Управление финансами в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 10:11, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение системы управления финансами РФ на современном этапе.
На достижение поставленной цели направлено решение задач:
- исследовать теоретические основы управления финансами;
- изучение основных органов управления финансами;
- определение роли Министерства финансов, его задачи и функции по управлению финансами РФ;
- выявление направлений совершенствования системы управления финансами в РФ.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….......3
Глава 1. Понятие управления финансами………………………………….......5
Методологическая база системы управления финансами………………..5
Структура финансовой системы…………………………………………..13
Глава 2.Правовое обеспечение системы управления финансами……............19
2.1 Правовое оформление финансовых отношений………………………….19
2.2 Характеристика основных правовых актов……………………………….20
Глава 3.Система органов управления финансами в РФ……………………....26
3.1 Состав и структура органов управления ………………............................26
3.2 Методы и критерии эффективности управления финансами в РФ……..34
Заключение……………………………………………………………………...39
Список литературы……………………………………………………………..41

Файлы: 1 файл

курсовая финансы123.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Различают стратегическое, или общее, управление финансами и оперативное. Стратегическое планирование выражается в определении финансовых ресурсов для реализации целевых программ и т.д. Оно осуществляется органами государственного и хозяйственного управления: Федеральным Собранием РФ, Администрацией Президента, Правительством РФ.

Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемы на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач.

Финансовый контроль – контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, предприятий и учреждений. Он включает контроль за соблюдением финансово-экономического законодательства в процессе формулирования и использования денежных фондов, оценку эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразность произведенных расходов.

Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные  процессы при формировании и использовании  финансовых ресурсов, в том числе  в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства.

Финансовый контроль включает:

    • проверку соблюдения экономических законов (оптимальности распределения и перераспределения национального дохода);
    • составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);
    • эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений;
    • налоговый контроль.

Финансовый контроль преследует следующие  задачи:

    • содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов;
    • обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
    • выявление внутрипроизводственных резервов увеличения финансовых ресурсов.

Важную роль в обеспечении качества финансового контроля играет уровень организации учета в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация – главный объект финансового контроля. Успешное и эффективное проведение финансового контроля зависит от уровня организации и видов контроля, форм и методов его проведения.

В зависимости от субъектов контроля, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:

    • общегосударственный контроль, проводится органами государственной власти. Главная цель – обеспечить интересы государства и общества по поступлению доходов и при расходовании государственных средств;
    • ведомственный контроль, осуществляется контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;
    • внутрихозяйственный контроль проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций. Объект контроля – хозяйственная и финансовая деятельность;
    • общественный контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач;
    • независимый контроль проводится специальными органами: аудиторскими фирмами и другими службами.

К методам финансового контроля относятся:

    • проверка. Производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению;
    • обследование. Охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций и учреждений;
    • надзор. Проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, банковскую и др. Он предполагает контроль за соблюдением нормативов и правил;
    • экономический анализ. Как разновидность финансового контроля, имеет целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования;
    • ревизия. Наиболее распространенная форма финансового контроля, представляющая собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

Контроль осуществляют законодательные  органы власти, исполнительные органы управления, финансовые, налоговые  и кредитные учреждения, страховые  организации, госкомитеты, министерства и ведомства; финансовые службы предприятий, организаций и учреждений.

 

1.2 Структура  финансовой системы

Финансовая система  РФ – совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых  характеризуется своими особенностями  формирования, распределения и использования  фондов денежных средств и различной ролью в общественной воспроизводстве.

 

 

 

















 

Рис.1 Финансовая система

В зависимости от методов  формирования доходов экономических  субъектов финансовую систему принято  подразделять на сферы централизованных финансов (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций и  финансы домохозяйств).

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций, коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий) [3, c.15-16]

Финансы предприятий, как  звено децентрализованных финансов, участвуют в создании материального  источника всех денежных фондов страны – научного дохода. От состояния  децентрализованных фондов денежных средств  зависит общее финансовое положение страны, ведущая роль в обеспечении темпов развития отраслей национального хозяйства.

В условиях рыночных отношений  предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы предприятия  должны покрываться за счет собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.

Предприятия стали обладать реальной финансовой независимостью, самостоятельностью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка – кредиты банков, эмиссию, облигации, депозитные сертификаты и прочие его инструменты.

Предприятия стали свободны от мелочной опеки со стороны государства, но вместе с тем резко повысилась их ответственность за экономические  и финансовые результаты работы.

Финансовые отношения населения по формированию семейного бюджета и его использованию имеют исключительно важное значение по регулированию платежеспособного спроса страны. Определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятия. [8,с.73-74]

Централизованные финансы  представлены бюджетной системой, а  также государственным кредитом. В Бюджетном кодексе РФ бюджетная система определена как совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности органов местного самоуправления (муниципальной собственности).

Федеративное устройство России включает три уровня управления: федеральный уровень, региональный уровень и местный уровень.

Бюджетная система РФ также включает три уровня:

- федеральный бюджет  и бюджеты государственных внебюджетных  фондов;

- бюджеты субъектов  РФ (региональные бюджеты) и бюджеты  региональных (территориальных) государственных  внебюджетных  фондов;

- бюджеты органов местного  самоуправления (местные, муниципальные бюджеты) [3,с.18]

Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий  бюджет. Для целей планирования бюджетных  ресурсов  составляется консолидированный  бюджет – статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы. [8,c.75]

Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства  и местных властей, связанные  с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.

Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют  определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме. Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, с другой - дает возможность расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Кредитором выступают  физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.

Необходимость использования  государственного кредита обусловлена  невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном уровне государственные займы не выражают конкретного целевого характера, тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения. [9,c.27-28] 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Правовое обеспечение системы управления финансами

2.1 Правовое оформление финансовых отношений

Финансовая деятельность, как и иная деятельность государства, осуществляется в правовой форме, влекущей правовые последствия. Правовой формой осуществления государственной деятельности является функционирование государственных органов по руководству обществом путем принятия правовых актов.

Нормативно-правовое регулирование финансовых отношений и закрепление на этой основе финансово-правового статуса субъектов соответствующих отношений относится к конституционно-правовым полномочиям Российской Федерации по финансовому регулированию (статья 71, пункт «ж», Конституции Российской Федерации). Положения Конституции Российской Федерации, закрепляющие полномочия Российской Федерации по регулированию финансовых отношений, находятся в непосредственной связи с ее положениями, устанавливающими финансово-правовой статус субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Управление финансами в условиях рыночных отношений