Внебюджетные фонды РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике сопровождался формированием принципиально новой финансовой системы, важным звеном которой являлись и являются в настоящее время внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федеральных, региональных органов власти или местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Внебюджетные фонды: сущность, статус, задачи
Сущность внебюджетных фондов и задачи
Законодательные основы деятельности внебюджетных фондов
Глава 2. Российские внебюджетные фонды на современном этапе
2.1 Российские внебюджетные фонды и их характеристики
2.2 Анализ деятельности внебюджетные фондов.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 45.75 Кб (Скачать файл)

План курсовой:

Введение

Глава 1. Внебюджетные фонды: сущность, статус, задачи

    1. Сущность внебюджетных фондов и задачи
    2. Законодательные основы деятельности внебюджетных фондов

Глава 2. Российские внебюджетные фонды на современном этапе

2.1 Российские внебюджетные  фонды и их характеристики 

2.2 Анализ деятельности  внебюджетные фондов.

Заключение 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Переход к рыночной экономике  сопровождался формированием принципиально  новой финансовой системы, важным звеном которой являлись и являются в  настоящее время внебюджетные фонды  государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федеральных, региональных органов  власти или местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. 

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных  фондов или особых счетов задолго  до возникновения бюджета. Государственная  власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий фонды заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось. 

С укреплением централизованного  государства начинался период унификации специальных фондов. На основе объединения  различных фондов был создан государственный  бюджет. В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов. 

Главная причина создания внебюджетных фондов - необходимость  выделения чрезвычайно важных для  общества расходов и обеспечение  их самостоятельными источниками дохода. 

Анализ направлений и  результатов деятельности внебюджетных фондов является актуальной задачей. Ее значение в настоящее время существенно  в связи с постоянным дефицитом  бюджета страны и необходимостью целенаправленного решения социальных проблем, финансируемых за счет этих фондов. 

Поскольку плательщиками  взносов во внебюджетные фонды являются юридические и физические (предприниматели) лица, т.е. потребители социальных гарантий, то вопросы уплаты и распределения  денежных средств фондов касаются всех граждан России, и поэтому проявляется  их заинтересованность в оптимальном  функционировании системы внебюджетных фондов. 

Особое значение среди  государственных внебюджетных фондов имеют социальные внебюджетные фонды, которые аккумулируют средства для  реализации важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного  обеспечения, оказания бесплатной медицинской  помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска  по беременности и родам и прочее. 

Целью данной работы является рассмотрение сущности государственных  внебюджетных фондов и их места в  бюджетной системе России. Исходя из поставленной, цели можно выделить следующие задачи: определение сущности и значения государственных внебюджетных фондов; изучить виды внебюджетных фондов, проанализировать бюджет государственных  внебюджетных фондов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Внебюджетные фонды: сущность статус задачи

    1. Сущность внебюджетных фондов и их задачи

 

Внебюджетные фонды появились  задолго до возникновения единого  центрального денежного фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением  деятельности государство нуждалось  во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались в  особых фондах и были предназначены  для специальных целей. Такие  фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно  менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция  к увеличению количества и объема фондов.

 
Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась  нехватка средств, в других- избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими.  
 
Внебюджетные фонды - форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. 
В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на фонды экономического и социального назначения. 
С укреплением централизованного государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал законом, и потому обязательным к исполнению. 
 
С переходом России к рыночной экономике появлялась необходимость в создании внебюджетных фондов. Основными причинами образования этих фондов является необходимость: 
 
• социальной защиты населения в условиях спада производства , роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга; 
 
• целевого использования средств этих фондов; 
 
• оперативного решения социальных проблем, что в силах сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти; 
 
• новых методов перераспределения средств в условиях перехода к рыночной экономике; 
 
• финансирования территориальных нужд.   
 
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей: 
 
· запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность; 

· денежные средства фондов используются для финансирования государственных  расходов, не включенных в бюджет; 
 
  формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц; 
 
· страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными; 
 
· на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;   
 
· денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом; 
 
· расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченного на то органа (правление фонда). 

Задачи внебюджетных фондов:

-обеспечение дополнительными  средствами приоритетных сфер  экономики страны;

 
 - возможность “резервирования”  денежных средств   помимо  государственного бюджета; 
 
  -     увеличение количества услуг социального характера населению. 
 
В современных условиях внебюджетные фонды представляют собой  механизм перераспределения национального дохода, а иногда  и части совокупного общественного продукта, с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера.  
 
Увеличение количества внебюджетных фондов и совокупного объема аккумулируемых ими средств (в отдельных странах, например  во Франции, они сопоставимы с размерами государственного бюджета) является характерной особенностью для экономически развитых стран. Это объясняется прежде всего возрастающей ролью государства в решении социальных, экологических проблем, вопросов выравнивания условий жизни населения в различных регионах. 

