Валютное регулирование и валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 08:29, контрольная работа

Описание работы

Цель данного исследования - ответственность за нарушение валютного законодательства России на основе существующих норм права, а также конкретных судебных прецедентов.
Для претворения ее в жизнь необходимо решить следующие задачи: дать определение цели и принципу валютных отношений, определить субъекты и объекты валютных отношений, выявить особенности ответственности за нарушение валютного законодательства, а также основания привлечения к ней, проанализировать основные трудности в применении норм, регулирующих изучаемое явление.

Файлы: 1 файл

КР Финансовое право.docx

— 58.32 Кб (Скачать файл)

Введение

В условиях построения правового  государства юридическая ответственность  за правонарушения является наиболее острой темой правовой науки и  правоприменительной практики. Достаточно сказать, что без эффективно действующего механизма юридической ответственности  нормы, регулирующие права и обязанности  членов общества, носят декларативный  характер.

В период интенсивного развития рыночных отношений в нашей стране иностранная валюта весьма прочно вошла  в российский гражданский оборот. Несмотря на постепенное укрепление российской валюты, вопросы, связанные  с применением валютного законодательства, занимают важное место во многих отраслях экономики.

Валютное законодательство России состоит из Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании  и валютном контроле" (далее – Закон № 173-ФЗ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов. Ранее порядок осуществления валютных операций в РФ регулировался Законом РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле".

Новый Закон, по сравнению  со своим предшественником, значительно  расширил права российских участников внешнеэкономической деятельности.

Последовательная либерализация  регулирования валютных отношений  приводит к их активному развитию на территории Российской Федерации.

Расширяется круг субъектов  валютных отношений, уменьшается количество ограничений, налагаемых на тех или  иных непосредственных участников валютных правоотношений.

Вместе с тем мнения многих ученых однозначно сходятся на том, что, несмотря на очередное стремление государства к отмене большинства  валютных ограничений, оно не отказывается от системы валютного контроля, поскольку  для этого пока отсутствуют экономические  предпосылки. Следовательно, не теряют своей актуальности и вопросы  привлечения к ответственности  за нарушение валютного законодательства России. Кроме того, в доктрине не утихают споры по поводу отраслевой принадлежности рассматриваемой ответственности, что также делает данную тему важной для всестороннего изучения.

Цель данного  исследования - ответственность за нарушение валютного законодательства России на основе существующих норм права, а также конкретных судебных прецедентов.

Для претворения  ее в жизнь необходимо решить следующие  задачи: дать определение цели и принципу валютных отношений, определить субъекты и объекты валютных отношений, выявить особенности ответственности за нарушение валютного законодательства, а также основания привлечения к ней, проанализировать основные трудности в применении норм, регулирующих изучаемое явление.

Объект изучения - ответственность за нарушение валютного законодательства.

В данном труде использованы следующие методы: исторический, сравнительно-правовой, логический, функциональный, системный.

Основа работы - нормы Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях  от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ, Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", а также ряда подзаконных актов.

Невозможно было бы изучить в полной мере все аспекты  выше указанного явления, не используя  научных трудов по данной проблеме. В настоящем исследовании использованы работы Афанасьева В.С., Карасева М.В., Сатарова Н.А. и других ученых.

Настоящая работа состоит  из трех глав и четырех пунктов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Цели и принципы валютных отношений

Целью валютного регулирования  в РФ является обеспечение реализации  единой государственной  валютной политики, а так же устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего рынка  РФ как факторов прогрессивного  развития национальной экономики и  международного сотрудничества.

Основными принципами валютного  регулирования и валютного контроля в РФ, на основании ст. 3 ФЗ "О  валютном регулировании и валютном контроле"  являются:

  • приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  • исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  • единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
  • единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций [1].

2. Субъекты и объекты валютных отношений

Субъектами валютного  регулирования и контроля выступают  участники валютных операций:

  • Уполномоченные банки - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
  • Резиденты и Нерезиденты (физические и юридические лица) [2].

На основании п. 6 и 7 статьи 1 ФЗ РФ " О валютном регулировании  и валютном контроле " резидентами  признаются:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением  граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном  государстве в соответствии с  законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие  в Российской Федерации на основании  вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без  гражданства;

в) юридические лица, созданные  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

г) находящиеся за пределами  территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения  юридических лиц;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные  представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации  при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные  образования, которые выступают  в отношениях, регулируемых настоящим  Федеральным законом и принятыми  в соответствии с ним иными  федеральными законами и другими  нормативными правовыми актами".

Нерезиденты:

"а) физические лица, не являющиеся резидентами;

б) юридические лица, созданные  в соответствии с законодательством  иностранных государств и имеющие  местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в  соответствии с законодательством  иностранных государств и имеющие  местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных  государств и постоянные представительства  указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и  межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства  в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные  подразделения нерезидентов;

ж) иные лица, не являющиеся резидентами"[1].

Объектами валютного правоотношения признается:

    • валюта РФ;
    • ценные бумаги, номинированные в валюте РФ;
    • иностранная валюта;
    • валютные ценности.

 

3. Ответственность за  несоблюдение действующего валютного  законодательства

Согласно статье 25 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства и актов органов валютного  регулирования, несут ответственность; это означает, что лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.1 Гражданско-правовая ответственность за нарушение валютного  зззззаконодательства

Гражданско-правовая ответственность резидентов и нерезидентов заключается в признании недействительными  сделок, совершенных с нарушением положений актов валютного законодательства и актов органов валютного  регулирования (ст. 168 ГК РФ), и применении последствий недействительности таких  сделок. Это может быть двусторонняя (п. 2 ст. 167 ГК РФ) либо односторонняя  реституция или недопущение реституции (ст. 169 ГК РФ).

  • Применение в качестве последствия недействительности сделки взыскания полученного по сделке в доход государства (ст. 169 ГК РФ) возможно, лишь если сделка была совершена одной или обеими сторонами с целью, заведомо противной основам правопорядка.
  • Как указывается в пункте 11 Обзора практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, приведенного в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда России (ВАС РФ) от 31 мая 2000 г. N 52, иностранная валюта является объектом, ограниченным в обороте на территории России (ст. 129 ГК РФ). Расчеты в иностранной валюте носят характер исключения из общего запрета и допускаются только по основаниям и в режиме, разрешенным Банком России. Этот запрет распространяется на всех участников гражданского оборота, включая юридических и физических лиц, и на каждый случай использования ими иностранной валюты во внутренних расчетах; он (запрет) не поставлен в зависимость от того, осуществляются ли подобные платежи систематически или в разовом порядке. Поэтому положения статьи 173 ГК РФ об оспоримости сделок, связанных с ограничением на занятие определенными видами деятельности для юридических лиц, к сделкам с ограниченно оборотоспособными объектами, в частности к расчетным операциям в иностранной валюте на территории России, не применяются. Такие сделки являются ничтожными (ст. 168 ГК РФ)[3].

 

3.2. Уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства

Уголовная ответственность  установлена за такое валютное преступление как невозвращение из-за границы  средств в иностранной валюте. Ответственность наступает по статье 193 Уголовного кодекса Российской Федерации  от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее - УК РФ).

Согласно статье 193 УК РФ невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет. При этом крупным размером признается сумма невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающая 6 миллионов рублей.

Согласно пункту 1 статьи 14 УК РФ валютное преступление — это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Важно, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Порогом такой малозначительности в данном случае будет сумма в 6 миллионов рублей, прописанная в примечании к статье 193 УК РФ. Таким образом, если сумма невозвращенной иностранной валюты будет меньше 6 миллионов рублей, то данное деяние будет квалифицироваться уже не по нормам уголовного законодательства, а по нормам административного права.

Валютное преступление — это преступление средней тяжести со всеми вытекающими отсюда уголовно-правовыми последствиями (рецидив, освобождение от ответственности, освобождение от наказания и прочее), поскольку удовлетворяет условиям признания его таковым в части 3 статьи 15 УК РФ, где преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы.

Согласно статье 8 УК РФ к  уголовной ответственности можно  привлечь руководителя юридического лица только при наличии в его деянии — действии или бездействии, состава  преступления, сформулированного в  статье УК РФ.

Характеристики состава валютного преступления по статье 193 УК РФ.

Субъект преступления — это конкретный преступник. Субъектом валютного преступления является руководитель организации, не возвративший из-за границы иностранную валюту.

Субъективной стороной валютного преступления выступает прямой умысел, поскольку субъект:

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль