Внебюджетные фонды как инструмент реализации социально-экономических задач государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Ускоренный переход к рыночным отношениям в России в начале 90-х годов XX века привел к глубокому кризису, который поразил почти все отрасли и сферы экономики. Рыночный механизм обнаружил скрытые проблемы до этого времени. Базовые отрасли экономики требовали расширения и восстановления основных производственных фондов, а некоторые отрасли промышленности необходимо было возобновлять. Конечно, все это вызвало: повышение кризиса в финансовой области, увеличение дефицита бюджетов, высокий уровень инфляции, рост внутреннего и внешнего долга страны, а при всем этом упал жизненный уровень населения, преимущественно социально незащищенных слоев. Разом возросло число нуждающихся в социальной защите, а именно пенсионеров, безработных, многодетных семей, инвалидов и т.д.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 6
1.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов 6
1.2. Виды внебюджетных фондов, их классификация, источники формирования и задачи 10
Выводы 16
2. РОЛЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 17
2.1. Роль социальных государственных внебюджетных фондов 17
2.2. Влияние экономических и отраслевых внебюджетных фондов на социально-экономическую политику 27
Выводы 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансам.docx

— 89.81 Кб (Скачать файл)

     Важнейшая функция федерального фонда состоит в выравнивании условий деятельности территориальных фондов, которые обеспечиваются путем перераспределения средств в форме субвенций тем фондам, у которых доходы не покрывают собственные расходы.

     Федеральный фонд  ежегодно разрабатывает бюджет  и отчет о его исполнении, который  по предоставлению Правительства  утверждается в качестве федерального  закона.

    Управление фондом осуществляется  коллегиальным органом, который  называется Правление и исполнительным  органом – дирекцией. Состав Правления  утверждается высшим органом  законодательной власти. В функции  Правления входят: определение перспективных  задач, утверждение годовых отчетов, проектирование НПА, формирование  ревизионной комиссии. Совет исполнительных  Директоров – консультативно  – совещательный орган, состоящий  из представителей от каждого  экономического района. 23

     Территориальные фонды  создаются по решению органов  власти субъекта и в числе  основных задач территориальных  фондов выделяют обеспечение  финансовой устойчивости деятельности  обязательного страхования, повышение  качества медицинского обслуживания  и адресность оказываемой медицинской  помощи. С сентября 2005 года ТФОМС  обязаны ставить на регистрацию  юридических лиц и ИП в срок 5 дней после государственной  регистрации с присвоением им  регистрационного номера и выдачей  свидетельства установленного образца.

    Деятельность территориальных  ФОМС регламентируется в Положении  о ТФОМС, утвержденного Постановлением  верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1.

     Подводя итог, можно  сказать, что государственные социальные  внебюджетные фонды являются  одной из важнейших составляющих  финансовой системы современного  государства. Ежегодно они перераспределяют 10 – 15% ВВП. Социальное обеспечение  отражает национальную идеологию  и находится в центре национальной  экономической политики. В последние  годы многие страны столкнулись  с необходимостью реформирования  действующих систем пенсионного, социального и медицинского страхования, вызванной изменением социально-экономических  и демографических условий.

    Российская система обязательного  социального страхования за последние  годы претерпела существенные  изменения, связанные, в первую очередь, с проведением экономических  реформ. Так, основываясь на мировом  опыте, финансовые ресурсы пенсионной  системы обязательного медицинского  и социального страхования были  выделены в самостоятельные государственные  внебюджетные фонды. Были сформированы  основные источники фондов –  страховые взносы работодателей  и граждан, стали укрепляться  страховые принципы, получили развитие  различные формы добровольного  негосударственного пенсионного  и медицинского страхования.24

 

2.2. Влияние  экономических  и отраслевых внебюджетных фондов на социально-экономическую политику

     В любой стране мира важную роль в поддержке экономики страны занимают экономические внебюджетные фонды, разделяющиеся на определенные группы:

1. фонды, в которых доходы и расходы входят в бюджет государства, а также утверждаются властью законодательства в составе бюджета;

2. фонды, представляющие собой юридическую независимость,  а доходы и расходы этих фондов отделены от звеньев финансовой системы. Также они располагаются в ведении определенных учреждений, которые действуют вместе с уставом. Бюджет каждого фонда рассматривает и утверждает законодательный орган ежегодно.

