Уровень конкурентоспособности в России, проблемы, пути повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 08:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы развития конкурентоспособности экономики России очевиднаРоссия поднялась в рейтинге конкурентоспособности экономик мира с 58-го на 51 место, что недостойно для страны такого уровня.
Современный уровень развития мировой экономики, характеризующийся всеобщей интеграцией и глобализацией, высоким уровнем технологичности и наукоемкости производства, привел к росту взаимозависимости национальных экономических систем, к их взаимному проникновению, стиранию границ национального рынка и как следствие к снижению уровня защищенности национального производителя. Сегодня производитель любой страны должен противостоять конкурентам, независимо от их страны базирования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...5
1.Теоретические основы конкурентоспособности экономики…………………7
1.1Основные подходы к понятию национальной конкурентоспособности…...7
1.2Показатели конкурентоспособности………………………………………..12
2.Уровень конкурентоспособности в России, проблемы, пути повышения…15
2.1Уровень конкурентоспособности в экономики России. …………………..15
2.2Факторы повышения конкурентоспособности экономики России……….23
2.3Роль государства в развитии конкурентоспособности экономики страны27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...

Файлы: 1 файл

Конкурентность.docx

— 84.02 Кб (Скачать файл)

        Российская наука застряла на «раскрытии» процессов, которые идут мимо. Раньше 30 лет «раскрывали» сущность ТНК, сами же и сегодня не имеем практически ни одной мощной ТНК. Сейчас мимо России прошла гигантская трансформация товарных форм. Россия не вышла на производственно-инвестиционную модель, в рамках которой формируются эти новые формы товара. Сейчас появились новейшие игроки – наднациональные структуры, которые превратили сами страны в совершенно другие конфигурации: их хозяйственная, а значит и налогооблагаемая зона, и военный компонент значительно смещаются. России необходимо срочно создать 6-7 ФПГ со стратегическим статусом транснациональных. Им следует делегировать защиту наших геоэкономических интересов, наделив их льготами и оснастив высокими геоэкономическими финансовыми технологиями.

Развитие российских ТНК – новое качество конкурентоспособности, основывающееся на разработанной стратегии и модели транснационализации; позиционировании как крупного собственника нематериальных активов, природных ресурсов, созданных и не созданных конкурентных преимуществ и реципиента прямых иностранных инвестиций на выгодных для российской экономики условиях.

        По сведениям, достоверно разведанные запасы в нефтегазовом секторе России оцениваются на уровне 17-17,5 млрд. тонн. При нынешних темпах извлечения этого хватит на30-40 лет или даже больше. Около 70% добычи приходиться на 5 крупнейших компаний – Газпром, ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз», «Роснефть», ТНК. Себестоимость российской нефти находится на среднемировом уровне – 4 доллара за баррель. Стоимость транспортировки у нас одна из самых низких в мире. Это позволяет нашей сырой продукции быть якобы конкурентоспособной: «якобы», поскольку руководители крупных нефтяных компаний сознательно проводят политику вытеснения наукоемких отраслей. Так, за последние 2 года в новые разработки и технологии, в частности в технологии переработки, было инвестировано всего лишь 1,5 млрд. долларов – это крохи. Мы могли бы экспортировать более «облагороженный» продукт, нежели сырая нефть, но этого не делается.

        Конкурентоспособность страны следует понимать как конкурентоспособность ее совокупного государственного потенциала. Оценивая экспортный потенциал российской экономики, следует указать на его географическую уязвимость. Основные потребители российского газа – это Германия, Франция, Словакия, Австрия, в последнее время Греция; нефти – та же Германия, Италия, Нидерланды, Польша. Нефть и газ поступают в эти страны по трубопроводам, которые проложены по чьей- то земле (большей частью Украины и Белоруссии). Белорусский тариф за прокачку 1 тонны топлива по своей территории составляет 2,8 евро, в то время как украинский – 1,47 евро, а прибалтийский –3,43 евро. Если тарифы на топливо вновь возрастут, да еще будет, как, например, украинское руководство, заниматься несанкционированным «забором» топлива, это отрицательно скажется на нашей конкурентоспособности.

       Российский экспорт уязвим еще с точки зрения общего экономического потенциала. По некоторым оценкам, изношенность промышленного оборудования в современной России достигла таких пределов, что модернизация и реорганизация требуют более 2,5 трлн. долларов – долю инвестиций в течение 20 - 25 лет. При этом четверть средств должна быть получена из-за рубежа.

       Россия имеет большие перспективы в производстве военной технике и вооружений. За два последних года объем экспорта российской военной продукции составил свыше 2 млрд. долларов, имеющийся заказ оценивается в 12,6 млрд. долларов. Важнейшие российские партнеры – Китай, Индия, Вьетнам, арабские страны, Перу и Колумбия.

       Развитие обрабатывающих отраслей и повышение уровня конкурентоспособности производства в инфраструктурных секторах экономики сдерживаются низкими техническим уровнем производства и объемом инвестиций, не позволяющим обновлять и внедрять перспективные научно- технические разработки. Кроме, того существует разветвленная цепь торговых посредников, деятельность их не прозрачна и к ним зачастую невозможно применить меры антимонопольного регулирования.

       Преобладающая роль экспортно-ориентированного сырьевого сектора в экономике – фактор, сдерживающий возможности повышения ее конкурентоспособности из-за более высокой, чем в развитых странах, инфляции. По оценке МВФ, инфляционное давление постоянно выше в низкотехнологичных экономиках (какой пока является экономика России) и ниже – в высокотехнологичных.

      При двухзначной (13,5%) инфляции возможно сокращение, вплоть до прекращения, инвестиций высокорентабельных производств в их развитие, а при сохранении ее высокого уровня длительное время (два – три года) – вывод капиталов в страны с существенно более низкой инфляцией.

       Особенность российской экономики – упор на импорт зарубежных машин и технологий при слабом финансировании затрат на технологическую модернизацию, научно-исследовательские и инновационные разработки. Правда, эффект низкой базы при сравнении промышленного производства Россия, после преодоления последствий финансового кризиса 1998 года, опережает страны ЕС, за исключением стран Балтии и бывших стран СЭВ.

       Однако структуры промышленного производства не прогрессирует. В частности, остается низкой доля обрабатывающих производств. При этом обрабатывающие производства России структурно отличаются от аналогичного показателя в странах ЕС. В России значительно более высокий удельный вес производства продуктов первой стадии переработки сырья – кокса, нефтепродуктов, ядерного топлива, готовых металлических изделий, и меньше доля производства химической отрасли, резиновых и пластмассовых изделий, машин и оборудования. В 2007 году производство машин и оборудования выросло на 19,3% при 3%- ной их доле в выпуске продукции. Подобное структурное отставание обусловливает худшие базовые условия для повышения уровня конкурентоспособности обрабатывающего сектора промышленности.

      В целом структура промышленного производства, которая предопределяет уровень конкурентоспособности экономического роста, остается неэффективной, не способствует формированию конкурентоспособности экономики, требует модернизации, направленной на формирование кардинально новой конфигурации экономики, основывающейся на принципиально иных, чем прежде, системных факторов экономического развития. Основой ее должны стать научно-технический прогресс, информационно-коммуникационные технологии, инновационная активность, интеллектуальный потенциал.

       Конкурентоспособность российской экономики как основа экономического развития, повышения благосостояния и качества жизни населения – стратегическая цель. Приоритеты повышения конкурентоспособности конкретных видов экономической деятельности, в том числе инновационной, должны быть согласованы с их будущем ресурсным обеспечением – финансовым, человеческим, производственным. Одновременно предполагается существенное повышения вовлеченности отдельных сегментов экономики (регионов и региональных объединений, институциональных секторов, видов деятельности населения) в систему мирохозяйственных отношений.

       К конкурентным преимуществам России отнесено наличие уникальных природных ресурсов: географическое положение, огромные территории, огромные запасы пресной воды, минерально-сырьевых и биологических ресурсов, огромные площади экологически и технически ненарушенной территории, качество человеческого потенциала, квалификации населения, развитие фундаментальной и прикладной науки, сильные позиции на некоторых мировых рынках. Россия располагает достаточным природно-ресурсным потенциалом для создания процветающего государства.

       К числу конкурентных недостатков отнесены: значительная часть территории (более трех четвертей) плохо пригодна для проживания либо требует высоких затрат на создание приемлемых условий жизни; низкое качество (по соотношению «затраты/качество» с точки зрения использования в массовом производстве) трудовых ресурсов по сравнению со странами Юго-Восточной и Центральной Азии (включая оплату труда и социальную нагрузку); недостаточные дисциплина обязательств и отношений, эффективность государственного регулирования, качество государственных услуг, обуславливающие высокий уровень непроизводственных трансакционных издержек и рисков предпринимательства из-за незащищенности собственности  и контрактов. Кроме того, высокие транспортные издержки, неразрывность менеджмента в экономике и социальной сфере, отсутствие (за несколькими исключениями) мировых брендов, недостаточное развитие инфраструктуры, институционально- правовой и судебной системы. 

       Перечень конкурентных недостатков, обозначенных в правительственных документах, следует дополнить, по крайней мере, еще одним важным, но недооцененным – низким базовым уровнем технологического развития, в том числе и в таких видах деятельности, как добыча и первичная переработка сырьевых ресурсов.

