Влияния системы налогообложения на финансовый результат предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Задачами данной работы являются:
- рассмотрение налоговой системы Российской Федерации;
- изучение особенностей налоговой системы развитых государств;
- изложение финансово-экономической характеристики ОАО "ВЭЛАН";
- анализ динамики и структуры налоговых платежей ОАО "ВЭЛАН";
- изучение влияния налоговых платежей на результаты деятельности ОАО "ВЭЛАН".

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы влияния системы налогообложения на финансовый результат предприятий.
1.1 Сущность налогообложения и их влияние на финансовый результат предприятий
1.2 Нормативно-правовое регулирование влияния налогообложения на финансовый результат предприятия
1.3 Сравнительный анализ методик расчета влияния налогообложения на финансовый результат предприятий
Глава 2. Оценка и анализ влияния налогообложения на финансовый результат предприятия.
2.1 Общая финансово-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ динамики и структуры налоговых платежей объекта исследования
2.3 Влияние налоговых платежей на результаты деятельности
результат предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

Глава 1. Теоретические основы влияния системы налогообложения на финансовый результат предприятий.

1.1  Сущность налогообложения и их влияние на финансовый результат предприятий

1.2 Нормативно-правовое регулирование влияния налогообложения на финансовый результат предприятия

1.3 Сравнительный анализ методик расчета влияния налогообложения на финансовый результат предприятий

Глава 2. Оценка и анализ влияния налогообложения на финансовый результат предприятия.

2.1    Общая финансово-экономическая характеристика предприятия

2.2     Анализ динамики и структуры налоговых платежей объекта        исследования

2.3     Влияние налоговых платежей на результаты деятельности

результат предприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

В условиях рыночной экономики любое государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка. Налоги, как и вся налоговая  система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. В переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

В налогах заложены большие возможности по регулированию социально - экономических процессов в стране со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления.

Так, налоги могут  использоваться для регулирования производства - стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов и т. п.

С помощью налогов  возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог.

В налогах заложены возможности и регулирования  доходов населения. Они могут  быть нацелены на ограничение доходов  высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги могут  быть элементом механизма, регулирующего  демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления.

Но налоги это  не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

Объект исследования - ОАО "ВЭЛАН", основные виды деятельности которого заключаются в производстве и реализации низковольтной электроаппаратуры  во взрывозащищённом и общепромышленном исполнениях, осуществлении капитального строительства и реконструкции действующих производственных и социальных объектов, производстве и реализации товаров народного потребления, оказании платных услуг населению, обслуживании организаций и частных лиц и другое. Целью данной работы заключается в рассмотрение налоговой системы РФ и развитых государств и в анализе системы налогообложения ОАО "ВЭЛАН".

Задачами данной работы являются:

- рассмотрение  налоговой системы Российской  Федерации;

- изучение особенностей  налоговой системы развитых государств;

- изложение  финансово-экономической характеристики  ОАО "ВЭЛАН";

- анализ динамики  и структуры налоговых платежей  ОАО "ВЭЛАН";

- изучение влияния  налоговых платежей на результаты  деятельности ОАО "ВЭЛАН".

1. Теоретические основы влияния системы налогообложения на финансовый результат предприятий

 

    1. Сущность налогообложения и их влияние на финансовый результат предприятий

 

Налоги – это одно из основных понятий экономической науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог – это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни. Налоги являются неотъемлемой частью общественно-хозяйственной жизни. От них в значительной части зависит благополучие граждан, предприятий и государства в целом. Они исторически связаны с появлением государства и выполнением целого ряда общегосударственных функций. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчётный доход и прибыль предприятия.

На финансовый результат  деятельности предприятий оказывают  влияние два прямых налога, такие как налог на прибыль организации и налог на имущество организаций.

Налог на прибыль организации  – федеральный прямой налог с 1.01.2002 г. взимаемый в соответствии с 25 гл. НК РФ.

Налог на прибыль организаций, пожалуй, единственный налог, который с момента его принятия в 1991г. претерпевал в течение всего хода экономических реформ в России серьезные принципиальные изменения. Достаточно сказать, что по этому налогу, как ни по какому другому, часто вводились и отменялись многочисленные налоговые льготы и преференции, пока, наконец, с принятием в 2001 г. соответствующей главы Налогового кодекса они вообще были отменены с 2002 г. Именно по данному налогу за относительно короткий промежуток его существования была кардинально изменена налоговая база для отдельных категорий налогоплательщиков (банков, страховых организаций и т. д.).

В отличие от большинства  других налогов ставка по налогу на прибыль длительное время была дифференцирована по организациям в зависимости от вида деятельности. При этом ставки налога менялись за не продолжительный период реформ неоднократно как в сторону понижения, так и повышения. Уплата этого налога сопровождается необходимостью ведения налогоплательщиком дополнительного налогового учета, поскольку установленный Налоговым кодексом порядок группировки и учета отдельных объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения отличается от порядка, действующего в бухгалтерском учете.

Указанный налог играет существенную роль в экономике и  финансах любого государства. В первую очередь следовало бы отметить, что указанный вид налогообложения, облеченный в форму или налога на прибыль, или налога на доход юридических лиц, или налога с корпораций, применяется во всех без исключения развитых странах мира.