3.фонды, которые имеют лишь какую-то  часть независимости.

     Самые первые экономические  фонды появились в США в 1929 – 193 гг. в период Великой депрессии. В середине 90-х гг. XX в. они образовались в России. Преимущественно, это были отраслевого и межотраслевого характера фонды.

    Экономические фонды образуются, что бы финансировать научные исследования, развивать отрасли, а также что бы обеспечить некоторые ведомства (фискальные, правоохранительные и т.д.). Например, до сих пор действует Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР,  фонды исполнительной власти ряда субъектов и коммерческих организаций, которые существуют для экспериментов и научных исследований, а также фонды финансового регулирования и т.д. 25

     Российский фонд технологического  развития (РФТР) был образован 26 февраля 1992 г. в соответствии с постановлением  Правительства РСФСР «О проекте  бюджетной системы РСФСР». Порядок  развития и использования Фонда  устанавливается в соответствии  с Указом Президента Российской  Федерации от 27 апреля 1992 г. «О неотложных  мерах по сохранению научно-технического  потенциала Российской Федерации»

     Самая главная цель  Российского фонда технологического  развития – создать условия, обеспечивающие  развитие и сохранность научно-технического  потенциала. Это исполняется путем  помощи на конкурсной основе  прикладных НИОКР, которые направляются  на развитие технологической  базы страны, а также на решения  главнейших социальных задач.

     Важные задачи фонда:

- поддержка образованию прикладных  НИОКР, которые совпадают с  приоритетными  направлениями формирования науки  и техники, перечнем критических  технологий федерального уровня  и ориентированных во внедрение конкретных конечных результатов;

- помощь НИОКР, которые нацелены  на решение проблем отраслевого  и межотраслевого характера и  особенных социальных задач.

- поддержка инновационных проектов, развитие инфраструктуры научно-технической  и инновационной деятельности.26

     Фонд выполняет вышеперечисленные цели и задачи путем финансирования на возвратной основе наукоемких научно-технических и инновационных проектов. Следовательно, в России фонд технологического развития реализовывает распределение внебюджетных средств между отечественными предприятиями, которые направлены на формирование и внедрение высокотехнологической продукции. Это совершается при динамичном участии представителей научной общественности. Но все таки этот процесс не такой простой, и включает в себя независимую экспертизу, длительное обсуждение и контроль за выполнением принятых проектов НИОКР. В общем это многоаспектная и очень трудная задача, для решения которой следует оценить степень новизны предложения, экономические аспекты его внедрения, социальные и экологические результаты и многое другое, а именно возможность эффективного тиражирования полученных результатов.

     То есть довольно  трудоемкий процесс, который требует  долгого изучения вопроса, учета  разных мнений  для принятия  доказанного решения – принятие  каждого проекта НИОКР. За время  существования РФТР по финансированию  было принято 846 проектов НИОКР  практически из всех отраслей  российской экономики.

     Еще существует огромный  экономический фонд – Фонд содействия развитию малых форм предприятия в научно-технической сфере, созданный постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. №65. В Фонд направляются около 1,5 процента средств федерального бюджета.

     Задачами Фонда являются:

  • сопровождение государственной политики развития и помощи малых предприятий в научно-технической сфере;
  • оказание прямой финансовой, информационной и дугой поддержки малым инновационным предприятиям, которые создают проекты по разработке и изучению новейших видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности;
  • образование и продвижение инфраструктур поддержки малого инновационного предпринимательства.

    Отраслевая тематика проектов отражает направленность малых инновационных компаний на решение социальных задач и создание наукоемких продуктов, таких как машиностроение и приборостроение – 21%, инфраструктура малого бизнеса – 18%, медицина, фармацевтика – 17%, строительство, новые материалы – 13%, информатика, вычислительная техника – 12% и др. Так как отраслевые фонды создаются с целью получения доходов от реализации определенно инвестиционной идеи в конкретном секторе рынка, то главными среди них являются паевые инвестиционные фонды. Образованы на основании Указа Президента РФ от 26.07.1995 г. №765 «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации». Регулируются законом РФ от 29.11.2001 г.№156-ФЗ «Об инвестиционных фондах». 27

 

 

 

 

 

Выводы

    Деятельность социальных  внебюджетных фондов в системе  инструментов социальной политики  РФ в настоящее время направлена  на поддержание граждан, наименее  приспособленных к реалиям экономической  деятельности.

