Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 11:49, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение понятия финансовый контроля, его видов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.
С учетом выдвинутой цели, а также в соответствии с объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
охарактеризовать органы, осуществляющие финансовый контроль в Российской Федерации.
определить виды финансового контроля.
выявить основные проблемы в области государственного финансового контроля в России.
Введение...................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты финансового контроля...............................................5
1.1. Содержание и значение финансового контроля............................................5
1.2. Виды и формы финансового контроля...........................................................8
2. Органы, осуществляющие финансовый контроль.........................................15
2.1. Система государственного финансового контроля РФ..............................15
2.2. Система негосударственного финансового контроля.................................20
3. Развитие государственного финансового контроля в РФ.............................28
3.1. Проблемы современной системы государственного финансового контроля России....................................................................................................28
Заключение.............................................................................................................32
Список литературы................................................................................................34
Важным органом государственного финансового контроля выступает Федеральное казначейство. Оно осуществляет учет бюджетных средств на единых счетах, предварительный и текущий контроль операций по счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, а также коммерческих банков, производящие операции с бюджетными средствами, и других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов. В случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств и других нарушений Федеральной казначейство вправе приостановить расходные операции по единым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств, требовать соблюдения бюджетного законодательства непосредственно или при взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, включая силовые. Федеральное казначейство производит операции и осуществляет контроль средств не только федерального, но и региональных бюджетов.
Главные распорядители и распорядители бюджетных средств выступают не только контролируемым, но и контролирующим субъектом по отношению к получателям бюджетных средств. В БК РФ установлено, что главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют контроль целевого использования средств, своевременного возврата бюджетных кредитов и предоставления отчетности об использовании бюджетных средств бюджетополучателями. Главные распорядители бюджетных средств выступают инициаторами проведения финансовых проверок подведомственных бюджетных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые непосредственно осуществляются специализированными органами государственного финансового контроля.
Банк России осуществляет контроль денежной массы в обращении и банковский надзор. Банк России осуществляет жесткий контроль наличных денег в обращении, а также валютных операций коммерческих банков и валютной биржи. Надзорная деятельность Банка России в отношении коммерческих банков заключается в их государственной регистрации, в выдаче и отзыве лицензий банкам и небанковским кредитным организациям, в контроле соблюдения ими банковского и кредитного законодательства, установленных правил, норм и нормативов, в мониторинге финансовой устойчивости и платежеспособности банков, а также их возможности участия в системе страхования вкладов населения, в контроле незаконной легализации банками денежных доходов юридических и физических лиц, полученных преступным путем, и в других контрольно-надзорных действиях. В случае выявленных нарушений Банк России имеет право лишать коммерческие банки лицензий или приостанавливать их действие.
Федеральная служба по финансовому мониторингу занимается надзором за выполнением организациями и физическими лицами законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также отслеживанием крупных единовременных расходов населения с целью противодействия коррупции и терроризму. Мониторингу подлежат крупные банковские операции и покупки граждан, их операции с недвижимостью и другим ценным имуществом на сумму более 600 тыс. руб. Коммерческие банки, риэлторские компании, магазины, ломбарды, профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны сообщать и Федеральную службу по финансовому мониторингу данные о названных операциях и сделках. Накопленная службой информация подлежит обработке и анализу. В случае выявления подозрительных сделок материалы по ним могут быть направлены в Федеральную налоговую службу, Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям и в другие государственные силовые структуры.
Федеральная таможенная служба наделена функциями проведения таможенного контроля. Последний включает в себя контроль исполнения таможенного законодательства, контроль перемещения товаров, транспортных средств и валюты через таможенную границу РФ, контроль полноты и своевременности уплаты таможенных пошлину налогов и сборов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ (НДС и акцизов). В случае выявления таможенными органами нарушений таможенного и налогового законодательства они правомочны применять таможенные и налоговые санкции, установленные Таможенным и Налоговым кодексами РФ.
2.2.
Система негосударственного
Говоря о системе финансового контроля РФ, следует охарактеризовать не только систему финансового контроля на государственном уровне, но и систему негосударственного контроля, существующую сегодня в России.
Отказ от
административно-командных
Внутрихозяйственный контроль - это контроль финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемый экономическими службами самого предприятия или организации.
Объектом
этого контроля выступают как
предприятие в целом, так и
отдельные его структурные
Важнейшие функции внутрихозяйственного контроля:
- формирование учетной политики;
- ведение бухгалтерского учета;
- составление в установленные сроки достоверной бухгалтерской отчетности;
- контроль за движением имущества и выполнением обязательств;
- обеспечение соответствия всех осуществляемых предприятием (учреждением) хозяйственных операций законодательству.
Внутрихозяйственный контроль осуществляется бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами. Бухгалтерия обеспечивает учет и контроль за всеми финансовыми операциями. Она проверяет законность и целевой характер расходования средств, отвечает за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.
Главный
бухгалтер совместно с
Обязанностью главного бухгалтера является также осуществление предварительного финансового контроля за правильностью законностью расходования средств.
Внутрихозяйственный контроль направлен на непрерывное наблюдение за эффективностью финансовой, экономической, производственной, снабженческой и сбытовой деятельностью, на выявление внутренних резервов, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих хищения и бесхозяйственность.
Сравнительно
новый вид финансового
Порядок
проведения аудиторского финансового
контроля урегулирован Указом Президента
Российской Федерации «Об аудиторской
деятельности в Российской Федерации».
Согласно этим актам аудиторская
деятельность определяется как независимый
вневедомственный финансовый контроль.
Его могут проводить как
Все услуги
аудиторских организаций
Аудиторы имеют право:
1) проверять у хозяйствующих субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей;
2) получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения для аудиторской проверки;
3) по письменному запросу получать необходимую для осуществления проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку;
4) самостоятельно определять формы и методы проведения аудиторской проверки исходя из требований нормативных актов, конкретных условий договора с хозяйствующим субъектом, а также содержания поручения органов суда, прокуратуры и т.д. При этом допускается привлечение на договорной основе к участию в проверке аудиторов, работающих в других аудиторских фирмах;
5) отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредставления проверяемым хозяйствующим субъектом необходимой документации, а также в случае необеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.
Обязанности аудитора сводятся к следующему:
1) неукоснительно соблюдать законность в ходе проведения проверки;
2) квалифицированно
предоставлять аудиторские
3) обеспечивать
сохранность документов, получаемых
в ходе проверки и не
Выделяют два вида аудита: внешний и внутренний (внутрифирменный).
Внутренний
аудит осуществляется внутрифирменной
аудиторской службой, функционирующей,
как на уровне центрального руководства
фирмы, так и на уровне филиалов,
дочерних компаний и т.п. Внутренний
аудит проводится по инициативе руководства,
и организация самостоятельно покрывает
все связанные с ним расходы.
Цель внутрифирменного аудита – сбор
дополнительной информации для принятия
управленческих решений, повышения
эффективности работы организации,
увеличения прибыльности и рентабельности,
экономного и рационального использования
производственных ресурсов предприятия.
В задачи внутреннего контроля входит
проверка соблюдения принципов и
правил бухгалтерского учета при
подготовке ежегодной отчетности, проработка
рекомендаций внешних аудиторов; консультирование
руководства фирмы по всем вопросам
финансовой стратегии предприятия;
проверка своевременности, надежности
и точности финансовой информации.
Среди функций внутреннего
Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы или частные предприниматели (аудиторы) по договору с государственными, налоговыми и другими органами, предприятиями, другими пользователями – банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами и т.д.
На основании
проверки обоснованности и законности
всех хозяйственных операций внешние
аудиторы подтверждают достоверность
бухгалтерской отчетности проверяемых
объектов. Кроме этого, в задачи внешнего
аудита входит разработка рекомендаций
по устранению имеющихся недостатков
в деятельности хозорганов, улучшение
их финансово-хозяйственной
Аудиторская проверка проводится в точном соответствии со стандартами и требованиями Федерального закона РФ № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который четко регламентирует обязанности и ответственность аудиторских организаций. Этим законом определены правовые основы аудиторской деятельности, государственные и общественные организации, регулирующие деятельность аудиторских фирм. Так, государственное регулирование аудита возложено на Федеральный орган по регулированию аудиторской деятельности при Минфине России, Совет по аудиторской деятельности при Федеральном органе и аккредитованные профессиональные объединения аудиторов.