1) сознавал, что не возвращает
иностранную валюту;
2) желал этого.
В данном случае, используемые
в уголовном праве другие признаки
субъективной стороны — мотивы и
цели невозвращения иностранной
валюты значения не имеют и могут
выступать только лишь в качестве
смягчающих или отягчающих обстоятельств
при рассмотрении уголовного дела по
существу.
Объектом валютного преступления
являются общественные отношения в сфере
валютного регулирования и валютного
контроля. Данные отношения возникают
между уполномоченным банком и юридическим
лицом и связаны с возвращением валютных
ценностей на территорию Российской Федерации
в уполномоченный банк.
Понятие «крупный размер»
расшифровано в примечании к статье
193 УК РФ. На практике эта сумма, достаточно
незначительна, поскольку речь идет
о сумме рядовой сделки между
организацией и ее иностранным партнером.
Под уполномоченным банком
согласно пункту 8 статьи 1 Закона № 173-ФЗ
в данном контексте понимается:
- кредитная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющая право на основании лицензий Центробанка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте;
- действующий на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центробанка РФ филиал кредитной организации, созданной в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющий право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
3.3. Общее
положение об административной ответствености
за нарушение валютного зззззаконодательства
В течение многих лет в
нашей науке речь велась исключительно
о негативной (ретроспективной) ответственности,
т.е. об ответственности за уже совершенное
деяние.
Одним из первых идею позитивной
юридической ответственности частично
обосновал П.Е. Недбайло. Он писал
о том, что социальный смысл такой
ответственности состоит в деятельности,
соответствующей объективным требованиям
данной ситуации и объективно обусловленным
идеалам времени, а в содержание
позитивной ответственности входит
самостоятельная и инициативная
деятельность в рамках правовых норм
и тех идеалов, для достижения
которых нормы изданы.
В широком философском
понимании такая ответственность
означает определенное взаимоотношение
между личностью, коллективом и
обществом, характеризующееся сознательным
и добровольным осуществлением субъектами
предъявляемых друг другу требований,
стремлением в наибольшем объеме выполнить
свои обязанности перед другой стороной.
В данном аспекте ответственность выступает
как положительное, позитивное социальное
качество [4, c.36].
Развитие общества, а в
современных условиях - задачи формирования
правового государства, все чаще
заставляют ученых склоняться к пониманию
ответственности в двуедином
плане. Позитивная ответственность
в этом случае направлена на сокращение
правонарушений, укрепление законности
и правопорядка, усиление охраны прав
и законных интересов личности, а
негативная ответственность связана
с реализацией мер государственного
принуждения. При этом оба аспекта
юридической ответственности диалектически
взаимосвязаны: чем выше уровень
позитивной ответственности, тем ниже
уровень негативной.
"Признание ответственности
субъектов права в правомерном
поведении и введение в научный
оборот категории позитивной
юридической ответственности, - пишет
Н.В. Витрук, - обогащает теорию
юридической ответственности. Юридическая
ответственность имеет целью
не только справедливое возмездие
за неправомерное поведение (правонарушение),
но и профилактическое воздействие
на поведение субъектов права,
как в настоящее, так и в
будущее. Главное в правовом
регулировании - это достижение
правомерного поведения" [5, c.5].
Нормы административного
права действуют в двух направлениях.
В конкретных правоотношениях они
обеспечивают реализацию санкций в
отношении лиц, совершивших правонарушение.
Здесь осуществляется ретроспективная
ответственность. Но ведь главная цель
этих норм заключается в недопущении,
в предупреждении правонарушений, и
в этом случае реализуется в общих
правоотношениях диспозиция этих норм:
каждый обязан соблюдать административно-правовые
запреты, а все остальные субъекты
и, прежде всего государство, имеют
встречное право требовать такого
поведения, не допускать действий, нарушающих
указанные запреты [4, c.39].
Таким образом, административная
ответственность как социальное
явление объединяет оба вышеперечисленных
вида ответственности.
Более десяти лет действует
новый Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях
(далее - КоАП РФ или Кодекс). Его принятие
предопределило дальнейшее развитие категории
дел, связанных с привлечением к
административной ответственности
за нарушение валютного законодательства.
До принятия нового КоАП
РФ вопросы ответственности регулировались,
в частности, ст.14 Закона РФ от 09.10.1992
"О валютном регулировании и
валютном контроле", нормы которой
в числе прочих мер ответственности
предусматривали такую меру ответственности,
как взыскание в доход государства
всего полученного по недействительной
сделке или в результате незаконных
действий.
В КоАП РФ ответственности
за нарушение валютного законодательства
посвящена ст.15.25 КоАП РФ, объединяющая
несколько составов.
Необходимо отметить, что
основанием административной ответственности
за нарушение валютного законодательства
является административное правонарушение
(проступок). Как установлено частью
1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением
признается противоправное, виновное
действие (бездействие) физического
или юридического лица, за которое
настоящим Кодексом или законами
субъектов РФ об административных правонарушениях
установлена административная ответственность.
Вопросы, связанные с содержанием
понятия валютного правонарушения
и определением природы юридической
ответственности за его совершение
в научной литературе, вызывают многочисленные
споры. При этом позиции многих юристов
в основном расходятся в вопросе
отнесения валютного правонарушения
к разновидностям административного
или финансового правонарушения.
Например, Н. Сапожников считает, что
валютные правонарушения представляют
собой разновидность административных
правонарушений, т.е. предусмотренных
нормами права посягательств
на установленный порядок государственного
управления [6, c.65-73]. А. Мусаткина, в свою
очередь, отмечает, что нарушения валютного
законодательства представляют собой
разновидность финансового правонарушения
[7, c.57].
Необходимым основанием для
наступления административной ответственности
за нарушений валютного законодательства
является состав административного
правонарушения, под которым понимается
единство установленных Кодексом об
административных правонарушениях
объективных и субъективных признаков,
характеризующих конкретное общественно
опасное деяние как административное
правонарушение. К объективным элементам
состава относятся: объект посягательства,
т.е. регулируемые и охраняемые административным
правом общественные отношения, и объективная
сторона административного проступка
- внешние признаки, характеризующие
противоправные действие или бездействие,
результат посягательства, причинную
связь между деянием и наступившими
последствиями, место, время, обстановку,
способ, орудия и средства совершенного
административного правонарушения.
К субъективным элементам
состава относятся признаки, характеризующие
субъекта административного правонарушения
(возраст, вменяемость, особенности
административно-правового статуса
- гражданин, должностное лицо, юридическое
лицо), вина в форме умысла или
неосторожности, мотив и цель правонарушения.
Таким образом, состав административного
правонарушения в сфере валютного
законодательства, как и любого другого,
характеризуют четыре элемента: объект,
объективная сторона, субъект, субъективная
сторона.
Объектом рассматриваемых
в настоящей работе правонарушений
выступают публичные правоотношения
по обеспечению реализации единой государственной
валютной политики, устойчивости валюты
Российской Федерации и стабильности
внутреннего валютного рынка Российской
Федерации.
Объективную сторону правонарушений,
ответственность за которые предусмотрена
ст.15.25 КоАП РФ, образуют противоправные
деяния (действия или бездействие) лиц
(субъектов), осуществляемые в нарушение
норм права, установленных валютным
законодательством Российской Федерации
и актами органов валютного регулирования.
Субъектами валютного
правонарушения являются резиденты
и нерезиденты, в роли которых
выступают соответствующие физические
и юридические лица (а также
их филиалы и представительства),
нарушившие положения актов валютного
законодательства.
Субъективная сторона
валютного правонарушения предполагает
наличие вины в форме умысла или
неосторожности. При этом юридическое
лицо признается виновным в совершении
правонарушения, если будет установлено,
что у него имелась возможность
для соблюдения правил и норм актов
валютного законодательства и актов
органов валютного регулирования,
за нарушение которых предусмотрена
ответственность, но данным лицом не
были приняты все зависящие от
него меры по их соблюдению.
Основная санкция валютного
права, которая носит общий характер,
установлена в ст.25 Закона. Она
гласит, что резиденты и нерезиденты,
нарушившие положения актов валютного
законодательства Российской Федерации
и актов органов валютного
регулирования, несут ответственность
в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Вместе с тем ст.25 Закона
носит полностью бланкетный характер,
что предполагает обращение к
другим нормативным правовым актам,
прежде всего административного
и уголовного законодательства [8, c.39].
Особенностью назначения
штрафов, установленных КоАП РФ, за
некоторые правонарушения в сфере
валютного законодательства является
выражение их не в минимальном
размере оплаты труда, а в размере
эквивалентном сумме незаконной
операции. При этом пересчет иностранной
валюты, а также стоимости внутренних
и внешних ценных бумаг в валюту
Российской Федерации производится
по действующему на день совершения или
обнаружения административного
правонарушения курсу Центрального
банка Российской Федерации (п.3 Примечания
к ст.15.25 КоАП РФ). Данная норма не
может толковаться в отрыве от
статьи 4.5 КоАП РФ, в которой даны
понятия "день совершения, день обнаружения
административного правонарушения",
указывающие на характер совершенного
правонарушения (длящееся, не длящееся).
При правонарушении, оконченном в
день его совершения, сроки давности
привлечения к административной
ответственности начинают течь со дня
совершения, независимо от дня его
обнаружения; при длящемся административном
правонарушении указанные сроки
начинают исчисляться со дня обнаружения
правонарушения. Правонарушения, ответственность
за которые установлена в различных
частях статьи 15.25 КоАП РФ, могут быть
как длящимися, так и не длящимися.
Из приведенных норм в их взаимосвязи
следует, что в пункте 3 примечания к статье
15.25 КоАП РФ содержится правило, в соответствии
с которым выбор курса иностранной валюты
к российскому рублю для целей исчисления
штрафа зависит от того, длящимся или не
длящимся является совершенное правонарушение.
При длящемся правонарушении пересчет
иностранной валюты исчисляется по курсу
Центрального банка Российской Федерации
на день обнаружения административного
правонарушения, а при не длящемся - на
день совершения правонарушения (Постановление
арбитражного суда кассационной инстанции
ФАС Волго-Вятского округа от 23.10.2006 года
по делу N А28-4116/2006-107/27).
В соответствии с ч.1 ст.23.60
КоАП РФ дела об административных правонарушениях,
предусмотренных ст.15.25 КоАП РФ, рассматриваются
органами валютного контроля. От имени
указанных органов рассматривать
дела вправе: руководитель федерального
органа исполнительной власти, уполномоченного
в области валютного контроля,
его заместители; руководители структурных
подразделений федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного
в области валютного контроля,
их заместители; руководители территориальных
органов федерального органа исполнительной
власти, уполномоченного в области
валютного контроля. В статье 22 Федерального
закона "О валютном регулировании
и валютном контроле" установлено
следующее в отношении органов
и агентов валютного контроля:
- валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с указанным Федеральным законом и иными федеральными законами (ч.1 ст.22 Закона);
- органами валютного контроля в Российской Федерации являются Банк России, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ (ч.2 ст.22 Закона);
- агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы (ч.3 ст.22 Закона);
- контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Банк России (ч.4 ст.22 Закона);
- контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля (ч.5 ст.22 Закона);
- Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Банком России. Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Банком России. Банк России осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Банком России (ч.6 ст.22 Закона).