Управление финансами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать процесс управления финансами предприятия, рассмотреть роль финансовой службы как главного звена в управлении финансами на предприятии, а также выделить сущность финансовой стратегии и тактики. Исходя из поставленной цели, я ставлю перед собой следующие задачи:
1. определить сущность, цели и задачи управления финансами, систему управления финансами на предприятии;
2. рассмотреть финансовую службу как ведущего звена в управлении финансами предприятия;
3. выделить сущность и роль финансовой стратегии и тактики как одного из элементов финансового управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Сущность управления финансами, цель и задачи 5
1.2 Система управления финансами на предприятии 10
1.2.1 Структура и процесс функционирования системы управления финансовыми ресурсами предприятия 10
1.2.2 Финансовый менеджер, его задачи и цели в управлении финансами 13
1.2.3 Цели финансового менеджмента 15
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВАЯ СЛУЖБА – ВЕДУЩЕЕ ЗВЕНО В УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 17
2.1 Направления финансовой работы 18
2.2 Организация финансовой службы 23
2.3 Структура и функциональные обязанности финансовых служб 25
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВАЯ ТАКТИКА И СТРАТЕГИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ 27
3.1 Характеристика финансовой тактики и стратегии 27
3.2 Процесс разработки финансовой стратегии ОАО «Пышка» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Файлы: 1 файл

Управление финансами предприятия.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Другая проблема финансового  менеджмента в краткосрочном  временном интервале — комплексное управление текущими активами и текущими пассивами — более значимая и непосредственно связана с тематикой данной работы.

Для ее решения мы должны разобраться с категориальным аппаратом  и показать, как в рамках современной  казахстанской системы бухгалтерского учета все эти категории определяются и где их искать в отчетности предприятия.

Экономическая теория знает  деление капитала на основной и оборотный. Первый, участвуя во многих актах производства, постепенно утрачивает свою стоимость, перенося ее на вновь созданные товары (понятно, что этот процесс перенесения и есть процесс труда, создания новой стоимости и сохранения овеществленной стоимости в средствах производства (средствах труда).

Оборотный капитал —  это та часть капитала, которая  участвует только в одном акте производства и стоимость которой мы находим в стоимости, произведенной за этот акт производства (в данном случае о перенесении говорить неправильно, так как в действительности живой труд, создавая новую стоимость, присоединяет к ней и стоимость предметов труда (сырья, материалов, топлива, энергии)).

Таким образом, средства труда, полностью принимая участие  во многих актах производства, лишь частично принимают участие в  создании стоимости (переносится и  сохраняется лишь часть их стоимости). Замена этих средств производится только по мере их износа.

Предметы же труда  требуют своего возобновления после  каждого акта производства.

На уровне финансового  менеджмента мы должны разделять  основные и оборотные активы. Основные, постоянные (в балансе — внеоборотные) активы — труднореализуемые, временем на их реализацию нельзя пренебречь. К ним необходимо отнести здания, сооружения, нематериальные активы, землю. Оборотные (текущие) активы разделяются в зависимости от времени и затрат, связанных с их реализацией (обращением в деньги!). Это — медленнореализуемые (запасы готовой продукции, сырья, материалов), быстрореализуемые (дебиторская задолженность, средства на депозитах), наиболее ликвидные (денежные средства, краткосрочные ценные бумаги) активы.

Важно также, что основные активы и та часть оборотных, которые в рамках анализируемого периода остаются неизменными, называются стабильными активами (основные активы, сложившаяся на предприятии норма (величина) обязательных запасов сырья, материалов, запасов готовой продукции). Остальные активы — нестабильные.

Тактика финансового  менеджмента позволяет фирме  достичь очень важного финансового  результата, когда фирма имеет  избыток оборотных средств. Именно для этого мы и стремились определиться в решении триединой задачи: превращение ФЭП в отрицательную величину, ускорение оборота оборотных средств предприятия и выбор правильной политики комплексного управления текущими активами и текущими пассивами.

Если наша фирма достигает  такой высокой цели, то на повестку дня встают уже другие вопросы: что делать с излишком денежных средств? как его использовать с максимальной выгодой для фирмы? Но это уже предмет рассмотрения другого раздела работы.

Под финансовой стратегией фирмы мы будем понимать комплексное  управление всеми активами и пассивами фирмы.

Выше мы уже неоднократно говорили о стратегии фирмы, выделяя  при этом стратегию, ориентированную  на максимизацию прибыли в краткосрочном  периоде (периодах), и стратегию, ориентированную  на закрепление на собственном рыночном сегменте и расширение его даже за счет снижения прибыли в краткосрочном периоде.

Понятно, что стратегическая установка в поведении фирмы  в целом обуславливает и ее финансовую стратегию. Однако, как нам  представляется, связь здесь гораздо  сложнее, чем простая причинно-следственная, как может показаться на первый взгляд.

Мы будем исходить из существования не только прямой связи: стратегия фирмы — финансовая стратегия фирмы, но из существования  обратной связи: финансовая стратегия  фирмы — стратегия фирмы. То есть финансовая стратегия фирмы обладает определенной самостоятельностью по отношению к самой стратегии фирмы. Поэтому у предпринимателя больше свободы при формулировании финансовой стратегии фирмы, чем при формулировании общей стратегической линии поведения предприятия.

Все возможные виды финансовой стратегии фирмы могут быть представлены в виде матрицы финансовых стратегий  фирмы. Манипулируя в рамках данной матрицы, мы можем рассматривать  проблему в динамике, давая возможность  не только формулировать финансовую стратегию, но и модифицировать (менять) ее в результате изменения каких-то очень важных параметров функционирования предприятия как такового.

3.2 Процесс  разработки финансовой стратегии  ОАО «Пышка»

 

Полное  официальное  наименование акционерного общества  -  открытое акционерное общество «  Пышка  ».

Основными видами деятельности «Пышка » являются:

   -  производство  и реализация хлебобулочных и  кондитерских изделий;

   -  осуществление  внешнеэкономической деятельности;

   -  оказание  производственных, посреднических и коммерческих услуг;

        -  осуществление проектно-конструкторской,  научно-исследовательской  

строительно-монтажной  и  ремонтной деятельности.

       Общество  состоит  из   четырех   подразделений,  являющихся  цехами: пекарня  №  2 ,   пекарня № 3,  хлебозавод   № 4,   кондитерская  фабрика.

Пекарня  № 2 специализируется на  производстве  хлебобулочных  изделий, сухарей,  бараночных изделий ( бублики, сушки, баранки )  и  теста.  Хлебозавод  № 4 производит  кондитерские и хлебобулочные  изделия,  пряники  и  печенье,  кондитерская  фабрика -  торты, пироженные, печенье, мармелад, восточные сладости,  кексы  и рулеты,  пекарня  №  3  -  хлеб  и  хлебобулочные  изделия.

Уставный капитал общества  -  13 147 000  тенге

Уставный  капитал   разделен  на   13 147  обыкновенных  акций.  Номинальная  стоимость  одной  акции  -  1000  тенге.  Контрольный  пакет  акций,  составляющий   51  процент,  находится  в  собственности  государства,  остальные   49   процентов  распределены  между  членами  трудового  коллектива.

Основными видами продукции  выпускаемой «Пышка» является  хлеб ( 455,90 тонн ), что составляет  30,47  процента от общего объема выпуска, бараночные изделия ( 224,95 тонн )  -   15,04  процента,  пряники ( 561,42 тонн ) - 37,53 процента  и торты ( 80,90  тонн )  -  5,41 процента . 

Несомненно,  что  увеличение  ассортимента  предлагаемой на рынке   продукции  является  фактором,  положительно  влияющим  на  рост  прибыли  предприятия, но только лишь в том случае, если  предварительно  проведено исследование рынка,  и  новая продукция  удовлетворяет  требованиям  потребителей.   Производиться  должны те  виды продукции, которые  пользуются  повышенным спросом у  потребителей. 

Планирование  - это  процесс подготовки на перспективу решений о том, что должно быть сделано, как, кем, когда и какие и сколько должно быть использовано ресурсов.

Планирование разбивается на 3 части: стратегическое планирование на срок от 2 до 5 лет; текущее - сроком на 1 год; оперативное - на срок менее 1 года.

Управление как процесс  начинается со стратегического планирования, т.к. оно обеспечивает основу для  всех последующих управленческих решений.

Стратегическое планирование - набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к  разработке специфических стратегий, т.е. детальных, всесторонних, комплексных планов, предназначенных для обеспечения осуществления миссии организации и достижения ее долговременных целей.

В современных быстроменяющихся условиях фирма должна постоянно  заниматься сбором и анализом огромного объема информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах, поэтому именно стратегическое планирование является единственным способом прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средства создания плана на длительный срок, основу для принятия решений и формально способствует снижению риска при принятии этих решений.

Таким образом, стратегия - это долгосрочное определение направлений  развития организации, ее цели при предоставлении свободы исполнителям в меняющихся условиях.

Для ОАО «Пышка» рассмотрим этапы стратегического анализа.

Выбор миссии является первым и самым ответственным решением при стратегическом планировании, поскольку  миссия служит ориентиром для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывает определенные ограничения на направления деятельности организации при анализе альтернатив развития.

В менеджменте под  миссией организации понимают основную общую цель, четко выраженную причину  существования организации.

Миссию ОАО «Пышка»  можно сформулировать следующим  образом: максимальное удовлетворение потребностей самого широкого круга  клиентов в хлебобулочной продукции  и услугах путем производства и реализации широкого ассортимента хлебобулочной продукции, отличного качества. Усовершенствование технологического процесса производства хлебобулочной продукции, развития сети розничной продажи, оказания различных дополнительных услуг и оперативного реагирования на потребности рынка.

Основная общая цель организации (миссия) образует фундамент для установления ключевых общеорганизационных целей, на достижение которых должно ориентироваться высшее руководство.

С учетом сформулированной ОАО «Пышка» миссии можно выделить следующие проблемы, стоящие перед  организацией:

1) расширение круга предлагаемых услуг и продукции;

2) постоянное обновление  ассортимента;

3) установление приемлемых  цен на все виды продукции;

4) поиск и внедрение  новейших технологий и техники;

5) повышение квалификации  сотрудников;

6) изучение потребностей потребителей.

Анализ внешней среды  представляет собой процесс, посредством  которого разработчики стратегического  плана контролируют внешние по отношению  к организации факторы, чтобы  определить возможности и угрозы для фирмы. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, можно выделить в семь областей. Этими областями (факторами) являются экономика, политика, рынок, конкуренция, технология, социальное поведение и международное положение.

Оценим основные внешние  факторы применительно к ОАО  «Пышка»:

I. Экономические факторы. К важнейшим экономическим факторам, оказывающим сильнейшее как позитивные, так и негативные последствия на деятельность организации, относятся следующие:

1) Инфляция. Несмотря на существенное снижение темпа инфляции за последний год, все же наблюдается небольшой рост цен. При этом существующая инфляция приводит к обесцениванию существующих запасов полуфабрикатов и сырья, к обесцениванию денежных средств, возмещающих затраты предприятия, что в конечном итоге заставляет предприятия искать источники пополнения оборотных средств. При этом также увеличение затрат на производство и реализацию продукции приводит к повышению цены продукции, и следовательно к снижению спроса на нее. Таким образом, инфляция может представлять серьезную угрозу для достижения целей организации.

2) Налоговая ставка. В настоящее время снизилось налоговое бремя. Поэтому данный экономический фактор оказывает позитивное влияние на деятельность ОАО и дает возможность для дальнейшего развития организации и совершенствования технологий за счет использования освобожденной от налога прибыли. Изменение налоговых ставок приведет либо к положительному, либо отрицательному влиянию на деятельность организации.

3) Курс иностранной  валюты. Постоянное повышение курса доллара по отношению к тенге приводит к удорожанию полуфабрикатов в рублевом эквиваленте и увеличению цены продукции. Поэтому повышение курса доллара сказывается негативным образом на деятельности предприятия и заставляет его искать наиболее подходящую цену, которая бы способствовала незначительному снижению спроса и сохраняла прибыль на прежнем уровне.

II. Политические факторы. Внутренний рынок и деятельность организации постоянно находятся под влияние политических событий и решений, и руководство организации должно следить за принимаемыми решениями и законами не только федерального правительства, но и местных органов власти, на территории которых функционирует предприятие. С этой точки зрения ОАО необходимо следить за изменениями текущего законодательства в области налоговой политики правительства и г. Костанай, кредитной политики и ставок рефинансирования НБК (фирма неоднократно получала кредиты и собирается использовать данный источник привлечения заемных средств в дальнейшем), законодательства по защите прав потребителей.

Изменчивая рыночная внешняя среда представляет собой  область постоянного беспокойства для организации. В анализ рыночной внешней среды входят следующие  факторы, которые могут оказывать  непосредственное воздействие на успехи и провалы организации:

1) Уровень конкуренции  в отрасли. В настоящее время в г. Костанае появилось большое количество фирм, реализующих широкий ассортимент хлебобулочной продукции. Поэтому с точки зрения уровня конкуренции в этой области предприятию очень трудно удерживать свое положение в реализации данного вида продукции.

Информация о работе Управление финансами предприятия