Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 11:49, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение понятия финансовый контроля, его видов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.
С учетом выдвинутой цели, а также в соответствии с объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
охарактеризовать органы, осуществляющие финансовый контроль в Российской Федерации.
определить виды финансового контроля.
выявить основные проблемы в области государственного финансового контроля в России.
Введение...................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты финансового контроля...............................................5
1.1. Содержание и значение финансового контроля............................................5
1.2. Виды и формы финансового контроля...........................................................8
2. Органы, осуществляющие финансовый контроль.........................................15
2.1. Система государственного финансового контроля РФ..............................15
2.2. Система негосударственного финансового контроля.................................20
3. Развитие государственного финансового контроля в РФ.............................28
3.1. Проблемы современной системы государственного финансового контроля России....................................................................................................28
Заключение.............................................................................................................32
Список литературы................................................................................................34
Внутрихозяйственный
контроль имеет важное значение в
осуществлении финансового
Общественный
контроль выполняется
Правовой контроль проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы и т.д.
Гражданский контроль осуществляется физическими лицами при налогообложении их доходов и имущества, получении ими доходов в виде заработной платы, премий, пособий, дивидендов, процентов и т.д.
Банковский контроль (контроль финансово-кредитных органов) служит важным звеном в организации государственного финансового контроля. Это денежный контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью, осуществляемый банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам.
Аудиторский
(независимый) контроль. В мировой
практике наряду с государственным,
внутриведомственным и
Аудит – это форма предпринимательской деятельности аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйствующих субъектов, а также по оказанию им иных аудиторских услуг.
Основной
целью деятельности аудиторов является
установление достоверности бухгалтерской
(финансовой) отчетности хозяйствующих
субъектов и соответствия совершаемых
ими финансовых и хозяйственных
операций нормативным актам РФ. Аудиторы
и аудиторские фирмы имеют
право на деятельность после профессиональной
аттестации и государственной регистрации
в качестве субъекта предпринимательской
деятельности. При этом они получают
лицензию и регистрируются в государственном
реестре аудиторов и
В РФ аудиторская
деятельность специализирована. Банковский
аудит лицензируется
В зависимости
от времени совершения контроля финансовый
контроль имеет следующие формы
(способы конкретного
- предварительный;
- текущий (оперативный);
- последующий.
Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия (до начала совершения операций), например проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств. Главная задача данного контроля – предупредить излишние траты и незаконное расходование средств. Эта форма контроля осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и перечислении бюджетных средств.
Предварительный
контроль осуществляют на стадии составления,
рассмотрения и утверждения бюджетов
разных уровней, смет расходов бюджетных
учреждений, финансовых планов и программ,
балансов финансовых ресурсов территорий
и других финансово-экономических
документов и проектов законов. Он носит
предупреждающий характер, способствует
предотвращению нецелевого, неэффективного
расходования финансовых ресурсов, выявлению
роста доходов и прибыли. Предварительный
контроль позволяет выбрать наиболее
экономичные решения при
К предварительному контролю относится проверка проектов договоров, смет, положений, штатных расписаний, приказов и других документов, служащих в дальнейшем основанием к совершению хозяйственных и денежных операций. Он осуществляется, в первую очередь, исполнительным органом экономического субъекта (руководителем и главным бухгалтером или лицами, их замещающими), а также финансовыми, кредитными и другими организациями.
Текущий
(оперативный) финансовый контроль –
это проверка операций непосредственно
в процессе их совершения, например,
во время приема и выдачи денег, товарно-материальных
ценностей, в ходе осуществления
производственно-
Текущий
контроль является основным видом деятельности
субъектов финансового
Последующий
(документальный) контроль является неотъемлемой
составляющей внешнего (ведомственного
и вневедомственного) и внутрихозяйственного
(бухгалтерского) контроля. Эта форма
контроля сводится к проверке финансово-хозяйственных
операций за истекший период на предмет
законности и целесообразности произведенных
расходов, полноты и своевременности
поступления предусмотренных
Последующий контроль осуществляется всеми контролирующими органами (государственного, ведомственного, внешнего и внутреннего аудиторского контроля).
В целом можно сказать, что финансовый контроль охватывает различные сферы финансово-экономической жизни общества. Эффективность финансового контроля зависит от соответствующей организации, видов, форм и методов его проведения.
В зависимости
от субъектов осуществления
2. Органы, осуществляющие финансовый контроль
2.1.
Система государственного
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ и другими законодательными и нормативными актами государственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти, органы исполнительной власти и местного самоуправления. Органы государственного финансового контроля в РФ, создаваемые обеими ветвями публичной власти, наделяются определенными контрольными полномочиями и образуют целостную систему, представленную на рис. 1.
Рис 1. Система органов государственного финансового контроля в Российской Федерации
Законодательные (представительные) органы публичной власти осуществляют финансовый контроль как непосредственно (в процессе их законотворческой и управленческой деятельности), так и через создаваемые ими контролирующие органы: Счетную палату Российской Федерации, контрольные палаты и другие специализированные органы. Счетная палата РФ осуществляет контроль использования федеральных средств и имущества, в том числе контроль исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, оценку эффективности и результативности расходования государственных средств, использования федеральной собственности и имущества, оперативный контроль исполнения федерального бюджета, проводит комплексные, ревизии и тематические проверки, экспертизу проектов федерального бюджета, федеральных законов и нормативных актов, обследование бюджетного процесса и т.д.
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ создают свои региональные контрольно-счетные органы. Они осуществляют контроль исполнения региональных бюджетов, в том числе контроль законного и эффективного использования средств, использования региональных имущества и собственности и т.д.
Контрольное управление Президента РФ выполняет функции контроля (включая проверки) исполнения федеральными органами исполнительной власти и организациями федеральных законов, касающихся полномочий Президента РФ, его указов и распоряжений, а также контроля реализации бюджетных посланий Президента РФ Федеральному Собранию.
Однако основным органом государственного финансового контроля федеральной исполнительной власти является Министерство финансов Российской Федерации. Оно разрабатывает и утверждает методологию и методическое обеспечение государственного финансового контроля, включая порядок его организации, осуществления контроля исполнения федерального бюджета, применения мер ответственности за правонарушения в финансово-бюджетной сфере, финансового мониторинга денежных доходов населения и т.д. Минфин России осуществляет общее руководство, координацию и контроль входящих в его структуру Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы страхового надзора, Федерального казначейства.
Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее территориальные подразделения осуществляют контроль соблюдения налогового законодательства, учет налогоплательщиков и объектов облагаемого имущества, камеральные и выездные проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. ФНС разрабатывает и контролирует реализацию налоговой политики, а также осуществляет контроль выполнения плановых налоговых назначений (плана сбора налоговых платежей) и собираемости налогов по стране в целом и через свои территориальные управления. При осуществлении контрольной деятельности налоговые органы ФНС взаимодействуют таможенными органами по налоговым платежам, взимаемым на таможенной границе, и с Федеральной службой по экономическим и налоговым преступлениям МВД России. Последняя осуществляет финансовые и налоговые расследования, а также совместно с налоговыми органами (по их запросу) участвует в проведении налоговых проверок. Основы организации и проведения налогового контроля органами ФНС, а также перечень налоговых правонарушений, налоговых санкций и порядок их применения налоговыми органами установлены в первой части НК РФ. Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям руководствуется нормами уголовного права.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора выполняет функции по надзору и контролю в финансово-бюджетной сфере и в области валютных отношений. Контрольные полномочия этой службы достаточно широки. Она осуществляет проверки и ревизии законности и эффективности использования средств федеральных бюджета, внебюджетных фондов и имущества, надзор за соблюдением законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре органов публичной власти, проводит контроль валютных операций (за исключением операций, проводимых кредитными организациями и валютными биржами) и соблюдения норм валютного регулирования и контроля, формирует единую информационную систему контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, решает другие контрольные задачи.
Федеральная служба страхового надзора осуществляет контрольно-надзорную деятельность на рынке страховых услуг. Она проводит контроль соблюдения участниками страхового рынка страхового законодательства, обеспечения страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности, соблюдения установленных норм и правил формирования страховых резервов, структуры активов и т.д. Кроме того, эта федеральная служба обязана осуществлять сбор и анализ отчетности профессиональных участников страхового рынка, обобщать практику страхового надзора и работать над совершенствованием надзорного законодательства в области страхового дела.