Совет директоров, находящийся в Вашингтоне. Страны-члены являются акционерами Всемирного банка, обладающими правом принимать окончательное решение.

Банк использует свои финансовые ресурсы,высококвалифицированный персонал и обширную базу знаний для оказания помощи каждой из развивающихся стран в процессе обеспечения стабильного, устойчивого развития, основанного на принципах социальной справедливости. Основное внимание уделяется оказанию помощи беднейшим группам населения и беднейшим странам, однако всем своим клиентам Банк указывает на необходимость принятия следующих мер:

— инвестирование в развитие людских ресурсов, в частности путем совершенствования систем здравоохранения и образования;

— концентрация усилий на социальном развитии, привлечении широких слоев населения к решению проблем развития, совершенствовании методов управления и наращивании институционального потенциала как основных факторах снижения уровня бедности;

— укрепление способности правительств предоставлять качественные услуги, обеспечение эффективности и прозрачности их деятельности; 

— охрана окружающей среды;

—поддержка реформ, направленных на макроэкономическую стабилизацию, обеспечивающую условия для инвестиций и долгосрочного планирования.

Выдавая кредиты, проводя консультации по вопросам экономической политики и оказывая техническую помощь, Всемирный банк содействует реализации в странах широкого круга программ, целью которых является сокращение бедности и повышение уровня жизни населения в развивающихся странах.

Важнейшими средствами решения стоящих перед Банком задач являются эффективные стратегии сокращения бедности и кредитование на цели борьбы с бедностью. Наиболее приоритетными задачами, устанавливаемыми в рамках осуществляемых Банком программ, являются обеспечение устойчивого социального развития, развитие человеческого потенциала и повышение эффективности управления экономикой, причем все больше внимания уделяется привлечению различных слоев населения к решению задач развития, совершенствованию управления и институциональному строительству.

Банк также оказывает помощь странам в укреплении и поддержании основных условий, которые необходимы для привлечения частных инвестиций и поддержания их на должном уровне. Опираясь на содействие Банка в виде кредитования и консультаций, правительства проводят всестороннее реформирование экономики своих стран и укрепляют банковскую систему. Они инвестируют средства в развитие людских ресурсов, в инфраструктуру и охрану окружающей среды, что усиливает привлекательность страны для частных инвесторов и повышает эффективность капиталовложений.

Всемирный банк осуществляет мобилизацию средств для финансирования своих программ развития путем продажи ценных бумаг на рынках капитала, а в случае международной ассоциации развития – за счет взносов правительств более богатых стран-членов.

Таким образом, главной особенностью Всемирного банка является содействие устойчивому экономическому росту в развивающихся странах и сокращению нищеты. Однако его роль в развитии системы международных отношений не замыкается только на экономическом аспекте деятельности организации. Приоритетными для Банка являются структурные преобразования: либерализация торговли, приватизация, реформа образования и здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру. Главное преимущество сотрудничества с Всемирным банком для страны-получателя заключается в существенно заниженных по сравнению с другими международными кредиторами процентных ставках по займам. Другая перспективная выгода для получателя помощи Банка состоит в том, что за кредитами Всемирного банка идут межправительственные кредиты, повышается кредитный рейтинг страны для частных инвесторов.

 

1.3. Региональные экономические и финансовые организации

Региональные банки развития представлены Межамериканским банком развития (МаБР), Вашингтон; Африканским банком развития (АфБР), Абиджан; Азиатским банком развития (АзБР), Манила; Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), Лондон.

Образование крупнейших региональных банков развития Азии, Африки и Латинской Америки в 60-х гг. обусловлено рядом причин. Среди них можно назвать внутренние причины: распад колониальной системы, повышение роли развивающихся стран в мировом развитии и их борьба за новый экономический порядок; необходимость решения региональных специфических задач, которые не всегда учитываются группой МБРР; развитие регионального сотрудничества и экономической интеграции развивающихся стран в целях коллективного решения проблем национальной экономики и противостояния иностранной конкуренции. Внешними причинами являются: перемещение основных потоков иностранных частных инвестиций в промышленно развитые страны, что вызывает замещение их в развивающихся странах государственными инвестициями, а последних – международными; политика «регионализма» промышленно развитых стран, стремление содействовать объединению развивающихся стран, находящихся в сфере их влияния.

Различия между региональными банками развития обусловлены уровнем экономического и культурного развития стран континентов – Латинской Америки, Азии, Африки и Европы, а также особенностями их исторического развития.

Региональные банки развития имеют следующие общие черты.

  1. Банки преследуют единые цели, вытекающие из потребностей стран-членов. Они призваны осуществлять долгосрочное кредитование проектов развития региона; уделять особое внимание региональному сотрудничеству и кредитованию региональных объединений; разрабатывать стратегию развития с учетом региональной специфики.
  2. Одна треть членов банка развития – промышленно развитые страны, которые оказывают существенное влияние на их деятельность, например, любое решение МаБР может быть блокировано США, а АзБР – Японией и США, имеющими вместе 1/3 голосов.
  3. Региональные банки развития имеют одинаковые правила (аналогичные с группой МБРР) формирования пассивов, мобилизации ресурсов в специальные фонды, реализации кредитной политики.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1990 г. на основе межправительственного соглашения. ЕБРР является международной финансовой организацией с высоким кредитным рейтингом. Такой статус открывает ему широкий доступ на международные рынки капиталов, дает большие возможности для заимствования там средств на льготных условиях. В настоящее время членами ЕБРР являются 60 стран. Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне. В состав Банка в качестве институциональных членов входят Европейский Совет и Европейский инвестиционный банк [7; с.145].

Основными целями являются осуществление операций исключительно в странах Центральной и Восточной Европы, поддержание перехода этих стран к рыночной экономике, сочетание функций коммерческого банка и банка развития.

Межамериканский банк развития (МаБР) создан в 1959 г. по инициативе Организации американских государств. Членами МаБР являются 46 стран, в том числе 28 стран Латинской Америки и Карибского бассейна и 18 промышленно развитых стран из других регионов мира (США, Канада, Япония, Израиль и ведущие страны Западной Европы). Наибольшим числом голосов располагают США  (31%), Аргентина и Бразилия (по 11% каждая). Штаб-квартира МаБР находится в Вашингтоне.

Основными целями МаБР являются оказание помощи в ускорении экономического и социального развития стран Латинской Америки и Карибского бассейна, содействие частным и государственным инвестициям в экономику стран.

Главными направлениями деятельности МаБР являются финансирование экономических и социальных проектов в регионе, прежде всего связанных с промышленностью, энергетикой, сельским хозяйством и рыболовством, транспортом, туризмом, малыми и средними предприятиями, инфраструктурой; оказание технической помощи в целях содействия подготовке, финансированию и реализации национальных и региональных планов и проектов развития.

Финансовые ресурсы МаБР состоят из собственного капитала, средств, полученных в результате заимствований на денежных рынках, и трастовых фондов, создаваемых странами-членами для финансирования конкретных проектов развития.

Азиатский банк развития (АзБР) создан в 1966 г. по инициативе экономической и социальной комиссии ООН для стран Азии и Тихого океана в целях оказания содействия экономическому развитию и сотрудничеству стран региона. Членами АзБР являются 56 стран, в том числе 40 стран Азиатско-тихоокеанского региона и 16 промышленно-развитых стран из других регионов мира (США, Канада, Япония, Израиль и ведущие страны Западной Европы). Ведущими акционерами банка являются США и Япония (по 16% каждая). Штаб-квартира АзБР находится в Маниле (Филлипины).

Африканский банк развития (АфБР) основан в 1964 г. по инициативе Экономической комиссии ООН для Африки с целью предоставления кредитов африканским странам для реализации проектов национального и регионального развития по субсидируемым процентным ставкам. Членами АфБР являются 77 стран, в том числе 53 страны Африки и 24 страны из других регионов мира (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Япония, Китай, Индия, Южная Корея, Кувейт, Саудовская Аравия, ведущие страны Западной Европы). Благодаря членству в АфБР нерегиональные страны имеют право преимущественного участия в торгах на поставку товаров и услуг по объектам, сооружаемым с помощью займов банка. Штаб-квартира АфБР находится в Абиджане. 

Региональные банки развития можно назвать специализированными финансовыми организациями,  поскольку каждый отдельно взятый регион имеет специфику своего экономического развития,  следовательно,  банк вынужден предоставлять на рынок только те услуги,  которые являются наиболее востребованными в рамках данного  региона.

Международные валютно-финансовые организации оказывают положительное влияние на развитие мировых валютно-кредитных отношений. Лидирующее место среди международных валютно-кредитных организаций занимают МВФ и Всемирный банк. Позитивное воздействие на развитие мировой, региональной и национальных валютных систем оказывают региональные банки реконструкции и развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Взаимоотношения России с международными финансовыми организациями

 

2.1. Россия и Международный валютный фонд

Организационно членство России в международных финансовых организациях было оформлено в самом начале рыночных преобразований. Так, заявление о присоединении к МВФ было подано 7 января 1992 г., а уже 27 апреля того же года Совет управляющих МВФ проголосовал за прием России. С июня 1992 г. РФ официально стала участницей Международного валютного фонда.

В ходе дискуссий о вступлении СССР в МВФ квота Советсткого Союза оценивалась в диапазоне от 4 до 7 млрд. долл. (3,5 – 6% капитала Фонда). После распада СССР рассчитанная для него квота была разделена между пятнадцатью  бывшими советскими республиками, в том числе Россия получила 3% от общей суммы квот стран-членов Фонда [8; с.18—26].

По величине квоты Россия занимает девятое место вслед за Канадой, что, однако, не дает ей право на постоянное место в Исполнительном совете  в отличие от пяти стран с наибольшими квотами (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция). В то же время располагает значительным числом голосов, Россия, подобно Китаю и Саудовской Аравии, единолично избирает собственного исполнительного директора.

Информация о работе Участие РФ в международных валютно-финансовых организациях