 

    1. Законодательные основы деятельности внебюджетных фондов

.Правовой статус, порядок  создания, деятельности и ликвидации  государственных внебюджетных фондов  определяются действующим законодательством  Российской Федерации.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность внебюджетных фондов Российской Федерации, является Бюджетный кодекс Российской Федерации

- Бюджетный кодекс Российской  Федерации(в части регулирования  деятельности государственных внебюджетных  фондов, составления, утверждения  и исполнения их бюджетов);

- законодательство Российской  Федерации о налогах и сборах (Налоговый кодекс Российской  Федерации  др.);

- Федеральный закон "Об  обязательном пенсионном страховании  в Российской Федерации";

- Федеральный закон "Об  основах обязательного социального  страхования";

- Федеральный закон "О  трудовых пенсиях в Российской  Федерации";

- Федеральный закон "О  государственном пенсионном обеспечении  в Российской Федерации";

- Федеральный закон "Об  инвестировании средств для финансирования  накопительной части трудовой  пенсии в Российской Федерации";

- Федеральный закон "Об  индивидуальном (персонифицированном)  учете в системе обязательного  пенсионного страхования";

- другие федеральные законы, Указы Президента Российской  Федерации принимаемые в соответствии  с ними иные подзаконные нормативные  акты Российской Федерации; постановления  и распоряжения Правительства  Российской Федерации, инструкции  и письма Министерства финансов  Российской Федерации, иных органов  исполнительной власти.

        Можно  сделать вывод, что Пенсионный  фонд Российской Федерации соответствии  с законодательством всегда являлся  некоммерческой организацией. Данный  факт следует особо подчеркнуть  в связи с тем обстоятельством,  что в настоящее время, в  связи с обсуждением в Государственной  Думе проекта закона "Об управлении  средствами государственного пенсионного  обеспечения (страхования) в Российской Федерации", обсуждается проблема преобразования самостоятельного финансово-кредитного учреждения - Пенсионный фонд Российской Федерации(России) - в некоммерческую организацию.

Согласно ст. 49-50 ГК Российской Федерации, некоммерческие организации - это организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

1) В соответствии с гражданским  законодательством РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  фонды создаются за счет добровольных  взносов, тогда как ПФР существует  главным образом за счет обязательных  платежей.

2) Средства ПФР не являются  его собственностью как юридического  лица, а принадлежат Российской  Федерации(ст.143 Бюджетного кодекса  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ).

3) Цель создания ПФР  - государственное управление финансами  пенсионного обеспечения в Российской  Федерации. 

4) Учредители (Российская  Федерация) несет субсидиарную  ответственность по обязательствам  фонда. 

5) Деятельность фонда никакими  общественными организациями не  контролируется.

Финансово-правовой режим  Фонда социального страхования  Российской Федерации

Фонд социального страхования  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ является вторым по объему аккумулируемых средств государственным  внебюджетным фондом.

ФСС создан в целях обеспечения  государственных гарантий в системе  социального страхования и повышения  контроля за правильным и эффективным  расходованием средств социального  страхования Указом Президента РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

№ 822 и является самостоятельным  государственным финансово-кредитным  учреждением.

 

      Правовыми основами обязательного медицинского страхования являются:

- Конституция Российской  Федерации;

- Закон РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  «О медицинском страховании граждан  в Российской Федерации» и  законодательные документы, регулирующие  деятельность федерального и  территориальных фондов ОМС;

- Базовая программа обязательного  медицинского страхования, утвержденная  Постановлением Правительства РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ№ 41

- Типовые правила обязательного  медицинского страхования, утвержденные  ФФОМС и согласованные с Росстрахнадзором, и иные нормативно-правовые документы  федерального и территориального  уровней управления ОМС.

Страхователи - это юридические  или дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры обязательного медицинского страхования  либо являющиеся страхователями в силу закона. Страхователь - один из субъектов ОМС, уплачивающий взносы на обязательное медицинское страхование.

Согласно ст. 9 Закона РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ«О медицинском страховании  граждан в Российской Федерации» страхователь обязан заключить договор  обязательного медицинского страхования  со страховой медицинской организацией, вносить страховые взносы (платежи) в порядке, установленном законом  и договором медицинского страхования. За отказ предприятий, учреждений, организаций  и иных хозяйственных субъектов  независимо от форм собственности от регистрации в качестве плательщиков страховых взносов, за сокрытие или  занижение сумм, с которых должны начисляться страховые взносы, за нарушение установленных сроков их уплаты к плательщикам страховых  взносов применяются финансовые санкции.

Таким образом, внебюджетные фонды – одна из форм перераспределения  и использования национального  дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

Значение внебюджетных социальных фондов состоит в том, чтобы поддерживать существование лиц, нуждающихся  в помощи, то есть обеспечить минимальный  гарантированный уровень доходов  инвалидам, пенсионерам, безработным, малоимущим и так далее. Все это  осуществляется в нашей стране с  помощью средств, поступающих во внебюджетные социальные фонды.

Информация о работе Внебюджетные фонды РФ