       Износ основных фондов на начало 2007 года достиг 46,3%. Это означает, что  уже в ближайшие годы можно ожидать обвального выбытия основных фондов, к сожалению, по причине не только морального, но и физического износа. Пока коэффициент убытия составляет 1%. В добывающих производствах износ достигает 53,3% на начало 2007 года, в производстве и распределение энергии, газа и воды – 51,4%. В таких условиях деятельность этих производств будут сопровождаться повышением издержек и нуждаться во все более объемных инвестициях.

       Пока положение мало меняется к лучшему. Практически незаметное ускорение темпов обновления основных фондов (с 3,6% в 1992 году до 3,9% на конец 2007 года) еще далеко до необходимых для вхождения российской экономики в систему мирохозяйственных связей, как страны. Конкурентоспособной не только из-за наличия, добычи и поставки на внешний рынок невозобновляемых ресурсов углеводородного и металлургического (в меньшей степени) сырья.

        Что бы достичь в ближайшее время технологического уровня стран с Индустриально развитым хозяйством, необходимо довести и сохранить устойчивость обновления основных фондов до показателей, сложившихся в 1970 – 1980  годах (8 – 10%) при соответствующем мировом качестве направляемых на эти цели машин, оборудований, технологий. Попытки «заткнуть» технические провалы расширением импорта современных технологий и машин не решает проблему, вернее способно лишь на ограниченное время снять ее остроту.

       Несмотря на обилие недостаточно увязанных между собой программ (в частности, по цепочке технологических связей, взаимодействии с наукой), направленных на повышение конкурентоспособности российской экономики и ее инновационного развития, следовало бы разработать еще одно базовое инвестиционную общеэкономическую программу – модернизации основного производственного потенциала страны.

        Главным государственным инструментом обоснования и реализации приоритетных путей усиления конкурентоспособности российской промышленности за счет модернизации основных производственных фондов и структурной диверсификации в рамках должен стать Внешэкономбанк – качественно новый институт финансово – кредитной системы страны. Подобная программа также должна предусматривать изменения структурных ориентиров развития (инвестиционных и технологических, приоритетов, использования сбережения экономики и д. р.), более тесную интеграцию инновационных стратегий государства и капитала, более жесткое согласование проектов развития производств и научных исследований и пр.

       Пока только единичные компании в основном сырьевого сектора позиционируются как новаторы и формируют инновационные стратегии, опирающиеся на  самостоятельную разработку новых технологий, а не на приобретение импортных машин и технологий. Оценочно доля инновационно ориентированных предприятий в промышленности России составляет 0,7 до 42%. Средняя их доля – 23% против 62% в странах ОЭСР. Совокупные затраты на НИОКР – 5,3% уровня США, а бюджетные расходы на эти цели, оцененные с учетом паритета покупательной способности валют – 7,4% расходов США (в фактически действующих ценах почти в 2 раза ниже). Как видно – отставание кардинальное. Тем более если учесть, что инновационные предприятия, отвечающие международным стандартом, главным образом сосредоточены в оборонной промышленности.

        Для создания и закрепления устойчивых, долговременных конкурентных преимуществ ориентация на импорт технологий экономически не оправдана, поскольку создает иллюзию их достижения, отдаляет и ограничивает возможность становления высокотехнологичных конкурентоспособных национальных производств в тех видах деятельности, где это еще возможно и экономически оправдано. В правительственных программах особо выделяются отрасли, конкурентоспособность которых базируется на естественных конкурентных преимуществах, обладающих стратегическим экспортным потенциалом. Это – добыча полезных ископаемых, добыча биологических ресурсов, лесная промышленность, производство электроэнергии и энергоносителей. Их конкурентоспособность сохраниться на мировом рынке даже при обострении конкурентных недостатков российской экономики. Любой вид промышленной деятельности можно поднять до уровня мировой конкурентоспособности. Все зависит от времени и средств, которые могут быть вложены на достижение этой цели. И, конечно, при условии экономической целесообразности выбора приоритета. Например, развитие легкой промышленности. Упор делается на реализацию двух основных идей: использование преимуществ кластерного подхода, что должно обеспечить текстильное производство инженерно-технической, транспортной и социальной инфраструктурой; переориентация производства с хлопкового натурального текстиля на химическое волокно на основе нефтяного сырья, т. е. появиться новый, более глубокий передел нефтяного сырья. Кроме того, потребуется почти полное обновление основных производственных фондов легкой промышленности. Это означает, финансовые вложения в легкую промышленность, как прямые, так и через механизм налогового и таможенного стимулирования, могут быть неподъемными даже для современной финансово состоятельной экономики России. Особенно если форсировать процесс завоевания конкурентных преимуществ в этом виде деятельности.

Информация о работе Уровень конкурентоспособности в России, проблемы, пути повышения