Виды и органы финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение понятия финансовый контроля, его видов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.
С учетом выдвинутой цели, а также в соответствии с объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
охарактеризовать органы, осуществляющие финансовый контроль в Российской Федерации.
определить виды финансового контроля.
выявить основные проблемы в области государственного финансового контроля в России.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты финансового контроля...............................................5
1.1. Содержание и значение финансового контроля............................................5
1.2. Виды и формы финансового контроля...........................................................8
2. Органы, осуществляющие финансовый контроль.........................................15
2.1. Система государственного финансового контроля РФ..............................15
2.2. Система негосударственного финансового контроля.................................20
3. Развитие государственного финансового контроля в РФ.............................28
3.1. Проблемы современной системы государственного финансового контроля России....................................................................................................28
Заключение.............................................................................................................32
Список литературы................................................................................................34

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 118.01 Кб (Скачать файл)

Для достижения поставленных задач и целей аудиторские  фирмы осуществляют: финансовые экспертизы; проверки и ревизии финансово-хозяйственной  деятельности и коммерческой деятельности предприятий и организаций; контроль за правильностью определения доходов, подлежащих налогообложению; предотвращение их занижения и возможность избегания  штрафных санкций. В целом область  аудиторских услуг весьма значительна. К ней можно отнести также  постановку и организация бухгалтерского учета; подготовку документов, необходимых  при создании акционерных обществ, посредничество и заключение торговых сделок и другое.

Существует  два вида аудиторских проверок в  зависимости от субъектов, инициирующих их: обязательная и инициативная (добровольная).

Обязательная  проверка проводится в случаях, прямо  установленных законодательными актами РФ, а также по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду.

Основные  критерии, по которым бухгалтерская  отчетность подлежит обязательной ежегодной  юридической проверке, подразделяются по:

1) организационно-правовой форме экономического субъекта (обязательной проверке подлежат все акционерные общества независимо от числа акционеров и размера уставного капитала).

2) виду деятельности экономического субъекта. По этому критерию обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат банки и другие кредитные учреждения, страховые организации и общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, внебюджетные и иные фонды.

Инициативная (добровольная) проверка проводится по решению самого хозяйствующего субъекта. По результатам проверки оформляется  аудиторское заключение (ревизионный  сертификат), имеющее силу официального документа. Заключение аудитора по результатам  обязательной проверки, инициированной государственным органом, имеет  силу заключения экспертизы, назначенной  в соответствии с процессуальным законодательством.

В аналитической  части заключения излагаются результаты экспертизы организации бухгалтерского учета, составления соответствующей  отчетности и состояния внутреннего  контроля, а также факты выявленных существенных нарушений в системе  учета и отчетности, влияющих на достоверность, несоблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных  операций, которые нанесли или  могут нанести ущерб интересам  собственников хозяйствующего субъекта, государства и третьих лиц. Итоговая часть содержит запись о подтверждении  достоверности финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

В целом  можно сказать, что к негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный и аудиторский (независимый) контроль. Первый из них проводится работниками финансово-бухгалтерских служб самих предприятий, второй представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов и регулируется Федеральным законом РФ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации».

При проведении аудита государство получает возможность  добиваться высокого качества и достоверности  бухгалтерского (финансового) учета  и отчетности, правильности исчисления и взимания налогов и других платежей, не расходуя при этом бюджетные средства. Но это не значит, что аудит подменяет  государственный финансовый контроль, осуществляемый специально уполномоченными  государственными органами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Развитие государственного финансового  контроля в РФ

3.1. Проблемы современной системы  государственного финансового контроля  России

 

На сегодняшний  день существует ряд проблем, касающихся государственного финансового контроля.

Наиболее  остро стоит вопрос о законодательном  регулировании государственного финансового  контроля. Главное здесь состоит  в том, что государство использует и управляет значительно большими средствами, нежели теми, что мобилизуются в его бюджете. Поэтому оно  должно иметь правовую базу и соответствующий  механизм обеспечения целевого и  эффективного использования всех принадлежащих  ему средств и контроля за тем, как это делается.

Для формирования и поддержания полноценной, отвечающей современным реалиям правовой базы финансового контроля требуется  законодательное определение понятия  «государственный финансовый контроль». Такое определение четко не определено. Например, если говорить о государственном  бюджетно-финансовом контроле, то в  соответствии с действующим законодательством, ст.5 Конституции РФ речь может идти о Федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ; если говорить о внешнем  финансовом контроле бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ, то в соответствии со ст.10 БК РФ речь идет и о бюджетах местного самоуправления.

Незавершенность в вопросах формирования правовой базы государственного финансового контроля и отсутствие его определения  привели к тому, что на данный момент усилия контролирующих органов  направлены на осуществление контроля, в основном, в своих ведомственных  интересах. Так, например, у Счетной  палаты своя контрольная компетенция, у Центрального банка – своя, у Федеральной налоговой службы – своя. А на практике получается, что фактически бесконтрольна со стороны государства вся банковская система страны. А также федеральные  органы, такие как Счетная палата, казначейство, служба валютного и  экспертного контроля, комиссия по ценным бумагам никак не координируют свои контрольные функции.

Каждый  стоит на границах своей деятельности. Если возникает вопрос, требующий  объединения усилий, начинаются бюрократические  согласования, увязки, перекладывание ответственности, вследствие чего время  уходит, нарушения либо остаются, либо наоборот немедленно устраняются, если речь идет об ответственности.

Затрагивая  вопрос о взаимодействии органов  контроля, нельзя не отметить еще один момент. Структура финансового контроля Российской Федерации отличается весьма значительным количеством компетентных органов. Их задачи и функции в  области формирования и использования  бюджетно-финансовых ресурсов очень  часто переплетены.

Практическая  реализация внешнего финансового контроля в РФ, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, порождает следующие недостатки:

- не во  всех субъектах РФ, тем более  органах местного самоуправления, созданы органы внешнего финансового  контроля;

- ряд  федеральных органов исполнительной  власти, субъектов РФ, в том числе  и распоряжающихся немалыми бюджетными  средствами, не имеют контрольно-ревизионных  служб. Тем самым они, в частности,  не выполняют требования Бюджетного  кодекса РФ в части контрольных  полномочий главных распорядителей  и распорядителей бюджетных средств.

Проблемы  контрольно-счетных органов в  отсутствии концепции финансового  контроля, федерального закона о финансовом контроле.

Несовершенство  федерального законодательства в части  контрольно-счетных органов затрудняет работу на местах. В сложившихся  условиях часть проблем становления  и совершенствования работы можно  решить через АКСОР (Ассоциация контрольно-счетных  органов), ее отделения в федеральных  округах, обобщив лучший накопленный  многолетний опыт наших коллег в  регионах. Попытаться унифицировать  организационно-правовые основы деятельности контрольно-счетных органов в  их работе с законодательными и представительными  ветвями власти в части организационно-правовых вопросов при создании и определении  статуса контрольно-счетных органов.

С целью  увеличения доходной части бюджетов всех уровней, повышения контроля поступлений  доходов в соответствующие уровни бюджетов, необходима совместная работа контрольно-счетных органов и  управлений МНС РФ в регионах.

С целью  координации работы органов внешнего финансового контроля, повышения  эффективности системы внешнего финансового контроля сложилась  объективная необходимость создания в структуре Счетной палаты РФ направления по работе с территориями и контрольно-счетными органами на местах. Причем статус данного направления  должен быть приравнен к статусу  аудиторского направления. Вместе с  этим, необходимо задуматься и об определении  Аудитора Счетной палаты РФ, как  главного финансового контролера Российской Федерации.

Вышеизложенное  подтверждает актуальность принятия концепции  финансового контроля государства, Федерального закона о финансовом контроле в РФ в целях упорядоченности, а именно, структуры и иерархии контрольных органов, учитывающей  федеративное устройство в системе  финансового контроля государства.

           В целом можно сказать, что  необходимым условием функционирования финансового контроля является четкая правовая регламентация всех аспектов контрольной деятельности: определение ее границ, методов и форм.

Таким образом, отсутствие правового поля, с одной  стороны, становится препятствием для  организационно-практических действий в сфере контроля, а с другой, позволяет оставлять фактически безнаказанным необоснованное и  нецелевое использование финансовых средств на уровне государства и  органов местного самоуправления.

Для осуществления  совершенствования системы финансового  контроля следует:

- устранить незавершенность в вопросах формирования правовой базы государственного контроля.

- обеспечить скоорденированность действий органов финансового контроля.

- законодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждого органа финансового контроля.

- решить вопрос о создании органа финансового контроля, обеспечивающего исполнительную власть.

- усилить базу научных исследований в области финансового контроля, прежде всего, по вопросам, связанным с дальнейшим реформированием экономики и совершенствование финансовой политики.

- обеспечить полноценную законодательную и правовую базу финансового контроля.

- использовать опыт зарубежных стран при совершенствовании системы финансового контроля.

В рамках государственного подхода к контролю финансового и имущественного комплекса  страны назрела ситуация и необходимость  постановки вопроса о единой системе  финансового контроля государства, создания муниципальных контрольно-счетных  органов в областных центрах, городах-донорах, городах-миллионниках.

Весьма  своевременным могло ба быть создание специализированных судебных органов  для проверки балансовой отчетности административных учреждений, а также  предоставление в законодательном  порядке широких судебных полномочий Счетной палате, являющейся во всех развитых странах высшим судебным и  независимым органом контроля за формированием и использованием государственных средств.

 

Заключение

 

Изучив  тему в области «Система органов и виды финансового контроля» можно сделать следующие выводы, о том насколько важен финансовый контроль для реализации финансовой политики государства.

Значение  финансового контроля выражается в  том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной  власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая  обоснованность и эффективность  осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных  образований.

Современный этап развития Российской Федерации  характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической  сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля.

         Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач.

Юридические права и обязанности  государственных органов как  субъектов финансового права  выражают их компетенцию по осуществлению  определенной части финансовой деятельности государства, подлежащую обязательной реализации. Компетенция государственного органа распределяется между его  структурными подразделениями и  должностными лицами и в силу своей  обязательности требует от них активных действий. Права и обязанности  граждан связаны главным образом  с налоговыми и другими обязательными  платежами, поступающими в распоряжение государства.

В соответствии с поставленными задачами в курсовой работе можно сделать выводы:

  • финансовый контроль - система наблюдения и проверки финансовой деятельности управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принятых решений, выявления отклонений от утвержденных нормативов и принятия мер по их устранению.
  • новые политические и экономические отношения, сложившиеся в России за годы появления рыночной экономики, потребовали создания развитой системы государственного финансового контроля, способной в условиях децентрализованного управления экономикой обеспечить соблюдение интересов государства и общества в целом.
  • выделяется характеристика финансового контроля в зависимости от субъекта контроля. Финансовый контроль бывает государственный; негосударственный, общехозяйственный, общественный, внутрихозяйственный, правовой, гражданский.
  • основные проблемы в области государственного контроля в России связаны с неэффективностью бюджетного процесса, в частности нереалистичности расчета доходов и расходов бюджета, неполнотой бюджетного законодательства
  • основные проблемы совершенствования государственного финансового контроля в РФ заключаются в улучшении системы государственного финансового контроля, формирование правовой базы, повышения роли государственного финансового контроля в сфере обеспечения финансовой безопасности государства.

Информация о работе Виды и органы финансового контроля