Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 16:39, курсовая работа
Ускоренный переход к рыночным отношениям в России в начале 90-х годов XX века привел к глубокому кризису, который поразил почти все отрасли и сферы экономики. Рыночный механизм обнаружил скрытые проблемы до этого времени. Базовые отрасли экономики требовали расширения и восстановления основных производственных фондов, а некоторые отрасли промышленности необходимо было возобновлять. Конечно, все это вызвало: повышение кризиса в финансовой области, увеличение дефицита бюджетов, высокий уровень инфляции, рост внутреннего и внешнего долга страны, а при всем этом упал жизненный уровень населения, преимущественно социально незащищенных слоев. Разом возросло число нуждающихся в социальной защите, а именно пенсионеров, безработных, многодетных семей, инвалидов и т.д.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 6
1.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов 6
1.2. Виды внебюджетных фондов, их классификация, источники формирования и задачи 10
Выводы 16
2. РОЛЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 17
2.1. Роль социальных государственных внебюджетных фондов 17
2.2. Влияние экономических и отраслевых внебюджетных фондов на социально-экономическую политику 27
Выводы 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Для формирования внебюджетных социальных фондов, кроме страховых взносов, предусмотрены и другие источники доходов. К ним относятся средства бюджета, перечисляемые в законодательном порядке во внебюджетные социальные фонды, добровольные взносы юридических и физических лиц, доходы от капитализации свободных финансовых ресурсов.
Государственные социальные внебюджетные фонды – образование и использование фондов финансовых ресурсов путем распределения и перераспределения внутреннего продукта на основе страхования для обеспечения финансирования системы социальной защиты населения.
Организационно-правовая форма внебюджетных социальных фондов обусловила их автономность и некоторую экономическую самостоятельность, которая касается, в основном, формирования и использования финансовых ресурсов обязательного социального страхования. Одна из основных задач функционирования социальных фондов заключается в оптимизации процесса образования их доходной части, что и может быть достигнуто в результате эффективного управления имеющимися в распоряжении фондов денежными средствами.
Таким образом, государственные внебюджетные социальные фонды были созданы для решения ряда задач:
Для внебюджетных социальных фондов характерно единство функций.
Государственные внебюджетные социальные фонды выполняют распределительную, регулирующую, воспроизводственную и страховую функцию.
Распределительная функция социальных внебюджетных фондов, проявляется в участии, первичного и вторичного распределения валового внутреннего продукта. Для фазы формирования фондов за счет страховых платежей работодателей присуще первичное распределение. К области перераспределения можно отнести привлечение в социальные фонды средств бюджета государства, добровольных взносов юридических и физических лиц, получение доходов от размещения свободных финансовых ресурсов, а также использование средств внебюджетных социальных фондов на финансирование социальных выплат (пенсий, пособий и т.д.).
Фискальная функция государственных внебюджетных социальных фондов проявляется при формировании их доходной части. Основным источником средств, зачисляемых в бюджет внебюджетных фондов, является поступление страховых взносов, ставки которого в части зачисления в различные внебюджетные социальные фонды устанавливаются в законодательном порядке.
Регулирующая функция взаимодействует с распределительной функции в тесном единстве. С помощью внебюджетных социальных фондов происходит перераспределение валового внутреннего продукта. Такое перераспределение целенаправленно на поддержку нужного уровня жизни членов общества, не участвующих в трудовом процессе по объективным причинам. Путем системы внебюджетных социальных фондов государства регулирует соотношение доходов разных социальных слоев населения, также уменьшает разрыв в степени материального обеспечения беззаботных и работающих членов общества. 16
Воспроизводственная функция социальных внебюджетных фондов проявляется в их содействии воспроизводству трудовых ресурсов, а конкретнее в образовании нужных для этого условий. Разные социальные пособия медицинского обслуживания временно нетрудоспособного и безработного населения поддерживают восстановление трудоспособности работников. Реабилитация инвалидов, создание для них возможности заниматься общественно полезным трудом уменьшает нагрузку на государство в области финансирования подходящих социальных программ и формирует дополнительные трудовые ресурсы.
Договоры разных видов социального страхования, к примеру, страховых свидетельств государственного пенсионного страхования, выдача медицинских полисов происходит через внебюджетные фонды. Социальные внебюджетные фонды – страховые организации, выступающие в роли страховщика, говоря другими словами они выполняют функцию страхования.
Социальные внебюджетные фонды занимают преобладающее место во внебюджетной системе России. На их долю приходится около 7% ВВП Российской Федерации. К социальным внебюджетным фондам России относятся:
Пенсионный фонд РФ является самым крупным из государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Он образован 22.12.1990 г. постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» с целью государственного управления финансами пенсионного обеспечения, выделенными в самостоятельный внебюджетный фонд. При этом решались две важные задачи:
Когда образовался Пенсионный фонд в России вместе с ним появился значительно новый механизм финансирования и выплаты пособий и пенсий. За счет поступления необходимых страховых взносов работодателей и граждан создаются средства для финансирования выплат пенсий. Пенсионный фонд - важнейшее звено модели финансовых отношений пенсионных накоплений (Приложение 1).
Любой пенсионный
фонд имеет главный принцип
– солидарная ответственность
поколений, которая обозначает
Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.2991 г. № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Пенсионный фонд – это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ.
Пенсионный Фонд осуществляет ряд социально значимых функций:
Положением о ПФ РФ, а также Положением о Правлении Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденным постановлением Правления ПФР от 15.09.2003 № 130п, установлено, что руководство Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется Правлением, которое возглавляет Председатель Правления. Текущее или оперативное управление осуществляется исполнительной дирекцией. В субъектах РФ органами текущего управления являются Отделения пенсионного фонда. В муниципальных образованиях – уполномоченные Отделения пенсионного фонда. Структура Фонда представлена в Приложении 2.
Правление пенсионного фонда осуществляет перераспределение средств фонда между регионами для обеспечения сбалансированности доходов и расходов в бюджетах уполномоченных отделений.
Вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом является Фонд социального страхования РФ, который призван способствовать материальному обеспечению граждан, которые в силу различных обстоятельств не участвуют в трудовом процессе.
Фонд функционирует с 01.01.1991 г. на основании Постановления Совета Министром РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25.12.1990 г. 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР». Сегодня Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.
Фонд социального страхования РФ – один внебюджетный фонд, который относится к бюджетной системе РФ. Также как и в других государственных внебюджетных фондах, Бюджет Фонда не включается в состав консолидированного бюджета РФ и утверждается в форме самостоятельного федерального закона.
Механизм формирования и использования преобладающей части средств фонда позволяет около 70% средств оставлять в распоряжении плательщиков, т.е. сумма платежей, причитающихся к уплате работодателем, уменьшается на сумму расходов, компенсируемых в текущем году Фондом.
С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения граждан (получателей социальных услуг) путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета. 20
Основными задачами Фонда являются:
Все виды выплат социальных пособий и компенсаций, производимых фондом можно объединить в две группы:
Группа 1. Социальная помощь в период временной нетрудоспособности работника и все виды социальной помощи семьям, имеющим детей.
Группа 2. Обязательное социальное страхование от несчастные случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 21
Третьим фондов является Фонд обязательного медицинского страхования – это самостоятельное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, которое создано для реализации государственной политики в области ОМС граждан РФ от 29 июля 1998 г. №857.
К задачам деятельности федерального фонда ОМС относят:
В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» граждане имеют право на:
Данная задача решается путем:
Средства федерального фонда находятся в федеральной собственности, являются строго целевыми и не входят в состав бюджета других фондов. 22
К основным функциям ФОМС относят: