Управление финансами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать процесс управления финансами предприятия, рассмотреть роль финансовой службы как главного звена в управлении финансами на предприятии, а также выделить сущность финансовой стратегии и тактики. Исходя из поставленной цели, я ставлю перед собой следующие задачи:
1. определить сущность, цели и задачи управления финансами, систему управления финансами на предприятии;
2. рассмотреть финансовую службу как ведущего звена в управлении финансами предприятия;
3. выделить сущность и роль финансовой стратегии и тактики как одного из элементов финансового управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Сущность управления финансами, цель и задачи 5
1.2 Система управления финансами на предприятии 10
1.2.1 Структура и процесс функционирования системы управления финансовыми ресурсами предприятия 10
1.2.2 Финансовый менеджер, его задачи и цели в управлении финансами 13
1.2.3 Цели финансового менеджмента 15
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВАЯ СЛУЖБА – ВЕДУЩЕЕ ЗВЕНО В УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 17
2.1 Направления финансовой работы 18
2.2 Организация финансовой службы 23
2.3 Структура и функциональные обязанности финансовых служб 25
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВАЯ ТАКТИКА И СТРАТЕГИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ 27
3.1 Характеристика финансовой тактики и стратегии 27
3.2 Процесс разработки финансовой стратегии ОАО «Пышка» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Файлы: 1 файл

Управление финансами предприятия.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Важнейшим направлением финансовой работы является осуществление финансовых отношений с внешней инфраструктурой  и внутрихозяйственных финансовых отношений.

Финансовые отношения предприятия  охватывают:

  • отношения с другими предприятиями и организациями по поставкам сырья, материалов, комплектующих изделий, реализации продукции, оказание услуг;
  • отношения с банковской системой по расчетам за банковские услуги, при получении и погашении кредитов, покупке и продаже валюты и другие операции;
  • отношения со страховыми компаниями и организациями по страхованию коммерческих и финансовых рисков;
  • отношения с товарными, сырьевыми и фондовыми биржами по операциям с производственными и финансовыми активами;
  • отношения с инвестиционными институтами по размещению инвестиций;
  • отношения с филиалами и дочерними предприятиями;
  • отношения с персоналом предприятия;
  • отношения с акционерами предприятия;
  • отношения с налоговой службой;
  • отношения с аудиторскими фирмами и другими хозяйствующими субъектами.

Определите, какие финансовые отношения  и с кем имеет ваше обследуемое  предприятие.

Общим для всех финансовых отношений  является то, что они выражены в  денежной форме и представляют собой совокупность выплат и поступлений денежных средств.

К внешним финансовым отношениям относятся  отношения с другими предприятиями  и организациями, и отношения  с финансово-кредитной системой.

К внутренним финансовым отношениям относятся отношения внутри фирмы и отношения внутри объединений фирм.

Отношения с другими предприятиями  и организациями являются самой  большой по объему денежных платежей группой. Отношения предприятий  друг с другом связаны с реализацией  готовой продукции и приобретением материальных ценностей для хозяйственной деятельности. Роль этой группы финансовых отношений первична, так как именно в сфере материального производства создается национальный доход, предприятия получают выручку от реализации и соответственно прибыль. Правильная организация этих отношений оказывает самое непосредственное влияние на конечные результаты производственной деятельности.

Отношения с финансово-кредитной  системой многообразны. Прежде всего  это отношения с бюджетами  различных уровней и внебюджетными фондами, связанные с перечислением налогов и отчислений, а также отношения с учреждениями инфраструктуры финансового рынка кредитными организациями, страховыми компаниями, фондовыми и валютными биржами, инвестиционными фондами и компаниями и т.п.).

Финансовые отношения внутри фирмы - это отношения между различными структурными подразделениями фирмы: филиалами, цехами, отделами, бригадами, а также отношения с персоналом фирмы - рабочими и служащими, отношения с собственниками (акционерами, пайщиками).

Финансовые отношения внутри объединений фирм, союзов потребительских обществ подразделяются на отношения с вышестоящими организациями, отношения внутри ФПГ союза, отношения между фирмами в условиях холдинга.

Общим для финансовых отношений  является то, что они возникают как результат определенных хозяйственных операций, инициированных самим предприятием. Поэтому состояние финансов фирмы определяется прежде всего состоянием её производственно-хозяйственных характеристик. И наоборот, правильная, рациональная организация финансов фирмы является определяющим, главным фактором её успешной производственно-хозяйственной деятельности.