     Из социальных государственных  внебюджетных фондов самый значимый  это Пенсионный фонд РФ. На  сегодняшний день в России  пенсию получают более 33,5 млн. человек. Большая часть средств Пенсионного  фонда уходит на выплату пенсий  и пособий жителям страны. 

     Наравне с пенсионным  фондом РФ поддерживать материальное  обеспечение лиц также может  Фонд социального страхования  Российской Федерации. Среди источников  формирования доходов Фонда 89,3% составляют  платежи организаций и индивидуальных  предпринимателей. Средства Фонда  используются на выплату пособий  по беременности и родам, временной  нетрудоспособности, санаторно-курортное  обслуживание и т.д. А 93,2% приходится  на страховые выплаты   и  пособия всех расходов бюджета  Фонда.

     Обязательное медицинское  страхование является составной  частью государственного социального  страхования. Фонд обязательного  медицинского страхования предоставляет  гражданам РФ одинаковые возможности в получении медицинской и лекарственной помощи. В области медицинского страхования для исполнения государственной политики образуются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как независимые некоммерческие финансово-кредитные организации.

     Проводя экономическую  и финансовую политику, государство  может создавать фонды экономического  назначения исходя из целей  и задач этапов общественного  развития. Экономические фонды создаются для концентрации средств и финансирования определенных направлений развития отраслей, а также межотраслевых программ развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Важным звеном финансовой системы, являются внебюджетные фонды государства - перераспределение и применение финансовых ресурсов, которые мобилизуется государством для финансирования некоторых общественных потребностей и совокупно расходуемых на базе оперативной самостоятельности в соответствии с целевыми назначениями фондов.

     Они образованы на основании закона РСФСР от 10 октября 1991 года «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР».

     Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий.

     Среди внебюджетных  фондов ведущее место занимают  социальные фонды.     

     Государственные социальные  внебюджетные фонды -  независимые  финансово-кредитные учреждения. Хотя  независимость эта нестандартна  и конкретно отличается от  экономической и финансовой независимости  государственных, частных, кооперативных, акционерных предприятий и организаций. Фонд создает привлечение и  использование средств, которые  существуют в их распоряжении. Государство обуславливает размеры  платежей в фонды, также принимает  решения об изменениях структуры  и объемах денежных социальных  выплат.

     Социальные внебюджетные  фонды исполняют свою деятельность  с помощью собственных источников  доходов.

     В федеральных министерствах и других федеральных органах исполнительной власти, а также в организациях, осуществляющих координацию деятельности по разработке, финансированию и реализации комплексных и целевых научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, действуют отраслевые и экономические внебюджетные фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.   

  Экономические внебюджетные  фонды предназначены для финансирования  определенных мероприятий. Отчисления в отраслевые, относятся, как правило, на себестоимость продукции, при этом формирование и использование этих средств для федеральных властей слабо контролируемо, что дает повод говорить о попытках отраслевиков уйти от части налога на прибыль.

     В системе государственных  социальных внебюджетных фондов  имеются недостатки:

- из-за несвоевременного утверждения  бюджетов государственных внебюджетных фондов, внесения в них бессчетных изменений и дополнений, в результате чего средства фондов находятся вне контроля;

- функционирующая система пенсионного  обеспечения не устраивает:  пенсионеров  из-за невысокого размера пенсий; плательщиков страховых взносов по причине высокой ставки налога; государство вследствие недовольствия большей части населения невысоким уровнем пенсий;

- малоразвитость финансовых, преимущественно  страховых институтов;

- безынициативная роль населения  в системе пенсионного обеспечения, которая выражается только получениям  выплат.

     В итоге, современная  система государственного социального  страхования по своей экономической  природе в какой-то степени  отвечает новым экономическим  реалиям. Следовательно, задача по  ее совершенствованию заключается  в возникновении системы страхования, которая основана на принципах  самоответственности граждан за  собственное материальное благополучие.

Информация о работе Внебюджетные фонды как инструмент реализации социально-экономических задач государства