Управление дебиторской и кредиторской задолжнастями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной курсовой работы является определение порядка признания и учет дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии. Для осуществления данной цели необходимо решить ряд задач:
- дать понятие дебиторской и кредиторской задолженности;
- привести формы расчетов между организациями;
- показать методы контроля за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности;
- рассмотреть порядок учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями, подотчетными лицами на обследуемом предприятии.

Файлы: 1 файл

kyrsa4.docx

— 53.26 Кб (Скачать файл)

Подводя итог первой главы, можно сделать следующие выводы.

Дебиторская и кредиторская задолженность являются естественными  составляющими бухгалтерского баланса  предприятия. Они возникают в  результате несовпадения даты появления  обязательств с датой платежей по ним.

Под дебиторской понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации. Кредиторской называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам. В бухгалтерском балансе дебиторская и кредиторская задолженности отражаются по их видам.

Расчеты между организациями  осуществляются преимущественно в  безналичном порядке путем перечисления денежных средств со счета плательщика  на счет получателя с помощью различных  банковских операций.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК  УЧЕТА ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ

ЗАДОЛЖЕННОСТИ

2.1. Учет расчетов с  покупателями и заказчиками

Покупатели и заказчики  – это организации, приобретающие  произведенную продукцию, товары, прочие ценности, потребляющие оказываемые  им услуги и выполненные работы.

В настоящее время в  бухгалтерском учете при отгрузке покупателям возникающая дебиторская  задолженность отражается по цене продажи  продукции на счете 62 «Расчеты с  покупателями и заказчиками».

На суммы оплаты за отгруженную  продукцию, выполненные работы и  оказанные услуги организация предъявляет  расчетные документы покупателю или заказчику и производит следующую  бухгалтерскую запись:

Дебет счета 62 «Расчеты с  покупателями и заказчиками»

Кредит счета 90 «Продажи».

При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности  сумму списывают с кредита  счета 62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками» в дебет счетов по учету  денежных средств 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 50 «Касса», 55 «Специальные счета в банках».

Для учета авансов, полученных от покупателей и заказчиков, к  счету  62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» открывают субсчет 2 «Расчеты по авансам полученным». При получении аванса делают следующую запись:

Дебет счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 50 «Касса», 55 «Специальные счета в банках»

Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет 2 «Расчеты по авансам полученным».

С полученных сумм аванса организации  начисляют НДС, который подлежит взносу в бюджет:

Дебет счета 62 «Расчеты с  покупателями и заказчиками»

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»

По завершении и сдаче  заказчикам работ, а также при  отгрузке продукции покупателям  полученные суммы аванса засчитывают  в уменьшение задолженностей покупателей  и заказчиков и относят в дебет  счета 62 субсчет 1 «Расчеты с покупателями и заказчиками» кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет 2 «Расчеты по авансам полученным». При этом на сумму НДС, ранее начисленную  по полученным авансам, делают восстановительную  запись:

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам  и сборам»

Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведут по каждому предъявленному покупателю или заказчику счету, а при расчетах в порядке плановых платежей – по каждому покупателю или заказчику. Построение аналитического учета должно обеспечить получение  данных по покупателям и заказчикам в разрезе:

расчетных документов, срок оплаты которых не наступил;

неоплаченных в срок расчетных  документов;

авансов полученных;

векселей, срок поступления  денежных средств по которым не наступил;

векселей, учтенных в банках;

векселей, по которым денежные средства не поступили в срок.

При использовании в организации  журнально-ордерной формы учета  расчеты с покупателями и заказчиками  отражаются в журнале-ордере № 11 «Учет  отгрузки и продажи», при небольшом  объеме учетной информации -  в журнале-ордере № 6.

Невостребованная в срок задолженность покупателей и  заказчиков списывается с кредита  счета 62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками» в дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» или счета 91 «Прочие доходы и расходы».

В настоящее время организации  могут создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями  с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации не погашенная в установленные договором сроки и не обеспеченная соответствующими гарантиями. Величина резерва определяется по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния организации-должника и оценки вероятности погашения ею долга.

На сумму создаваемых  резервов сомнительных долгов дебетуют  счет  91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы» и кредитуют счет 63 «Резервы по сомнительным долгам». Списание невостребованных долгов, признанных сомнительными, отражают по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» с кредита счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность учитывается  организацией-кредитором по дебету забалансового  счета 007 «Списанная в убыток задолженность  неплатежеспособных дебиторов» в течение  пяти лет с момента списания с  целью наблюдения за возможностью взыскания  в случае изменения имущественного положения должника.

При поступлении ранее  списанной дебиторской задолженности  в бухгалтерском учете организации-кредитора  делаются записи:

Дебет счета 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 50 «Касса», 55 «Специальные счета в банках»

Кредит счета 91 «Прочие  доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие  доходы» - отражено поступление суммы  ранее списанной дебиторской  задолженности.

Одновременно на указанную  сумму кредитуется забалансовый счет 007 «Списанная в убыток задолженность  неплатежеспособных дебиторов».

Таким образом, счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» предназначен для учета обязательств организаций  по оплате продукции, товаров, работ, услуг, возникающих в связи с продажей продуктов труда сторонним организациям.

