Уровень конкурентоспособности в России, проблемы, пути повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 08:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы развития конкурентоспособности экономики России очевиднаРоссия поднялась в рейтинге конкурентоспособности экономик мира с 58-го на 51 место, что недостойно для страны такого уровня.
Современный уровень развития мировой экономики, характеризующийся всеобщей интеграцией и глобализацией, высоким уровнем технологичности и наукоемкости производства, привел к росту взаимозависимости национальных экономических систем, к их взаимному проникновению, стиранию границ национального рынка и как следствие к снижению уровня защищенности национального производителя. Сегодня производитель любой страны должен противостоять конкурентам, независимо от их страны базирования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...5
1.Теоретические основы конкурентоспособности экономики…………………7
1.1Основные подходы к понятию национальной конкурентоспособности…...7
1.2Показатели конкурентоспособности………………………………………..12
2.Уровень конкурентоспособности в России, проблемы, пути повышения…15
2.1Уровень конкурентоспособности в экономики России. …………………..15
2.2Факторы повышения конкурентоспособности экономики России……….23
2.3Роль государства в развитии конкурентоспособности экономики страны27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...

Файлы: 1 файл

Конкурентность.docx

— 84.02 Кб (Скачать файл)

       Стимулирование инновационной активности является важнейшим направлением политики развития. Реализация этого направления включает следующие элементы: учет всех затрат предприятий на проведение НИОКР, модернизацию производства и внедрение новых технологий в составе издержек производства, их освобождение от налогообложения; субсидирование расходов на защиту интеллектуальной собственности на отечественные изобретения и разработки за рубежом; разрешение страховым компаниям и пенсионным фондам участвовать в венчурных проектах; сохранение информационной инфраструктуры научно-исследовательских работ, поддержание сети научно-технических библиотек, субсидирование их деятельности по представлению услуг пользования информационными сетями, базами данных и закупке научной литературы; поддержания функционирования опытных стендов, экспериментальных установок и производств, создание сети технологических центров и парков коллективного пользования; вовлечение  в осуществление приоритетных направлений НТП научно-технического потенциала СНГ; защита интеллектуальной собственности, обеспечение прав на нее.

       Фактор новаторского предпринимательства традиционно рассматривается как двигатель и основное преимущество нормальной конкурентной экономики. На субъектах инноваций в любой динамичной стране лежит ответственность за обеспечение вывода экономики на новые уровни производительности и эффективности. В России уровень экономической результативности предприятий, фирм, иных хозяйственных структур еще значительно ниже того, что достигается в практике развитых стран. В среднем производительность труда и общая эффективность в наших даже лучших компаниях в 5-6 раз меньше, чем в аналогичных западных. В то же время уровень затрат на оплату труда в среднем в России в 15-20 раз ниже, чем в США или Европе.

       Природно-сырьевой фактор играет важную роль в развитие конкурентоспособности экономики России. Согласно данным ООН, стоимость основных разведанных полезных ископаемых РФ оценивается примерно в 30 трлн. долларов. В целом добыча ресурсов в России и продажа их за рубеж ныне обеспечивает высокую доходность для предпринимателей, и соответственно ориентируют инвесторов. Это поощряет и способствует закреплению сырьевой специализации страны. Структурная перестройка, о которой говорят более 15 лет, так и не началась из-за иллюзорных ожиданий самопроизвольной настройки экономики в условиях отсутствия реальной государственной инвестиционной поддержки обрабатывающих отраслей.     

 

 

    1. Роль государства в развитии конкурентоспособности экономики страны

 

 

        Проблемы государственного регулирования, роли государства в экономике продолжает вызывать споры, дискуссии. Переосмысливается множество вопросов: как государство влияет на экономики? – почему одни виды экономической деятельности свойственны государственному сектору, а другие – частному? – не берет ли на себя государство слишком больших функций по вмешательству в экономику? – могло ли оно действовать лучше? Перечисленные вопросы были предметом политических, философских и экономических дискуссий на протяжении столетий. Они приобретали все более растущую актуальность по мере усложнения организаций и структуры социально-экономических систем.

        В нынешних условиях одни рассматривают ослабление государственного регулирования как прямой путь к анархии стихийных рыночных сил и соответственно к распаду самой российской государственности, а другие, напротив, считают переход к рынку при одновременном максимальном сокращении регулирующей роли государства единственным средством спасения России.

