Управление государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. В настоящее время государственный долг занимает особое место среди болевых проблем современной бюджетной политики России.

Содержание работы

1. Понятие государственного долга, его виды. 4
2. Механизм управления государственным долгом 14
2.1 Управление внутренним долгом……………...…......………………….........15
2.2 Управление внешним долгом ………………………………………...……...16
3. Особенности современной международной кредитной политики. 26
Исходные данные 29
Расчетная часть 33
Заключение 45
Список литературы 46

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Финансы.docx

— 106.05 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы обеспечить наполнение бюджетов,  происходит механизм финансового перераспределения  денежных ресурсов из федерального бюджета  в региональные,  в местные.  Перераспределение происходит через  механизм субвенций,  субсидий,  кредитов,  дотаций, называемых бюджетными трансфертами.  Бюджетные трансферты –  перевод  денег из бюджетов вышестоящего уровня бюджета нижестоящему уровню.

Переводятся деньги или на конкретные целевые  нужды,  или на покрытие дефицита бюджета, как на возмездной и возвратной основе (кредит), или на возвратной,  но безвозмездной основе  (субсидия),  или на безвозмездной и безвозвратной  основе  (дотация и субвенция), или нецелевые – дотации. 

Выделение этих денег и условия зависят  от Правительства РФ или от Правительства  региона, которые могут выставить  и политические требования и,  тем  самым финансово контролировать власть.  Через эти бюджетные  механизмы происходит перераспределение  в доходах,  изъятых через налоговую  систему.  Перераспределение осуществляется от высокодоходных регионов (доноров), являющихся крупными финансово-торговыми  центрами (Москва) или крупными сырьевыми  центрами (Ханты-Мансийск), к бедным дотационными регионам,  имеющих  аграрное направление или оборонную  промышленность.  Это перераспределение  государство осуществляет,  чтобы  выровнять уровень социально-экономического развития в стране вне зависимости  от территории проживания населения  в стране. Москва получает особые субвенции  на выполнение столичных функций.

Кроме бюджетной  системы перераспределение денежных средств может происходить исключительно  в рамках налоговой системы за счет введения дифференцированных шкал тех или иных видов налогов  – подоходный налог. Его шкала  может быть прогрессивной и плоской. В РФ, за последние пять лет, действует  плоская шкала подоходного налога – 13%. Это было сделано,  потому что  крайне громоздкий и неэффективный  государственный   аппарат оказался не в состоянии собирать какие-то бы ни было налоги с бизнес-сообщества страны. Налоговые поступления от этого дохода возросли в бюджетной  системе.

Перераспределительная функция, в общем и целом, служит государству в качестве основного  механизма достижения стабильности в обществе, недопущения политически  и социально опасных разрывов в доходах различных категорий  граждан, тем самым способствует более равномерному развитию различных  секторов, отраслей и территорий страны.

3)  социальная  функция –  функция,  в рамках  которой государство законодательно  устанавливает минимальный размер  оплаты труда,  то есть минимальная  заработная плата населения, ниже  которой заработная плата не  может платиться никаким работникам  ни на каких работах вне  зависимости от формы  собственности  предприятия. Этот показатель  МРОТ (минимальный размер  оплаты  труда) ставится в прямую зависимость  от величины прожиточного минимума  в данной стране, которая включает  в себя основные продукты питания  необходимые для нормальной жизнедеятельности,  стоимость ЖКХ для того, чтобы  человек мог проживать в нормальных  условиях, стоимость минимального  набора одежды. В совокупности  прожиточный минимум должен быть  равен МРОТ.

Государство, не выполняющее этих обязательств, не является социальным.  В рамках этой функции в социальных государствах устанавливается система государственных  трансфертов. К ним относятся:

- пенсия. Выплата пенсий в РФ с 1991 года производится через систему  Государственного Пенсионного фонда,  который имеет свои региональные  филиалы по всей стране.  Он  работает на смешанном принципе,  имеющем несколько каналов поступления  средств в свой    бюджет.  Одна часть денег поступает  из бюджета страны на выплату  базовой части трудовой пенсии, при средней пенсии базовая  часть составляет шестую часть.  Страховая часть собирается самим  Пенсионным фондом.  Источник  этой страховой части- определенная  доля единого социального налога,  который платится работодателем,  которая расщепляется на три  части: страховая часть, пособие  по безработице и накопительная  часть, для лиц, родившихся  после 1967 года, и которая складывается  из страховых отчислений лиц,  которые переводятся Пенсионным  фондом на счета управляющих  компаний. 

-  стипендия.  Выплачивается исключительно из  бюджета. Выделяются деньги в  рамках бюджета Министерства  образования и науки.  Выплаты  происходят через систему Федерального  Казначейства.

-  выплаты  по временной нетрудоспособности.  Первые два дня оплачиваются  работодателем,  остальной срок  выплачивается из фонда обязательного  медицинского страхования, куда  деньги поступают в виде доли  от единого социального налога.

- пособие  по безработице. Выплачивается  в течение года,  если за  год человек не устраивается, пособие больше не выплачивается. 

Все эти  социальные трансферты тоже имеют определенные показатели по отношению к заработной плате в стране.  По сравнению  со средней заработной платой пенсия должна быть не менее 60%.  Стипендия  должна быть не менее МРОТ, пособие  тоже - не менее 40%. 

Все социальные трансферты в стране не соответствуют  никаким международным критериям  и не соответствуют разработанным  минимальным социальным стандартам,  которые должны отражать государственные  обязательства в сфере социального  обеспечения.  Они должны приниматься  в рамках законов федерального или  регионального уровня.  В рамках законов о прожиточном минимуме,  о бюджете,  о социальном и медицинском  страховании.

4) контрольная  функция – функция,  которую  государство реализует, создавая  ориентиры социально-экономического  развития общества, фиксируя параметры  экономического роста в стране  через прогнозирование основных  показателей текущего состояния  экономики страны.  В них будут  фиксироваться темпы прироста  валового внутреннего продукта,  темпы прироста промышленного  производства,  параметры бюджета  страны, макроэкономические показатели. На основе этой системы показателей  будет происходить контроль,  постоянный мониторинг результатов  экономической деятельности субъектов  хозяйства по стране,  функционирования  бюджета, национальной экономической    системы страны.  В случае если  происходят отклонения в сторону  понижения,  государство будет  принимать меры, которые будут  стимулировать  приведение контрольных   показателей в стране в соответствии  с запланированными.

2.   Государственная и муниципальная  собственность: нормативно-правовое  регулирование.

Государственное вмешательство в экономику предполагает наличие у него определенного  набора инструментов или ресурсов. В качестве главного инструмента,  который находится    целиком  и полностью в распоряжении государства, выступает узаконенная власть, которая  в том числе выражается в способности  устанавливать, охранять и изменять права собственности на все средства производства.  Это государственное  вмешательство далеко не сводится исключительно  к непосредственному применению властных полномочий,  хотя очень  часто основывается на этом,  в  том числе и тогда, когда государство  берет на себя оказание различного рода услуг, связанных с естественной монополией.  В российской экономике  в качестве основной естественной монополии  выступает газовая отрасль промышленности, представленная компанией  «Газпром»,  чей контрольный пакет акций  находится в руках государства,  которая как государственная  компания предоставляет населению  услуги по газификации населенных пунктов, обеспечивает необходимый запас  топлива,  поставку газа и бесперебойную  подачу тепла в осенне-зимний период.  Для того чтобы качественно предоставлять  эти услуги,  государство должно располагать соответствующими ресурсами (материальными, денежными, транспортными  и т.д.),  необходимыми для производства    и распределения этих услуг.  Эти  ресурсы государство получает в  том числе и от прямого участия  в рыночных сделках. В газовой  сфере это происходит при реализации газа на внутреннем рынке,  а происходит это через установление государственными органами,  а именно федеральными энергетическими комиссиями при  правительстве России и региональными  комиссиями при правительстве субъектов,  соответствующих тарифов на газ.  Эти тарифы рассчитываются на основе предоставляемых в эти комиссии соответствующих материалов о себестоимости  производства газа    в территории,  его транспортировки,  перераспределении  по сетям и о прочих издержках  производства и распределения и  уровня инфляции в стране.  После  чего эти комиссии определяют оптовую  цену, по которой будет реализоваться  газ в территории для основных потребителей.  Только потом тарифы для населения устанавливаются  местной администрацией. Доходы от сделок и продажи газа поступают  газовым компаниям,  которые выплачивают  налоги,  то есть представляют государству  денежные ресурсы.

Участие государства может быть и косвенным,  через предоставление предприятиям и другим хозяйствующим субъектам  льготных кредитов, через гарантирование коммерческим банкам процентных выплат по тем кредитам, которые они предоставили хозяйствующим субъектам в рамках государственных целевых программ развития тех или иных отраслей и  секторов экономики, а также через  предоставление налоговых льгот  и через создание свободных экономических  зон с крайне льготным или даже отсутствующим налогообложением.

    Основным источником денежных  средств для государства все-таки  являются не доходы его предприятий  и не прибыль от коммерческих  сделок,  а налогообложение.  Государство  обязывает юридических и физических  лиц через выплату налогов  участвовать в финансировании  его расходов,  и тем самым  ограничивает их свободу на  распоряжение собственными доходами. Мобилизуя через налоговую систему  средства в бюджетную систему,  государство потом их целенаправленно  использует,  то есть оно выступает  в качестве полноправного субъекта  экономической деятельности,  который  потом сопоставляет свои доходы  со своими расходами,  а также  стремится к эффективизации своей  экономической деятельности.  Государственные  расходы      требуются,  в частности,   для    решения  перераспределительных задач,  расходы  неизбежны и при производстве  общественных благ. Причем это  производство не всегда полностью  осуществляется организациями,  принадлежащими государству.  Зачастую  оно может быть обеспечено  общественными расходами,  направляемыми  на финансирование необходимых  государству видов продукции,  работ и услуг, производимых  частными предприятиями.

Когда государство  рассматривается в качестве субъекта экономической деятельности, то оно  понимается не как политическая организация  общества, а как специфический  сектор экономики,  который характеризуется  своим ресурсным потенциалом,  своей технологической базой,  технологическими и экономическими взаимосвязями между людьми и  организациями и со своим механизмом подчинения, принятия и реализации государственных решений в этой сфере.

Государственным (общественным) сектором называется совокупность всех видов ресурсов  (материальных,  трудовых,  интеллектуальных, технологических,  денежных и т.д.),  находящихся  в собственности и распоряжении государства,  которые оно может  использовать по мере необходимости  и на основании четкой нормативно-правовой базы.

Общественный  сектор,  как правило,  занимает наиболее прочные позиции в таких    сферах    деятельности,   как оборона,    фундаментальные  научные исследования,   образование,  здравоохранение,  культура, коммунальное хозяйство.  Принадлежащие государству  предприятия и организации обычно доминируют в сфере предоставления почтовых услуг и нередко также  в железнодорожных и авиаперевозках. 

Государственный сектор – это не только совокупность предприятий и учреждений, находящихся  в собственности органов власти всех уровней, но и в первую очередь  государственные денежные средства,  которые составляют государственные  бюджеты всех уровне: доходы и расходы. Под государственным бюджетом понимается экономический план государства,  инструмент финансовой политики государства,  который принимается,  осуществляется и существует    в виде закона,  который принимается по представлению  исполнительных органов,  утверждается представительными законодательными органами и вступает в силу после  подписания президентом, губернатором или главой местной администрации.

Кроме бюджета  основополагающим понятием в государственном  секторе является понятие государственной  собственности. При анализе прав собственности экономисты обычно опираются  на классификацию, которую на рубеже 1950—1960-х гг. предложил британский правовед А. Оноре. 

Первое  из них —  право владения,  т.  е.  узаконенная возможность физического  контроля над объектами собственности.  Второе —  право непосредственного  использования полезных свойств  данных объектов. Третье —  право  на управление,  подразумевающее  возможность принимать решения  о том,  кто и на каких условиях может получать доступ к этим объектам. Четвертым является право на доход  от собственности.  Пятым - право  на капитальную стоимость объекта,  т.  е.  на его отчуждение, потребление  или уничтожение. А. Оноре выделял  также права,  связанные с защитой  собственности,  ее бессрочностью,  возможностью передачи по наследству, долгами и их уплатой, а также  с отношениями, возникающими в связи  с ущербом,  который может быть нанесен другим людям в ходе реализации правомочий,  либо в связи с  прекращением каких-либо из правомочий.

Принципиальное  значение имеет исключительный характер прав собственности.  Обладание некоторыми правомочиями не просто определяет возможности  собственника, но и отличает его  от всех, кто собственниками не являются. Например, безнаказанно уничтожить объект может только тот, кто обладает правом на его капитальную стоимость.  Собственность всегда предполагает некоторые ограничения для тех,  кто не относится к числу носителей  данного конкретного правомочия по отношению к данному конкретному  объекту.

Исключительный  характер присущ государственной собственности  не менее чем всякой иной. Предприятие  может не находиться в собственности  государства, но быть в некотором  смысле вовлечено в общественный сектор, например,  государственными заказами.  Допустим,  акционерное  общество имеет шанс получить выгодный заказ на производство секретных  вооружений,  тогда его владельцы,  ради успешной реализации своего права  на доход,  могут отказаться,  например,  от права посещать принадлежащее  им предприятие,  самостоятельно избирать кадровую политику и т.  д. Ограничение  целого ряда прав в данном случае  "покупается"  в обмен на право участвовать в использовании  государственных финансовых средств.

Формирование  и использование государственных  финансов существенным образом модифицирует действительные правомочия собственников.

Государственные финансы призваны выполнять три  самостоятельные функции: аллокационную,  распределительную  (дистрибутивную)  и стабилизационную.

Информация о работе Управление государственным долгом