2.2. Учет расчетов с  поставщиками и подрядчиками

Поставщиками и подрядчиками являются организации, поставляющие товарно-материальные ценности (сырье, материалы, товары), а  также оказывающие различные  виды услуг (отпуск электроэнергии, воды, газа) и выполняющие разные работы (например, капитальный или текущий ремонт основных средств).

На предъявленные на оплату счета поставщиков кредитуют счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и дебетуют соответствующие материальные счета (например, 10 «Материалы», 08 «Вложения во внеоборотные активы») или счета по учету соответствующих расходов (например, 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы»).

На счете 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками» задолженность  отражается в пределах сумм акцепта. При обнаружении недостач по поступившим  товарно-материальным ценностям, несоответствия цен, обусловленных договором, и  арифметических ошибок счет кредитуют  на соответствующую сумму в корреспонденции  со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиями».

Сумма НДС включается поставщиками и подрядчиками в счета на оплату и отражается у покупателя по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Погашение задолженности  перед поставщиками отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками» и кредиту счетов учета денежных средств 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 50 «Касса»,  55 «Специальные счета в банках».

Для учета выданных авансов  к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» открывают субсчет 2 «Расчеты по авансам выданным». Возвращенные поставщиком неиспользованные суммы  аванса отражают по дебету четов учета  денежных средств и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Ранее выданные, но не востребованные авансы списывают на убытки организации

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Прекращение обязательств при зачете взаимных требований

отражают по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  и кредиту счетов 62 «Расчеты с  покупателями и заказчиками» или  счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Прощение долга по существу является одним из видов дарения. Прощенная сумма долга является внереализационным доходом и отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы» .

При прекращении обязательств новацией происходит замена одного обязательства  другим. Эта замена на синтетических  сетах не отражается, осуществляются отметки в аналитическом учете.

Списание кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой  давности, осуществляют по результатам  проведенной инвентаризации. письменного обоснования и приказа руководителя организации.

При журнально-ордерной форме  учета учет расходов с поставщиками ведут в журнале-ордере № 6. В данном журнале-ордере синтетический учет расчетов с поставщиками сочетается с аналитическим учетом. Аналитический  учет расчетов с поставщиками при  расчетах и порядке плановых платежей ведут в ведомости № 5, данные которой в конце месяца включают общими итогами по корреспондирующим  счетам в журнал-ордер № 6.

Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей – по каждому поставщику и подрядчику. Построение аналитического учета должно обеспечивать получение  данных о задолженности поставщикам:

по расчетным документам, срок оплаты которых не наступи;

по не оплаченным в срок расчетным документам;

по неотфактурованным  поставкам;

по авансам выданным;

по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;

по полученному коммерческому  кредиту.

Таким образом, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  предназначен для учета обязательств организации  по оплате продукции, товаров, работ, услуг, возникающих в связи с приобретением продуктов труда сторонних организаций.

2.3. Учет расчетов с  прочими кредиторами и дебиторами

Подотчетными суммами  называются денежные авансы, выдаваемые Работникам организации из кассы  на мелкие хозяйственные расходы  и на расходы по командировкам.

Сумму аванса, выдаваемого  под отчет, определяют по предварительному расчету стоимости проезда, суточных и других расходов. Полученные деньги разрешается расходовать подотчетным  лицам только на цели, на которые  они выданы. В установленные сроки  подотчетные лица обязаны представить  отчеты о действительно израсходованных  суммах с приложением оправдательных документов. Неизрасходованные суммы аванса подотчетные лица возвращают в кассу. Новый аванс подотчетным лицам выдают только после полного расчета по ранее выданному авансу. В бухгалтерии авансовые отчеты проверяют и определяют расходы, подлежащие утверждению. Отчеты утверждает руководитель организации.

Подотчетные суммы учитывают  на активном синтетическом счете   71 «Расчеты с подотчетными лицами». Выдачу денежных авансов подотчетным лицам отражают по дебету счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и кредиту счета 50 «Касса».

Расходы, оплаченные из подотчетных  сумм, списывают с кредита счета   71 «Расчеты с подотчетными лицами» в дебет счетов в зависимости от характера расходов (10 «Материалы», 26 «Общехозяйственные расходы»).

Возвращенные в кассу  остатки неиспользованных сумм списывают  с подотчетных лиц в дебет  счета 50 «Касса». Аналитический учет расходов с подотчетными лицами ведут  по каждой авансовой выдаче.

Не возвращенные подотчетным  лицом суммы авансов списывают  со счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Со счета 94 «Недостачи и потери от порчи  ценностей» суммы авансов списывают  в дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» или 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (если они не могут  быть удержаны из суммы оплаты труда  работников).

Для обобщения информации обо всех видах расчетов с работниками  организации, кроме расчетов по оплате труда, с подотчетными лицами и депонентами, используют синтетический счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». К этому счету могут быть открыты следующие субсчета:

73-1 «Расчеты по предоставленным  займам»;

73-2 «Расчеты по возмещению  материального ущерба».

На субсчете 73-1 "Расчеты  по предоставленным займам" учитывают  расчеты с работниками по предоставленным  им займам (на индивидуальное жилищное строительство, приобретение садового домика).

Информация о работе Управление дебиторской и кредиторской задолжнастями