Виды и органы финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение понятия финансовый контроля, его видов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.
С учетом выдвинутой цели, а также в соответствии с объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
охарактеризовать органы, осуществляющие финансовый контроль в Российской Федерации.
определить виды финансового контроля.
выявить основные проблемы в области государственного финансового контроля в России.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты финансового контроля...............................................5
1.1. Содержание и значение финансового контроля............................................5
1.2. Виды и формы финансового контроля...........................................................8
2. Органы, осуществляющие финансовый контроль.........................................15
2.1. Система государственного финансового контроля РФ..............................15
2.2. Система негосударственного финансового контроля.................................20
3. Развитие государственного финансового контроля в РФ.............................28
3.1. Проблемы современной системы государственного финансового контроля России....................................................................................................28
Заключение.............................................................................................................32
Список литературы................................................................................................34

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 118.01 Кб (Скачать файл)

Важным  органом государственного финансового  контроля выступает Федеральное казначейство. Оно осуществляет учет бюджетных средств на единых счетах, предварительный и текущий контроль операций по счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, а также коммерческих банков, производящие операции с бюджетными средствами, и других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов. В случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств и других нарушений Федеральной казначейство вправе приостановить расходные операции по единым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств, требовать соблюдения бюджетного законодательства непосредственно или при взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, включая силовые. Федеральное казначейство производит операции и осуществляет контроль средств не только федерального, но и региональных бюджетов.

Главные распорядители и распорядители  бюджетных средств выступают не только контролируемым, но и контролирующим субъектом по отношению к получателям бюджетных средств. В БК РФ установлено, что главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют контроль целевого использования средств, своевременного возврата бюджетных кредитов и предоставления отчетности об использовании бюджетных средств бюджетополучателями. Главные распорядители бюджетных средств выступают инициаторами проведения финансовых проверок подведомственных бюджетных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые непосредственно осуществляются специализированными органами государственного финансового контроля.

Банк  России осуществляет контроль денежной массы в обращении и банковский надзор. Банк России осуществляет жесткий контроль наличных денег в обращении, а также валютных операций коммерческих банков и валютной биржи. Надзорная деятельность Банка России в отношении коммерческих банков заключается в их государственной регистрации, в выдаче и отзыве лицензий банкам и небанковским кредитным организациям, в контроле соблюдения ими банковского и кредитного законодательства, установленных правил, норм и нормативов, в мониторинге финансовой устойчивости и платежеспособности банков, а также их возможности участия в системе страхования вкладов населения, в контроле незаконной легализации банками денежных доходов юридических и физических лиц, полученных преступным путем, и в других контрольно-надзорных действиях. В случае выявленных нарушений Банк России имеет право лишать коммерческие банки лицензий или приостанавливать их действие.

Федеральная служба по финансовому мониторингу  занимается надзором за выполнением  организациями и физическими  лицами законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также отслеживанием крупных единовременных расходов населения с целью противодействия коррупции и терроризму. Мониторингу подлежат крупные банковские операции и покупки граждан, их операции с недвижимостью и другим ценным имуществом на сумму более 600 тыс. руб. Коммерческие банки, риэлторские компании, магазины, ломбарды, профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны сообщать и Федеральную службу по финансовому мониторингу данные о названных операциях и сделках. Накопленная службой информация подлежит обработке и анализу. В случае выявления подозрительных сделок материалы по ним могут быть направлены в Федеральную налоговую службу, Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям и в другие государственные силовые структуры.

Федеральная таможенная служба наделена функциями  проведения таможенного контроля. Последний включает в себя контроль исполнения таможенного законодательства, контроль перемещения товаров, транспортных средств и валюты через таможенную границу РФ, контроль полноты и своевременности уплаты таможенных пошлину налогов и сборов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ (НДС и акцизов). В случае выявления таможенными органами нарушений таможенного и налогового законодательства они правомочны применять таможенные и налоговые санкции, установленные Таможенным и Налоговым кодексами РФ.

         

 

 

2.2. Система негосударственного финансового  контроля

 

 Говоря о системе финансового контроля РФ, следует охарактеризовать не только систему финансового контроля на государственном уровне, но и систему негосударственного контроля, существующую сегодня в России.

Отказ от административно-командных методов  управления экономикой повысили роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без участия  государственных органов, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами. К негосударственным видам  финансового контроля относятся  внутрихозяйственный и аудиторский  контроль.

Внутрихозяйственный контроль - это контроль финансово-хозяйственной  деятельности, осуществляемый экономическими службами самого предприятия или  организации.

Объектом  этого контроля выступают как  предприятие в целом, так и  отдельные его структурные подразделения.

Важнейшие функции внутрихозяйственного контроля:

- формирование учетной политики;

- ведение бухгалтерского учета;

- составление в установленные сроки достоверной бухгалтерской отчетности;

- контроль за движением имущества и выполнением обязательств;

- обеспечение соответствия всех осуществляемых предприятием (учреждением) хозяйственных операций законодательству.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами. Бухгалтерия  обеспечивает учет и контроль за всеми  финансовыми операциями. Она проверяет  законность и целевой характер расходования средств, отвечает за полноту и своевременность  уплаты налогов в бюджет.

Главный бухгалтер совместно с руководителем  предприятия подписывает все  документы, служащие основанием для  приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, расчетные, кредитные, финансовые обязательства  и хозяйственные договоры. Названные  документы без подписи главного бухгалтера признаются недействительными  и не принимаются к исполнению. Главный бухгалтер не принимает  к оформлению и исполнению документы  по операциям, противоречащим действующему законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. При получении  незаконного распоряжения он обязан до исполнения письменно заявить  об этом первому руководителю. При  получении письменного подтверждения  об исполнении названных документов главный бухгалтер исполняет  его. В этом случае вся полнота  ответственности за совершенную  операцию ложится на руководителя предприятия.

Обязанностью  главного бухгалтера является также  осуществление предварительного финансового  контроля за правильностью законностью  расходования средств.

Внутрихозяйственный контроль направлен на непрерывное  наблюдение за эффективностью финансовой, экономической, производственной, снабженческой  и сбытовой деятельностью, на выявление  внутренних резервов, обеспечение сохранности  денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих хищения  и бесхозяйственность.

Сравнительно  новый вид финансового контроля, возникший в России в конце 80-х  годов – аудиторский. В нашей  стране аудиторство, как принципиально  новая форма организации финансового  контроля, только начинает делать свои первые шаги. В становлении и развитии в России аудиторского финансового  контроля нашел отражение опыт зарубежных стран, где такой вид контроля широко распространен и является ведущей формой внешнего финансового  контроля.

Порядок проведения аудиторского финансового  контроля урегулирован Указом Президента Российской Федерации «Об аудиторской  деятельности в Российской Федерации». Согласно этим актам аудиторская  деятельность определяется как независимый  вневедомственный финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные  физические лица, прошедшие государственную  аттестацию, так и аудиторские  фирмы (в том числе иностранные), которые могут иметь любую  организационно-правовую форму, предусмотренную  Российским законодательством. После  получения лицензии на право осуществления  аудиторской деятельности они включаются в государственный реестр аудиторов  и аудиторских фирм. Организация  государственного регулирования аудиторской  деятельностью возложена на комиссию по аудиторской деятельности при  Президенте Российской Федерации.

Все услуги аудиторских организаций платные. Как правило, отношения аудитора и клиента оформляются договором  с оплатой услуг по договорным ценам. Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения. Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.

Аудиторы  имеют право:

1) проверять у хозяйствующих субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей;

2) получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения для аудиторской проверки;

3) по письменному запросу получать необходимую для осуществления проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку;

4) самостоятельно определять формы и методы проведения аудиторской проверки исходя из требований нормативных актов, конкретных условий договора с хозяйствующим субъектом, а также содержания поручения органов суда, прокуратуры и т.д. При этом допускается привлечение на договорной основе к участию в проверке аудиторов, работающих в других аудиторских фирмах;

5) отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредставления проверяемым хозяйствующим субъектом необходимой документации, а также в случае необеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.

Обязанности аудитора сводятся к следующему:

1) неукоснительно  соблюдать законность в ходе  проведения проверки;

2) квалифицированно  предоставлять аудиторские услуги;

3) обеспечивать  сохранность документов, получаемых  в ходе проверки и не разглашать  их содержание без согласия  хозяйствующего субъекта, за исключением  случаев, специально предусмотренных  законом.

Выделяют  два вида аудита: внешний и внутренний (внутрифирменный).

Внутренний  аудит осуществляется внутрифирменной  аудиторской службой, функционирующей, как на уровне центрального руководства  фирмы, так и на уровне филиалов, дочерних компаний и т.п. Внутренний аудит проводится по инициативе руководства, и организация самостоятельно покрывает  все связанные с ним расходы. Цель внутрифирменного аудита – сбор дополнительной информации для принятия управленческих решений, повышения  эффективности работы организации, увеличения прибыльности и рентабельности, экономного и рационального использования  производственных ресурсов предприятия. В задачи внутреннего контроля входит проверка соблюдения принципов и  правил бухгалтерского учета при  подготовке ежегодной отчетности, проработка рекомендаций внешних аудиторов; консультирование руководства фирмы по всем вопросам финансовой стратегии предприятия; проверка своевременности, надежности и точности финансовой информации. Среди функций внутреннего аудита выделяют: наблюдение за системой учета  и другими звеньями контроля, изучение финансовой и другой оперативной  информации для целей управления, включая детальную проверку операций и остатков на счетах, проверка эффективности, результативности, прибыльности сделок и некоммерческих операций, ознакомление с общей и учетной политикой  фирмы, бизнес-планом, основными методиками анализа деятельности, специальные  исследования.

Внешний аудит выполняют специальные  аудиторские фирмы или частные  предприниматели (аудиторы) по договору с государственными, налоговыми и  другими органами, предприятиями, другими  пользователями – банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами и т.д.

На основании  проверки обоснованности и законности всех хозяйственных операций внешние  аудиторы подтверждают достоверность  бухгалтерской отчетности проверяемых  объектов. Кроме этого, в задачи внешнего аудита входит разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков  в деятельности хозорганов, улучшение  их финансово-хозяйственной деятельности и коммерческих результатов.

Аудиторская проверка проводится в точном соответствии со стандартами и требованиями Федерального закона РФ № 119-ФЗ «Об аудиторской  деятельности», который четко регламентирует обязанности и ответственность  аудиторских организаций. Этим законом  определены правовые основы аудиторской  деятельности, государственные и  общественные организации, регулирующие деятельность аудиторских фирм. Так, государственное регулирование  аудита возложено на Федеральный  орган по регулированию аудиторской  деятельности при Минфине России, Совет по аудиторской деятельности при Федеральном органе и аккредитованные  профессиональные объединения аудиторов.

Информация о работе Виды и органы финансового контроля