Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:29, курсовая работа
Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. В настоящее время государственный долг занимает особое место среди болевых проблем современной бюджетной политики России.
1. Понятие государственного долга, его виды. 4
2. Механизм управления государственным долгом 14
2.1 Управление внутренним долгом……………...…......………………….........15
2.2 Управление внешним долгом ………………………………………...……...16
3. Особенности современной международной кредитной политики. 26
Исходные данные 29
Расчетная часть 33
Заключение 45
Список литературы 46
Содержание
1. Понятие государственного долга, его виды. 4
2. Механизм управления государственным долгом 14
2.1 Управление внутренним долгом……………...…......…………………..
2.2 Управление внешним долгом ………………………………………...……...16
3. Особенности современной международной кредитной политики. 26
Исходные данные 29
Расчетная часть 33
Заключение 45
Список литературы 46
Введение
Государственный долг и его рост
сильно влияют на функционирование экономики.
В этом плане видятся две опасности:
возможность банкротства нации
и опасность переложения
Государственный долг является одним
из макроэкономических параметров, объектом
и инструментом экономической политики
государства. Существование долга
может оказывать как
Управление государственным
На современном этапе во всех
странах размеры
Понятие государственного долга, его виды.
В соответствии
со ст.97 Бюджетного кодекса РФ государственный
долг – это долговые обязательства
РФ перед физическими и
Государственный долг возникает в определенный момент функционирования государства, когда его расходы начинают превышать доходы, т.е. бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним является сфера бюджета. В состав государственного долга России входят долговые обязательства в форме:
1) кредитных
соглашений и договоров,
2) государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
3) договоров
и соглашений о получении РФ
бюджетных ссуд и бюджетных
кредитов от бюджетов других
уровней бюджетной системы
4) договоров
о предоставлении РФ
5) соглашений
и договоров, в том числе
международных, заключенных от
имени РФ, о пролонгации и
Государственный долг делится в зависимости от рынка заимствований и валюты возникающих обязательств на:
- внутренний государственный долг;
- внешний государственный долг.
В соответствии с Бюджетным кодексом в объем государственного внутреннего долга России включается основной долг, то есть номинальные суммы долга по государственным ценным бумагам РФ, сумму основного долга по кредитам, полученным РФ, ссудам и бюджетным кредитам, полученным от бюджетов других уровней, обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Россией. Аналогично во внешний долг включаются обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и сумма основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.
Государственный долг делится в зависимости от срока и объема обязательств:
1) капитальный
долг (включает все выпущенные
и непогашенные государством
долговые обязательства и
2) текущий государственный долг (состоит из предстоящих платежей по всем долговым обязательствам, срок погашения которых наступает в отчетном году).
Механизм управления государственным долгом
В научной литературе государственный долг определяется сложившейся к данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. Именно такой подход целесообразно использовать при построении моделей управления государственным долгом.
Процесс управления государственным долгом имеет особое значение для проведения эффективной финансовой политики в области государственного заимствования.
Регулирует
и осуществляет деятельность по управлению
государственным долгом Министерство
финансов, Государственная дума ЦБ
РФ, которые определяют: 1) общий объем
бюджетного дефицита; 2) объем и характер
займов, необходимых для его
Управление внутренним долгом
Управление государственным долгом – это разработка и реализация стратегии, направленной на привлечение необходимых объемов финансирования, достижение желаемых параметров долга по степени риска и стоимости обслуживания и других целей, в частности, создание эффективного внутреннего долга.
Достижение долгосрочной цели долговой политики предполагает решение нескольких задач на разных этапах:
I. 2000-2003 гг. на рынке государственных ценных бумаг происходили позитивные перемены:
II. 2000-2003 гг. значительно улучшились качественные характеристики рынка. Снижение уровня доходности по государственным облигациям (7-8% в конце 2003 г.) было продиктовано складывающейся макроэкономической и бюджетной ситуацией. Кроме того, снижение доходности позволило достичь существенной экономии процентных расходов.
Благоприятная макроэкономическая ситуация позволила:
- удлинить
сроки государственных
- оптимизировать
платежный график по
2002-2003 гг.
– Минфин России впервые
- увеличилась
ликвидность рынка и
В 2002-2003 гг. государственные внутренние заимствования заместили часть внешних займов без увеличения процентных расходов.
III. Использование портфеля позволило Банку России уже с конца 2002 г. возобновить операции на открытом рынке.
IV. В 2003-2004 гг.Минфином России ведутся активные операции на рынке ГКО-ОФЗ, что способствовало улучшению структуры долга и снижению стоимости его обслуживания. Общий объем погашения ОФЗ-ФК, выпущенных в целях проведения новации ГКО-ОФЗ, за 2002-2004 гг. составил 114,5 млрд. рублей.
Дальнейшее
позитивное развитие рынка государственных
внутренних заимствований нуждается
в решении ряда проблем. Препятствием
для этого является высокая степень
концентрации выпусков государственных
облигаций в портфелях
V. Одной из задач регулирующих органов должно стать повышение конкуренции на рынке ГКО/ОФЗ.
В июле 2003 г. вступил в действие ряд новых нормативных документов, в соответствии с которыми предусмотрено возрождение института первичных дилеров на рынке ГКО-ОФЗ, что позволит не допустить концентрации значительной части выпуска у одного инвестора.
Развитие
в 2003-2005 гг. системы страхования и
негосударственной пенсионной системы
предполагает поступление на рынок
государственных ценных бумаг большого
объема длинных средств консервативных
инвесторов, которые, как правило, держат
бумагу до погашения, тем самым снижая
ликвидность отдельных
В 2004-2005 гг. необходимо снизить барьеры для выхода розничных инвесторов на рынок государственного долга, прежде всего за счет создания системы прямог8о инвестирования через Национальную систему сбережений.
Таким образом, задачами на 2004-2005 гг. на рынке государственного долга являются:
- проведение
мероприятий по ограничению
- создание
системы инвестирования
- оптимизация
структуры государственного
- увеличение
объема торгуемого
- достижение
к 1 января 2006 года структуры инвесторов
на рынке государственного
С 2002 г. начался
процесс значительного
Успешно проходила реализация Государственной программы погашения в 2001-2004 гг. государственного внутреннего долга РФ по государственным долговым товарным обязательствам, утвержденной постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. №1006.
Всего в 2000-2003 гг. на погашение государственных долговых товарных обязательств были направлены средства федерального бюджета в сумме 3540.8 млн. рублей.
Управление внешним долгом
Система управления государственным внешним долгом РФ базируется на достижении долговой устойчивости, исключающей возможности возникновения кризисов ликвидности или платежеспособности, а также на постепенном снижении зависимости федерального бюджета от ситуации на мировых рынках сырьевых товаров и ссудного капитала.
По состоянию на 1 января 2003 года объем государственного внешнего долга РФ составил 122,1 млрд.долларов США. По предварительным оценкам к началу 2005 года его объем может составить 113,6 млрд. долларов США.
В настоящее время Россия преодолела последствия финансового кризиса 1998 года, существенно сократив бремя государственного долга. По основным показателям долговой нагрузки РФ относится к государствам с умеренным уровнем долга.
Относительно невелика и долговая нагрузка на бюджет. Этому способствовала последовательная политика Правительства РФ, направленная на отказ от новых внешних заимствований в сочетании с операциями по активному управлению государственным внешним долгом.
Успешная
реализация положений Долговой стратегии
Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (до 2005 г.) в сочетании
с благоприятной