Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 11:39, курсовая работа
Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные валютно-кредитные и финансовые организации, которые в той или иной мере выполняют функции регулирования международных валютных, кредитных и финансовых отношений, проведения исследований по проблемам валютно-кредитной и финансовой сфер мирового хозяйства, выработки рекомендаций и предложений. Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что деятельность международных валютно-финансовых и кредитных организаций во многом способствует укреплению мирохозяйственных связей, а также активизации участия стран в международных валютно-кредитных отношениях. Целью данной курсовой работы является исследование роли международных валютно-финансовых и кредитных организаций в мирохозяйственных связях и мировой валютно-финансовой системе, реализуемой посредством содействия процессу глобализации участия в урегулировании финансовых кризисов.
Членство в МВФ налагает на Российскую Федерацию ряд обязательств, зафиксированных в статьях Соглашения (устава) МВФ, в том числе в отношении устранения валютных ограничений, поддержания конвертируемости национальных валют по текущим международным операциям, неучастия в дискриминационных соглашениях.
Особую роль во взаимоотношениях России с МВФ играет требование информационной открытости страны. Для этой цели была создана специальная рабочая группа из представителей Центрального банка, Министерства финансов и бывшего Министерства экономики России, осуществляющая контроль за макроэкономичесвкими и прежде всего монетарно-финансовыми параметрами.
В самом общем виде требования МВФ в отношении структурных или иных параметров российской экономики представляют собой фактически стандартный набор рекомендаций странам, претендующим на кредиты Фонда. В то же время с учетом специфики России МВФ несколько расширил и уточнил свои стандартные требования, в частности, особое внимание уделялось либерализации торговли нефтью, играющей решающую роль в функционировании национального хозяйства.
Кредитование российской экономики со стороны МВФ началось непосредственно после вступления в эту организацию в 1992 г., когда страна получила первый резервный кредит от МВФ. Первоначальное соглашение с МВФ предполагало выделение средств в объеме около 4 млрд. долл. В течение года, однако Россия не смогла выполнить своих обязательств о снижении темпов инфляции и размеров дефицита государственного бюджета; в результате ей был предоставлен лишь первый транш этого кредита в размере примерно 1 млрд. долл. В июне 1993 г. и в апреле 1994 г. в рамках механизма финансирования структурных преобразований были получены два транша примерно по 1,5 млрд. долл. Каждый, в апреле 1995 г. – кредит в объеме 6, 8 млрд. долл. В марте 1996 г. МВФ предоставил России кредит по программе расширенного финансирования 10,1 млрд. долл. На 10 лет с четырехлетним льготным периодом. В июле 1999 г. после окончательного согласования параметров экономического развития МВФ принял решение выделить стабилизационный кредит в размере 4,5 млрд. долл [9; с.85—87].
Ухудшение ситуации на внутреннем валютно-финансовом рынке и в сфере внешних расчетов страны на протяжении 1998 г. вызвало необходимость обращения к механизму чрезвычайного и компенсационного финансирования МВФ. Так, впервые выступая в качестве заемщика МВФ, ЦБ РФ получил 3,8 млрд. долл., непосредственно предназначенных для поддержания равновесия платежного баланса.
В целом же за период 1992 - 1998 г. Россия стала важнейшим клиентом Фонда, а ее задолженность перед ним на начало 1999 г. вплотную приблизилась к 20 млрд. долл. Доля России в общей сумме кредитов, выделенных МВФ странам-членам за указанные семь лет, превысила 20% или 80% всех средств, предоставленных бывшим советским республикам. В 1996 г. на Россию пришлось около половины кредитов Фонда.
После кризиса августа 1998 г. и фактического частичного дефолта финансирование по линии МВФ было прервано и возобновилось лишь в июле 1999 г.
Интенсивные контакты с МВФ на рубеже 2000 – 2001 г. по вопросу о возобновлении финансирования так и не увенчались успехом, несмотря на наличие ряда объективных факторов, повышающих вероятность благоприятного исхода переговоров.
Во-первых, к концу 2000 г. Россия, с формальной точки зрения, достигла такого уровня политической, экономической и финансовой стабильности, который позволяет рассматривать ее в качестве надежного и вполне кредитоспособного партнера, а также существенно уменьшает кредитные риски.
Во-вторых, в последние годы произошло заметное усиление взаимозависимости МВФ и России в части оценки эффективности проводимой им политики. С одной стороны, МВФ находится под постоянным прессингом стран-доноров и получателей средств из-за невысокой результативности предлагаемых его экспертами программ структурной перестройки и макроэкономической стабилизации. Уже известно, что США настояли на ужесточении условий кредитования, предлагаемых МВФ. В этой ситуации Фонду крайне необходимы достижение и открытая демонстрация положительных результатов его деятельности в России, которая в 90-х годах аккумулировала значительную часть средств, ассигнованных развивающимся и бывшим социалистическим государствам. С другой стороны, достижение договоренности с МВФ для России также очень важно, поскольку нынешняя внешне благополучная ситуация в финансово-экономической области в решающей степени базируется на чрезвычайно благоприятной мировой конъюнктуре и высоких ценах на топливно-сырьевые товары. Таким образом, в любой момент, который трудно предвидеть и прогнозировать, страна может лишиться мощнейшей финансовой подпитки, что вызовет острую нужду в оперативном внешнем финансировании.
Отношения России и Всемирного банка регламентируются Статьями соглашения Международного банка реконструкции и развития (уставом), которые стороны подписали в 1991 г. В процессе совместной работы с учетом экономической политики Правительства российской Федерации Банком также разрабатывается стратегия сотрудничества. В настоящее время Всемирный банк руководствуется стратегией деятельности, которая направлена на осуществление системных и институциональных реформ, принятие мер на региональном и местном уровнях в области экономической политики.
С момента вступления во Всемирный банк Россия получила около 50 реабилитационных займов и кредитов на структурную перестройку экономики на общую сумму 10 млрд. долл. Из них завершено займов на сумму 7,1 млрд. долл.
По сравнению с 1997 - 1998 г. позиции Банка в кредитных отношениях с Россией несколько изменились. Это связано в первую очередь с обострением проблемы обслуживания внешнего долга в России. На 1 апреля 2001 г. долг составлял 158,7 млрд. долл. СССР всегда считался первоклассным заемщиком и своевременно расплачивался по своим долгам. Поэтому иностранные кредиторы России также рассчитывали на своевременное их погашение. Однако вследствие трудностей переходного периода у России возникла проблема оплаты внешнего долга, в том числе советского. В этих условий всемирный банк стал сдержанно относиться к кредитованию России, принимая во внимание риск кредитных операций. Но сейчас у России активный торговый баланс и улучшаются макроэкономические показатели, и это один из аргументов западных кредиторов требовать оплаты долга [10; с. 88—90]
В связи с позитивными сдвигами в России, повышением экономической и политической стабильности, улучшением показателей эффективности кредитуемых инвестиционных проектов Всемирный банк возобновил кредитную деятельность, но в незначительном объеме.
Анализ сотрудничества России с Всемирным банком позволяет выявить и различие некоторых их позиций. Основной акцент в программе сотрудничества с Россией Банк переносит на институциональное развитие, на достижение консенсуса и стимулирование обсуждения в обществе направлений экономических реформ.
Всемирный банк пытается при разработке стратегии учесть особенности России. Но главный упор делается на скорейшем решении таких российских проблем, как управление налоговой и бюджетной системами, коррупция, социальная защита населения, развитие частного и финансового секторов экономики.
Особое внимание при подготовке новых кредитных операций Всемирный банк намерен уделять изучению влияния негативных последствий переходного периода в России, выражающихся в росте масштабов бедности и численности наименее защищенных категорий населения. Банк также намерен поддерживать реформы, направленные на максимальное расширение возможностей правительства с тем, чтобы в рамках ограниченных возможностей федерального бюджета смягчить последствия реструктуризации российской экономики и обеспечить социальную помощь действительно нуждающимся и незащищенным слоям населения.
Пока всемирный банк не планирует оказание кредитной поддержки сельскому хозяйству, но, учитывая остроту проблемы бедности в аграрных районах, планирует провести аналитическую работу в данной области и приступить к конкретным действиям, если будет создана возможность.
По оценке Всемирного банка, для решения проблем развития и реализации его стратегии в России нужны не только финансовые ресурсы, но и четкое выполнение договоренностей с Всемирным банком. Пока объем новых кредитов ограничен. Предполагаемый объем кредитования определяется следующими основными факторами. 1) эффективностью развития экономики России и возможностями подготовки инвестиционных проектов, отвечающих международным стандартам качества; 2) профессиональным управлением рисками; 3) возможностью маневрирования тактикой кредитования, позволяющей Банку поддерживать активные кредитные взаимоотношения в течение длительного периода времени.
Всемирный банк особо выделяет взаимоотношения с Россией, поскольку их долгосрочное сотрудничество важно для укрепления роли Всемирного банка на мировом рынке ссудных капиталов.
Россия заинтересована в развитии дальнейшего сотрудничества с Всемирным банком, особенно в целях кредитования национального производства – сельского хозяйства и промышленности.
