Валютное регулирование и валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 08:29, контрольная работа

Описание работы

Цель данного исследования - ответственность за нарушение валютного законодательства России на основе существующих норм права, а также конкретных судебных прецедентов.
Для претворения ее в жизнь необходимо решить следующие задачи: дать определение цели и принципу валютных отношений, определить субъекты и объекты валютных отношений, выявить особенности ответственности за нарушение валютного законодательства, а также основания привлечения к ней, проанализировать основные трудности в применении норм, регулирующих изучаемое явление.

Файлы: 1 файл

КР Финансовое право.docx

— 58.32 Кб (Скачать файл)

Согласно п.1 Положения  о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278, Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Что касается процедуры привлечения  к ответственности по ст.15.25 КоАП РФ, то ст.28.3 КоАП РФ установлено, что  протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл.23 КоАП РФ, в пределах компетенции  соответствующего органа. При этом постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов  органов валютного регулирования  по истечении одного года со дня  совершения административного правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ).

Таким образом, ответственность  за нарушение валютного законодательства отражает специфику данных правовых явлений и предполагает определенный порядок реализации [9, c.23].

Ответственность за нарушение  валютного законодательства сопряжена  с властным государственным принуждением, так как санкции за нарушения  норм валютного законодательства применяются  органами валютного контроля, которые  являются частью государственного аппарата и входят в структуру государственных  органов. Кроме того, ответственность  за нарушения валютного законодательства влечет негативные последствия для  правонарушителя: ущемляет его право  распоряжаться средствами на валютном счете, возлагает на него дополнительные обязанности.

3.4. Административная ответственность за отдельные виды правонарушений в сфере вввввалютного законодательства

Частью 1 ст.15.25 КоАП предусмотрена  ответственность за осуществление  незаконных валютных операций, т.е. осуществление  валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных  требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних  ценных бумаг со специального счета  и на специальный счет с невыполнением  установленного требования о резервировании.

Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 Кодекса, являются граждане, лица, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, и юридические лица, как  резиденты, так и нерезиденты.

Законом предусмотрены жесткие  требования к валютным операциям, которые  зависят от субъектного состава  лиц, их совершающих. При этом очень  важно отметить, что с 1 января 2007 года значительная часть запрещенных  до этого момента операций были легализованы.

Статья 14 Федерального закона "О валютном регулировании и  валютном контроле" устанавливает  требования к осуществлению валютных операций резидентами. В связи с  этим участие в расчетах с резидентами  нерезидентов нарушением Закона со стороны  последних не является. Вместе с  тем при доказывании наличия  вины резидента в нарушении положений  ст.14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" необходимо установить, что субъект  правонарушения знал или должен был  и мог знать, что он осуществляет валютную операцию с нерезидентом.

При выявлении достаточных  данных, указывающих на совершение резидентами незаконных расчетов в  наличной валюте на территории Российской Федерации, должностным лицам уполномоченных органов следует возбуждать дела об административных правонарушениях  по ч.1 ст.15.25 Кодекса в случае, если указанные расчеты проведены  по возмездным договорам между резидентами  и нерезидентами, в соответствии с которыми товары перемещаются через  таможенную границу Российской Федерации. В иных случаях информация о таких  расчетах подлежит передаче в Росфиннадзор.

В соответствии со ст.15 Федерального закона "О валютном регулировании  и валютном контроле" единовременный вывоз из Российской Федерации физическими  лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации  в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, не допускается, за исключением случаев, когда валюта вывозится в пределах сумм, ранее  ввезенных или переведенных в  Российскую Федерацию.

В случае вывоза физическим лицом с таможенной территории Российской Федерации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в  сумме, превышающей 10 тысяч долларов США, при отсутствии у него документов (ввозной таможенной декларации или  иных документов), подтверждающих ее ввоз или перевод в Российскую Федерацию, вывоз валюты квалифицируется по ч.1 ст.15.25 Кодекса как осуществление  валютной операции, запрещенной валютным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 14 Закона расчеты при осуществлении  валютных операций производятся физическими  лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок  открытия и ведения которых устанавливается  Центральным банком Российской Федерации, за исключением ряда валютных операций, осуществляемых в соответствии с  Законом.

Частью 3 статьи 15 Закона предусмотрено, что физические лица-резиденты имеют  право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную  валюту в сумме, равной в эквиваленте 10 тысяч долларов США или не превышающей  этой суммы. Вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей  согласно подпункту "г" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона относится к валютным операциям.

Указанные правовые положения  означают, что легальный вывоз  физическим лицом-резидентом иностранной  валюты с территории Российской Федерации  предполагает право ее свободного использования  за пределами Российской Федерации  в законных целях.

Из анализа содержания и смысла правовых положений части 3 статьи 14 Закона в совокупности с  положениями статьи 6 и части 3 статьи 15 Закона следует, что предписание  об осуществлении валютных операций физическими лицами-резидентами  через банковские счета в уполномоченных банках не распространяется на валютные операции, осуществляемые этими лицами за пределами Российской Федерации  с использованием наличной иностранной  валюты, вывезенной из Российской Федерации  с соблюдением требований Закона.

Таким образом, Президиумом  Высшего Арбитражного Суда РФ было решено, что совершенная предпринимателем валютная операция не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций, в связи с чем в  его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Часть 2 статьи 15.25 КоАП РФ устанавливает  административную ответственность  за нарушение порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных  за пределами территории Российской Федерации.

