Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 08:54, курсовая работа
Актуальность проблемы развития конкурентоспособности экономики России очевиднаРоссия поднялась в рейтинге конкурентоспособности экономик мира с 58-го на 51 место, что недостойно для страны такого уровня.
Современный уровень развития мировой экономики, характеризующийся всеобщей интеграцией и глобализацией, высоким уровнем технологичности и наукоемкости производства, привел к росту взаимозависимости национальных экономических систем, к их взаимному проникновению, стиранию границ национального рынка и как следствие к снижению уровня защищенности национального производителя. Сегодня производитель любой страны должен противостоять конкурентам, независимо от их страны базирования.
Введение…………………………………………………………………………...5
1.Теоретические основы конкурентоспособности экономики…………………7
1.1Основные подходы к понятию национальной конкурентоспособности…...7
1.2Показатели конкурентоспособности………………………………………..12
2.Уровень конкурентоспособности в России, проблемы, пути повышения…15
2.1Уровень конкурентоспособности в экономики России. …………………..15
2.2Факторы повышения конкурентоспособности экономики России……….23
2.3Роль государства в развитии конкурентоспособности экономики страны27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...
Содержание Введение…………………………………………………………
1.Теоретические основы конкурентоспособности экономики…………………7
1.1Основные подходы к понятию национальной конкурентоспособности…...7
1.2Показатели конкурентоспособности………………………
2.Уровень конкурентоспособности в России, проблемы, пути повышения…15
2.1Уровень конкурентоспособности в экономики России. …………………..15
2.2Факторы повышения
2.3Роль государства в
развитии
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Введение
Актуальность проблемы развития
конкурентоспособности экономики России
очевидна Россия поднялась в рейтинге
конкурентоспособности экономик мира
с 58-го на 51 место, что недостойно для страны
такого уровня.
Современный уровень
развития мировой экономики, характеризующийся
всеобщей интеграцией и глобализацией,
высоким уровнем технологичности и наукоемкости
производства, привел к росту взаимозависимости
национальных экономических систем, к
их взаимному проникновению, стиранию
границ национального рынка и как следствие
к снижению уровня защищенности национального
производителя. Сегодня производитель
любой страны должен противостоять конкурентам,
независимо от их страны базирования.
Причем национальному производителю даже
не приходится покидать отечественный
рынок, так как политика фритредерства
превратила мировое хозяйство в общий
рынок с едиными конкурентными условиями
для всех производителей аналогичной
продукции. Столь глубокий уровень интеграции
и взаимопереплетенности национальных
хозяйств породили острую необходимость
в создании такого уровня конкурентоспособности
национальных производителей и экономики
в целом, который бы отвечал требованиям
мирового рынка. Конкурентоспособность
национальной экономической системы в
условиях современного мирового хозяйства
- обязательное и единственное свойство,
способствующее прогрессивному развитию
и выживанию в условиях ужесточения конкуренции.
Развитие международной конкуренции и
глобальной интеграции мирового хозяйства
уничтожает конкурентные преимущества,
обусловленные природными условиями и
естественным ресурсным потенциалом страны
(как это было во времена А.Смита) и оставляет
единственный критерий выживания национальных
экономик - их эффективность, которая обеспечивается
сообществом отраслей и предприятий реального
сектора экономики, способных конкурировать
на внешнем рынке. То есть, конкурентоспособной
может считаться только та экономическая
система, которая способна стимулировать
развитие таких производств, чья продукция
пользовалась устойчивым спросом на мировом
рынке. Уровень эффективности экономики
государства сегодня зависит от ее способности
рационально использовать имеющиеся ресурсы
посредством стимулирования внутренней
конкурентной борьбы, расширения спроса
на отечественную продукцию, развития
уровня менеджмента и системного подхода
к организации экономики.