Налог на прибыль организаций является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком дохода, через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования ставки государство стимулирует или ограничивает инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Этим же целям служит и механизм инвестиционного налогового кредита, предоставляемого налогоплательщикам и погашаемого ими за счет прибыли. Значительную роль в регулировании экономики играет также амортизационная политика государства, напрямую связанная с налогообложением прибыли организаций.

Велика роль этого  налога в развитии малого предпринимательства, а также в привлечении в экономику страны иностранных инвестиций, поскольку в законодательстве многих стран предусматривается полное или частичное освобождение от уплаты именно этого налога в первые годы создания и функционирования малых и совместных с иностранным участием предприятий и организаций.

В то же время фискальное значение данного налога в большинстве  развитых стран мира невелико. Это  положение не относится пока к  Российской Федерации, где роль налога на прибыль организаций в формировании доходной части бюджета достаточно существенна. В налоговых доходах консолидированного бюджета РФ поступления налога на прибыль составляют около 15%. Налог на прибыль организаций занимает второе место после НДС. Также высока его роль в формировании доходной базы консолидированных бюджетов субъектов РФ, где он занимает второе место в их доходных источниках, уступая лишь налогу на доходы с физических лиц.

Таким образом, в теории и практике налогообложения прибыли  организаций четко прослеживается тенденция поиска со стороны государства оптимального сочетания двух разнонаправленных функций налога – фискальной и производственно-стимулирующей.

Экономическая сущность налога на имущество организаций  – изъятие части предполагаемого  среднего дохода, получаемого в конкретных экономических условиях от использования, облагаемого налогом имущества. При введении налога на имущество предприятий преследовались те же цели, что и у действовавшей платы за фонды: создать у организаций заинтересованность в реализации излишнего, неиспользуемого имущества, находящегося у них на балансе. Таким образом, этот налог выполняет стимулирующую и контрольную функцию, а, с точки зрения пополнения бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов – фискальную функцию. Налог на имущество предприятий, является важнейшим налогом в системе имущественного налогообложения в Российской Федерации. Налог на имущество зачисляется равными долями в бюджеты. Доля данного налога в системе бюджетных доходов занимает не более 3,5 %.

Изменения, вносившиеся  в законодательство по налогу на имущество предприятий за годы налоговой реформы, были связаны, главным образом, с корректировкой налогооблагаемого объекта и имели в большей степени фискальную, чем экономическую направленность.

Среди имущественных  налогов налог на имущество предприятий  занимает центральное место по сумме поступлений (97 %). Это исторически обусловлено – большая часть имущества в его стоимостном выражении находится в ведении юридических лиц, а также уровень налогообложения физических лиц почти в 10 раз меньше. Темп роста налога на имущество организаций в 2001г. сильно увеличился на 21%, в 2002 же году произошло его снижение на 10,6%, снижается доля этого налога в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ (1999-5.57; 2000-4.3%; 2001- 4.4%; 2002- 4.09%).

Сопоставление сумм поступлений по налогу на имущество юридических лиц на федеральном уровне возможно с динамикой основных фондов, как объекта налогообложения и инвестиций в основные фонды в целом по РФ, как фактора, влияющего на его величину. Рост инвестиций, а, следовательно, и стоимости основных фондов в 2000г. способствовал резкому увеличению поступлений по налогу на имущество организаций в 2001г. В 2001 же году спад инвестиций и стоимости основных фондов способствовал снижению темпа роста налога на имущество организаций в 2002г.

Кроме того, существенная разница в налогообложении имущества юридических и физических лиц стимулировала искусственное снижение налогового бремени путем переоформления объектов на физических лиц, что привело, соответственно, к уменьшению одного и увеличению другого.

В перспективе имущественным налогам  уготовлена более активная роль, как  в налоговой системе, так и  в бюджетной. Преимущество имущественного налогообложения заключается в  высокой степени стабильности налогооблагаемой базы: такие налоги менее всего подвержены колебаниям в течение налогооблагаемого периода и не зависят от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, что позволяет рассматривать их в качестве стабильных доходных источников бюджетов соответствующих уровней.

Наиболее перспективным является в скором времени переход от традиционного имущественного налогообложения, во многом базирующегося на принципах взимания платы за фонды, к налогообложению недвижимости, имеющего в качестве объекта обложения, кроме запасов и затрат, также стоимость земельных участков. С полным введением НК РФ в действие данный налог будет заменен налогом на недвижимость.

 

    1. Нормативно-правовое регулирование влияния налогообложения на финансовый результат предприятий

 

Налогообложение на финансовый результат регулируется следующими нормативными документами: налоговый кодекс РФ глава 25 «налог на прибыль организации», глава 30 «налог на имущество организации», а также ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

Налоговый кодекс - основополагающий нормативный акт в области  финансовой деятельности предприятий. Финансовая деятельность государства  регулируется, кроме того, специальными законами, касающимися той или  иной области этой деятельности. Каждый финансово-правовой институт регулируется специальными законами. Большое значение в финансовой деятельности предприятий имеют указы Президента РФ, нормативные правовые акты глав субъектов РФ и органов местного самоуправления. Нормы финансового права содержатся и в подзаконных актах органов исполнительной власти, которыми в первую очередь являются постановления Правительства РФ. Немаловажную роль в регулировании финансовой деятельности предприятий играют приказы и инструкции Министерства финансов РФ, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, телеграммы Центрального банка РФ. Нормативными актами являются также соглашения между финансово-кредитными органами по различным финансовым вопросам.

Информация о работе Влияния системы налогообложения на финансовый результат предприятий