В соответствии со ст.12 Федерального закона "О валютном регулировании  и валютном контроле" резиденты  вправе без ограничений открывать  счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях  иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или  Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). При этом с 1 января 2007 года об открытии или закрытии счетов, открытых во всех банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, резиденты обязаны в месячный срок со дня заключения (расторжения) договора об открытии счета (вклада) уведомлять налоговые органы по месту своего учета в порядке, установленном Правительством РФ по согласованию с Банком России.

Объективную сторону состава  административного правонарушения, предусмотренного ч.2 статьи 15.25, может  образовать неуведомление в установленный  срок налоговых органов об открытии счета (вклада) в банке, включая неисполнение или ненадлежащее исполнение требований о предварительной регистрации  и о резервировании.

Субъектом административного  правонарушения могут являться граждане и юридические лица, являющиеся резидентами  РФ, а также должностные лица таких  юридических лиц. При этом лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в данном случае по общему правилу  несут административную ответственность  как должностные лица (ст.2.4 КоАП РФ).

Совершается рассматриваемое  административное правонарушение умышленно.

Часть 3 статьи 15.25 КоАП РФ устанавливает  административную ответственность  за невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно за нарушение порядка  обязательной продажи части валютной выручки, установленного в соответствии со ст.21 Закона. Порядок обязательной продажи части валютной выручки  устанавливается Инструкцией Банка  России от 30 марта 2004 г. N 111-И Банком России.

Объективную сторону состава  административного правонарушения по ч.3 комментируемой статьи может  образовать неосуществление обязательной продажи части валютной выручки, продажа ее в меньшем объеме или  в меньшей сумме, чем это установлено  в соответствии с законом, либо с  превышением установленных сроков, продажа части валютной выручки  ненадлежащему контрагенту, другие нарушения установленного порядка  обязательной продажи части валютной выручки.

Порядок обязательной продажи  части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации  не распространяется на поступления  юридических лиц, государственная  регистрация которых осуществлена в Калининградской области и  которые получают выручку в иностранной  валюте от экспорта товаров (работ, услуг) и (или) результатов интеллектуальной деятельности, произведенных (созданных) в Особой экономической зоне (статья 18 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ).

Субъектом административного  правонарушения может являться лицо, осуществляющее предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, и юридическое лицо, являющиеся резидентами РФ.

Однако необходимо иметь  в виду, что ст.21 Закона, закреплявшая требования по обязательной продаже  части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации  действовала до 1 января 2007 года, поэтому  актуальна будет в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности.

Часть 4 ст.15.25 КоАП РФ установлена  ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности  по получению на свои банковские счета  в уполномоченных банках иностранной  валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права  на них.

Субъектами правонарушений, предусмотренных ч.4 ст.15.25 Кодекса, являются только резиденты - лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица.

Особенностью действующего ФЗ "О валютном регулировании  и валютном контроле" является то, что срок, в течение которого резидент обязан получить от нерезидента причитающиеся  денежные средства, определяется не нормативно, а условиями заключенного между  резидентом и нерезидентом внешнеторгового  контракта. Ранее в соответствии с Указом Президента РФ от 21.11.95 N 1163 импортер-резидент под риском административной ответственности был обязан в  течение 90 дней со дня оплаты обеспечить либо ввоз на территорию РФ оплаченных товаров, либо возврат нерезидентом уплаченных ему денежных средств.

Частью 2 ст. 19 Федерального закона "О валютном регулировании  и валютном контроле" установлен исчерпывающий перечень случаев, в  которых резиденты вправе не зачислять  на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации. На основании  этого делается вывод, что в данном Законе отсутствует разрешение не зачислять  денежные средства, в частности в  связи с уплатой нерезиденту  процентов, неустоек, проведением зачета встречных требований (за исключением  прямо указанных в Законе случаев).

Однако данная позиция  достаточно спорна, поскольку в ФЗ "О валютном регулировании и  валютном контроле" не содержится прямого  запрета на проведение зачета встречных  денежных требований между резидентом и нерезидентом. Сам по себе зачет  встречных требований не является валютной операцией, так как не предполагает ни проведения соответствующих расчетов, ни перехода прав на валютные ценности и валюту РФ [10, c.45]. Таким образом, получается абсурдная ситуация, когда сделка по зачету встречных требований не запрещена валютным законодательством (и не является предметом его регулирования), но за ее совершение полагается административная ответственность как за нарушение правил о репатриации валютной выручки и валюты РФ. Такую позицию неоднократно занимал сам Центральный банк РФ в своих обобщениях практики по вопросам применения валютного законодательства, а также судебно-арбитражная практика, в частности см. Постановления ФАС СЗАО от 11.07.2005 по делу N А42-6828/04-25.

Определяющим с точки  зрения принятия решения о соблюдении резидентом валютного законодательства является факт передачи товаров от продавца покупателю, а не факт вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации. Не вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации не всегда освобождает резидента от обязанности обеспечить получение от нерезидента на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся за переданные нерезиденту товары, в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами). При определении момента исполнения обязанности продавца по передаче товара необходимо руководствоваться гражданским законодательством, в частности ст.458 части второй ГК РФ.

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль