Внебюджетные фонды РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике сопровождался формированием принципиально новой финансовой системы, важным звеном которой являлись и являются в настоящее время внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федеральных, региональных органов власти или местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Внебюджетные фонды: сущность, статус, задачи
Сущность внебюджетных фондов и задачи
Законодательные основы деятельности внебюджетных фондов
Глава 2. Российские внебюджетные фонды на современном этапе
2.1 Российские внебюджетные фонды и их характеристики
2.2 Анализ деятельности внебюджетные фондов.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 45.75 Кб (Скачать файл)

Внебюджетные фонды - это  особые фонды денежных средств, формирование которых обусловлено их целевым  характером. Целью создания общегосударственных  и других целевых фондов является создание условий для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики. Для внебюджетных фондов существует особая система формирования и расходования денежных средств.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального  дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство  мобилизует в фонды часть доходов  населения для финансирования своих  мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными  средствами приоритетных сфер экономики  и расширение социальных услуг населения [.

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных  фондов или особых счетов задолго  до возникновения единого центрального денежного фонда государства - бюджета. Государственная власть с расширением  своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших  средств для своего покрытия. Эти  средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных  целей. Такие фонды носили, как  правило, временный характер. С выполнением  государством намеченных мероприятий  они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом наблюдалась  тенденция к увеличению количества и объема таких фондов, вызванная  новыми задачами и функциями, стоящими перед государством, особенно в результате появления, а затем и расширения его предпринимательской деятельности. Множественность фондов создавала  определенные финансовые неудобства (в  одних фондах - нехватка средств, в  других - избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими.

Основное отличие таких  целевых фондов от бюджетных средств  состоит в строго определенных целях  их использования. На определенном этапе  развития финансовой системы на базе объединения различных фондов создается  государственный бюджет, что облегчает  управление движением финансовых потоков  и создает возможность возмещения нехватки средств в одних фондах за счет средств из других фондов.

К отличительным особенностям внебюджетных фондов относятся их целевая  направленность на финансирование расходов, не предусмотренных в бюджете, и  независимость от бюджета аккумулированных в фондах денежных средств, находящихся  в государственной собственности. На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов  во внебюджетные фонды, распространяются нормы и положения налогового законодательства той страны в которой  они создаются.

В современных условиях, когда  страны СНГ вступили на путь социальных преобразований возрастает значение внебюджетных фондов, увеличиваются количество и  объем этих фондов. Это вызвано  некоторыми преимуществами наличия  в финансовой системе института  независимых, находящихся вне бюджета, фондов.

К этим преимуществам относятся 

- во-первых, автономность  фондов от бюджета, что в  условиях нестабильности экономических  условий и возрастания дефицита  государственного бюджета позволяет  обеспечивать финансирование специальных  мероприятий в соответствии с  задачами внебюджетных фондов.

во-вторых, преимуществом  внебюджетных фондов является их лучшая наполняемость по сравнению с  бюджетом, что позволяет фондам при  наличии положительного сальдо выполнять  роль кредиторов бюджета, предоставляя последнему ссуды.

Внебюджетные фонды создаются  двумя путями. Один путь - это выделение  из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, а  другой - формирование внебюджетного  фонда с собственными источниками  доходов для определенных целей. Специальные внебюджетные фонды  предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана  цель расходования средств.

Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая  часть фондов создается в процессе перераспределения национального  дохода. Основные методы мобилизации  национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы [27, с.62].

Специальные налоги и сборы  устанавливаются законодательной  властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных  субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать  и заемные средства. Имеющееся  у внебюджетных фондов положительное  сальдо может быть использовано для  приобретения ценных бумаг и получения  прибыли в форме дивидендов или  процентов.

Наличие разнообразных источников образования внебюджетных фондов обуславливает  возможность различных форм взаимодействия внебюджетных фондов с бюджетом. Во-первых, финансирование фондов только из бюджета  в виде субсидий и займов и, наоборот, финансирование бюджета из фондов в  виде займов. Во-вторых, средства в фонды  могут поступать из нескольких звеньев  финансовой системы: из бюджета на безвозвратной  и возвратной основе, от предприятий  и граждан в виде налогов и  сборов, а также из других внебюджетных фондов. Возможны и встречные денежные потоки из внебюджетных фондов в адрес  других участников финансовых отношений [24, с.53].

Внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системы государства. Они представляют собой совокупность финансовых ресурсов, находящихся в  распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования  регламентируется финансовым правом.

В последнее время наблюдается  тенденция роста расходов на социальные нужды, что вызвано объективными причинами: ростом продолжительности  жизни в промышленно развитых странах, а также необходимостью преодоления различий в уровне жизни  различных групп населения.

Переход к рыночной экономике  сопровождался модернизацией всей финансовой системы. В наибольшей степени  это относится к её центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди  которых основное место заняли социальные страховые фонды. Возникла новая  отрасль экономиче¬ских отношений  между населением и государством, населением и местными органами власти или субъектами хозяйствования. Цель создания этой системы в создании финансовых мер и условий социальной защиты и социального обеспечения  населения. Рассмотрим отличие данных понятий. Социальное обеспечение - это  форма распределения, гарантирующая  гражданам при наступлении неблагоприятных  ситуаций, государственную поддержку  в виде пенсий, пособий и социальных услуг. Система же социальной защиты выполняет превентивную функцию, которая  не свойственна системе социального  обеспечения 

Социальное обеспечение  в СССР именовалось государственным, т.е. для неё характерна моносубъектность. Система же социальной защиты является более развернутой, и здесь наблюдается  многоссубъектность, т.е. социальная защита может исходить как от государства, субъектов государства, так и  от муниципальных образований, от предприятий  и организаций, специализированных структур (негосударственные пенсионные фонды), благотворительных организаций  и т.д. Система социальной защиты по объему гораздо шире, чем система  социального обеспечения. Социальное обеспечение охватывается социальной защитой, которая позволяет реализовывать  её обеспечительную функцию, т.е. в  рамках социального обеспечения  осуществляется защита от тех неблагоприятных  ситуаций, которые уже реализованы. Кроме социального обеспечения  в социальную защиту можно включать другие подсистемы: подсистема защита населения от чрезвычайных ситуаций, подсистема обеспечения занятости, подсистема защиты сбережений и денежных средств.

