Внебюджетные фонды как инструмент реализации социально-экономических задач государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Ускоренный переход к рыночным отношениям в России в начале 90-х годов XX века привел к глубокому кризису, который поразил почти все отрасли и сферы экономики. Рыночный механизм обнаружил скрытые проблемы до этого времени. Базовые отрасли экономики требовали расширения и восстановления основных производственных фондов, а некоторые отрасли промышленности необходимо было возобновлять. Конечно, все это вызвало: повышение кризиса в финансовой области, увеличение дефицита бюджетов, высокий уровень инфляции, рост внутреннего и внешнего долга страны, а при всем этом упал жизненный уровень населения, преимущественно социально незащищенных слоев. Разом возросло число нуждающихся в социальной защите, а именно пенсионеров, безработных, многодетных семей, инвалидов и т.д.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 6
1.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов 6
1.2. Виды внебюджетных фондов, их классификация, источники формирования и задачи 10
Выводы 16
2. РОЛЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 17
2.1. Роль социальных государственных внебюджетных фондов 17
2.2. Влияние экономических и отраслевых внебюджетных фондов на социально-экономическую политику 27
Выводы 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансам.docx

— 89.81 Кб (Скачать файл)

     Следовательно, с финансово-экономической точки зрения, внебюджетные фонды представляют собой экономические перераспределительные отношения, которые создаются в ходе движения финансовых ресурсов и имеющих целевые источники формирования и направления использования, а с организационной точки зрения – определенные финансовые структуры, имеющие конкретные задачи и определенные цели.

     В этом и проявляется двойственный характер внебюджетных фондов: как экономическая категория, фонды являются объектом управления финансовыми отношениями по формированию и использованию их средств, а в организационном плане фонды выступают субъектами этих отношений – специализированными целевыми финансовыми институтами, важнейшей специфической особенностью которых является некоммерческой характер их деятельности, которая ориентирована не на получение максимально возможной прибыли, а на выполнение другой целевой задачи, признанной обществом. 7

 

1.2. Виды внебюджетных  фондов, их классификация, источники  формирования и задачи

     Внебюджетные фонды дают возможность:

  • оказывать влияние на процесс производства через финансирование, субсидирования, кредитования предприятий;
  • путем выплаты пенсий, пособий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом выполнять социальные услуги населению
  • за счет предназначенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды обеспечивать природоохранные мероприятия;
  • предоставлять займы, включая зарубежных партнеров, а также иностранные государства.

    Внебюджетные фонды образуются двумя путями:

  • выделением из бюджета определенных расходов, которые имеют особо важное значение;
  • формированием внебюджетного фонда с собственными источниками доходов, для достижения определенных целей. 8

     Постоянно в наименовании  фонда существует цель расходования  средств, потому что  внебюджетные  фонды предназначены для целевого  использования.

     Национальный доход  является материальным источником  внебюджетных фондов. Большая часть  фондов образуется в ходе перераспределения  национального дохода.  Главные  методы привлечения национального  дохода в процессе его перераспределения  при образовании фондов – взносы  работодателей, средства из бюджета  и займы.

     Взносы вводятся законодательной  властью. За счет средств федерального  и региональных (местных) бюджетов  формируется значительная часть  фондов. Средства из бюджетов  зачисляются в форме безвозмездных  субсидий или установленных отчислений  от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов  являются и заемные средства. А положительное сальдо, которое существует у внебюджетных фондов, может применяться для покупки ценных бумаг и получения прибыли в виде процентов или дивидендов.

     В большей мере  источники формирования внебюджетных  фондов устанавливаются свойством  и масштабностью задач, для действия  которых они образуются. На множество  источников и их величину оказывает  давление экономического и финансового  положения страны на каком-либо  этапе развития.9

     Внебюджетные фонды  можно подразделить по разным критериям: по назначению, по периоду функционирования, по правовому положению, по форме собственности и по охвату проблем.

     Обычно внебюджетные фонды делят по критерию их зависимости от их целевого назначения – на социальные, экономические, экологические, культурно-просветительские, внешнеэкономические, научно-технические, с дальнейшим их подразделением по конкретным отраслевым, функциональным и другим признакам. К социальным фондам относят фонды пенсионного обеспечения, социального страхования, медицинского страхования, социальной поддержки населения. Группа экономических фондов включает инвестиционные, валютные, дорожные, жилищные и прочие фонды.

     Впрочем, в рыночной экономике не всегда можно подразделить внебюджетные фонды на социальные и экономические, так как экономические фонды осуществляют экономическую деятельность, а так же они выполняют и социальные функции – поддержание уровня занятости населения, создание новых рабочих мест для граждан страны, а, следовательно, увеличение уровня их текущих доходов. Социальные фонды, кроме функции социального страхования и обеспечения граждан, осуществляют деятельность по управлению их активами, инновационную и инвестиционную деятельность. Например, Пенсионный фонд России, наряду с осуществлением основной своей функции – пенсионное обеспечение граждан, является крупнейшим долгосрочным инвестором на рынке ценных бумаг. Следовательно, социальные и экономические функции в деятельности большинства внебюджетных фондов переплетаются, поэтому они могут быть определены как социально-экономические. 10

     Все внебюджетные фонды в зависимости от правового положения можно разделить на три группы.

     К первой группе относятся фонды, консолидированные в государственном бюджете или бюджете муниципального образования. Доходы и расходы этих фондов утверждаются в составе соответствующего бюджета в виде целевых смет и субсчетов. Обособленность этих фондов несколько формальна, так как они являются частью бюджетных средств. До 2008 года в российской финансовой системе такие фонды назывались целевыми бюджетными фондами.

     Внебюджетные фонды второй группы наделены юридической независимостью. В ежегодно принимаемых законах о бюджете этих фондов утверждаются доходы и расходы таких фондов. Бюджеты фондов этой группы отделены от других бюджетов бюджетной системы страны. В настоящее время все государственные внебюджетные фонды России относятся к этой группе.

     Третья группа фондов  является отраслевыми или межотраслевыми, так как они находятся в распоряжении министерств и ведомств. Такие фонды создаются для реализации определенных социально-экономических программ в рамках соответствующего ведомства за счет бюджетных средств. Поэтому в первый год функционирования эти фонды выступают как часть бюджетных средств. Фонд ежегодно обновляется при многолетних программах, постепенно обособляется от бюджета и приобретает финансовую самостоятельность, сохраняя лишь одностороннюю финансовую связь с бюджетом. К примеру, в Японии действует целевой счет, который сформирован из некоторых доходов бюджета государства и переназначающий налоговые поступления в частности от надобности между бюджетами префектур.11

     В России создано большое количество отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), не наделенные правами юридического лица и действуют от имени тех министерств, объединений и ведомств, в которых они образованы.

     Отраслевые внебюджетные фонды – важный институт  в экономическом и социальном развитии научно-технического потенциала в сфере геодезии и картографии, транспорта.

     Еще фонды делятся на краткосрочные, долгосрочные или бессрочные в зависимости от ожидающегося периода действующей программы или условно намеченного времени для выполнения определенных целей. Фонд поддержки беженцам – краткосрочный фонд, примером долгосрочного фонды является фонд регионального развития, а бессрочный фонд – государственный пенсионный фонд. Однако деление это очень условно.

     Если рассматривать внебюджетные фонды с точки зрения охвата проблем, то они бывают общего и конкретного характера. К фондам общего характера относится фонд регионального развития, но основная масса внебюджетных фондов имеет определенное целевое назначение, что отражается в их наименовании (например, экологические, дорожные, жилищные фонды).

     По форме собственности внебюджетные фонды могут быть государственные и негосударственные.

     К государственным внебюджетным фондам относятся фонды, средства которых находятся в государственной собственности. В бюджетной системе Российской Федерации государственные внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образованные вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное страхование и обеспечение. В России к таким фондам отнесены Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования. 12

     Негосударственные внебюджетные  фонды – это особые организационно-правовые  формы некоммерческих организаций  целевого назначения, имущество  которых образуется за счет особых целевых взносов вкладчиков и находится в частной или корпоративной собственности. К числу негосударственных внебюджетных фондов можно отнести негосударственные пенсионные фонды, негосударственные фонды социального и медицинского страхования. Например, фонды медицинского страхования в Германии или они называются больничными кассами, являются независимыми самоуправляемыми некоммерческими страховыми организациями. Они управляются собранием представителей, у которых есть 50% работодателей и 50 % работников. Собрание представителей избирает Правление и Президента, который назначает управляющего. Такая структура организации фондов медицинского страхования существует во многих европейских странах.

     Внебюджетные фонды  можно классифицировать и по  другим критериям: по территориальной  принадлежности, по источникам формирования  или по иным признакам.

     В финансовой системе России внебюджетные фонды по территориальной принадлежности существуют региональные, федеральные и местные. К региональным относятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а все остальные государственные внебюджетные фонды формируются на федеральном уровне. Негосударственные пенсионные фонды образуются в основном на региональном или местном уровне, что соответствует зарубежной практике, поскольку в большинстве зарубежных стран некоторые социальные фонды переданы в компетенцию местного (регионального) управления. Например, пенсионные фонды в США имеют штаты и местные органы власти, вдобавок объем средств этих фондов достаточно велик.

     В соответствии с  важнейшими источниками формирования внебюджетные фонды можно разделить на фонды, средства которых формируются за счет бюджетных средств либо за счет обязательных или добровольных отчислений организаций и граждан. Источники образования фондов в основной массе устанавливаются в зависимости от характера и масштабности задач, для реализации, которых они создаются. Разнообразие источников и их величина определяются экономическим и финансовым положением страны на конкретном этапе развития, поэтому источники носят как постоянный, так и временный характер. Они могут быть разными на территории одного государства в его различных административно-территориальных образований. 13

 

 

Выводы

    Внебюджетные фонды являются целевыми фондами денежных средств, образующиеся органами государственной власти вне государственных бюджетов для финансирования важных социально-экономических задач. Оперативное управление же осуществляется некоммерческими учреждениями, специально созданными для этих целей. Как субъекты финансовой системы государства внебюджетные фонды не являются одинаковыми и не обладают преимуществами и недостатками в сопоставлении с бюджетной формой существования.  Они могут образовываться и устраняться лишь в связи с предназначенными условиями, их назначенными, или отсутствием таковых.

     Область перераспределения бюджетных средств выше, если сравнивать их с внебюджетными фондами, у которых ограничены рамки перераспределения целевым назначением фонда, а в отраслевых фондах ограничены вдобавок еще и отраслевой принадлежностью. В отдельных случаях такая ограниченность в перераспределительной функции фондов имеет ряд достоинств перед бюджетной формой перераспределения финансовых ресурсов.

     Руководство и правовую регламентацию деятельности внебюджетных фондов выполняет государство. Органы государственной власти, прежде всего, предопределяют целевое назначение и задачи деятельности конкретного фонда, источники формирования его доходов и направления использования средств, аккумулируемых фондом. Правление соответствующих фондов, имеющие ответственность за исполнение функций, которые принадлежат компетенции каких - либо фондов предопределяют перспективные задачи, составляют бюджет, отчеты об их выполнении, сметы расходов, а также утверждают структуру и штаты внебюджетных фондов, выполняют задачи действующего руководства и управления созданием и использованием средств внебюджетных фондов.

 

  1. РОЛЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ                                                                              

 

2.1. Роль социальных  государственных внебюджетных фондов

     Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за  ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

     Механизм формирования внебюджетных социальных фондов, принципиально отличающийся от механизма формирования бюджета, позволяет обеспечить их эффективное функционирование и создать достаточно серьезные преимущества перед государственным бюджетом:

  1. Доходная часть бюджета образуется, за счет налоговых инструментов внеэкономического административного принуждения; доходная часть внебюджетных социальных фондов базируется на уплате страховых взносов;
  2. Ограниченность направлений расходования средств фондов, которая предопределяет целевое использование поступивших финансовых ресурсов;
  3. Оперативность управления средствами фонда;
  4. Мобильность работы внебюджетных фондов (социальных фондов) позволяет реализовать принципы страхования в государственной внебюджетной системе как совокупности экономических отношений по поводу формирования за счет целевых взносов страховых фондов на решение конкретных социальных задач в стране, что невозможно при безадресной работе государственного бюджета. 14

Информация о работе Внебюджетные фонды как инструмент реализации социально-экономических задач государства