Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 20:39, курсовая работа
Финансы ФПГ, холдингов и концернов, являясь основным звеном финансовой системы, охватывают процессы создания, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода в стоимостном выражении. Они функционируют в сфере материального производства, где в основном и создается совокупный общественный продукт и национальный доход.
Введение
Глава I.Основные понятия связанные с ФПГ, холдингами и концернами.
Понятие и функции ФПГ, холдингов и концернов.
Собственный капитал ФПГ, холдингов и концернов
Принципы и факторы влияющие на организацию финансов ФПГ, холдингов и концернов.
Глава II. Анализ финансового состояния ОАО «Газавтоматика» ОАО «Газпром»
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Финансы ФПГ, холдингов и
концернов, являясь основным звеном
финансовой системы, охватывают процессы
создания, распределения и использования
валового внутреннего продукта и
национального дохода в стоимостном
выражении. Они функционируют в
сфере материального
Современные ФПГ, холдинги и
концерны функционируют в постоянно
меняющихся рыночных условиях хозяйствования,
с жесткой конкуренцией. Основной
целью их предпринимательской
В ходе их предпринимательской возникают определенные финансовые отношения, связанные с организацией производства и реализацией продукции, оказанием услуг и выполнением работ, формированием собственных финансовых ресурсов и привлечением внешних источников финансирования, их распределением и использованием.
Материальной основой финансовых отношений являются деньги. Финансовые отношения являются частью денежных отношений, возникают лишь при реальном движении денежных средств и сопровождаются формированием и использованием собственного капитала, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Глава I. Основные понятия связанные с ФПГ, холдингами и концернами
Финансово-промышленные группы
Современные финансово-промышленные
группы (ФПГ) представляют собой диверсифицированные
многофункциональные структуры, образующиеся
в результате объединения капиталов
предприятий, кредитно-финансовых и
инвестиционных институтов, а также
других организаций с целью
Характерной чертой современного этапа развития финансово-промышленных групп является их многоотраслевая направленность, что позволяет оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.
Создание финансово-
•по инициативе участников,
по решению государственных
•по межправительственным соглашениям.
Наиболее распространенным
является добровольное объединение
капиталов отдельных участников
и учреждение акционерного общества,
представляющего собой вновь
созданную организационную
ФПГ - крупные интегральные
структуры разных видов, в которых
финансовые институты играют не меньшую
роль, чем производственные. Они
организуются как по принципу горизонтальной
- объединение многопрофильных
Холдинговые структуры
Корпоративные группы холдингового
типа - объединения юридически самостоятельных
компаний, в которых головная компания
владеет, полностью или частично,
капиталом остальных компаний. Их
эволюция сопутствует развитию современной
крупной капиталистической
Стандартный тип отношений
на основе участия в акционерном
капитале состоит в том, что дочерние
предприятия сохраняют
Центральное управленческое звено такой группы - холдинговая компания - обладает контрольными инструментами - значительным пакетом акций и представительством в совете директоров, необходимыми для отслеживания управления капиталом компаний группы. Сама группа является управленческой иерархией. Задача «штаба» (холдинга) - концентрация финансовых, технических и кадровых ресурсов, определение новых рынков и уход со старых, конструктивно-технологическое обеспечение (НИОКР).
Известны два типа холдингов:
1. «Чистый», или финансовый
холдинг, в котором головная
компания только контролирует
финансовые потоки группы
2. «Производственный», так называемый квази-холданг, где головная компания ведёт производственную деятельность и одновременно, как центральное управленческое звено, координирует деятельность группы как многопрофильной системы.
Есть два пути формирования группы:
1) покупка акций существующих компаний и
2) превращение структурных
подразделений корпорации в
Эти пути не альтернативны и часто существуют рядом и дают разнообразные сочетания - варианты холдинговых структур.
Первый вариант. Покупкой акций создаются объединения по горизонтали компаний, работающих на одном уровне. Такие объединения могут быть альтернативой слияния и способом устранения конкуренции или же первым шагом к полному слиянию, при котором на время снимается проблема взаимной «притирки» управленческого персонала, но можно координировать производство, и сбыт продукции. Другой способ такого объединения состоит в том, что группа из двух или больше компаний создает фирму-ядро, которая увеличивает свой капитал при помощи эмиссии акций на сумму, равную совокупному капиталу группы. Затем компании группы обменивают свои акции на акции фирмы - ядра, выкупая её эмиссию, и фирма - ядро становится «чистым» холдингом. Но без управленческой иерархии холдинг - лишь «простая федерация автономно работающих дочерних компаний.
Второй вариант организации холдинга - банковское учредительство. Крупные банки берут на себя объединение таких компаний, акции которых они не могут в ближайшее время пустить в обращение. Способом объединения может быть и недобровольное участие в капитале промышленных предприятий, например, покупка залоговых пакетов.
В банковском холдинге акции банка замещают акции компаний, непригодные для публичного размещения.
Третий, наиболее распространённый в настоящее время вариант - холдинговая группа с управленческой иерархией. Это интегрированный комплекс, участники которого связаны вертикальными технологическими цепочками либо по линиям диверсификации деятельности головной фирмы. Такая холдинговая группа может создаваться и развиваться сочетанием превращения структурных подразделений корпорации в юридически самостоятельные компании с покупкой пакетов акций существующих компаний. У иерархических структур могут быть большие преимущества перед чисто рыночным механизмом в координации деятельности и распределении ресурсов.
Холдинговая группа - выигрышная
форма экономической
Ещё одно преимущество холдинговой
группы состоит в том, что она
может реализовать экономию на масштабах
с меньшими объёмами инвестиций путем
включить поставщиков в состав своих
групп. Следовательно, отпадала необходимость
вкладывать средства в создание собственного
агрегатного производства. После
того, как акции участников группы
обмениваются на единую акцию холдинга,
компании группы уходят с открытого
фондового рынка. Акция холдинговой
компании - это субститут акций
производственных компаний её группы.
Собственникам холдинговой
Для предприятий, объединённых
в холдинг, дирекция холдинга - единственный
акционер с неограниченным господством.
Но дочерние компании могут реализовать
свои тенденции к росту и
Для контроля над большой пирамидой головной компании достаточно вложения средств в половину акций первого яруса этой пирамиды.
Холдинговые компании выступают посредниками на фондовых рынках для компаний, испытывающих потребность в крупномасштабном внешнем финансировании
В экономической литературе нередко ставится знак равенства между многопрофильной, многообъектной корпорацией и холдингом.
Различия между корпорацией и группой наименее заметны в группах, где головная компания, «чистый» холдинг, владеет 100% акций всех дочерних компаний.
И корпорация, и холдинг часто именуются «концерном», а дочерние компании - отделениями или филиалами. Но холдинговая группа признаётся менее жёсткой, чем единая корпорация. О холдинге можно говорить как об организации с рыхлой дивизиональной структурой, в которой контроль головного подразделения над отдельными оперативными частями лимитирован и зачастую не систематичен. Отделения пользуются значительной автономией при слабой административной структуре.
Концерн
Одной из наиболее распространенных и развитых организационных форм интеграции компаний является концерн. Концерн — «это форма объединения (как правило, многоотраслевого) самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, личных уний, патентно-лицензионных соглашений, тесного производственного сотрудничества»
Для концерна характерны следующие особенности:
-достаточно жесткая форма интеграции компаний (самая жесткая за исключением треста);
-концерн обычно является
объединением
-входящие в концерн
компании номинально остаются
самостоятельными юридическими
лицами в форме акционерных
или иных хозяйственных
-в рамках концерна
централизовано финансово-
-головная компания концерна,
как правило, организуется в
виде холдинговой компании (преимущественно
как смешанный холдинг) или
на основе взаимодействия
-деятельность концерна
ориентирована в основном на
производство, поэтому в качестве
материнской (головной) выступает
чаще всего производственная
компания, которая является держателем
контрольных пакетов акций
-в рамках данной формы
полностью контролируется
В зависимости от характера интеграционных связей между компаниями различают вертикальный и горизонтальный концерн. Вертикальный концерн — концерн, объединяющий компании разных отраслей, связанные последовательностью технологического процесса производства готового продукта (например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные). Горизонтальный концерн — концерн, объединяюший компании одной отрасли, производящие одно и то же изделие или осуществляющие одни и те же стадии производства.
Деятельность концерна может распространяться на одну подотрасль или отрасль экономики. В него могут входить предприятия одной или нескольких отраслей
Концерны действуют в
тех отраслях экономики, где развито
крупное и массовое производство,
применяются высокие
С точки зрения системы участия в капитале можно выделить два вида концернов: концерн подчинения и концерн координации. Концерн подчинения — это концерн, организованный в виде материнской и дочерних компаний. Концерн координации — концерн, состоящий из сестринских обществ, т.е. созданный таким образом, что отдельные входящие в него компании производят взаимный обмен акциями. Тем самым все члены концерна оказывают взаимное влияние на проводимую концерном политику, который в то же время остается под единым руководством.
Концерн подчинения создается, как правило, для объединения производств по технологической цепочке, а концерн координации – в целях интеграции таких видов деятельности как проведение единой финансовой или научно-технической политики, согласованного производственного развития компаний, кадровой политики и т.п.
Концерны, имеющие иностранные дочерние отделения, представляют собой международные концерны. Причем капиталовложения международных концернов могут быть как транснациональными, так и трансконтинентальными.
Информация о работе Управление финансами ФПГ, холдингов и концернов