Социальное обеспечение  в узком смысле означает, что государство, имеющее целью социальной политики обеспечение минимального уровня жизни  общества, гарантирует каждую личность от основных опасностей, угрожающих потере средств к существованию - таких  как болезнь, несчастный случай на производстве, преклонный возраст, безработица, бедность; в широком смысле социальное обеспечение  означает систему, которая через  государство и общественные организации  предоставляет ресурсы на проживание и сервис нуждающимся, для того чтобы  человек жил по-человечески, и  через перераспределение дохода стремится к социальному равенству  и полному равновесному развитию.

Взгляды на систему социального  обеспечения в разных странах  отличаются. Международная Ассоциация Социального Обеспечения (International Social Security Association) классифицирует различные  формы системы социального обеспечения  следующим образом: социальное страхование, социальная помощь и социальное обслуживание.

Самой важной функцией системы  социального обеспечения является, безусловно, обеспечение приемлемого  уровня жизни населения. Структура  такой системы такова: нетрудоспособным оказывается социальная помощь; трудоспособным предоставляется возможность социального  страхования нуждающимся в социальной поддержке оказывается поддержка  социальным обслуживанием. Второй важнейшей  функцией можно назвать функцию  перераспределения доходов. Типичным примером перераспределения дохода в социальном обеспечении является социальная помощь, которая, можно сказать, осуществляет "вертикальное перераспределение  доходов". Еще одним структурным  направлением, которое выполняет  функцию "вертикального перераспределения", является социальное обслуживание. Функции "горизонтального распределения" выполняет социальное страхование. Третьей основной функцией социального  обеспечения, является функция экономической  стабилизации [27, с.65].

В ходе исследования было отмечено влияние социального обеспечения  на экономическую стабилизацию. Поскольку, система социального обеспечения  умелым регулированием пропорциями  социальных взносов и налогов  может добиться экономической стабилизации, предотвращая тем самым, такие социальные опасности как инфляция и финансовые проблемы государства.

Можно считать, что основой  системы социального обеспечения  является, прежде всего, социальное страхование. Базу социального страхования обычно составляют следующие элементы [28, с.59]:

а) пенсионное страхование:

б) медицинское страхование:

в) страхование несчастных случаев на производстве:

Воплотить в жизнь и  наполнить данную систему финансовым содержанием призваны внебюджетные фонды социального характера.

Внебюджетные целевые  фонды — это фонды финансовых ресурсов, необходимых для финансирования приоритетных направлений социально-экономических  задач государства и органов  местного самоуправления. Они формируются  за счет обязательных взносов и отчислений юридических и физических лиц  и предназначаются, как правило, для реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и во многих странах — на медицинскую  помощь.

Заключение:

 

В ходе работы были рассмотрены  сущность Внебюджетных фондов Российской Федерации, их задачи, законодательные  основы деятельности и их характеристики.

Таким образом, внебюджетные фонды – одна из форм перераспределения  и использования национального  дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

Значение внебюджетных социальных фондов состоит в том, чтобы поддерживать существование лиц, нуждающихся  в помощи, то есть обеспечить минимальный  гарантированный уровень доходов  инвалидам, пенсионерам, безработным, малоимущим и так далее. Все это  осуществляется в нашей стране с помощью средств, поступающих во внебюджетные социальные фонды, значительную часть которых до 1 января 2001 года составляли страховые взносы, теперь же введен Единый социальный налог.

Основными задачами деятельности Внебюджетных фондов в Российской Федерации  являются:

- обеспечение устойчивости  финансовой системы обязательного  страхования на основе эквивалентности  страхового обеспечения средствам  обязательного социального страхования;

- введение всеобщего обязательного  характера социального страхования;

- гарантирование соблюдения  прав застрахованных лиц на  защиту от социальных страховых  рисков и исполнение обязательств  по обязательному социальному  страхованию независимо от финансового  положения страховщика;

- осуществление государственного  регулирования системы обязательного  социального страхования;

- введение обязательности  уплаты страхователем страховых  взносов или налогов;

- нести ответственность  за целевое использование средств  обязательного социального страхования;

- обеспечение надзора  и общественного контроля др.

Существуют значительные продвижения в деятельности внебюджетных фондов Российской Федерации:

- одной из наиболее  важных в решении проблем является  повышение демографической ситуации  в стране;

- государственные программы  развития социального страхования  в России;

- управление пенсионными  накоплениями.

Проблемы в полноценном  функционировании:

- отчисления работодатели  и банки во внебюджетные фонды  производят с величины заработной  платы. А здесь возникает следующее:  работодатели в большинстве случаев  для снижения своего налогового  бремени занижают величину фонда  заработной платы. Следовательно,  отчисления во внебюджетные фонды  Российской Федерации становятся  заниженными.

Информация о работе Внебюджетные фонды РФ