Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:21, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать процесс управления финансами предприятия, рассмотреть роль финансовой службы как главного звена в управлении финансами на предприятии, а также выделить сущность финансовой стратегии и тактики. Исходя из поставленной цели, я ставлю перед собой следующие задачи:
1. определить сущность, цели и задачи управления финансами, систему управления финансами на предприятии;
2. рассмотреть финансовую службу как ведущего звена в управлении финансами предприятия;
3. выделить сущность и роль финансовой стратегии и тактики как одного из элементов финансового управления.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Сущность управления финансами, цель и задачи 5
1.2 Система управления финансами на предприятии 10
1.2.1 Структура и процесс функционирования системы управления финансовыми ресурсами предприятия 10
1.2.2 Финансовый менеджер, его задачи и цели в управлении финансами 13
1.2.3 Цели финансового менеджмента 15
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВАЯ СЛУЖБА – ВЕДУЩЕЕ ЗВЕНО В УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 17
2.1 Направления финансовой работы 18
2.2 Организация финансовой службы 23
2.3 Структура и функциональные обязанности финансовых служб 25
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВАЯ ТАКТИКА И СТРАТЕГИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ 27
3.1 Характеристика финансовой тактики и стратегии 27
3.2 Процесс разработки финансовой стратегии ОАО «Пышка» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ОГЛАВЛЕНИЕ
Управление финансами - процесс воздействия на финансовые и смежные экономические и социальные системы с целью их совершенствования и развития. При этом используются приемы и методы целенаправленного влияния на объект для достижения необходимого результата. В финансовой системе управление осуществляется через финансовый механизм с помощью его методов, рычагов, стимулов и санкций.
Как сознательная, целенаправленная деятельность людей управление основано на объективных закономерностях и требованиях экономических законов. Опираясь на научное познание требований этих законов и вырабатывая формы и методы их использования, общество через государственные, хозяйственные и общественные органы сознательно управляет формами производственных отношений, включая финансы, цены, кредит и т.д.
В основе управления финансами лежат следующие принципы:
Следует различать два аспекта управления финансами: во-первых, государство использует финансы, их формы в качестве инструментов, рычагов управления экономикой и социальной сферой и влияет тем самым на весь процесс общественного производства; во-вторых, сами финансы являются объектом управления: управляются формы финансовых отношений, фонды денежных средств, финансовый аппарат, то есть система финансовых учреждений.
Цель данной работы – проанализировать процесс управления финансами предприятия, рассмотреть роль финансовой службы как главного звена в управлении финансами на предприятии, а также выделить сущность финансовой стратегии и тактики.
Исходя из поставленной цели, я ставлю перед собой следующие задачи:
1. определить сущность,
цели и задачи управления
2. рассмотреть финансовую службу как ведущего звена в управлении финансами предприятия;
3. выделить сущность
и роль финансовой стратегии
и тактики как одного из
элементов финансового
Данная курсовая работа состоит из оглавления, введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 40 листов машинописного текста.
Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.
В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат.
Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Республике Казахстан; и управление финансами отдельных субъектов управления.
В новых условиях хозяйствования и становлении рыночных отношений в Казахстане особое значение имеет финансовый менеджмент, призванный обеспечить эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности.
Различают стратегическое и оперативное управление финансами. Стратегическое управление финансами возложено Конституцией Республики Казахстан на высшие органы государственной власти и управления: Парламент, Аппарат Президента, Правительство, Министерство финансов, Министерство государственных доходов Республики Казахстан.
Президент Республики Казахстан обладает обширными полномочиями в управлении финансами, которые реализуются во многом через Аппарат Президента. Президент ежегодно обращается с посланием к народу о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики республики, издает указы и распоряжения по стратегическим вопросам экономического и социального развития страны, подписывает Акты Парламента и Акты, издаваемые по инициативе Правительства, вносит изменения и дополнения в ранее изданные Акты Президента или отменяет их. Во многом регулирование валютно-финансовых отношений проводится в ходе переговоров и подписания международных договоров Республики Казахстан. Внутренние проблемы экономики и финансов определяются при регулярном заслушивании докладов Премьер-министра об основных направлениях деятельности Правительства и о всех важнейших решениях. Президент утверждает представленную Правительством единую систему финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета. Президент отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов Правительства. Он назначает на должность Председателя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, заслушивает информацию о работе этих органов.
В компетенции Парламента решение финансовых проблем осуществляется в праве законодательной инициативы по внесению на обсуждение и последующее голосование законодательных актов - Законов Республики Казахстан и Постановлений Парламента. Парламент издает законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся:
1) налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей;
2) республиканского бюджета;
3) образования, здравоохранения и социального обеспечения;
4) обеспечения обороны и безопасности страны;
5) организации и деятельности
государственных органов и
6) охраны окружающей среды;
7) режима собственности и иных вещных прав.
Рабочими органами Парламента являются постоянные комитеты сената и мажилиса - Комитеты по экономике, финансам, бюджету, работающие на постоянной основе. В комитетах прорабатываются законодательные акты до внесения их на голосование в Палатах Парламента.
Компетенция Правительства Республики Казахстан в управлении финансами определяется его статусом как органа исполнительной власти и включает:
1) разработку основных
направлений социально-
2) разработку государственных
социально-экономических и науч
3) разработку и исполнение республиканского бюджета;
4) разработку и осуществление мер по укреплению финансовой системы страны, обеспечение контроля за соблюдением законности при образовании и использовании государственных финансовых, валютных и материальных ресурсов;
5) осуществление структурной и инвестиционной политики;
6) организацию управления
государственной
7) решение вопросов
социально-экономического
8) разработку мер по реализации внешнеэкономической политики, сотрудничеству с другими государствами и взаимодействию с международными финансовыми организациями;
9) осуществление иных полномочий в соответствии со статусом, определенным Конституцией страны.
Общегосударственные финансы управляются Министерством финансов и Министерством государственных доходов Республики Казахстан.
Аппарат финансовой системы
проводит свою деятельность в соответствии
с Конституцией Республики Казахстан,
с действующим
Предупреждение, выявление, привлечение и расследование правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности призвана обеспечить финансовая полиция - как правоохранительная структура, включающая центральное Агентство и территориальные органы. В целом их задачи состоят в обеспечении экономической безопасности Республики Казахстан, в том числе расследование правонарушений, связанных с уклонением от уплаты налогов, таможенных сборов и других обязательных платежей в бюджет, легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, добытых незаконным путем.
Органы финансовой полиции осуществляют оперативно-розыскную деятельность в отношении лиц, совершивших правонарушения в сфере экономической и финансовой деятельности или подозреваемых в их совершении, принимают меры к возмещению нанесенного государству ущерба. В их задачи входит также совершенствование форм и методов борьбы с экономической и финансовой преступностью, координация и проведение с финансовыми, налоговыми и таможенными органами профилактических мероприятий по вопросам своей компетенции, обеспечение безопасности деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов, разработка правовых, организационных и экономических механизмов реализации своей деятельности.
Органы финансовой полиции
взаимодействуют с
Работники финансовой полиции, в пределах своей компетенции, имеют право:
давать обязательные для исполнения предписания, представления юридическим и физическим лицам;
при наличии достаточных
оснований, указывающих на признаки
преступления, связанного с финансовыми
правонарушениями, производить проверки
совместно с работниками
запрашивать и получать информацию от государственных органов, иных учреждений и организаций, должностных лиц и граждан;
требовать от руководителей и других должностных лиц организаций и учреждений, независимо от форм собственности, а также физических лиц устранения нарушений финансового законодательства и контролировать его выполнение;
составлять протоколы о финансовых правонарушениях, а также применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;
реализовывать другие функции,
предусмотренные
Структура таможенных органов включает Таможенный комитет Министерства государственных доходов, областные таможенные управления, таможни, таможенные посты.
Таможенный комитет
осуществляет непосредственное руководство
таможенным делом. Он участвует в
разработке таможенной политики государства,
таможенном регулировании торгово-
Задачами таможенных
органов являются защита экономических
интересов и экономической
Определенное участие в управлении государственными финансами принимает Национальный банк Республики Казахстан в соответствии со спецификой своих функций.
Национальный банк Республики Казахстан как непосредственно, так и опосредованно влияет на финансовые отношения при проведении денежно-кредитной политики, регулировании денежного обращения, управлении кредитными ресурсами; банк участвует совместно с Министерством финансов в валютно-финансовых отношениях государства, внешнем взаимствовании денежных средств для финансирования потребностей экономики. Поэтому эффективность управляющего воздействия Национального банка сказывается на состоянии государственных финансов и финансов хозяйствующих объектов при проведении единой финансово-кредитной политики государства.
Любой бизнес начинается с постановки и ответа на следующие три ключевые вопроса:
Решаются эти вопросы в рамках финансового менеджмента, являющегося одной из ключевых подсистем общей системы управления предприятием.