Управление финансами в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 10:11, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение системы управления финансами РФ на современном этапе.
На достижение поставленной цели направлено решение задач:
- исследовать теоретические основы управления финансами;
- изучение основных органов управления финансами;
- определение роли Министерства финансов, его задачи и функции по управлению финансами РФ;
- выявление направлений совершенствования системы управления финансами в РФ.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….......3
Глава 1. Понятие управления финансами………………………………….......5
Методологическая база системы управления финансами………………..5
Структура финансовой системы…………………………………………..13
Глава 2.Правовое обеспечение системы управления финансами……............19
2.1 Правовое оформление финансовых отношений………………………….19
2.2 Характеристика основных правовых актов……………………………….20
Глава 3.Система органов управления финансами в РФ……………………....26
3.1 Состав и структура органов управления ………………............................26
3.2 Методы и критерии эффективности управления финансами в РФ……..34
Заключение……………………………………………………………………...39
Список литературы……………………………………………………………..41

Файлы: 1 файл

курсовая финансы123.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

При установлении конкретных форм финансового перераспределения стоимости обязательным должен быть анализ финансовых затрат и выгод от различных перераспределительных систем, их соотношение с общественными потерями и компенсацией последних. Так, при определении принципов налоговой политики более предпочтительна ориентация на налогообложение товаров с превалирующей эластичностью предложения в комплексе с дотированием наименее обеспеченных групп потребителей. С точки зрения совокупных интересов общества это наиболее оптимальный вариант, ибо минимизируются потери всех участников финансовых отношений. Движение к новому качеству экономического роста невозможно без проведения структурных преобразований российской экономики. Важным элементом концепции обеспечения ее устойчивого роста должна стать смена капиталоемкой модели развития на трудоемкую и, соответственно, перенесение приоритетов в развитие обрабатывающей промышленности. В этой связи предлагается активно использовать финансовые регуляторы для переориентации экономики на производство потребительских товаров и услуг, приспособление ее к структуре инвестиционного спроса, проведение реальной конверсии военного производства и т.п.

Одна из главных проблем  реформирования финансового механизма - создание экономически обеспеченной финансовой базы для всех национально-государственных и административно - территориальных образований.

Критериями выбора конкретных методов и средств финансового  воздействия должна быть их способность:

  1. обеспечить оптимальное решение стратегических проблем экономического и социального развития, а также формирование прогрессивных пропорций общественного воспроизводства.
  2. поддерживать стабильную социальную защищенность граждан.

3) открывать простор  для инициативы и предприимчивости  каждому субъекту экономики.

Чтобы финансовые методы регулирования экономики не снижали  стремление предпринимателей и отдельных  работников к росту конечных результатов  деятельности, государство должно систематически контролировать экономическую обоснованность складывающегося соотношения между доходами, оставляемыми хозяйствующим субъектам и гражданам, и доходами, идущими на образование централизованных фондов. Кроме того, в целях доведения принципа материальной заинтересованности каждого участника воспроизводственного процесса государству необходимо обеспечить их относительное экономическое равенство, а также добровольность использования товаропроизводителями различных финансовых регуляторов и методов.

Для этого необходимо:

- создание правовых  условий полной возмездности  причиненного ущерба в случае нарушения субъектами финансовых отношений своих обязательств. Имеется в виду разработка системы штрафных санкций за невыполнение обязательств по платежам физических и юридических лиц в бюджет и во внебюджетные фонды, за необоснованное изъятие государством доходов у субъектов воспроизводства, а также за несвоевременное и неполное предоставление им государственных средств в соответствии с законодательством;

- наличие системы льгот  при финансировании и налогообложении  установленного круга мероприятий или условий хозяйствования. Применение данного принципа подразумевает добровольность участия товаропроизводителей в выборе деятельности, дающей право на льготы, способствует формированию фондов денежных средств исходя из коммерческих интересов их владельцев;

- использование прямых  финансовых отношений предприятий  с бюджетом, применение единых  ставок налога (с учетом профиля  деятельности) и единых принципов  бюджетного финансирования. Это  должно способствовать созданию  равных условий хозяйствования  предприятий и организаций различных форм собственности, а также унификации финансовых отношений;

- обеспечение высокого  уровня самостоятельности товаропроизводителей  в их участии (помимо обязательных  платежей) в целевых программах  федерального, регионального и местного значения, то есть на добровольных началах.

Таким образом, становится понятно, что необходимым условием эффективного применения финансовых методов  обеспечения устойчивого развития экономики является опора на экономические  интересы субъектов хозяйствования. Кроме того, законодательный характер государство должно придавать только тем перераспределительным отношениям, которые не только в данный момент, но и на ближайшую перспективу выступают для общества как жизненно необходимые и наиболее важные. В этом видится важное условие успешного функционирования механизма финансового обеспечения устойчивого развития экономики.

