Валютное регулирование и валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 08:29, контрольная работа

Описание работы

Цель данного исследования - ответственность за нарушение валютного законодательства России на основе существующих норм права, а также конкретных судебных прецедентов.
Для претворения ее в жизнь необходимо решить следующие задачи: дать определение цели и принципу валютных отношений, определить субъекты и объекты валютных отношений, выявить особенности ответственности за нарушение валютного законодательства, а также основания привлечения к ней, проанализировать основные трудности в применении норм, регулирующих изучаемое явление.

Файлы: 1 файл

КР Финансовое право.docx

— 58.32 Кб (Скачать файл)

Таким образом, для возбуждения  дела по ч.4 ст.15.25 Кодекса необходимо и достаточно установить следующие  факты и обстоятельства:

  • товар передан в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) резидентом нерезиденту;
  • денежные средства, причитающиеся за переданные нерезиденту товары, не получены в предусмотренные внешнеторговым договором (контрактом) сроки.

Продление контрактных сроков получения денежных средств, причитающихся  за переданные нерезиденту товары, путем заключения дополнения к внешнеторговому  договору (контракту) может свидетельствовать  об отсутствии события правонарушения в случае, если указанное дополнение заключено до истечения данных сроков.

Получение с нарушением сроков, предусмотренных внешнеторговым договором (контрактом), денежных средств за товары, еще не переданные нерезиденту (предварительная  оплата или оплата против отгрузки до передачи товара покупателю), нарушением требований ч.1 ст. 19 Федерального закона "О валютном регулировании и  валютном контроле" не является.

Частью 5 ст.15.25 Кодекса предусмотрена  ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности  по возврату в Российскую Федерацию  денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, не оказанные  услуги либо за не переданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права  на них.

Субъектами правонарушений, предусмотренных ч.5 ст.15.25 Кодекса, являются только резиденты - лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица.

Возврат в Российскую Федерацию  денежных средств за не ввезенные  на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары должен быть осуществлен в сумме  фактически уплаченных нерезидентам (полученных нерезидентами) денежных средств, т.е. без вычета банковских расходов и  комиссий.

Для возбуждения дела по ч.5 ст.15.25 КоАП необходимо и достаточно установить следующие факты и  обстоятельства:

  • денежные средства перечислены нерезиденту и не возвращены в Российскую Федерацию в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) для их возврата, а в случае отсутствия таковых в контракте - для ввоза (получения) товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
  • товары не ввезены на таможенную территорию Российской Федерации (не получены от нерезидента на таможенной территории Российской Федерации) в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами).

Вместе с тем, если товары ввезены в Российскую Федерацию (переданы резиденту на таможенной территории Российской Федерации) с  нарушением срока, предусмотренного внешнеторговым договором (контрактом), но в срок, установленный  договором для возврата денежных средств, событие правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.15.25 Кодекса, отсутствует. Если ввоз товаров состоялся позднее указанных  сроков, то невозвращение в эти  сроки ранее перечисленных денежных средств за данные товары свидетельствует  о наличии признаков административного  правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.15.25 Кодекса.

Вина импортера-резидента  в совершении данного правонарушения отсутствует, если до истечения контрактного срока импортируемые товары до ввоза  на таможенную территорию Российской Федерации в момент, когда риски  несла российская сторона, оказались  уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие действия непреодолимой  силы, недостачи, произошедшей в силу естественного износа или убыли  при нормальных условиях транспортировки  и хранения, либо товары выбыли из владения российской стороны вследствие неправомерных  действий органов или должностных  лиц иностранного государства, либо возврат переведенной в оплату товаров  суммы денежных средств оказался невозможным вследствие действия непреодолимой  силы или неправомерных действий органов или должностных лиц  иностранного государства.

При доказывании субъективной стороны правонарушений, предусмотренных  ч.4 и 5 ст.15.25 Кодекса, необходимо учитывать  меры, предпринятые резидентом в целях  исполнения возложенной на него обязанности, к числу которых могут быть отнесены:

а) на стадии предконтрактной  подготовки:

выяснение через торгово-промышленную палату, торговое представительство, официальные  органы страны иностранного партнера либо иными способами его надежности и деловой репутации;

б) на стадии заключения контракта:

  • внесение в договор способа обеспечения исполнения обязательств в зависимости от надежности и деловой репутации партнера (банковская гарантия, неустойка, поручительство, залог, задаток и т.д.);
  • применение таких форм расчета по договору, которые исключают риск неисполнения контрагентом обязательств по договору;
  • разработка механизма разрешения возможных разногласий с четким указанием сроков досудебных способов защиты нарушенных прав и указанием, какой судебный орган будет рассматривать возникший спор;
  • использование страхования коммерческих рисков;

в) после неисполнения или  ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств:

  • ведение претензионной работы (переписка с иностранной стороной по факту нарушения обязательств по договору, предъявление претензии);
  • предъявление после ответа на претензию или истечения срока ответа искового заявления в судебные органы с требованием о взыскании с контрагента причитающейся суммы.

Деяния, предусмотренные  ч.4 и 5 ст.15.25 Кодекса, совершаются на следующий день после истечения  срока исполнения обязанности, установленной  ч.1 ст. 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". С этого же дня исчисляется  срок давности привлечения к административной ответственности .

Санкции ч.4 и 5 ст.15.25 Кодекса  предусматривают наложение административного  штрафа в размере от трех четвертых  до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета  в уполномоченных банках, не возвращенных в Российскую Федерацию, соответственно. Таким образом, возникает вопрос о влиянии на административно-правовую оценку деяния факта зачисления (возврата) денежных средств в ходе производства по делу об административном правонарушении.

Рассматриваемые правонарушения, совершаемые в форме бездействия, являются оконченными в день, следующий  за днем периода, предоставленного для  выполнения соответствующей обязанности, когда налицо совокупность всех признаков  составов правонарушений. Предмет административного  правонарушения является неотъемлемым элементом состава и не может  рассматриваться на иную дату. Следовательно, в силу п.3 ч.1 ст.3.5 КоАП РФ административный штраф должен рассчитываться на момент окончания административного правонарушения, исходя из суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию.

Таким образом, зачисление денежных средств на счет в уполномоченном банке или возврат их в Российскую Федерацию после возбуждения  дела об административном правонарушении не должно вести к прекращению  производства по делу.

Частью 6 ст.15.25 КоАП РФ установлена  ответственность за несоблюдение установленных  порядка или сроков представления  форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение  установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение  установленных сроков хранения учетных  и отчетных документов или паспортов  сделок.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.24 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном  порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих  документов и материалов в течение  не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

В соответствии с ч.4 ст.5 Федерального закона "О валютном регулировании  и валютном контроле" единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Банк России. Банком России изданы Инструкция от 15 июня 2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" и Положение от 1 июня 2004 г. N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций". Указанные документы предусматривают предоставление форм учета и отчетности по валютным операциям только уполномоченным банкам.

Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.15.25 Кодекса, являются резиденты и нерезиденты - должностные  лица, лица, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, и юридические лица.

   Часть 7 ст.15.25 Кодекса утратила силу 12.11. 2012 года

 

 

Заключение

Проанализировав правовую природу ответственности за нарушение валютного законодательства, можно сделать выводы о том, что в настоящее время Законодательство в области ответственности на нарушение валютного законодательства в Российской Федерации не совершенно и достаточно противоречиво. Кодекс об административных правонарушениях в части ответственности за нарушение валютного законодательства требует детальной проработки. В частности за нарушение валютного законодательства, целесообразно сделать следующие выводы:

Ответственность за нарушение валютного законодательства как социальное явление включает в себя и ретроспективную, и позитивную составляющие.

В КоАП РФ ответственности  за нарушение валютного законодательства посвящена ст.15.25, в Уголовном кодексе статья 193 объединяющая несколько составов.

Вопросы, связанные с определением природы юридической ответственности  за совершение в научной литературе, вызывают многочисленные споры.

Состав правонарушения в  сфере валютного законодательства, как и любого другого, характеризуют  четыре элемента: объект, объективная  сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом рассматриваемых  в настоящей работе правонарушений выступают публичные правоотношения по обеспечению реализации единой государственной  валютной политики, устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка  Российской Федерации.

Объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена  ст.15.25 КоАП РФ, образуют противоправные деяния (действия или бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение  норм права, установленных валютным законодательством Российской Федерации  и актами органов валютного регулирования.

Субъектами валютного  правонарушения являются резиденты  и нерезиденты, в роли которых  выступают соответствующие физические и юридические лица (а также  их филиалы и представительства), нарушившие положения актов валютного  законодательства.

Субъективная сторона  валютного правонарушения предполагает наличие вины в форме умысла или  неосторожности. При этом юридическое  лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность  для соблюдения правил и норм актов  валютного законодательства и актов  органов валютного регулирования, за нарушение которых предусмотрена  ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Особенностью назначения штрафов, установленных КоАП РФ, за некоторые правонарушения в сфере  валютного законодательства является выражение их не в минимальном  размере оплаты труда, а в размере  эквивалентном сумме незаконной операции.

Ответственность за нарушение  валютного законодательства отражает специфику данных правовых явлений  и предполагает определенный порядок  реализации.

Задача для варианта 10.

Дефицит бюджета Приморского  края  на очередной финансовый год  составил 18% общего объема доходов бюджета  края. При этом расчете, однако, не учитывался объем возможных безвозмездных  поступлений в бюджет.

Может ли такой бюджет быть принят?

Ответ: Такой бюджет быть принят не может.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. "О валютном регулировании и валютном контроле": Федеральный закон РФ от 10.12.2003г. N 173-ФЗ (ред. от 02.07.2013) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант плюс»
  2. Тосунян Г.А. Финансовое право: Конспекты лекций и схемы:  Учебное пособие / Г.А. Тосунян - М.: Дело, 2011. — 224 с.;
  3. Вострикова Л.Г. Валютное право: Учебное пособие для вузов / Л.Г. Вострикова - М.: Юстицинформ, 2012.- 360 с.
  4.      Афанасьев В.С. Некоторые проблемы теории правонарушений и юридической ответственности / В.С. Афанасьев // Право и политика. - 2006, N 3.
  5.      Карасева М.В. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / М.В. Карасева - М.: Юристъ, 2010. – 574 с.
  6.      Сапожников Н. Правовые проблемы ответственности в валютных правоотношениях / Н. Сапожников // Хозяйство и право. - 2001. N 12.
  7.      Мусаткина А.А. Финансовая ответственность в системе юридической ответственности / А.А. Мусаткина. М.: Норма, 2009. – 304 с.
  8.      Емелин А.В. Правовые основы валютной системы России: понятия, методы и принципы / А.В. Емелин // Деньги и кредит. - 2004. - №12.
  9.      Сатарова Н.А. Принуждение в механизме валютно-правового регулирования / Н.А. Сатарова // Банковское право. – 2006. - N 2.
  10.      "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях": Федеральный закон РФ от 30.12.2001г. N 195-ФЗ (ред. от 23.07.2013) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант плюс»
  11.      "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)": Федеральный закон РФ от 30.11.1994г. N 51-ФЗ (ред. от 23.07.2013) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант плюс»
  12.      "Уголовный кодекс Российской Федерации": Федеральный закон РФ  от 13.06.1996г. N 63-ФЗ (ред. от 23.07.2013) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант плюс»

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль