Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 11:39, курсовая работа
Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные валютно-кредитные и финансовые организации, которые в той или иной мере выполняют функции регулирования международных валютных, кредитных и финансовых отношений, проведения исследований по проблемам валютно-кредитной и финансовой сфер мирового хозяйства, выработки рекомендаций и предложений. Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что деятельность международных валютно-финансовых и кредитных организаций во многом способствует укреплению мирохозяйственных связей, а также активизации участия стран в международных валютно-кредитных отношениях. Целью данной курсовой работы является исследование роли международных валютно-финансовых и кредитных организаций в мирохозяйственных связях и мировой валютно-финансовой системе, реализуемой посредством содействия процессу глобализации участия в урегулировании финансовых кризисов.
Во-первых, медленно осваивались кредиты, предназначенные для реализации инвестиционных проектов МБРР и ЕБРР, особенно в первые годы их деятельности в России. Причины этого кроются в отсутствии эффективного контроля за ходом реализации проектов российскими органами исполнительной власти, несовершенстве законодательной базы, регламентирующей использования кредитов, а также в недостаточном знакомстве экспертов международных финансовых организаций со спецификой российских условий.
Во-вторых, кредиты ведущих международных финансовых институтов при их сравнительно невысокой договорной стоимости связаны со значительными косвенными расходами (консультационными услуги, расходы на содержание групп реализации проектов, комиссии за обязательство и т.п.), а также требуют выполнения ряда условий до начала реализации кредитуемых проектов. Это в итоге снижает финансовую эффективность кредитов международных финансовых организаций и делает их сравнимыми по стоимости и по срокам с заимствованиями на мировом рынке.
В-третьих, практическое значение участия России межгосударственных банках для развития отечественной экономики не соответствует ее доли в уставном капитале этих организаций и требует пересмотра государственной политики в отношении сотрудничества с ними.
Немаловажной причиной малой эффективности сотрудничества России с международными финансовыми институтами являлось отсутствие обоснованной государственной политики в данной сфере. В различных ведомствах долгое время отсутствовал системный подход к вопросу об этом сотрудничестве. Под международными финансовыми организациями понималось лишь ведущие валютно-кредитные и финансовые организации - МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, в то время как Россия была членом более десяти организаций, имеющих подобный статус. В отношениях сотрудничества России с международными финансовыми институтами доминировала позиция страны-заемщика, рассчитывающей лишь на получение льготных кредитов и помощи. Кроме того, получение Россией займов часто не отвечало ее общеэкономическим целям. В результате наблюдалось значительное распыление заемных средств по большому числу не связанных между собой проектов.
В 2000 - 2003 годах финансово-экономическая ситуация в России стала весьма благоприятной. Профицит государственного бюджета, рост золотовалютных резервов, приток инвестиций, значительное повышение кредитного рейтинга и улучшение условий привлечение займов на внешних и внутренних рынках привели к снижению привлекательности займов МФО как источников финансирование бюджетных расходов, связанных с реализацией проектов в социальной сфере и государственном управлении. Поэтому встал вопрос об изменении политики дальнейших государственных заимствований у МБРР и ЕБРР.
На современном этапе наибольший интерес в сотрудничестве с международными финансовыми организациями представляет не столько привлечение кредитных ресурсов, сколько использование наработанных ими стандартов и технологий для повышения эффективности федеральных программ и проектов, а также расширения сфер применения финансовых ресурсов международных финансовых институтов без предоставления суверенных гарантий Российской Федерации.
Россия отошла от практики заимствований в целях поддержки платежного баланса, когда займы предоставлялись в поддержку осуществления ключевых реформ на федеральном уровне (налоговая служба, казначейство, таможенная служба, кадастр). В то же время во многих сферах перед страной по-прежнему стоят важные задачи. Процесс адаптации к рыночной экономике в такой большой стране, как Россия, по понятным причинам происходит неравномерно, поэтому внимание необходимо уделять, прежде всего, преодолению растущего разрыва между процветающими и отстающими регионами. Ограниченность возможностей и финансовых ресурсов замедляет реализацию на местах хорошо разработанных реформ - полномасштабное преодоление указанных ограничений требует всех ресурсов, какие Россия способна мобилизовать и внутри страны, и за ее пределами.
Деятельность по управлению портфелем проектов должна быть сосредоточена на закрытии старых проектов, совершенствовании отчетности и мониторинга, отказа от сложных соглашений о субзаймах. К числу новых направлений сотрудничества можно отнести развитие регионов, содействие в создании частно-государственных партнерств и помощь России в решении вопросов глобального и регионального значения.
Россия заинтересована в дальнейшем получении поддержки международных финансовых организаций в виде гибкого набора аналитических и консультационных услуг и отдельных приоритетных инвестиционных проектов в целях осуществления ключевых реформ. Программа сотрудничества должна зависеть, главным образом, от федерального финансирования, а международные финансовые институты должны предоставлять, прежде всего, свой аналитический и технический опыт, а также опыт управления проектами [9; с.56].