        Современная корпоративная, по сути, экономика немыслима без эффективного механизма ее взаимодействия с государством, органами его законодательной и исполнительной власти. Более того, такой механизм стал одним из сущностных признаков высокоразвитого демократического общества. Свое практическое воплощение это взаимодействие находит в различных формах и направлениях. Опыт развитых стран показывает, что действующая система взаимоотношений между экономикой и государством прошла длительный и сложный путь становления и развития.

        Если на начальной стадии формирования капиталистической системы хозяйствования главную свою задачу зарождавшийся предпринимательский класс усматривал в освобождении от жесткой опеки государства, утверждении принципов свободной конкуренции и свободного рынка, то на протяжении всего 20 века наблюдалась тенденция к постоянному расширению регулирующей и контролирующей роли государства в социальной и экономической сферах. Фактом, интегрально присущим современному высокоорганизованному обществу, стало то, что экономика и государство не  отрицают, а дополняют друг друга.

        Осознание и оценка этого факта немаловажны для России, поскольку происходящие фундаментальные преобразования в экономической и политической сферах общества требуют всестороннего исследования основных принципов и тенденций развития взаимодействия между политикой и экономикой, государственной властью и хозяйствованием.      

        Конкурентная экономика не может успешно развиваться без вмешательства государства. Многие инструменты экономической политики российского государства находятся сейчас в состоянии становления. С укреплением интеграционных экономических отношений претерпит изменения и государственное регулирование экономики. Экономические функции государства во все большей мере будут сосредотачиваться на усиление роли конкурентоспособного механизма, смягчении «провалов» рынка, более полной реализации возрастающей взаимосвязи экономических и социальных отношений.

        Ключевым звеном реформирования государства должна стать концепция всемирного укрепления самого государства и его институтов, повышение их роли и влияния на общественно-политическую и экономическую жизнь. Нет сомнения, что экономическая политика и роль государства только тогда будут эффективными и авторитетными, когда их социальной опорой станет все общество, а не интересы отдельной части представителей крупного частного бизнеса, пусть даже и весьма инициативной.

        Тенденция к усилению роли государства в реальном секторе экономики поддерживается большинством населения, о чем свидетельствуют социологические исследования, проведенные в конце 2005 года. Причем именно социологические исследования показали почти единодушное одобрение населением национализации крупных компаний. За это выступают представители даже тех слоев населения, кто сделал благосостояние на работе в частном бизнесе. Здесь речь идет не о том, чтобы все крупные предприятия стали государственными, а о том, что именно неправедно присвоенные крупные компания (а их, конечно, немало) должны быть национализированы. Роль государства в нашей стране нельзя преуменьшать: государство должно не просто присутствовать в экономике, а активно инвестировать в реальный сектор народного хозяйства. Следовательно, государственная (общенародная) форма собственности должна занимать более весомый удельный вес, ориентировочно не менее 50% против 30% сегодня.

        Постановки вопросов о повышении влияния государства на стратегию экономического развития и ход экономических трансформаций неизбежно наталкиваются на усиливающиеся в обществе сомнения относительно способности  действующих правительственных органов осуществлять функции эффективного стратегического управления макросистемой страны. Несмотря на явно низкую и даже отрицательную социально-экономическую результативность реформационных действий, состав и общая квалификация правительственных структур и питающей их «элиты» не претерпевают серьезных обновлений. Более того, данная «элита», захватив ключевые позиции в обществе, фактически присвоила себе монопольное право на концепции трансформирования экономики и жестко препятствует проникновению в свою среду носителей каких-либо свежих рациональных идей.

        Обеспечение свойств конкурентоспособности национальной экономики России должно стать основной задачей государства и реализовываться на основе государственной стратегической комплексной программы. Среди возможных рациональных направлений конкурентной трансформации экономики по пути инновационного развития следует выделить: эффективное использование природных ресурсов как базы развития экономики России; обеспечение страны и общества в производимых товарах и услугах; оптимизацию товарно-технологической структуры экономики на основе маркетингового изучения структуры производства потребностей; стимулирования  развития национального производства в реальном секторе экономики в направлении выпуска конкурентоспособной наукоемкой продукции, создание инновационно-инвестиционного климата; удовлетворение внутренних потребностей за счет товаров и услуг российских производителей, защиту внутреннего рынка; укрепление национальной безопасности.

        Еще одна задача государства состоит в том, чтобы с помощью выработки национальной экономической политики, закрепленной в соответствующей системе законов, обеспечить условия для стабильного и гармоничного развития страны на основе накопления  и эффективного использования конкурентных преимуществ на всех уровнях, используя все факторы и привлекая все имеющиеся социальные ресурсы – государственный аппарат всех уровней, частнопредпринимательский корпус различных масштабов (крупный, средний и мелкий) и общественные организации (политические партии, различные профессиональные союзы и ассоциации, экологические организации и другие общественные институты.

       

               

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

        Конкурентоспособность  страны – это результирующий  показатель того, насколько эффективно  по сравнению с другими странами  она производит, распределяет и  продает созданные в ней товары  и услуги, и насколько разумно  она использует свои экспортные  преимущества для неуклонного  повышения собственного экономического  потенциала в самом широком  смысле этого слова. Этот результативный  показатель складывается из множества  элементов, среди которых и природные  богатства, и качество рабочей  силы, и уровень технического развития и т.д. Сегодня определяющим критерием является уровень технико-экономического развития, в частности удельный вес науко - и техноемких изделий.

        Конкурентоспособность национальной экономики, сравнительная характеристика, содержащая комплексную оценку состояния важнейших показателей экономики относительно внешних параметров, в силу этого конкурентоспособность национальной экономики проявляется в международной конкуренции. Ее изменения характеризуются такими показателями, как темп роста ВНП, темп роста производительности труда, заработной платы, доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в стране, расходы на образование, фундаментальную науку, НИОКР в процентах к ВНП, доля в экспорте страны сырьевых и трудоемких отраслей, капиталоемких отраслей, отраслей высоких технологий, доля в мировом экспорте и т.д.

       К конкурентным  преимуществам России отнесено  наличие уникальных природных  ресурсов: географическое положение, огромные территории, огромные запасы  пресной воды, минерально-сырьевых  и биологических ресурсов, огромные  площади экологически и технически  ненарушенной территории, качество  человеческого потенциала, квалификации  населения, развитие фундаментальной  и прикладной науки, сильные позиции  на некоторых мировых рынках. Россия располагает достаточным  природно-ресурсным потенциалом  для создания процветающего государства.

       К числу конкурентных недостатков отнесены: значительная часть территории (более трех четвертей) плохо пригодна для проживания либо требует высоких затрат на создание приемлемых условий жизни; низкое качество (по соотношению «затраты/качество» с точки зрения использования в массовом производстве) трудовых ресурсов по сравнению со странами Юго-Восточной и Центральной Азии (включая оплату труда и социальную нагрузку); недостаточные дисциплина обязательств и отношений, эффективность государственного регулирования, качество государственных услуг, обуславливающие высокий уровень непроизводственных трансакционных издержек и рисков предпринимательства из-за незащищенности собственности  и контрактов. Кроме того, высокие транспортные издержки, неразрывность менеджмента в экономике и социальной сфере, отсутствие (за несколькими исключениями) мировых брендов, недостаточное развитие инфраструктуры, институционально- правовой и судебной системы

        Эти негативные факторы не могут не сказаться на эффективности научно-технической и инновационной деятельности на всех уровнях российской экономики. Россия существенно отстает по конкурентоспособности не только от таких стран, как Япония, Германия, Южная Корея, Франция, но и ряда арабских и латиноамериканских стран.

В сложившихся условиях выход на траекторию устойчивого роста экономики и благосостояния общества возможен только на основе концентрации имеющихся ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, декриминализации рыночной среды и обеспечения добросовестной конкуренции, многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, улучшения качества государственного регулирования, подъема трудовой, творческой и предпринимательской энергии людей.

Несмотря на большие разрушения, российская экономика все еще обладает мощным научно-производственным потенциалом и достаточными ресурсами для преодоления тенденций ее деградации за счет активизации внутренних возможностей и конкурентных преимуществ.

       Прежде всего, это: высокий уровень образования населения и духовные традиции, ориентирующие людей на созидательный творческий труд, социальную справедливость и партнерство, самореализацию личности в интересах общества; развитый научно-производственный потенциал; наличие собственных научных школ и уникальных передовых технологий в перспективных направления развития; достаточные масштабы свободных производственных мощностей в наукоемкой промышленности; богатые природные ресурсы, обеспечивающие большую часть внутренних потребностей в сырье и энергоносителях; огромная территория и емкий внутренний рынок, дающие возможность широкого разнообразия потребностей населения; исторические традиции великой державы и авторитет, заставляющий мировое сообщество считаться с национальными интересами; значительные валютные резервы; большой объем несвязанных сбережений, вовлечение которых в экономический оборот способно удвоить инвестиционную активность.

Информация о работе Уровень конкурентоспособности в России, проблемы, пути повышения