Виды и органы финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение понятия финансовый контроля, его видов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.
С учетом выдвинутой цели, а также в соответствии с объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
охарактеризовать органы, осуществляющие финансовый контроль в Российской Федерации.
определить виды финансового контроля.
выявить основные проблемы в области государственного финансового контроля в России.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты финансового контроля...............................................5
1.1. Содержание и значение финансового контроля............................................5
1.2. Виды и формы финансового контроля...........................................................8
2. Органы, осуществляющие финансовый контроль.........................................15
2.1. Система государственного финансового контроля РФ..............................15
2.2. Система негосударственного финансового контроля.................................20
3. Развитие государственного финансового контроля в РФ.............................28
3.1. Проблемы современной системы государственного финансового контроля России....................................................................................................28
Заключение.............................................................................................................32
Список литературы................................................................................................34

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 118.01 Кб (Скачать файл)

Внутрихозяйственный контроль имеет важное значение в  осуществлении финансового контроля и проводится работниками финансово-бухгалтерских  служб самих предприятий, учреждений и организаций. Особая роль при этом отводится главному (старшему) бухгалтеру. Он обязан обеспечить контроль и надлежащий учет всех финансово-хозяйственных  операций своего предприятия, с тем  чтобы исключить любую возможность  образования недостач, растрат, хищений, незаконного и нецелевого использования  денежных средств и материальных ценностей. Главный бухгалтер несет  ответственность (наряду с другими  должностными лицами) за полноту исчисления и своевременность внесения в  бюджет суммы налогов. Для выполнения своих функций он наделен достаточно широкими правами и полномочиями.

Общественный  контроль выполняется неправительственными общественными организациями или  отдельными физическими лицами (экспертами) на добровольной основе.

Правовой  контроль проводится правоохранительными  органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской  экспертизы и т.д.

Гражданский контроль осуществляется физическими  лицами при налогообложении их доходов  и имущества, получении ими доходов  в виде заработной платы, премий, пособий, дивидендов, процентов и т.д.

Банковский  контроль (контроль финансово-кредитных  органов) служит важным звеном в организации  государственного финансового контроля. Это денежный контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью, осуществляемый банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам.

Аудиторский (независимый) контроль. В мировой  практике наряду с государственным, внутриведомственным и внутрихозяйственным  широко используется аудиторская форма  контроля. Становление рыночных отношений, формирование новой налоговой системы, денежного рынка, возникновение  различных форм собственности, развитие банковского и страхового дела, расширение внешнеэкономических связей и предпринимательской  деятельности вызвали необходимость  создание системы аудита и в Российской Федерации.

Аудит –  это форма предпринимательской  деятельности аудиторов (аудиторских  фирм) по осуществлению независимых  вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной  документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и  требований хозяйствующих субъектов, а также по оказанию им иных аудиторских  услуг.

Основной  целью деятельности аудиторов является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих  субъектов и соответствия совершаемых  ими финансовых и хозяйственных  операций нормативным актам РФ. Аудиторы и аудиторские фирмы имеют  право на деятельность после профессиональной аттестации и государственной регистрации  в качестве субъекта предпринимательской  деятельности. При этом они получают лицензию и регистрируются в государственном  реестре аудиторов и аудиторских  фирм.

В РФ аудиторская  деятельность специализирована. Банковский аудит лицензируется Центральным  банком РФ, аудит страховых организаций, общий аудит, а также аудит  инвестиционных фондов – соответствующими подразделениями Минфина РФ.

В зависимости  от времени совершения контроля финансовый контроль имеет следующие формы (способы конкретного выражения  и организации контрольных действий):

- предварительный;

- текущий (оперативный);

- последующий.

Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового  мероприятия (до начала совершения операций), например проверка правильности и законности документов, служащих основанием для  получения или расходования денежных средств. Главная задача данного  контроля – предупредить излишние траты и незаконное расходование средств. Эта форма контроля осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной  системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и  перечислении бюджетных средств.

Предварительный контроль осуществляют на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных  учреждений, финансовых планов и программ, балансов финансовых ресурсов территорий и других финансово-экономических  документов и проектов законов. Он носит  предупреждающий характер, способствует предотвращению нецелевого, неэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению  роста доходов и прибыли. Предварительный  контроль позволяет выбрать наиболее экономичные решения при планировании направлений бюджетных ассигнований, средств предприятий, и организаций  на текущие и капитальные расходы.

К предварительному контролю относится проверка проектов договоров, смет, положений, штатных  расписаний, приказов и других документов, служащих в дальнейшем основанием к  совершению хозяйственных и денежных операций. Он осуществляется, в первую очередь, исполнительным органом экономического субъекта (руководителем и главным  бухгалтером или лицами, их замещающими), а также финансовыми, кредитными и другими организациями.

Текущий (оперативный) финансовый контроль –  это проверка операций непосредственно  в процессе их совершения, например, во время приема и выдачи денег, товарно-материальных ценностей, в ходе осуществления  производственно-технологического процесса (на разных стадиях). Текущий контроль ежедневно осуществляется финансовыми  службами для предотвращения нарушений  финансовой (бюджетной, налоговой) дисциплины в процессе деятельности предприятия. Эта форма контроля опирается  на данные оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального  наблюдения. Она служит предотвращению финансовых нарушений. Объектом текущего контроля, прежде всего, становится документация, непосредственно связанная с  уплатой или получением денежных средств. Оперативный контроль ведется  путем сопоставления затрат с  действующими нормативами. Оперативность  здесь имеет первостепенное значение.

Текущий контроль является основным видом деятельности субъектов финансового контроля, является неотъемлемой служебной обязанностью всех должностных лиц, которые должны осуществлять его систематически на всех доверенных им участках работы. Он предполагает системный факторный  анализ деятельности предприятий и  организаций в целях выявления  резервов роста рентабельности и  прибыли, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, полноты и своевременности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. На макроэкономическом уровне в процессе текущего анализа определяется уровень собираемости налоговых и других платежей в бюджет, своевременность, полнота и целенаправленность финансирования федеральных и территориальных социально-экономических программ, размер бюджетного дефицита и временных кассовых разрывов, источники их покрытия, исследуется динамика государственного внешнего и внутреннего контроля и т.д.

Последующий (документальный) контроль является неотъемлемой составляющей внешнего (ведомственного и вневедомственного) и внутрихозяйственного (бухгалтерского) контроля. Эта форма  контроля сводится к проверке финансово-хозяйственных  операций за истекший период на предмет  законности и целесообразности произведенных  расходов, полноты и своевременности  поступления предусмотренных бюджетом средств. Осуществляется после совершения операций посредством проверки и  анализа первичных документов (причем не только бухгалтерских), учетных регистров, бухгалтерской (финансовой) отчетности и других данных, определяющих фактическое  совершение операций, а также проверок и ревизий непосредственно на месте – на предприятиях, в учреждениях  и организациях. Последующий контроль характеризуется углубленным изучением  всех сторон хозяйственно-финансовой деятельности, что позволяет вскрыть  недостатки двух других форм финансового  контроля – предварительного и текущего.

Последующий контроль осуществляется всеми контролирующими  органами (государственного, ведомственного, внешнего и внутреннего аудиторского контроля).

В целом  можно сказать, что финансовый контроль охватывает различные сферы финансово-экономической жизни общества. Эффективность финансового контроля зависит от соответствующей организации, видов, форм и методов его проведения.

В зависимости  от субъектов осуществления финансовый контроль бывает государственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным, правовым, гражданским, банковским и независимым (аудиторским). По времени проведения финансовый контроль условно подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

 

 

 

 

 

 

2. Органы, осуществляющие финансовый  контроль

2.1. Система государственного финансового  контроля в РФ

 

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ и другими  законодательными и нормативными актами государственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти, органы исполнительной власти и местного самоуправления. Органы государственного финансового контроля в РФ, создаваемые обеими ветвями публичной власти, наделяются определенными контрольными полномочиями и образуют целостную систему, представленную на рис. 1.