Осуществление финансовых отношений - это основная часть оперативной  работы финансовой службы. Важно обеспечить в установленные сроки платежи в бюджет, выплаты процентов по краткосрочным и долгосрочным ссудам банков, выдачу заработной платы работникам, оплату счетов поставщиков за отгруженные товарно-материальные ценности, услуги и работу.

Финансовая служба призвана обеспечить финансирование затрат плана, оформлять кредиты в соответствии с договорами, вести ежедневно оперативный учет: реализации продукции, прибыли от реализации, других показателей финансового плана; составлять сведения о поступлении средств и справок о ходе выполнения показателей финансового плана и финансового состояния.

В процессе осуществления оперативной  финансовой работы используются финансовые инструменты, которые подразделяются на первичные и вторичные (производные). К первичным относятся: денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям и др.

К вторичным, производным от первичных  базовых инструментов, относятся  фьючерсные контракты, финансовые опционы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы, которые применяются при активизации финансовых рынков, включая рынок ссудных капиталов, ценных бумаг, валютный рынок, рынок драгоценных металлов, а также финансовые институты (банки, финансовые и инвестиционные компании, страхование и др.).

Важным финансовым инструментарием оперативной работы финансовых служб является финансовая математика, которая дает возможность при сравнительно небольших затратах времени получить решение многопараметрических финансовых задач.

Наряду с оперативной работой  важными направлениями финансовой работы является финансовое планирование и контрольно-аналитическая работа.

Финансовое планирование включает:

  • разработку проектов финансовых и кредитных планов со всеми необходимыми расчетами;
  • определение потребности в собственном оборотном капитале;
  • выявление источников финансирования хозяйственной деятельности;
  • разработка плана капитальных вложений с необходимыми расчетами;
  • составление кассовых планов для представления в учреждения банка;
  • участие в составлении планов реализации продукции в денежном выражении и определение плановой суммы балансовой прибыли на год и по кварталам, и показателей рентабельности.

Постоянное внимание на предприятии  должно уделяться контрольно-аналитической  работе, так как её эффективность  во многом определяет результат финансовой деятельности. Финансовые службы осуществляют систематический контроль за выполнением показателей финансового, кассового и кредитного планов, планов по прибыли и рентабельности, следят за использованием по назначению собственного и заемного оборотного капитала, за целевым использованием банковского кредита. В осуществлении контрольно-аналитической работы большую помощь оказывает бухгалтерия, совместно с которой проверяется правильность составления смет, расчет окупаемости капитальных вложений, анализируются все виды отчетности, контролируется соблюдение финансовой и плановой дисциплины.

2.2 Организация  финансовой службы

 

Субъектом финансовой работы является финансовая служба. Организация финансовой службы зависит от размеров предприятия  и сложности его структуры  и финансовых отношений. На малых  предприятиях с небольшим объемом  финансовой деятельности функции финансовой работы, как правило, осуществляет собственник предприятия или генеральный директор, так как в привлечении специалиста в данном случае нет необходимости.

В ряде небольших предприятий финансовая служба представлена в организационной  структуре отделом бухгалтерии. В обязанности этого отдела входит сбор бухгалтерской информации и предоставление её директору фирмы, отвечающему за финансовую работу. По мере развития предприятия и увеличения объема финансовой работы генеральная дирекция создает финансовую службу и передает ей часть своих полномочий и обязанностей. Обычно финансовая служба представляется финансовым отделом или финансово-экономическим отделом.

Для работы в финансовом отделе на небольших  предприятиях, как правило привлекаются финансовые менеджеры широкого профиля, работники, осуществляющие практически все направления финансовой работы и финансового управления предприятием.

На  крупных предпринимательских фирмах структура финансовой службы более  сложная, так как финансовые потоки таких фирм связаны не только с производственной и финансовой деятельностью, но и с участием в капитале других предпринимательских организаций. Для работы в финансовой службе крупных предпринимательских структур привлекаются как финансовые менеджеры широкого профиля, так и функциональные финансовые менеджеры. первые обычно привлекаются для общего руководства финансовой работой, а вторые - как исполнители конкретных финансовых задач.