Россия – часть мировой экономики,
и это свершившийся факт. Наиважнейшая
цель Правительства России: создание конкурентоспособной
экономики, обеспечивающей лидерство
страны на международном рынке. Основа
конкурентоспособной экономики – конкурентоспособная
промышленность. Все действия Правительства:
разрабатываемые программы и законодательные
акты, процедуры государственного регулирования
и мероприятия государственной поддержки
должны быть подчинены главной и приоритетной
на сегодня цели – обеспечение конкурентоспособности
российских предприятий, а, следовательно,
конкурентоспособности экономики и страны
в целом. Конкуренция - одна из самых главных
черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция
обеспечивает творческую свободу личности,
создает условия для ее самореализации
в сфере экономики путем разработки и
создания новых конкурентоспособных товаров
и услуг. В современных условиях усиливающегося
процесса глобализации и интернационализации
проблемы международной конкуренции выходят
на первый план. Показателем признания
ведущей роли конкуренции для успешного
функционирования рыночного хозяйства
является тот факт, что в большинстве стран
мира, включая страны с переходной экономикой,
к настоящему времени приняты законы о
конкуренции и созданы национальные органы,
занимающиеся этими вопросами. Страновая
и отраслевая конкурентоспособность в
конечном итоге зависит от способности
конкретного товаропроизводителя выпускать
конкурентоспособный товар.
Конкурентоспособность российской промышленности
- это флаг, который Правительство должно
нести в руках как главный символ преобразований
в экономике. Это та идея, которая может
объединить людей, независимо от их политических
предпочтений и положения в обществе.
Будет конкурентоспособная промышленность,
будут:
- экспорт и валютные
поступления (независимость от состояния
международных сырьевых рынков)
- стабильные налоговые поступления в бюджет;
- занятость населения;
- социальная и политическая стабильность;
- заслуженное положение России на международной арене.
Главная цель исследования – определение проблем конкурентоспособности российской экономики.
Основные задачи, которые были решены в ходе выполнения работы:
- исследование теоретических
и методических основ
- установление наиболее
общего списка факторов
- выделение основных
- изучение роли государства
в обеспечении развития
1 Теоретические основы конкурентоспособности экономики
«Конкуренция» в переводе с латинского означает «сталкивание». Она является формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики. Средством конкуренции являются товары и услуги, с помощью которых соперничающие предприятия стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя. В экономической литературе предлагается следующее определение:
Конкуренция – это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях;
Конкурентоспособность- это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретных потребностей по сравнению с аналогичными объектами, представляемыми на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдержать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке; Понятие « конкурентоспособность», если говорить дословно, означает «быть способным к конкуренции».
Исторически концепция конкурентоспособности основана на теории использования в международном разделении труда сравнительных преимуществ национальных экономик (дешевый труд, богатые природные ресурсы, благоприятные географические, климатические, инфраструктурные факторы и т. п.) для экспорта продукции в стране, где таких преимуществами по сравнению с национальной экономикой страны- импортера.
Конкуренция составляет основу динамичного развития индустриального общества, имеет первоначально форму свободной конкуренции частных производителей на открытых рынках и преимущественно ценовой механизм ее реализации на внутреннем и зарубежных рынках. При этом само понятие конкуренции в индустриальном обществ, развивающемся на протяжении трех веков, динамично меняется.
Высокий уровень производства и потребления валового внутреннего продукта на душу населения способствует в развитых рыночных странах созданию более качественных условий для межстрановой и межфирменной конкуренции в мировом экономическом пространстве.
В ходе индустриального развития в рыночной среде созревают новые конкурентные условия, меняющие общий вектор конкуренции от преимущественного использования сравнительных национальных преимуществ, основанных на научно-технических достижениях, инновациях на всех стадиях - от создания товара до продвижения его от производителя к потребителю.
Сравнительные преимущества даны стране от природы, они статичны, не вечны и не воспроизводимы. Конкурентные преимущества динамичны, связанные с инновациями, развитием человеческого капитала, интеллекта и по самой своей природе безграничны. Нельзя противопоставлять сравнительные и конкурентный преимущества, тем не менее, их надо четко различать. Интеграция в одной стране сравнительных и конкурентных преимуществ усиливает ее конкурентоспособность в глобальном экономическом пространстве. В новой экономике конкурентные преимущества связаны с информационной революцией: телекоммуникационные фирмы на пороге 21 века вышли в лидеры по капитализации, обогнав по этому показателю традиционные фирмы нефтяной, автомобильной и металлургической промышленности. Во второй половине 20 века конкуренция приобрела новые черты: свободная конкуренция частных товаропроизводителей на изначально открытых рынках сочеталась в самых разнообразных формах с конкуренцией монополистических и олигополистических структур на частично закрытых, в том числе с помощью протекционизма; постепенно происходит сдвиг от использования в основном ценовых методов конкуренции к преимущественно неценовым, хотя в реальной экономике всегда наблюдается их сочетание; изменение структуры спроса от потребления массовой унифицированной продукции к удовлетворению индивидуального потребительского и инвестиционного спроса трансформирует рынки на все более расщепляющиеся их сегменты с возрастающей интенсивностью конкуренции.
В принципе, конкурирующем субъектам надо достигать тех же или еще лучших результатов в прибыльности производства и эффективности использования труда и капитала при кардинально меняющемся спросе, более сложной конфигурации рынков. Конкуренция за доходы потребителя приобретают все более агрессивный характер - выживает сильнейший инноватор. Во многих случаях конкурентная борьба приобретает избыточный, зачастую разрушительный характер, в связи, с чем формируется новый, более высокий уровень конкурентоспособности, когда конкуренты вступают в партнерские отношения. Создание гибких альянсов, взаимный обмен конкурентов-партнеров новейшими научно-техническими достижениями, инновациями и ноу-хау взаимно обобщает их и усиливает конкурентоспособность обеих сторон. Одновременно государство изыскивает новые способы регулирования создания альянсов с чрезмерной монополизацией производства для защиты «добросовестной» конкуренции.
Быстрый рост совокупного спроса и интенсивное повышение эффективности и материального производства в индустриальном обществе выявили, с одной стороны, ограничения в наращивании материальных потребностей, а с другой стороны, создали предпосылки для перехода значительной части рабочей силы в сферу услуг. В рамках индустриального общества созревают условия для перехода к постиндустриальному обществу, которое становится отличительной чертой 21 века.
Постиндустриальное общество, формирующееся с середины 1970-х годов, базируется на производстве наукоемких товаров и интеллектуальных услуг; выше всего ценятся знания, информация, на базе которых развиваются информационные технологии - основа нового электронофицированного типа производства, принципиально иных, чем ранее, управленческих систем, инфраструктурных сетей хозяйства, финансовых потоков. В настоящее время особый интерес представляет проблема конкурентоспособности в условиях глобализации мирового хозяйства и формирования «новой экономики». Наиболее продвинутой частью «новой экономики» выступает Интернет- экономика. Суть проблемы заключается в использовании наиболее развитыми странами новых конкурентных преимуществ, связанных с Интернет - технологиями, позволяющимися захватить выгодные сегменты быстро расширяющегося Интернет - пространства. В результате (преобразований и предпринимательских структур) сотрудничать и конкурировать на рынках начинают не организованные структуры, которые сейчас представляют компании, а чистые ноу-хау и владеющие ими бренды.
В СССР отношения к проблеме конкурентоспособности было, мягко говоря, сдержанны - эта категория связывалась в основном с экспортными товарами. Такое положение полностью соответствовало характеру советской характерной системы. Поэтому и основу конкурентоспособности стала сравнительная прибыльность экспорта поставщиков. Ярким примером такого отношения к понятию конкурентоспособности является определение, данное Ю.Ф. Шамраем и Г.В. Габунией: «Конкурентоспособность может быть определена как сравнительная прибыльность экспорта поставщиков (фирм или стран), т.е. как разница между рыночными ценами и затратами на производство и реализацию поставляемой на мировой рынок продукции».
Казалось бы, совершенно по-другому должно было быть в современной России. Однако и здесь не смотря на ускорение строительства рыночной экономики, проблеме конкурентоспособности сравнительно долго не уделялось достойного внимания, хотя эта категория является ключевой в контексте обеспечения ее успешной конкурентной борьбы в мировой экономики. Тем не менее, на это есть веские причины: в дореформенных условиях обращения к этой области экономической жизни не было актуальным, а трансформация национальной хозяйственной системы России оказалась настолько быстрой и радикальной, что наука ее не успела основательно осмыслить новые реальности. В определенной степени такому осмыслению мешают и кажущаяся очевидность содержания категории конкурентоспособности, и ее близость к категории эффективности: их нередко рассматривают в качестве однопорядковых, хотя первая, основываясь на последней, заключает в себе более сложные взаимосвязи хозяйствующих субъектов - отдельных фирм и корпораций, отраслевых объединений и национальных комплексов.
Информация о работе Уровень конкурентоспособности в России, проблемы, пути повышения