Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 11:49, курсовая работа
Цель работы – на основе теоретических аспектов разработать рекомендации по повышению эффективности управления денежными потоками организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Выявить необходимость и значение управления денежными потоками предприятия;
Описать анализ денежных потоков на предприятии;
Определить механизм управления денежными потоками на предприятии;
Провести анализ и оценку управления доходами ОАО «МРСК Центра» - филиале «Тверьэнерго»
Введение………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические и методологические основы управления денежными потоками на предприятии…………………………………………………………………...5
1.1 Необходимость и значение управления денежными потоками на предприятии…………………………………………………………………….5
1.2 Анализ денежных потоков на предприятии………………………12
1.3 Механизм управления денежными потоками…………………….19
Глава 2. Анализ и оценка управления денежными потоками в ОАО «МРСК Центра» - филиале «Тверьэнерго»………………………………………………………………...29
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «МРСК Центра» - филиале «Тверьэнерго»…………………………………………....29
2.2 Анализ динамики и факторов изменения объемов денежных потоков…………………………………………………………………………49
2.3 Оценка эффективности управления денежными потоками предприятия…………………………………………………………………….54
Заключение……………………………………………………………………56
Список литературы…………………………………………………………..61
Платежный календарь — это план организации производственно-финансовой деятельности, в котором календарно взаимосвязаны все источники денежных поступлений и расходы за определенный отрезок времени. Он полностью охватывает денежный оборот организации; дает возможность увязать поступления денежных средств и платежи в наличной и безналичной форме; позволяет обеспечить постоянную платежеспособность и ликвидность.
Платежный календарь составляется финансовой службой предприятия, при этом плановые показатели бюджета движения денежных средств разбиваются по месяцам и более мелким периодам. Сроки определяются исходя из периодичности основных платежей организации.
В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:
- организация учета временной стыковки денежных поступлений и предстоящих расходов организации;
- формирование информационной базы о движении денежных притоков и оттоков;
- ежедневный учет изменений в информационной базе;
- анализ неплатежей и организация мероприятий по устранению их причин;
- расчет потребности в краткосрочном финансировании;
- расчет временно свободных денежных средств организации;
- анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств.
Платежный календарь составляется
на основе реальной информационной базы
о денежных потоках организации,
в состав которой входят: договоры
с контрагентами; акты сверки расчетов
с контрагентами; счета на оплату
продукции; счета-фактуры; банковские
документы о поступлении
Для эффективного составления платежного календаря финансовому менеджеру необходимо контролировать информацию об остатках денежных средств на банковских счетах, израсходованных средствах, средних остатках за день, состоянии рыночных ценных бумаг организации, планируемых поступлениях и выплатах на предстоящий период.
Методика составления платежного календаря широко представлена в специальной литературе по финансовому менеджменту.
Следующими этапами управления денежными потоками является балансировка и синхронизация денежных потоков.
Результатом разработки плана денежных потоков может быть как дефицит, так и избыток денежных средств. Поэтому на заключительном этапе управления денежными потоками их оптимизируют путем балансировки по объему и во времени, синхронизации их формирования во времени и оптимизации остатка денежных средств на расчетном счете.
Как дефицит, так и избыток
денежного потока оказывают отрицательное
влияние на деятельность предприятия.
Отрицательные последствия
Отрицательные последствия избыточного денежного потока проявляются в потере реальной стоимости временно неиспользуемых денежных средств от инфляции, потере потенциального дохода от неиспользуемой части денежных активов в сфере краткосрочного их инвестирования, что в конечном итоге также отрицательно сказывается на уровне рентабельности активов и собственного капитала предприятия.
По мнению И. Н. Яковлевой [32, С.14-25], объем дефицитного денежного потока должен балансироваться за счет:
1) привлечения дополнительного
собственного или
2) совершенствования работы с оборотными активами;
3) избавления от непрофильных внеоборотных активов;
4) сокращения инвестиционной программы предприятия;
5) снижения затрат.
Объем избыточного денежного потока должен балансироваться за счет:
1) увеличения инвестиционной активности предприятия;
2) расширения или диверсификации деятельности;
3) досрочного погашения долгосрочных кредитов.
В процессе оптимизации денежных
потоков во времени используются
два основных метода — выравнивание
и синхронизация. Выравнивание денежных
потоков направлено на сглаживание
их объемов в разрезе отдельных
интервалов рассматриваемого периода
времени. Этот метод оптимизации
позволяет устранить в
Синхронизация денежных потоков основана на конвариации положительного и отрицательного их видов. В процессе синхронизации должно быть обеспечено повышение уровня корреляции между этими двумя видами денежных потоков. Результаты этого метода оптимизации денежных потоков во времени оцениваются с помощью коэффициента корреляции, который в процессе оптимизации должен стремиться к значению «+1».
Теснота корреляционной связи повышается за счет ускорения или замедления платежного оборота.