Рассматривая рационализацию финансовых отношений как условие  экономического роста и укрепления России, представляется целесообразным определить в качестве важнейших методов обеспечения устойчивого развития экономики следующие методы:

- наращивание бюджетного  потенциала, способного обеспечить  необходимые государственные расходы: 

- оздоровление государственных  расходов и их сокращение посредством реформы предприятий, коммунальной реформы, страховой медицины, негосударственных пенсионных фондов и т.д. с учетом обеспечения государственных гарантий по финансированию минимальных социальных стандартов:

- ускорение принятия  пакета федеральных налоговых и бюджетных законов, обеспечивающих стабильность налогового законодательства:

- развитие принципов  бюджетного федерализма, считая  одним из базовых принцип сильного  и устойчивого федерального бюджета  при достижении сбалансированности  бюджетов субъектов Российской Федерации, включая местные бюджеты;

- преодоление попыток некоторых субъектов Федерации выступать перед Центром в качестве "налогоплательщиков", какими являются только юридические и физические лица: создание условий для заинтересованности регионов в развитии регионального бюджетного потенциала при соблюдении федерального бюджетного законодательства;

- усиление внимания  факторам ценообразования на  внутреннем рынке, проблемам формирования  издержек производства в конкретных  отраслях, контролю за соотношением уровня цен и уровня издержек;

- проведение политики  снижения внутренних цен на  энергоносители для обеспечения  условий повышения общей конкурентоспособности  экономики; 

- преодоление в короткие  сроки дезинтеграции денежного  оборота и вытеснение денежных суррогатов из экономического оборота:

- разработка концепции  развития банковской системы  и принятие мер по обеспечению  использования ссудного фонда  страны преимущественно в интересах  поддержки экономического роста.

 

 

 

 

 

Заключение

На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы. В условиях рынка роль финансов значительно возросла - организация любой хозяйственной деятельности требует финансового обеспечения. На основе проведенного исследования, можно констатировать, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Итак, управление представляет собой сознательное воздействие  с целью развития и совершенствования  объекта. Государственное воздействие  на бизнес осуществляется через налоговую политику, регулирование финансового рынка, формирование амортизационного фонда, систему государственной поддержки предприятий через субсидии.

Таким образом,  государство  не управляет финансами, а воздействует через финансы на экономику и  социальную сферу, в основном, при реализации финансовой политики. Непосредственно в области государственного управления находятся государственные финансы (формирование государственного бюджета, внебюджетных фондов, финансов государственных предприятий). Управление ведется через принятие финансового законодательства, утверждение федерального бюджета и отчета о его исполнении, введение или отмену отдельных налогов, утверждение предельных размеров государственного долга и др.

Управление государственными финансами - набор стимулов и санкций для быстрого решения поставленных задач государственной политики.

Объектом управления выступает система финансов или  совокупность денежных отношений. Субъекты управления - финансовые институты, службы, финансовые отделы организаций и  др. Управление финансами выражается в финансовой политике - совокупности методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов.

Целями управления выступают  финансовая устойчивость и независимость, проявляющаяся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, сокращении государственного дола, стабильности национальной валюты и, в конечном итоге, сочетании интересов государства и общества.

В условиях рыночных отношений  финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.

 

 

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс РФ Официальный текст от 31.07.98г. №145-ФЗ. – Справочная система «Консультант Плюс»
  2. Налоговый кодекс РФ. Часть первая и вторая. Официальный текст. С изменениями  по состоянию на 01 января 2009г. Справочная система «Консультант Плюс»
  3. Финансы/ Под ред. Ковалева В.В. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007
  4. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник/ Романовский М.В. и др.; Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. – М.:Юрайт-Издат, 2006
  5. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Романовского М.В., проф. Врублевской О.В, проф. Сабанти Б.М. – М.:Юрайт – М, 2004
  6. Бурцев В.В. Система государственного контроля /Финансы. 2000. № 9.
  7. Вознесенский Э.А. Финансовый контроль. – М.: Юристъ, 2003.
  8. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов/ Под ред. проф.Поляка Г.Б. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  9. Финансы/ Под ред.проф.Ковалевой А.М. – М.:Финансы и статистика, 2005
  10. Финансы/Под ред.проф.Грязновой А.Г. и проф. Маркиной Е.В. – М.:Финансы и статистика, 2004
  11. Финансы в новых условиях хозяйствования / Под ред. С.И. Лушина. – М.: Финансы и статистика, 1989
  12. Финансовая система России: история и современность: Материалы научно-практической конференции / Под ред. И.Н. Юдиной. – Барнаул: Филиал ВЗФЭИ, 2003.
  13. Финансово-кредитный словарь / под ред. В.Ф. Гарбузова. – М.: Финансы и статистика, 1999.
  14. Финансовое право: Учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристь, 2003.
  15. www.consultantplus.ru (Нормативно-правовые документы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Управление финансами в условиях рыночных отношений