Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 13:05, дипломная работа
Республика Беларусь вступила на путь экономических преобразований. Поставлена высокая цель – переход к социально ориентированной рыночной экономике, приоритетом которой является обеспечение достойного уровня жизни населения нашей страны.
Введение…………………………………………………….…………………….. 4
1 Теоретические основы депозитов и депозитных операций…………………. 7
1.1 Понятие депозитов, классификация и виды депозитов и депозитных договоров………………………………………………………………………….. 7
1.2 Депозитная политика банка, ее цели и задачи……...………………………. 22
2 Учет и анализ депозитных операций в банках Республики Беларусь………. 33
2.1 Бухгалтерский учет депозитных операций физических и юридических лиц……………………………………………………………………….………... 33
2.2 Анализ состава и структуры депозитов ЗАО «МТБанк»………………….. 39
2.3 Оценка состояния депозитной базы банков страны в современных условиях……………………………………………………..…………………… 43
3 Проблемы и перспективы развития депозитных операций банка………….. 54
3.1 Пути совершенствования депозитных операций банка………..………….. 54
3.2 Международный опыт гарантирования банковских вкладов (депозитов).. 63
Заключение……………………………………………………..…..……………... 72
Список использованных источников……………..……………………………..
Как можно увидеть, ограничительные меры могут быть совершенно разные, но все они преследуют общие цели, главная из которых — побудить вкладчиков взвешенно подходить к выбору банка, сопоставляя ожидаемую доходность со степенью риска. Мировой опыт показывает, что введение подобных ограничений действительно заставляет вкладчиков с осторожностью подходить к выбору банка, что в итоге повышает стабильность банковской системы в целом.
Важным вопросом работы всех без исключения систем гарантирования вкладов является способ их финансового обеспечения. Это связано с тем, что, во-первых, сама организация дела связана с расходами, а во-вторых, даже в самых благоприятных, бескризисных условиях работы всегда существует риск банкротства отдельных финансовых учреждений, что требует от гарантийного фонда постоянного поддержания определенного объема ресурсов, достаточного для выполнения своих обязательств. В условиях же кризиса затраты по предотвращению банкротства и поддержанию платежеспособности, а также на выплату возмещений могут достигать больших размеров. Например, в США с 1980 г. до начала 90-х гг. затраты на поддержание кредитной системы составили примерно 3% годового ВНП. При этом подавляющая часть этих затрат была произведена государством при довольно сомнительной перспективе возврата [58, с. 41].
В большинстве стран первичными источниками наполнения гарантийного фонда служат вступительные и ежемесячные взносы банков-участников, а государственные средства чаще всего выступают как резерв. Однако опыт США и ряда других стран показывает, что в кризисной ситуации государство практически всегда выступает как гарант последней инстанции, даже если эта функция и не предусмотрена формальными актами.
Аккумуляция средств банков для финансирования систем гарантирования обычно производится двумя главными способами: либо путем образования страхового фонда, либо наличием у банков обязанности перечислять гарантийному фонду требуемый объем средств в случае необходимости. Первый способ применяется в США. России, Украине. Армении и во многих других странах, второй — немногими странами Западной Европы (Франция, Нидерланды, Австрия). В Германии используется смешанная система с небольшими страховыми взносами и с обязательством банков предоставлять дополнительные средства в случае необходимости [58, с. 73].
Вступительные и календарные взносы обычно достаточно умеренны и не представляют слишком обременительной нагрузки для банков. При этом во многих странах предусмотрено поэтапное снижение величины календарных взносов в случае, если средства фонда достигнут определенного уровня (в Беларуси это 5% от суммы накопленных в банковской системе депозитов) [37]. Однако проблемным вопросом зачастую является сама ставка отчислений. С одной стороны, если эта ставка едина для всех банков (независимо от их финансового состояния), создается ситуация, когда слабые и высокорисковые банки будут иметь своеобразное конкурентное преимущество за счет финансово-стабильных и надежных. С другой стороны, установление повышенной ставки для одного или нескольких банков является четким сигналом неблагополучия и может усилить отток депозитов, обострив тем самым проблемы банка и всей кредитной системы. Поэтому решение данной проблемы обычно лежит в области установления четких и прозрачных правил расчета ставки отчислений в зависимости от заранее определенных показателей.
