Управление финансами ФПГ, холдингов и концернов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Финансы ФПГ, холдингов и концернов, являясь основным звеном финансовой системы, охватывают процессы создания, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода в стоимостном выражении. Они функционируют в сфере материального производства, где в основном и создается совокупный общественный продукт и национальный доход.

Содержание работы

Введение
Глава I.Основные понятия связанные с ФПГ, холдингами и концернами.
Понятие и функции ФПГ, холдингов и концернов.
Собственный капитал ФПГ, холдингов и концернов
Принципы и факторы влияющие на организацию финансов ФПГ, холдингов и концернов.
Глава II. Анализ финансового состояния ОАО «Газавтоматика» ОАО «Газпром»
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 109.03 Кб (Скачать файл)

Введение

Финансы ФПГ, холдингов и  концернов, являясь основным звеном финансовой системы, охватывают процессы создания, распределения и использования  валового внутреннего продукта и  национального дохода в стоимостном  выражении. Они функционируют в  сфере материального производства, где в основном и создается  совокупный общественный продукт и  национальный доход.

Современные ФПГ, холдинги и  концерны функционируют в постоянно  меняющихся рыночных условиях хозяйствования, с жесткой конкуренцией. Основной целью их предпринимательской деятельности становится не столько максимальное извлечение прибыли, сколько сохранение и приумножение собственного капитала, обеспечение стабильности бизнеса.

В ходе их предпринимательской  возникают определенные финансовые отношения, связанные с организацией производства и реализацией продукции, оказанием услуг и выполнением  работ, формированием собственных  финансовых ресурсов и привлечением внешних источников финансирования, их распределением и использованием.

Материальной основой  финансовых отношений являются деньги. Финансовые отношения являются частью денежных отношений, возникают лишь при реальном движении денежных средств  и сопровождаются формированием  и использованием собственного капитала, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Основные понятия связанные с ФПГ, холдингами и концернами

    1. Понятие и функции ФПГ, холдингов и концернов.

 Финансово-промышленные  группы

Современные финансово-промышленные группы (ФПГ) представляют собой диверсифицированные  многофункциональные структуры, образующиеся в результате объединения капиталов  предприятий, кредитно-финансовых и  инвестиционных институтов, а также  других организаций с целью максимизации прибыли, повышения эффективности  производственных и финансовых операций, усиления конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, упрочения  технологических и кооперационных связей, роста экономического потенциала их участников. Развитие финансово-промышленных групп становится перспективным путем формирования современного крупного производства.

Характерной чертой современного этапа развития финансово-промышленных групп является их многоотраслевая  направленность, что позволяет оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.

Создание финансово-промышленных групп осуществляется несколькими  способами:

•по инициативе участников, по решению государственных органов,

•по межправительственным соглашениям.

Наиболее распространенным является добровольное объединение  капиталов отдельных участников и учреждение акционерного общества, представляющего собой вновь  созданную организационную структуру  со всеми экономико-правовыми полномочиями и соответствующей юридической  и хозяйственной ответственностью. Вторым способом является добровольная передач создаваемой финансово-промышленной группы пакетов своих акций в управление одному из участников группы, как правило, банку или финансово-кредитному институту. Третий способ состоит в приобретении одним из участников группы пакетов акций других предприятий и организаций.

ФПГ - крупные интегральные структуры разных видов, в которых  финансовые институты играют не меньшую  роль, чем производственные. Они  организуются как по принципу горизонтальной - объединение многопрофильных производств , так и вертикальной интеграции - по технологическим цепочкам. Создание ФПГ подразумевает объединение «под одной крышей» трех структур: финансовой - банк, инвестиционная компания, пенсионный фонд, консалтинговая фирма, брокерские конторы, внешнеэкономические, информационно-рекламные подразделения; производственной - производственные предприятия; коммерческой - внешнеторговые компании, товарно-сырьевая биржа, страховая, транспортная и сервисные фирмы.

 

Холдинговые структуры

Корпоративные группы холдингового типа - объединения юридически самостоятельных  компаний, в которых головная компания владеет, полностью или частично, капиталом остальных компаний. Их эволюция сопутствует развитию современной  крупной капиталистической корпорации. Главную роль в этой эволюции сыграли  не законодательство, а логика развития рынков и технологий.

Стандартный тип отношений  на основе участия в акционерном  капитале состоит в том, что дочерние предприятия сохраняют юридическое  лицо и обладают оперативной самостоятельностью, а головное получает прибыль на вклад  в их капиталы, но не отвечает по их обязательствам. Такая связь предполагает длительные вклады капиталов и приобретение права на чистый доход пропорционально  вкладу. Владение 100% акций дочерней компании по внешним результатам  может быть равносильно слиянию, с той только разницей, что акции  ликвидны и могут быть проданы, и  связь между предприятиями может  быть в любой момент расторгнута.

Центральное управленческое звено такой группы - холдинговая  компания - обладает контрольными инструментами - значительным пакетом акций и  представительством в совете директоров, необходимыми для отслеживания управления капиталом компаний группы. Сама группа является управленческой иерархией. Задача «штаба» (холдинга) - концентрация финансовых, технических и кадровых ресурсов, определение новых рынков и уход со старых, конструктивно-технологическое обеспечение (НИОКР).

Известны два типа холдингов:

1. «Чистый», или финансовый  холдинг, в котором головная  компания только контролирует  финансовые потоки группы дочерних  компаний

2. «Производственный», так называемый квази-холданг, где головная компания ведёт производственную деятельность и одновременно, как центральное управленческое звено, координирует деятельность группы как многопрофильной системы.

Есть два пути формирования группы:

1) покупка акций существующих  компаний и 

2) превращение структурных  подразделений корпорации в юридически  самостоятельные компании.

Эти пути не альтернативны  и часто существуют рядом и  дают разнообразные сочетания - варианты холдинговых структур.

Первый вариант. Покупкой акций создаются объединения по горизонтали компаний, работающих на одном уровне. Такие объединения могут быть альтернативой слияния и способом устранения конкуренции или же первым шагом к полному слиянию, при котором на время снимается проблема взаимной «притирки» управленческого персонала, но можно координировать производство, и сбыт продукции. Другой способ такого объединения состоит в том, что группа из двух или больше компаний создает фирму-ядро, которая увеличивает свой капитал при помощи эмиссии акций на сумму, равную совокупному капиталу группы. Затем компании группы обменивают свои акции на акции фирмы - ядра, выкупая её эмиссию, и фирма - ядро становится «чистым» холдингом. Но без управленческой иерархии холдинг - лишь «простая федерация автономно работающих дочерних компаний.

Второй вариант организации холдинга - банковское учредительство. Крупные банки берут на себя объединение таких компаний, акции которых они не могут в ближайшее время пустить в обращение. Способом объединения может быть и недобровольное участие в капитале промышленных предприятий, например, покупка залоговых пакетов.

В банковском холдинге акции  банка замещают акции компаний, непригодные  для публичного размещения.

Третий, наиболее распространённый в настоящее время вариант - холдинговая группа с управленческой иерархией. Это интегрированный комплекс, участники которого связаны вертикальными технологическими цепочками либо по линиям диверсификации деятельности головной фирмы. Такая холдинговая группа может создаваться и развиваться сочетанием превращения структурных подразделений корпорации в юридически самостоятельные компании с покупкой пакетов акций существующих компаний. У иерархических структур могут быть большие преимущества перед чисто рыночным механизмом в координации деятельности и распределении ресурсов.

Холдинговая группа - выигрышная форма экономической организации  для сложных производственно-сбытовых цепочек от добычи первичного сырья  или разработки продукции, через  промежуточные стадии производственного  процесса и до конечных продаж.

Ещё одно преимущество холдинговой  группы состоит в том, что она  может реализовать экономию на масштабах  с меньшими объёмами инвестиций путем  включить поставщиков в состав своих  групп. Следовательно, отпадала необходимость  вкладывать средства в создание собственного агрегатного производства. После  того, как акции участников группы обмениваются на единую акцию холдинга, компании группы уходят с открытого  фондового рынка. Акция холдинговой  компании - это субститут акций  производственных компаний её группы. Собственникам холдинговой компании достаются дивиденды дочерних компаний за вычетом некоторой части, которую  аккумулирует холдинговая компания.

Для предприятий, объединённых в холдинг, дирекция холдинга - единственный акционер с неограниченным господством. Но дочерние компании могут реализовать  свои тенденции к росту и учредительству.

Для контроля над большой  пирамидой головной компании достаточно вложения средств в половину акций первого яруса этой пирамиды.

Холдинговые компании выступают  посредниками на фондовых рынках для  компаний, испытывающих потребность  в крупномасштабном внешнем финансировании

В экономической литературе нередко ставится знак равенства  между многопрофильной, многообъектной корпорацией и холдингом.

Различия между корпорацией  и группой наименее заметны в  группах, где головная компания, «чистый» холдинг, владеет 100% акций всех дочерних компаний.

И корпорация, и холдинг  часто именуются «концерном», а дочерние компании - отделениями или филиалами. Но холдинговая группа признаётся менее жёсткой, чем единая корпорация. О холдинге можно говорить как об организации с рыхлой дивизиональной структурой, в которой контроль головного подразделения над отдельными оперативными частями лимитирован и зачастую не систематичен. Отделения пользуются значительной автономией при слабой административной структуре.

 

Концерн

Одной из наиболее распространенных и развитых организационных форм интеграции компаний является концерн. Концерн — «это форма объединения (как правило, многоотраслевого) самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, личных уний, патентно-лицензионных соглашений, тесного производственного сотрудничества»

Для концерна характерны следующие  особенности:

-достаточно жесткая форма  интеграции компаний (самая жесткая  за исключением треста);

-концерн обычно является  объединением производственного  характера; 

-входящие в концерн  компании номинально остаются  самостоятельными юридическими  лицами в форме акционерных  или иных хозяйственных обществ  или товариществ, а фактически  подчинены единому хозяйственному  руководителю;

-в рамках концерна  централизовано финансово-экономическое  управление, проведение научно-технической  политики, ценообразование, использование  производственных мощностей, кадровая  политика;

-головная компания концерна, как правило, организуется в  виде холдинговой компании (преимущественно  как смешанный холдинг) или  на основе взаимодействия преобладающего  и зависимых (ассоциированных)  обществ; 

-деятельность концерна  ориентирована в основном на  производство, поэтому в качестве  материнской (головной) выступает  чаще всего производственная  компания, которая является держателем  контрольных пакетов акций дочерних  предприятий; 

-в рамках данной формы  полностью контролируется деятельность  образующих ее компаний.

В зависимости от характера  интеграционных связей между компаниями различают вертикальный и горизонтальный концерн. Вертикальный концерн —  концерн, объединяющий компании разных отраслей, связанные последовательностью  технологического процесса производства готового продукта (например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные). Горизонтальный концерн — концерн, объединяюший компании одной отрасли, производящие одно и то же изделие или осуществляющие одни и те же стадии производства.

Деятельность концерна может  распространяться на одну подотрасль или отрасль экономики. В него могут входить предприятия одной или нескольких отраслей

Концерны действуют в  тех отраслях экономики, где развито  крупное и массовое производство, применяются высокие технологии. Чаще всего это черная и цветная  металлургия и сталелитейная промышленность, машиностроение и автомобилестроение, химическая и электротехническая индустрия.

С точки зрения системы  участия в капитале можно выделить два вида концернов: концерн подчинения и концерн координации. Концерн  подчинения — это концерн, организованный в виде материнской и дочерних компаний. Концерн координации — концерн, состоящий из сестринских обществ, т.е. созданный таким образом, что отдельные входящие в него компании производят взаимный обмен акциями. Тем самым все члены концерна оказывают взаимное влияние на проводимую концерном политику, который в то же время остается под единым руководством.

Концерн подчинения создается, как правило, для объединения  производств по технологической  цепочке, а концерн координации  – в целях интеграции таких  видов деятельности как проведение единой финансовой или научно-технической  политики, согласованного производственного  развития компаний, кадровой политики и т.п.

Концерны, имеющие иностранные  дочерние отделения, представляют собой  международные концерны. Причем капиталовложения международных концернов могут  быть как транснациональными, так  и трансконтинентальными.

Информация о работе Управление финансами ФПГ, холдингов и концернов