Управление государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. В настоящее время государственный долг занимает особое место среди болевых проблем современной бюджетной политики России.

Содержание работы

1. Понятие государственного долга, его виды. 4
2. Механизм управления государственным долгом 14
2.1 Управление внутренним долгом……………...…......………………….........15
2.2 Управление внешним долгом ………………………………………...……...16
3. Особенности современной международной кредитной политики. 26
Исходные данные 29
Расчетная часть 33
Заключение 45
Список литературы 46

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Финансы.docx

— 106.05 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Понятие государственного долга, его виды. 4

2.   Механизм управления государственным долгом 14

2.1   Управление внутренним долгом……………...…......………………….........15 

2.2   Управление внешним долгом ………………………………………...……...16

 

3. Особенности современной международной кредитной политики. 26

Исходные данные 29

Расчетная часть 33

Заключение 45

Список литературы 46

 

 

 

Введение

 

Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации  и опасность переложения долгового  бремени на будущие поколения. В  настоящее время государственный  долг занимает особое место среди  болевых проблем современной  бюджетной политики России.

Государственный долг является одним  из макроэкономических параметров, объектом и инструментом экономической политики государства. Существование долга  может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие  на реальный, финансовый и другие секторы  в зависимости от направления  государственных расходов, фазы делового цикла, от уровня развития экономики. Положительное  воздействие долга проявляется  в обеспечении правительства  финансовыми ресурсами и стимулировании экономического роста. Негативные последствия  выражаются в эффекте вытеснения и перемещении бремени на будущие  поколения.

Управление государственным долгом – это разработка и реализация стратегии, направленной на привлечение  необходимых объемов финансирования, достижение желаемых параметров долга  по степени риска и стоимости  обслуживания и других целей, в частности, создание эффективного рынка внутреннего  долга.

На современном этапе во всех странах размеры государственного долга непрерывно возрастают в связи  с хронической дефицитностью  бюджетов государств, ростом военных  расходов.

 

Понятие государственного долга, его  виды.

В соответствии со ст.97 Бюджетного кодекса РФ государственный  долг – это долговые обязательства  РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства  по государственным гарантиям, предоставленным  РФ. Он полностью и без условий  обеспечивается всем, находящимся в  Федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну  и подлежит погашению в форме  основного долга и начисленных  на него процентов.

Государственный долг возникает в определенный момент функционирования государства, когда  его расходы начинают превышать  доходы, т.е. бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями. Источником погашения государственных  займов и выплаты процентов по ним является сфера бюджета. В  состав государственного долга России входят долговые обязательства в  форме:

1) кредитных  соглашений и договоров, заключенных  от имени РФ как заемщика  с кредитными организациями, иностранными  государствами и международными  финансовыми организациями;

2) государственных  займов, осуществленных путем выпуска  ценных бумаг от имени РФ;

3) договоров  и соглашений о получении РФ  бюджетных ссуд и бюджетных  кредитов от бюджетов других  уровней бюджетной системы России;

4) договоров  о предоставлении РФ государственных  гарантий;

5) соглашений  и договоров, в том числе  международных, заключенных от  имени РФ, о пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств России  прошлых лет.

Государственный долг делится в зависимости от рынка заимствований и валюты возникающих обязательств на:

- внутренний  государственный долг;

- внешний  государственный долг.

В соответствии с Бюджетным кодексом в объем  государственного внутреннего долга России включается основной долг, то есть номинальные суммы долга по государственным ценным бумагам РФ, сумму основного долга по кредитам, полученным РФ, ссудам и бюджетным кредитам, полученным от бюджетов других уровней, обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Россией. Аналогично во внешний долг включаются обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и сумма основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

Государственный долг делится в зависимости от срока и объема обязательств:

1) капитальный  долг (включает все выпущенные  и непогашенные государством  долговые обязательства и гарантированные  им обязательства других лиц,  включая начисленные проценты  по этим обязательствам);

2) текущий  государственный долг (состоит из  предстоящих платежей по всем  долговым обязательствам, срок погашения  которых наступает в отчетном  году).

 

    Механизм управления государственным долгом

В научной  литературе государственный долг определяется сложившейся к данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом  положительного сальдо (профицита) этого  бюджета. Именно такой подход целесообразно  использовать при построении моделей  управления государственным долгом.

Процесс управления государственным долгом имеет особое значение для проведения эффективной финансовой политики в  области государственного заимствования.

Регулирует  и осуществляет деятельность по управлению государственным долгом Министерство финансов, Государственная дума ЦБ РФ, которые определяют: 1) общий объем  бюджетного дефицита; 2) объем и характер займов, необходимых для его финансирования; 3) разрабатывают кредитную политику и ее обеспечение; 4) законодательный  контроль над новыми внешними заимствованиями (Гос. Думой ежегодно утверждаются программы  внешних заимствований).

 

Управление внутренним долгом

Управление  государственным долгом – это  разработка и реализация стратегии, направленной на привлечение необходимых  объемов финансирования, достижение желаемых параметров долга по степени  риска и стоимости обслуживания и других целей, в частности, создание эффективного внутреннего долга.

Достижение  долгосрочной цели долговой политики предполагает решение нескольких задач  на разных этапах:

I. 2000-2003 гг. на рынке государственных ценных бумаг происходили позитивные перемены:

  1. проведена новация по государственным ценным бумагам,
  2. восстановлено доверие участников рынка,
  3. отлажена инфраструктура и нормативное регулирование рынка.

II. 2000-2003 гг. значительно улучшились качественные характеристики рынка. Снижение уровня доходности по государственным облигациям (7-8% в конце 2003 г.) было продиктовано складывающейся макроэкономической и бюджетной ситуацией. Кроме того, снижение доходности позволило достичь существенной экономии процентных расходов.

Благоприятная макроэкономическая ситуация позволила:

- удлинить  сроки государственных внутренних  заимствований;

- оптимизировать  платежный график по государственному  внутреннему долгу.

2002-2003 гг. – Минфин России впервые провел  рыночное размещение долгосрочных  государственных облигаций (в  2002 г. – с погашением в 2008 г., в 2003 г. – с погашением в 2012 и 2018 гг.)

- увеличилась  ликвидность рынка и ежедневный  оборот по государственным облигациям.

В 2002-2003 гг. государственные внутренние заимствования  заместили часть внешних займов без увеличения процентных расходов.

III. Использование портфеля позволило Банку России уже с конца 2002 г. возобновить операции на открытом рынке.

IV. В 2003-2004 гг.Минфином России ведутся активные операции на рынке ГКО-ОФЗ, что способствовало улучшению структуры долга и снижению стоимости его обслуживания. Общий объем погашения ОФЗ-ФК, выпущенных в целях проведения новации ГКО-ОФЗ, за 2002-2004 гг. составил 114,5 млрд. рублей.

Дальнейшее  позитивное развитие рынка государственных  внутренних заимствований нуждается  в решении ряда проблем. Препятствием для этого является высокая степень  концентрации выпусков государственных  облигаций в портфелях нескольких крупных участников, придерживающихся консервативной стратегии, что негативно  сказывается на основных показателях  качества рынка. Для преодоления  данной проблемы в 2004 г. введены в  обращение на рынке госбумаг эталонных выпусков, обладающих высокой ликвидностью и потому выступающих в качестве индикатора стоимости заимствований. Максимальная доля владения облигациями данных выпусков - около 30-35% от объема выпуска.

V. Одной из задач регулирующих органов должно стать повышение конкуренции на рынке ГКО/ОФЗ.

В июле 2003 г. вступил в действие ряд новых  нормативных документов, в соответствии с которыми предусмотрено возрождение  института первичных дилеров  на рынке ГКО-ОФЗ, что позволит не допустить концентрации значительной части выпуска у одного инвестора.

Развитие  в 2003-2005 гг. системы страхования и  негосударственной пенсионной системы  предполагает поступление на рынок  государственных ценных бумаг большого объема длинных средств консервативных инвесторов, которые, как правило, держат бумагу до погашения, тем самым снижая ликвидность отдельных выпусков.

В 2004-2005 гг. необходимо снизить барьеры для  выхода розничных инвесторов на рынок  государственного долга, прежде всего  за счет создания системы прямог8о  инвестирования через Национальную систему сбережений.

Таким образом, задачами на 2004-2005 гг. на рынке государственного долга являются:

- проведение  мероприятий по ограничению влияния  на ликвидность рынка и ценообразование  крупных участков рынка;

- создание  системы инвестирования средств  для накопительной части трудовой  пенсии, позволяющей, с одной стороны,  максимально обеспечить интересы  застрахованных лиц, с другой  стороны – сохранить устойчивость, надежность и ликвидность рынка  государственного долга;

- оптимизация  структуры государственного внутреннего  долга с доведением к 1 января 2006 г. средневзвешенного срока  до погашения государственных  ценных бумаг до 7-8 лет;

- увеличение  объема торгуемого государственного  внутреннего долга за 2004-2005 гг. не  менее, чем на 50%;

- достижение  к 1 января 2006 года структуры инвесторов  на рынке государственного внутреннего  долга, при которой объем портфеля  одного инвестора не будет  превышать 30-40% совокупного объема  рынка.

С 2002 г. начался  процесс значительного увеличения объемов средств, напрвляе6мых на выплату отдельным категориям граждан  РФ предварительной компенсации  вкладов в Сбербанке РФ и вкладов  в организациях государственного страхования. С 2000 г. по 2003г. данные выплаты в сумме  составили 49 млрд.рублей. В 2005 г. предусматривается  увеличение средств, выделяемых из федерального бюджета на компенсационные выплаты, которые составят 32 млрд. рублей.

Успешно проходила реализация Государственной  программы погашения в 2001-2004 гг. государственного внутреннего долга РФ по государственным  долговым товарным обязательствам, утвержденной постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. №1006.

Всего в 2000-2003 гг. на погашение государственных  долговых товарных обязательств были направлены средства федерального бюджета  в сумме 3540.8 млн. рублей.

 

Управление внешним долгом

Система управления государственным внешним  долгом РФ базируется на достижении долговой устойчивости, исключающей возможности  возникновения кризисов ликвидности  или платежеспособности, а также  на постепенном снижении зависимости  федерального бюджета от ситуации на мировых рынках сырьевых товаров  и ссудного капитала.

По состоянию  на 1 января 2003 года объем государственного внешнего долга РФ составил 122,1 млрд.долларов США. По предварительным оценкам  к началу 2005 года его объем может  составить 113,6 млрд. долларов США.

В настоящее  время Россия преодолела последствия  финансового кризиса 1998 года, существенно  сократив бремя государственного долга. По основным показателям долговой нагрузки РФ относится к государствам с  умеренным уровнем долга.

Относительно  невелика и долговая нагрузка на бюджет. Этому способствовала последовательная политика Правительства РФ, направленная на отказ от новых внешних заимствований  в сочетании с операциями по активному  управлению государственным внешним  долгом.

Успешная  реализация положений Долговой стратегии  Российской Федерации на среднесрочную  перспективу (до 2005 г.) в сочетании  с благоприятной внешнеэкономической  конъюнктурой и устойчивым экономическим  ростом позволили РФ добиться наиболее выгодных условий потенциальных  заимствований на рынках капитала.

Информация о работе Управление государственным долгом