Дифференцированные ставки зачастую применяются и в случае наличия одного или нескольких системообразующих банков, принадлежащих, как правило, государству. Ставки отчислений в резервный фонд для таких банков устанавливаются на более низком уровне, особенно если банк аккумулирует треть и более от всех привлеченных вкладов населения (как, например, Сбербанк России или ОАО «АСБ Беларусбанк» в Республике Беларусь). В отношении таких банков, банкротство которых практически неминуемо ведет к кризису всей банковской системы, обычно работает принцип too big to fails, подразумевающий неявные гарантии со стороны государства. Это, конечно, дает такому банку конкурентное преимущество перед остальными, но следует отметить, что в большинстве стран эти преимущества обычно нивелируются необходимостью обслуживания низкодоходных государственных программ, как, например, кредитование агропромышленного сектора по сниженным ставкам или предоставление льготных кредитов на жилье [46, с. 40].
Республика Беларусь прошла длинный путь становления ныне действующей системы гарантирования вкладов. В 2008 году появились два новых документа, регулирующих порядок сохранности сбережений граждан в нашей стране: Закон «О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц» и Декрет «О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)».
В соответствии с ними была создана новая система гарантирования вкладов, в основу которой легло возникновение Агентства по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц.
В Украине с 2001 г. также функционирует Фонд гарантирования вкладов физических лиц. действующий на основании Указа Президента Украины от 10 сентября 1998 г. № 996/98 «О мерах по защите прав физических лиц— вкладчиков банков Украины», постановления Кабинета Министров Украины и Национального банка Украины от 21 января 1999 г. № 70 «Вопросы Фонда гарантирования вкладов физических лиц», а также принятого Верховной Радой Украины Закона от 20 сентября 2001 года «О Фонде гарантирования вкладов физических лиц» [51, с. 463]. По состоянию на ноябрь 2008 г. участниками Фонда являлись 180 коммерческих банков Украины. На сегодняшний день Фонд гарантирует вклады граждан в национальной и иностранной валютах (включая проценты) в объеме, не превышающем 50 000 гривен (около 9000 долл. США) по вкладам в каждом банке на день наступления недоступности вкладов [4, с. 19].
Особенностью деятельности этой финансовой организации является то, что в случае банкротства банка — участника Фонда вклады в иностранной валюте выдаются в гривнах. Пересчет проводится по официальному курсу Национального банка Украины на день назначения ликвидационной комиссии банка, а непосредственно выплаты осуществляются в течение трех месяцев.
В Российской Федерации защиту вкладов осуществляет государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее - Агентство), созданная в январе 2004 г. на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». В целях обеспечения функционирования системы страхования вкладов Агентство осуществляет выплату вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая, ведет реестр банков — участников системы страхования вкладов, контролирует формирование фонда страхования вкладов, управляет его средствами.
С принятием Федерального закона от 20 августа 2004 года № 121-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в России введен институт корпоративного конкурсного управляющего несостоятельных банков, функции которого возложены на Агентство.
В России 27 октября 2008 года был принят Федеральный закон № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года», согласно которому Агентство было наделено еще и функциями по финансовому оздоровлению банков [35].
Сумма страхового возмещения, выплачиваемая Агентством по вкладам, зависит от даты наступления страхового случая: для страховых случаев, наступивших после 1 октября 2008 г., максимальная сумма возмещения по вкладам составляет 700 тыс. руб., в период с 25 марта 2007 г. по 1 октября 2008 г. — 400 тыс. руб., с 9 августа 2006 г. по 25 марта 2007 г. — 190 тыс. руб., а для страховых случаев, наступивших до 9 августа 2006 г., — 100 тыс. руб. При этом застрахованными являются средства как в рублях, так и в иностранной валюте. В случае если сумма вкладов в банке превышает сумму страховых выплат, оставшаяся часть вкладов погашается в первую очередь в рамках ликвидационных процедур в банке [46, с. 42].
Следует отметить, что в полном объеме (в пределах страховой суммы) гарантируются не только вклады, но и проценты по ним. В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством с момента отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций срок исполнения его обязательств перед вкладчиками считается наступившим (ст. 20 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности»). Таким образом, все причитающиеся проценты по вкладу (начисленные по день, предшествующий дню отзыва лицензии) причисляются к основной сумме вклада и включаются в расчет страхового возмещения.
Если вклад размещен в иностранной валюте, сумма возмещения по вкладам рассчитывается в национальной валюте по курсу, установленному Банком России на день наступления страхового случая. Выплата возмещения по вкладам производится в российских рублях [35].
