Управление финансами в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 10:11, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение системы управления финансами РФ на современном этапе.
На достижение поставленной цели направлено решение задач:
- исследовать теоретические основы управления финансами;
- изучение основных органов управления финансами;
- определение роли Министерства финансов, его задачи и функции по управлению финансами РФ;
- выявление направлений совершенствования системы управления финансами в РФ.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….......3
Глава 1. Понятие управления финансами………………………………….......5
Методологическая база системы управления финансами………………..5
Структура финансовой системы…………………………………………..13
Глава 2.Правовое обеспечение системы управления финансами……............19
2.1 Правовое оформление финансовых отношений………………………….19
2.2 Характеристика основных правовых актов……………………………….20
Глава 3.Система органов управления финансами в РФ……………………....26
3.1 Состав и структура органов управления ………………............................26
3.2 Методы и критерии эффективности управления финансами в РФ……..34
Заключение……………………………………………………………………...39
Список литературы……………………………………………………………..41

Файлы: 1 файл

курсовая финансы123.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)



 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

Дисциплина Финансы

 

 

 

Тема № 5

«Управление финансами в условиях рыночных отношений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013 год

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………….......3

Глава 1. Понятие управления финансами………………………………….......5

    1. Методологическая база системы управления финансами………………..5
    2. Структура финансовой системы…………………………………………..13

Глава 2.Правовое обеспечение системы управления финансами……............19

2.1 Правовое оформление финансовых отношений………………………….19

2.2 Характеристика основных правовых актов……………………………….20

Глава 3.Система органов управления финансами в РФ……………………....26

3.1 Состав и структура  органов управления ………………............................26

3.2 Методы и критерии эффективности управления финансами в РФ……..34

Заключение……………………………………………………………………...39

Список литературы……………………………………………………………..41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Рыночная экономика характеризуется тем, что представляет собой социально-ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они – неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Регулируя и направляя потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества, государство перераспределяет стоимость валового национального продукта, стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по определенным направлениям хозяйствования. Отношения субъектов этого процесса формируют финансовую систему государства.

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешном функционировании экономики и необходимой предпосылкой ее роста и стабильности. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Только после того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала.

В последние годы идет активная работа по совершенствованию финансовой системы России, в том числе по повышению эффективности управления финансами на всех уровнях бюджетной системы. Это обусловило актуальность выбранной темы курсовой работы.

Объект исследования – финансы  РФ.

Предмет исследования – система управления финансами РФ.

Целью работы является изучение системы управления финансами РФ на современном этапе.

На достижение поставленной цели направлено решение задач:

- исследовать теоретические  основы управления финансами;

- изучение основных органов  управления финансами;

- определение роли  Министерства финансов, его задачи  и функции по управлению финансами  РФ;

- выявление направлений  совершенствования системы управления  финансами в РФ.

Теоретической базой  работы послужили труды отечественных экономистов, посвященные вопросам управления финансами РФ, учебные пособия,  материалы периодической печати, законодательные акты РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  управления финансами

 

    1. Методологическая база системы управления финансами

Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том  числе и финансовой. Управление финансами  является составной частью общей  системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.

Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое  устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления.

Целью управления финансами является финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества. [5, с.82]

Управление финансами – это  сложный процесс, представляющий единство объекта и субъекта управления. В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, в том числе специфических, которые предопределяются социальным строем государства, раскладом политических сил в стране и другими факторами, влияющими на перераспределительные процессы. В качестве субъектов управления в государственных, муниципальных финансах, в финансах хозяйствующих субъектов выступают специальные службы (органы, подразделения), называемые финансовым аппаратом, а субъектами управления финансами домохозяйств выступают сами домохозяйства.

 Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации являются высшие федеральные органы власти – Президент, Федеральное Собрание, Правительство. Субъектом оперативного управления финансами является финансовый аппарат: Министерство финансов, Счетная палата, финансовые органы субъектов Федерации, налоговые органы и таможенная служба, страховые организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также банки.

Субъекты управления используют в  каждой сфере и в каждом звене  финансовых отношений специфические  методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления.

 Конкретными методами и формами  управления финансами служат:

    • финансовое планирование;
    • прогнозирование;
    • программирование;
    • финансовое регулирование;
    • оперативное управление;
    • финансовый контроль.

Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне  оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Достоверность и своевременность получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Применительно к финансовому планированию – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и величины после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие. [4, с.92]

Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на показателях плана социально-экономического развития, направлено на координацию деятельности всех органов финансовой системы.

Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов (отношения), получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему.

Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего звена финансовой системы. Так, предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, – сметы; общественные объединения, страховые компании – финансовые планы; органы государственной власти – бюджеты различных уровней.

Конкретные задачи финансового  планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами.

Финансовое прогнозирование –  это предвидение возможного финансового положения государства, обоснование перспективных показателей финансовых планов. Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества. Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования на долгосрочный  период. Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить и проанализировать разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики. [4, с. 94]

Финансовое прогнозирование предполагает применение различных методов:

    • построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих или влияющих на экономические процессы;
    • корреляционно-регрессионный анализ;
    • метод экспертной оценки.

Финансовое программирование – метод финансового планирования, предполагающий программно-целевой подход, в основу которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения. Программирование предполагает:

    • установление приоритетов расходов по направлениям;
    • повышение эффективности расходования средств;
    • прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта. [4, с.94]

Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономических факторов. При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от недостижения цели.

Финансовое регулирование социально-экономических  процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы. [5, с. 98]

Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро, так и на микроуровне.

Финансовыми регуляторами рыночного  хозяйства являются:

    • налоги и неналоговые платежи в бюджет;
    • финансовые льготы и санкции;
    • эксплуатационные расходы бюджетных учреждений;
    • общие и целевые субсидии, в том числе предназначенных для оплаты государственных заказов;
    • доходы и расходы внебюджетных фондов;
    • доходы и расходы государственных предприятий и организаций.

Финансовому воздействию присущи  прямые, косвенные и смешанные  формы регулирования.

Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью  взимания прямых общегосударственных  налогов; в процессе финансирования расходов, осуществляемых из бюджетного развития; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении размеров нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру. [5, с. 98]

К косвенным формам регулирования  относится: косвенное государственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.

Среди смешанных форм финансового  воздействия выделяются: местные  налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение  и льготное финансирование отдельных  сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций. [5, с. 99]

Информация о работе Управление финансами в условиях рыночных отношений