Платежный оборот ускоряется за счет следующих мероприятий:
Замедление платежного оборота может осуществляться за счет:
Расчет оптимального остатка денежных средств
Денежные средства как
вид оборотных активов
- рутинностью — денежные средства используются для погашения текущих финансовых обязательств, поэтому между входящими и исходящими денежными потоками всегда существует разрыв во времени. В результате предприятие вынуждено постоянно накапливать свободные денежные средства на расчетном счете в банке;
- предосторожностью — деятельность предприятия не носит жестко регламентированного характера, поэтому денежная наличность необходима для покрытия непредвиденных платежей. В этих целях целесообразно создавать страховой запас денежной наличности;
- спекулятивностью — денежные средства необходимы по спекулятивным соображениям, так как постоянно существует малая вероятность того, что неожиданно появится возможность для выгодного инвестирования.
Однако сами по себе денежные средства являются бесприбыльным активом, поэтому главная цель политики управления ими — поддержание их на минимально необходимом уровне, достаточном для осуществления эффективной финансово-хозяйственной деятельности организации, в том числе:
- своевременной оплаты счетов поставщиков, позволяющей воспользоваться предоставляемыми ими скидками с цены товара;
- поддержания постоянной кредитоспособности;
- оплаты непредвиденных расходов, возникающих в процессе коммерческой деятельности.
Как было отмечено выше, при наличии на расчетном счете большой денежной массы у организации возникают издержки упущенных возможностей (отказ от участия в каком-либо инвестиционном проекте). При минимальном запасе денежных средств возникают издержки по пополнению этого запаса, так называемые издержки содержания (коммерческие расходы, обусловленные куплей-продажей ценных бумаг, или проценты и другие расходы, связанные с привлечением займа для пополнения остатка денежных средств). Поэтому, решая проблему оптимизации остатка денег на расчетном счете, целесообразно учитывать два взаимоисключающих обстоятельства: поддержание текущей платежеспособности и получение дополнительной прибыли от вложения свободных денежных средств.
Существует несколько основных методов расчета оптимального остатка денежных средств: математические модели Баумоля-Тобина, Миллера-Орра, Стоуна и др.
Наиболее популярной моделью управления ликвидностью (остатком денежных средств на расчетном счете), является модель Баумоля-Тобина, построенная на выводах, к которым пришли У. Баумоль и Дж. Тобин независимо друг от друга в середине 50-х гг. В модели предполагается, что коммерческая организация поддерживает приемлемый уровень ликвидности и оптимизирует свои товарные запасы.
Согласно модели, предприятие
начинает работать, имея максимально
приемлемый (целесообразный) для него
уровень ликвидности. Далее по мере
работы уровень ликвидности
Рисунок 1 - График изменения остатка средств на расчетном счете (модель Баумоля-Тобина)
При использовании данной модели учитывают ряд ограничений:
1) на данном отрезке
времени потребность
2) все поступающие средства
от реализации продукции
3) постоянными, а следовательно, и планируемыми считаются поступления и выплаты организации, что позволяет вычислить чистый денежный поток;
4) поддается расчету уровень
затрат, связанных с превращением
ценных бумаг и других
Недостаток модели Баумоля-Тобина — предположение о предсказуемости и устойчивости денежного потока. Также в ней не учитываются цикличность и сезонность, свойственные большинству денежных потоков.
Отмеченные выше недостатки модели Баумоля-Тобина нивелирует модель Миллера-Орра, являющаяся усовершенствованной моделью EOQ. Ее авторы М. Миллер и Д. Орр пользуются при построении модели статистическими методом, а именно процессом Бернулли — стохастическим процессом, в котором поступление и расходование денежных средств во времени являются независимыми случайными событиями.
При управлении уровнем ликвидности
финансовый менеджер должен исходить
из следующей логики: остаток денежных
средств хаотически меняется до тех
пор, пока не достигает верхнего предела.
Как только это происходит, необходимо
покупать достаточное количество ликвидных
инструментов с целью вернуть
уровень денежных средств к некоторому
нормальному уровню (точке возврата).
Если запас денежных средств достигает
нижнего предела, то в этом случае
необходимо продавать ликвидные
краткосрочные ценные бумаги и таким
образом пополнять запас
Минимальная величина остатка денежных средств на расчетном счете принимается на уровне страхового запаса, а максимальная – на уровне его трехкратного размера. Однако при решении вопроса о диапазоне (разности между верхним и нижним пределами остатка денежных средств) рекомендуется учесть следующее: если ежедневная изменчивость денежных потоков велика или постоянные затраты, связанные с покупкой и продажей ценных бумаг, высоки, то предприятию следует увеличить размах вариации и наоборот. Также рекомендуется уменьшить размах вариации, если есть возможность получения дохода благодаря высокой процентной ставке по ценным бумагам.
Информация о работе Управление денежными потоками на предприятии