На  крупных фирмах финансовая служба представлена, как правило, финансовым департаментом, который включает в себя несколько специализированных отделов: операционный отдел, плановый отдел, отдел по работе с инвестициями, отдел финансового анализа, отдел по работе на финансовом рынке, отдел финансового контроля. Общее руководство финансовой работой осуществляет финансовый директор, который:

  • определяет политику и общее направление развития фирмы в области финансов;
  • работает в составе высшего руководства по общему управлению деятельностью фирмы;
  • обеспечивает соблюдение законодательства, регулирующего финансовую деятельность фирмы;
  • разрабатывает принципы и правила управления финансами фирмы;
  • обеспечивает общее руководство финансовым планированием;
  • готовит общие аналитические отчеты руководству фирмы для принятия стратегических решений в области финансов;
  • работает в тесном взаимодействии с непосредственными подотчетными ему начальниками финансовых отделов, входящих в структуру финансовой службы фирмы, и т.п.

2.3 Структура  и функциональные обязанности  финансовых служб

 

Операционный отдел охватывает работу с поставщиками, подрядчиками, покупателями и другими контрагентами  по текущей производственной деятельности, оплату труда, а также получение  и распределение выручки от реализации, других денежных поступлений и прибыли. В этой части данный участок смыкается с налогами и иными участками, ибо прибыль синтезирует все итоги хозяйственно-финансовой деятельности.

Отдел финансово-кредитного планирования под руководством непосредственно финансового директора или его заместителя осуществляет перспективное (минимум на 2 года), текущее (на год), оперативное финансовое планирование, а также составление кредитных и кассовых заявок, доведение планово-прогнозных показателей до непосредственных исполнителей, внесение изменений в финансовые балансы согласно коррективам других разделов бизнес-планов, колебаниям финансового законодательства и внутренним конъюнктурным изменениям финансово=экономической ситуации, в том числе коррективам отчетной базы плановых расчетов. Данный отдел занимается поиском новых источников финансирования основной финансовой деятельности фирмы, планирует налоговые платежи предприятия.

Отдел по работе с инвестициями занимается разработкой общей инвестиционной политики предприятия; проводит анализ и отбор инвестиционных предложений; осуществляет анализ инвестиционных проектов и управление портфелем ценных бумаг фирмы; определяет необходимые объемы финансовых средств для осуществления инвестиционной деятельности; изыскивает финансовые ресурсы для осуществления долгосрочных инвестиций и др.

Отдел финансового анализа проводит детальный финансовый анализ деятельности фирмы; осуществляет анализ финансовых показателей деятельности предприятия; готовит для руководства фирмы аналитические отчеты, необходимые для принятия стратегических решений; выявляет возможности использования льготного налогообложения и др.

Отдел по работе на финансовом рынке  открывается в тех фирмах, которые  активно участвуют в рынке  ценных бумаг. Организациям, не обладающим специалистами по ценным бумагам, целесообразно делегировать операции по ценным бумагам специализированным трастовым или финансовым компаниям.

Отдел финансового контроля содействует  организации единой системы планирования, основанной на координации всех сфер деятельности фирмы; осуществляет контроль за основной и финансовой деятельностью организации, а также за соблюдением фирмой всех требований законодательства в сфере предпринимательской деятельности; определяет соответствие оперативных планов стратегическим; обеспечивает оперативное сравнение плановых и фактических показателей; следит за правильностью и полнотой начисления налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды и т.п.

В каждом конкретном случае структура  финансовой службы, её функциональные обязанности определяются видами финансовой деятельности, размерами финансовых потоков, использованием все более сложных финансовых инструментов, степенью участия в финансовом рынке.

 

ГЛАВА 3. ФИНАНСОВАЯ ТАКТИКА И СТРАТЕГИЯ  КАК ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ

3.1 Характеристика  финансовой тактики и стратегии

 

Проблема финансового  менеджмента в краткосрочном  периоде включает в себя рассмотрение следующих вопросов: принципы принятия ценовых решений и оперативное  комплексное управление текущими активами и текущими пассивами.

Первая из указанных  проблем уже рассматривалась (правда, в общем виде) под углом определения  такого объема производства, при котором  прибыль фирмы максимизируется. При этом мы стояли на позиции, что  уровень цены задается кривой спроса. Такой подход несколько упрощает саму проблему маркетинговых решений (с точки зрения финансового менеджмента). Фирма, в рамках этой непростой проблемы, решает две взаимосвязанные задачи: 1) определение базового уровня цены (здесь принципиальным становится определение цены на продукцию фирмы с учетом потребительского спроса), 2) определение предельного уровня скидки с базовой цены, наценки к базовой цене.

Информация о работе Управление финансами предприятия