Уровень конкурентоспособности в России, проблемы, пути повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 08:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы развития конкурентоспособности экономики России очевиднаРоссия поднялась в рейтинге конкурентоспособности экономик мира с 58-го на 51 место, что недостойно для страны такого уровня.
Современный уровень развития мировой экономики, характеризующийся всеобщей интеграцией и глобализацией, высоким уровнем технологичности и наукоемкости производства, привел к росту взаимозависимости национальных экономических систем, к их взаимному проникновению, стиранию границ национального рынка и как следствие к снижению уровня защищенности национального производителя. Сегодня производитель любой страны должен противостоять конкурентам, независимо от их страны базирования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...5
1.Теоретические основы конкурентоспособности экономики…………………7
1.1Основные подходы к понятию национальной конкурентоспособности…...7
1.2Показатели конкурентоспособности………………………………………..12
2.Уровень конкурентоспособности в России, проблемы, пути повышения…15
2.1Уровень конкурентоспособности в экономики России. …………………..15
2.2Факторы повышения конкурентоспособности экономики России……….23
2.3Роль государства в развитии конкурентоспособности экономики страны27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...

Файлы: 1 файл

Конкурентность.docx

— 84.02 Кб (Скачать файл)

       В отличие от отечественной зарубежная экономическая наука уделяла большое внимание пониманию конкурентоспособности и определяла это понятие более широко. Например, по определению гарвардского словаря Field Guide to Business Terms основой конкурентоспособности являются товары  и услуги, которые могут успешно конкурировать на мировых рынках. Российские экономисты обратили более пристальное внимание на проблему конкурентоспособности в кризисный 1998 год. Так, М. Гельвановский , В. Жуковская, И. Трофимова в 1998 году дали следующие определения конкурентоспособности: «Конкурентоспособность - обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования»; «Микроконкурентоспособность - соотношение цены и качества конкретных товаров, производимых отдельными предприятиями и фирмами, или оказываемых ими услуг»; «Мезоконкурентоспособность - эффективность работы отдельных отраслей национального хозяйства, оцениваемая помимо традиционных критериев по показателям, характерным для данной отрасли и описывающим степень ее живучести и динамичности при различных вариантах развития экономики данной страны и мира в целом». В основу разделения на уровни был положен отраслевой подход.

       В 1999 году А.З. Селезнев использовал территориальный подход и дал определение конкурентоспособности региона: «Конкурентоспособность региона - обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положения региона и его отдельных товаропроизводителей на внутренним и внешних рынках, отражаемое через показатели, адекватно характеризующие  такое состояние и его динамику». М. Коллонтай спустился на более низкий уровень конкурентоспособности и дал определение конкурентоспособности товара с точки зрения покупателей: «Конкурентоспособности товара - это способность товара на единицу своей стоимости удовлетворять больше потребностей покупателей или на более высоком уровне, чем товар конкурировать». В связи с экономическим ростом экономики страны нарастающей дискуссией по поводу конкурентоспособности России как экономики в целом и активизацией действий по вступлению в ВТО А.А. Дынкин и Ю.В. Куренков дали развернутое определение конкурентоспособности на национальном уровне как результирующего показателя, вложив в него такие составляющие, как эффективное производство, эффективное распределение и эффективные продажи, а также разумное использование экспортных преимуществ в целях повышения экономического потенциала: «Конкурентоспособность страны - результирующий показатель того, насколько эффективно по сравнению с другими странами она производит, распределяет и продает создаваемые в ней товары и насколько разумно она использует свои экспортные преимущества для неуклонного повышения собственного экономического потенциала в самом широком смысле этого понятия»; «Национальная конкурентоспособность - способность национальной экономики производить и потреблять товары и услуги в условиях конкурентной борьбы с товарами и услугами, производимыми в других странах». Подобное определение национальной конкурентоспособности дали в 2005 году М. Дерябина и С. Колчин, но в более сжатом виде: «Национальная конкурентоспособность - способность национальной экономики в рыночной системе производить и потреблять товары и услуги в условиях конкурентной борьбы с товарами и услугами, производимыми в других странах». И. О. Миргородская определила конкурентоспособность как некую возможность приспособлениям к изменениям, подчеркнув при этом, что ее необходимо рассматривать только в среде соперничества: «Конкурентоспособность - это возможность приспособиться к изменяющимся условиям с точки зрения удержания или улучшений позиций среди соперничающих». И. П. Богомолова и Е. В. Хохлов в 2005 году дали общее определение конкурентоспособности, дополнив реальную способность объекта  выполнения своих функциональных  обязанностей в условиях возможного противодействия соперников потенциальной: «Конкурентоспособности объекта - состояние, характеризующее реальную или потенциальную возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного». Так изменялось понятие конкурентоспособности в российской экономической науке.

       В современной теории по проблемам конкурентоспособности существуют два подхода к выделению уровней конкурентоспособности: территориальный и отраслевой. С точки зрения территориального подхода выделяют конкурентоспособность страны (макроуровень), конкурентоспособность региона (мезоуровень) и конкурентоспособность фирмы (микроуровень). Отраслевой подход выделяет национальную конкурентоспособность (макроуровень), конкурентоспособность отрасли (мезоуровень) и конкурентоспособность товара (микроуровень).

        В самом широком смысле конкурентоспособность означает возможность выигрыша в соревновании. Применительно к экономической сфере конкурентоспособность в самом общем виде - обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования.

       В литературе по проблемам конкуренции выделяются три основных подхода к определению конкуренции:

- поведенческий;

- структурный;

- функциональный.

        Поведенческая трактовка категории конкуренции была введена Адамом Смитом. Он связывал конкуренцию  с соперничеством между продавцами (или покупателями) за наиболее выгодные условия продажи товара. Основной метод осуществления взаимодействия участников рынка согласно данной трактовке - изменение цен. В дальнейшем поведенческое понимание конкуренции совершенствовалось в направлении более точного указания ее цели и способов ее осуществления. Поведенческое объяснение конкуренции в неоклассическом варианте связывает ее с борьбой за редкие экономические блага (ресурсы) и за возможности потребителя, благодаря которым их можно приобрести. Последователи ресурсной концепции конкурентных преимуществ делают акцент на том, что конкуренция в современных условиях – это борьба за доступ к ограниченным ресурсам.

 

 

    1. Показатели конкурентоспособности

 

 

        Показатель конкурентоспособности национальных экономик впервые был разработан известной международной организацией – Мировым экономическим форумом в 1986 г. Ежегодный доклад по конкурентоспособности стран готовится под эгидой Мирового экономического форума Международным институтом менеджмента и развития (Лозанна). В последние годы в рейтинге конкурентоспособности первые места занимали США, Сингапур и Финляндия, а замыкали список Индонезия, Венесуэла и Россия.

        Для подсчета рейтинга конкурентоспособности анализируются 290 показателей, из них 41 используют как вводную информацию о стране и в конечном рейтинге не определяют. Остальные 249 критериев, которые находят отражение в конечном рейтинге, сгруппированы в 8 агрегированных факторов:

1) внутренний экономический  потенциал;

2) внешнеэкономические связи;

3) государственное регулирование;

4) кредитно-финансовая система;

5) инфраструктура;

6) система управления;

7) научно-технический потенциал; 

8) трудовые ресурсы.

        За годы исследования конкурентоспособности были разработаны ее «золотые правила», следуя которым страна сохранит или повысит свою конкурентоспособность. Формулируются они в таком порядке:

1. Стабильное и предсказуемое  законодательство;

2. Гибкая структура экономики;

3. Инвестиции в традиционную  и инновационную инфраструктуру;

4. Стимулирование частных  сбережений и внутренних инвестиций;

5. Повышение агрессивности  экспорта наряду с привлечением  прямых иностранных инвестиций;

6. Улучшение качества, оперативности  и прозрачности управления и  администрирования;

7. Взаимообусловленность  заработной платы, производительности  труда и налогов;

8. Сокращение разрыва  между минимальными и максимальными  заработками в стране и укрепление  среднего класса;

9. Крупные инвестиции  в образование, особенно среднее, а так же в непрерывное повышение  квалификации работающих;

10. Баланс преимуществ глобализации экономики и национальных особенностей и предпочтений.

        В числе ключевых предпосылок, обеспечивающих тот или иной уровень конкурентоспособности можно выделить наделенность производителей факторами производства, а также качество, цена и уровень использования последних. При этом сами факторы производства делятся на две различные по значимости группы – основные или данные от природы (земля, климат, минеральные ресурсы, население и т.д.) и развитые, формируемые в результате человеческой деятельности (капитал, технологии, квалифицированная рабочая сила и т. д.). Длительный исторический период в экономическом развитии наиболее существенную роль играли основные факторы производства. Затем по мере развития научно-технического прогресса и превращения науки в непосредственную производительную силу все большее значение приобретали факторы, связанные с технологическими и организационными инновациями и наличием высококвалифицированных работников. Это положение сохраняется и в настоящее время, но постепенное истощение источников основных факторов производства, проблемы полноценного воспроизводства человеческих ресурсов, возникающие, в том числе, на фоне техногенного разрушения биосферы, заставляют предположить, что в будущем роль основных факторов вновь будет возрастать.

        Конкурентоспособность национальной экономики, сравнительная характеристика, содержащая комплексную оценку состояния важнейших показателей экономики относительно внешних параметров, в силу этого конкурентоспособность национальной экономики проявляется в международной конкуренции. Ее изменения характеризуются такими показателями, как темп роста ВНП, темп роста производительности труда, заработной платы, доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в стране, расходы на образование, фундаментальную науку, НИОКР в процентах к ВНП, доля в экспорте страны сырьевых и трудоемких отраслей, капиталоемких отраслей, отраслей высоких технологий, доля в мировом экспорте и т.д.

        Показатель конкурентоспособности страны является интегральным показателем уровня развития страны, индикатором зрелости рыночных отношений. В показателе конкурентоспособности страны фокусируются (синтезируются) все результаты качества и ресурсоемкости работы всех объектов управления на всех уровнях - от президента страны до рабочего. При оценке конкурентных позиций на макроуровне можно использовать систему макроэкономических индикаторов, характеризующих: объем ВВП, уровень и годовые темпы роста ВВП/ВНП и производительность труда, структуру ВВП, инвестиционную активность, структуру экспорта и импорта, долю расходов на НИОКР в национальном доходе; технологический уровень производимых приоритетных товаров; позиции страны (или предприятия) на конкретных товарных рынках. Страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от возможности конкретного производителя выпускать товар, потребительские, ценовые и качественные характеристики которого определяют его успех на внутреннем и внешнем рынках. Каждая страна, претендующая на самостоятельную роль в мировой экономике и политике, должна иметь свою стратегию развития, в рамках которой просчитываются конкурентные преимущества и слабые стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Уровень конкурентоспособности в России, проблемы, пути повышения

 

    1. Уровень конкурентоспособности в экономики России

 

 

        Конкурентоспособность страны – это результирующий показатель того, насколько эффективно по сравнению с другими странами она производит, распределяет и продает созданные в ней товары и услуги, и насколько разумно она использует свои экспортные преимущества для неуклонного повышения собственного экономического потенциала в самом широком смысле этого слова. Этот результативный показатель складывается из множества элементов, среди которых и природные богатства, и качество рабочей силы, и уровень технического развития и т. д. Сегодня определяющим критерием является уровень технико-экономического развития, в частности удельный вес науко - и техноемких изделий. Чем выше в  ВВП и экспорте удельный вес высокотехнологичных отраслей, тем прочнее и перспективнее конкурентные позиции страны в целом, в том числе всех ее хозяйствующих субъектов. Для высокотехнологичных отраслей характерны высокая степень диверсификации экспорта и широкие внешнеэкономические связи. Поэтому их плавучесть на мировом рынке, гораздо более высокая. У индустриальных стран диверсификация экспорта в 1,4 раза выше, чем у НИС, в 3,9 раза выше, чем у стран с аграрным профилем экспортной специализации, в 7,7 раза выше, чем у экспортеров нефти.

        Другой стороной низкой конкурентоспособности национальной экономики является высокий уровень протекционизма. У догоняющих стран импортные пошлины, импортные барьеры, всегда выше, у стран высокоразвитых. Российская структура производства, оставшаяся нам от СССР, сложилась на базе  гонки вооружений в годы «холодной войны». В результате сегодня мы имеем высокотехнологичный ВПК, мощный энергетический и металлургический комплекс и абсолютно неконкурентоспособную обрабатывающую промышленность. Природные ресурсы не дают России устойчивой конкурентоспособности. Нефть и газ нас недоразведаны, находятся в крайне неблагоприятных климатических зонах и стоят очень дорого. Что касается ВПК, то, несмотря на утечку кадров, здесь создан большой задел, но, к сожалению, у нас не было нормальной конверсии в гражданскую промышленность. Экспорт вооружений недостаточен для того, чтобы вытянуть нашу промышленность и экономику. Мы можем экспортировать кое- что из программного обеспечения. Однако пока перекос в сторону топливно-энергетических ресурсов лишь увеличивается. Если в 1990 году минеральные продукты в российском экспорте составляли 32%, а металлы – 9%, то в 2000 году их доля увеличилась до 54,5 и 23,5% соответственно. Мы скатываемся в яму ресурсного экспорта.

        Следует обратить внимание на характерную для современной России огромную разницу между сбережениями и инвестициями. СССР отличался, как и всякая страна догоняющего развития, очень высокой нормой сбережения. Но в советские времена разница между сбережениями и инвестициями была, как это обычно бывает в мире, не очень значительной. Сейчас это валовое накопление (т. е. инвестиции) составляют всего 22% от ВВП, в то время как сбережения – 34,4%. Разница между этими показателями – 11,4 процентных пункта по отношению к ВВП. Казалось бы, страна должна быть не должником, а кредитором: ситуация же противоположная. При этом в 2001 году на погашение задолженности пошло всего лишь 2,7% ВВП и столько же – на наращивание золотовалютных резервов. Больше половины разницы между сбережениями и инвестициями приходится на вывоз капитала. Отток инвестиций из России колеблется от 29 до 35 млрд. долларов. Инвестиции в российскую экономику осуществляются преимущественно за счет собственных средств. Причиной такой огромной разницы между сбережениями и инвестициями является пассивное отношение со стороны властей к инвестиционному климату, инвестиционной политике. В условиях отсутствия ясной промышленности политики загрузка производственных мощностей в последние годы растет достаточно медленно. По последним данным, она приближается к 70%. С позиции производителя при такой загрузке эти мощности незачем обновлять. Побочные эффекты: нет возможности широко обновлять ассортимент выпускаемой продукции, модернизировать продукцию. Подобную политику стимулирует также медленный рост доходов населения. Мы оказываемся в положении, когда деньги в стране есть, но в условиях проводимой политики они оказываются лишними. Далее следует обратить внимание на тот факт, что деньги в России есть в основном у экспортеров. Однако высокая монополизация российской экономики не позволяет значительному числу экспортеров вкладывать свои капиталы в другие отрасли. 

Информация о работе Уровень конкурентоспособности в России, проблемы, пути повышения