Россия и ЕБРР. С начала деятельности ЕБРР в России было одобрено проектов на общую стоимость 21,6 млрд. евро. Банк фактически стал крупнейшим инвестором в реальный сектор российской экономики. Портфельное соотношение по вложениям ЕБРР в государственный и негосударственный сектора составляет соответственно 22 и 78%. В отраслевом разрезе доминируют финансовые учреждения, добывающая промышленность, энергетика, инфраструктура, транспорт и агропромышленный комплекс. В конце 2002 г. ЕБРР подписал рекордный за всю историю Банка кредит на сумму 234 млн. евро на проект защиты Санкт-Петербурга от наводнений.
ЕБРР имеет также специальные программы, ориентированные на расширение регионального аспекта его деятельности в России, важнейшими из которых являются, Российский фонд поддержки малого бизнеса, Фонд уставных капиталов малых предприятий. В настоящее время продолжается диалог с Банком по вопросу открытия Проектных бюро и представительств Службы деловых консультаций ЕБРР в регионах России. Ожидается, что с учетом дальнейших потребностей в инвестиционных ресурсах масштабы деятельности ЕБРР в России будут расширяться. При выборе новых проектов ЕБРР будет руководствоваться такими факторами, как создание благоприятных условий для привлечения частного сектора, улучшение природоохранных показателей и инвестиции на цели энергосбережения. География инвестиционных проектов ЕБРР в России обширна – от Калининградской области (улучшение водоснабжения и водоочистки в Калининграде, стоимость проекта 16,5 млн. евро) до Камчатки (строительство геотермальной электростанции – 85,6 млн. евро). Всего проекты ЕБРР осуществляются в сорока субъектах РФ. На долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится примерно 1/3 финансирования всех проектов.
Осуществляя программу Российского фонда малого бизнеса, ЕБРР является практически единственным иностранным инвестором, направляющим средства в развитие малых и средних предприятий в различных регионах России.
Россия и МаБР. В качестве наблюдателя Россия принимает участие в работе ежегодных заседаний Совета управляющих МаБР. Возможное членство России в МаБР способствовало бы укреплению торгово-экономических отношений России со странами Латинской Америки и продвижению интересов российского бизнеса на латиноамериканских рынках. В числе возможных преимуществ – получение доступа к участию в лидерах по линии МаБР в странах региона в сфере инфраструктуры, образования, социального развития, а также привлечение латиноамериканских инвесторов на российский рынок.
В то же время участие России в реализации проектов, финансируемых за счет средств банка, возможно лишь в случае полноправного членства в этой организации. Получение такого статуса невозможно без приобретения части акционерного капитала МаБР, который в настоящее время полностью перераспределен между странами-членами. Вступление в МаБР льготных кредитов России не принесет, поскольку нерегиональные страны-члены не наделены таким правом. Российской стороной прорабатывается вопрос о возможности оказания Банком технической и экспертной помощи в реформировании российской банковской системы.
Россия и АзБР. Россия участвует в качестве наблюдателя на ежегодных заседаниях Совета управляющих АзБР. Россия имеет право на вступление в АзБР в качестве нерегионального члена. Это позволило бы участвовать в реализации финансируемых Банком проектов. Обладая высоким научно-техническим потенциалом, Россия вполне может претендовать на победу в тендерах по проектам, особенно в СНГ [8; с.15].
Россия и АфБР. Россия также является наблюдателем на ежегодных заседаниях Совета управляющих АфБР. Участие российских компаний в тендерах, проводимых АфБР, практически невозможно ввиду того, что Россия не является членом Банка. В результате отечественные производители оказываются не в выгодном положении по сравнению с основными конкурентами на африканском рынке.
Вступление в АфБР могло бы способствовать решению проблемы задолженности африканских стран перед Россией. С учетом того, что кредитование АфБР осуществляется в партнерстве с широким кругом кредитных организаций, участие в Банке позволило бы России более надежно обеспечивать погашение кредитов, а АфБР мог бы выступить в качестве гаранта соблюдения обязательств, взятых на себя африканскими странами. Российские товары достаточно конкурентоспособны на африканском рынке, поэтому членство в АфБР предоставило бы новые возможности расширения российского промышленного экспорта.
Глава 3. Проблемы и перспективы развития отношений России с международными валютно-финансовыми институтами
Результаты взаимодействия России с международными финансовыми институтами неоднозначны. Внешние заимствования, особенно у МВФ, не всегда были эффективными и оправданными. Полученные средства в большинстве случаев использовались не для технологической перестройки экономики, а для покрытия бюджетного дефицита и обслуживания государственного долга. В целом проведенный анализ позволяет выделить ряд проблем сложившегося сотрудничества России с международными финансовыми институтами, которые необходимо учитывать в перспективе, в частности, при совершенствовании отношений с международными региональными банками развития.
Информация о работе Участие РФ в международных валютно-финансовых организациях