Россия заинтересована в выработке такого партнерства с Всемирным банком, которое отвечало бы как основным проблемам страны, так и ее возможностям. Такое партнерство было бы аналогом деятельности Банка в других странах со средним уровнем доходов
Также для совершенствования отношений России с международными финансовыми институтами необходимо:
- сотрудничество
должно осуществляться на
- фундаментом
сотрудничества должны стать
четкое определение роли
- концепция
сотрудничества должна быть
- информация
о характере и рамках
- государственная
политика сотрудничества
Сотрудничество с ведущими финансовыми организациями способствует осуществлению социально-экономических реформ в Российской Федерации. Взаимодействие Российской Федерации с Международным валютным фондом, Группой Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития позволяет повысить эффективность участия России в международных кредитно-финансовых отношениях, укрепить российские позиции в сообществе развитых стран, использовать международный опыт в совершенствовании российской финансовой системы и государственного управления.
Значимость экономической деятельности международных организаций особенно возросла в середине 1970-х годов, это было обусловлено тем, что к этому времени развивающиеся страны выдвинули концепцию нового международного экономического порядка.
Форсированное проведение рыночных преобразований, либерализация внешнеэкономической деятельности и интеграция России в систему мирового хозяйства сделали и неизбежным, и необходимым членство страны в международных финансовых организациях.
С одной стороны, массированные рыночные реформы, не всегда продуманные и последовательные, привели к размыванию налогооблагаемой базы и резкому сокращению бюджетных доходов. Одновременно непрерывно росли бюджетные расходы. В этих условиях сформировался хронический бюджетный дефицит, что и побудило Россию стать крупным суверенным заемщиком на мировом рынке.
С другой стороны, на фоне преобладающего низкого кредитного рейтинга России и значительных инвестиционных рисков получение финансирования из частных источников и даже на межправительственной основе представлялось на протяжении большей части переходного периода трудноразрешимой, а зачастую и просто невыполнимой задачей. Соответственно, займы международных финансовых институтов стали важнейшим источником внешнего финансирования для России.
В итоге, в силу совокупности объективных и субъективных факторов преобладающими в российской практике внешних заимствований в 90-х годах стали многосторонние ссуды и займы, поступающие от международных финансовых организаций, прежде всего от МВФ, МБРР, ЕБРР. Кредиты МВФ направляются на решение макроэкономических и бюджетных проблем, выполняя преимущественно стабилизирующую функцию; займы МБРР идут на реализацию программ институциональной и структурной перестройки на отраслевом и межотраслевом уровнях; средства ЕБРР вкладываются в различные проекты по поддержке предпринимательства, могут иметь конкретного адресата или носить зонтичный характер.
В целом, можно сказать, что международные валютно-кредитные учреждения, такие как Международный валютный фонд, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития играют значительную роль в организации международных кредитных отношений и поддержании стабильности международных расчетов.
Во-первых, их деятельность позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы.
Во-вторых, они призваны служить форумом для налаживания сотрудничества между странами и государствами. С ослаблением идеологического противостояния эта задача становится все более актуальной.
Список используемой литературы
1. Федеральный закон от 02.12.1990 №395-1 (ред. от 28.07.2012) «О банках и банковской деятельности».
2. Романовский М.В. Финансы и кредит: Учебник / Под ред. М. В. Романовского, Г. Н. Белоглазовой. – М.: Юрайтиздат, 2010.
3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009. - 687 с.
4. Маклярский Б.М. Мировая экономика. – М., 2010.
5. Международные валютно-экономические и финансовые отношения. Учебник/Под ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 2011. –592с.
6. Международный финансовый рынок. Под ред.Суэтина А.А. М., 2008. – 369с.
7. Основы международных валютно-финансовых и кредитных
отношений. Учебник/Под ред. В.В. Круглова. – М.: ИНФРА, 2010. – 532 с.
8. Авдевич М.В. Взаимоотношения России с международными финансовыми организациями. - №6, 2009.
9. Горина Н.Ф. Участие России в международных валютно-кредитных организациях: МВФ, МБРР и ЕБРР.// Финансовый бизнес, 2008.
10. Солоненко В. Международный банк реконструкции и развития.// Финансовый бизнес. - №4, 2007.
11. Государственные и муниципальные финансы: Учебник/-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 560 с.
12. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие для студ. вузов, обуч. по экон. специальностям, Межвузовский центр э.-Ростов на/Д: Феникс, 2008. - 308 с.
13. Финансы: учебник / Л. А. Бурмистрова и др. – Москва: Высшее
образование: Юрайт, 2009. – 591 с.
14. www.imf.org – официальный сайт МВФ.
Информация о работе Участие РФ в международных валютно-финансовых организациях