Рис 1. Система  органов государственного финансового  контроля в Российской Федерации

 

Законодательные (представительные) органы публичной  власти осуществляют финансовый контроль как непосредственно (в процессе их законотворческой и управленческой деятельности), так и через создаваемые  ими контролирующие органы: Счетную  палату Российской Федерации, контрольные  палаты и другие специализированные органы. Счетная палата РФ осуществляет контроль использования федеральных средств и имущества, в том числе контроль исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, оценку эффективности и результативности расходования государственных средств, использования федеральной собственности и имущества, оперативный контроль исполнения федерального бюджета, проводит комплексные, ревизии и тематические проверки, экспертизу проектов федерального бюджета, федеральных законов и нормативных актов, обследование бюджетного процесса и т.д.

Законодательные (представительные) органы субъектов  РФ создают свои региональные контрольно-счетные органы. Они осуществляют контроль исполнения региональных бюджетов, в том числе контроль законного и эффективного использования средств, использования региональных имущества и собственности и т.д.

Контрольное управление Президента РФ выполняет  функции контроля (включая проверки) исполнения федеральными органами исполнительной власти и организациями федеральных законов, касающихся полномочий Президента РФ, его указов и распоряжений, а также контроля реализации бюджетных посланий Президента РФ Федеральному Собранию.

Однако  основным органом государственного финансового контроля федеральной  исполнительной власти является Министерство финансов Российской Федерации. Оно  разрабатывает и утверждает методологию  и методическое обеспечение государственного финансового контроля, включая порядок его организации, осуществления контроля исполнения федерального бюджета, применения мер ответственности за правонарушения в финансово-бюджетной сфере, финансового мониторинга денежных доходов населения и т.д. Минфин России осуществляет общее руководство, координацию и контроль входящих в его структуру Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы страхового надзора, Федерального казначейства.

Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее территориальные  подразделения осуществляют контроль соблюдения налогового законодательства, учет налогоплательщиков и объектов облагаемого имущества, камеральные и выездные проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. ФНС разрабатывает и контролирует реализацию налоговой политики, а также осуществляет контроль выполнения плановых налоговых назначений (плана сбора налоговых платежей) и собираемости налогов по стране в целом и через свои территориальные управления. При осуществлении контрольной деятельности налоговые органы ФНС взаимодействуют таможенными органами по налоговым платежам, взимаемым на таможенной границе, и с Федеральной службой по экономическим и налоговым преступлениям МВД России. Последняя осуществляет финансовые и налоговые расследования, а также совместно с налоговыми органами (по их запросу) участвует в проведении налоговых проверок. Основы организации и проведения налогового контроля органами ФНС, а также перечень налоговых правонарушений, налоговых санкций и порядок их применения налоговыми органами установлены в первой части НК РФ. Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям руководствуется нормами уголовного права.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора  выполняет функции по надзору  и контролю в финансово-бюджетной  сфере и в области валютных отношений. Контрольные полномочия этой службы достаточно широки. Она осуществляет проверки и ревизии законности и эффективности использования средств федеральных бюджета, внебюджетных фондов и имущества, надзор за соблюдением законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре органов публичной власти, проводит контроль валютных операций (за исключением операций, проводимых кредитными организациями и валютными биржами) и соблюдения норм валютного регулирования и контроля, формирует единую информационную систему контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, решает другие контрольные задачи.

Федеральная служба страхового надзора осуществляет контрольно-надзорную деятельность на рынке страховых услуг. Она проводит контроль соблюдения участниками страхового рынка страхового законодательства, обеспечения страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности, соблюдения установленных норм и правил формирования страховых резервов, структуры активов и т.д. Кроме того, эта федеральная служба обязана осуществлять сбор и анализ отчетности профессиональных участников страхового рынка, обобщать практику страхового надзора и работать над совершенствованием надзорного законодательства в области страхового дела.

Информация о работе Виды и органы финансового контроля