Мировой опыт свидетельствует, что до недавнего времени в абсолютном большинстве стран, имеющих институт гарантирования банковских вкладов, устанавливался верхний предел компенсируемой суммы. Исключение составляли лишь Кувейт и Туркменистан, где вклады в банках гарантируются в полном объеме и без ограничений. Однако в связи с обострением финансового кризиса некоторые страны пообещали вернуть вкладчикам их депозиты в полном объеме в случае, если местные банки обанкротятся. В частности, так поступили власти в Гонконге, Ирландии, Греции, Дании, Австрии, Германии и Беларуси [7, с. 46]. В большинстве же остальных стран гарантии были серьезно пересмотрены в сторону увеличения. Так, в США лимит ответственности увеличен со 100 до 250 тыс. долл. США, в Украине — с 15 до 50 тыс. гривен (около 9000 долл. США), в России — с 400 до 700 тыс. руб. (около 26 000 долл. США). В Эстонии с 9 октября 2008 г. вклады каждого вкладчика в одном кредитном учреждении полностью гарантированы на сумму до 50 000 евро (782 330 крон).
Особо следует отметить ситуацию в Литве, где до финансового кризиса правительство гарантировало возврат вкладов на сумму до 3 тыс. евро в полном объеме и до 22 тыс. евро — 90% от суммы [47, с. 41]. Однако, по сообщениям РИА "Новости'', уже в середине октября 2008 г., для того чтобы удержать депозиты в банках и снизить обеспокоенность простых вкладчиков, Сейм Литвы одобрил увеличение страхования на сумму до 100 тыс. евро. Но если во всех странах мира новые, увеличенные гарантии действуют бессрочно, то в Литве — только с 1 ноября 2008 г. и до 31 октября 2009 г.
Согласно отчету Международной ассоциации страховщиков депозитов (International Association of Deposit Insurers) по состоянию на 30 сентября 2008 г. в 101 стране мира уже действовали системы страхования депозитов, в 8 странах проводилась работа по их внедрению, а в 10 странах были приняты решения о необходимости внедрения таких систем [49, с. 21]. И финансовый кризис в данном случае лишь ускорил принятие подобных решений.
Таким образом, системы гарантирования вкладов, несмотря на отдельные недостатки, являются достаточно эффективным инструментом поддержания финансовой стабильности и противодействия внешним шокам, и Беларуси нужно это учитывать. Но если в периоды мировых финансовых потрясений полная гарантия средств населения вполне допустима, потому что она позволяет избежать серьезных последствий, то в остальное время такая гарантия будет являться избыточной. Одной из возможных оптимальных стратегий развития системы страхования вкладов является система страхования с лимитом ответственности по сумме вклада, зависящим от суммы страхового резерва. Это значит, что по мере роста страховых резервов можно увеличивать предельную сумму подлежащего страхованию вклада, а впоследствии переходить и на двухступенчатую систему страхования: с полным возмещением вкладов до определенной суммы и с частичным — сверх этой суммы. Это, во-первых, позволит обеспечить социальную защиту мелких вкладчиков от рисков, которые они не способны оценить и учесть в своих экономических решениях; во-вторых, будет содействовать образованию и мобилизации сбережений, что имеет важное значение для формирования достаточной общенациональной нормы накопления (реальных инвестиций); в-третьих, сможет способствовать устойчивости белорусской банковской системы, повышая тем самым ее защищенность от финансовых кризисов и сопутствующих им внешних шоков.
Проведенное исследование, направленное на совершенствование депозитных операций банков позволяет отметить следующее.
Как видим, возможности банка в области совершенствования процесса привлечения денежных средств во вклады достаточно широки: от простой разработки новых видов вкладов до использования новейших технологий совершенствования деятельности банка. Активизация процесса привлечения сбережений физических лиц в банковскую систему не возможна без совершенствования системы гарантирования привлеченных средств населения.
С целью достижения прогнозных параметров в привлечении средств населения необходима:
Достаточно большую часть ресурсов депозитного характера представляют депозиты до востребования в виде остатков по расчетным счетам. Это достаточно дешевые ресурсы, однако их размер может существенно колебаться в течение определенного времени, поэтому значительный риск для банка представляет возможность их одновременного изъятия. Что касается срочных депозитов, то они также подвержены риску изъятия, поскольку у их владельцев существует возможность отозвать их из банка досрочно. Изъятие ресурсов до востребования в объемах, превышающих запланированные банком, и досрочное изъятие вкладчиками срочных депозитов могут стать факторами риска потери банком ликвидности. На практике сглаживание подобного риска достигается банками путем диверсификации портфеля депозитов по типам клиентуры, срокам привлечения, поддержанием определенного запаса ликвидности путем рационального формирования банковских активов.
Следует отметить, что привлечение ресурсов депозитного характера связано с определенными расходами по выплате процентов. В связи с этим у банка всегда существует риск того, что он не сможет их разместить таким образом, чтобы не только компенсировать эти затраты, но и обеспечить должный объем прибыли. Для того чтобы снизить этот риск, банки должны проводить хорошо продуманную депозитную политику, которая должна быть увязана с политикой формирования активов банка.
Информация о работе Виды депозитов и депозитных договоров, их оформление и учет