Внебюджетные фонды РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике сопровождался формированием принципиально новой финансовой системы, важным звеном которой являлись и являются в настоящее время внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федеральных, региональных органов власти или местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Внебюджетные фонды: сущность, статус, задачи
Сущность внебюджетных фондов и задачи
Законодательные основы деятельности внебюджетных фондов
Глава 2. Российские внебюджетные фонды на современном этапе
2.1 Российские внебюджетные фонды и их характеристики
2.2 Анализ деятельности внебюджетные фондов.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 45.75 Кб (Скачать файл)

- осуществляет в пределах  своей компетенции организационно-методическую  деятельность по обеспечению  функционирования системы обязательного  медицинского страхования граждан;

- вносит в установленном  порядке предложения по совершенствованию  законодательных и иных нормативных  правовых актов по вопросам  обязательного медицинского страхования;

- участвует в разработке  базовой программы обязательного  медицинского страхования;

- осуществляет сбор и  анализ информации, в том числе  о финансовых средствах системы  обязательного медицинского страхования,  и представляет соответствующие  материалы в Правительство Российской  федерации;

- ежегодно в установленном  порядке представляет в Правительство  Российской Федерации проекты  федеральных законов об утверждении  бюджета Федерального фонда на  соответствующий год и о его  исполнении.

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

- части страховых взносов  хозяйствующих субъектов и иных  организаций на обязательное  медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;

- ассигнований из федерального  бюджета на выполнение федеральных  целевых программ в рамках  обязательного медицинского страхования;

- добровольных взносов  юридических и физических лиц;

- доходов от использования  временно свободных финансовых  средств; 

- нормированного страхового  запаса Федерального фонда;

- поступлений из иных  источников, не запрещенных законодательством  Российской федерации.

Временно свободные финансовые средства Федерального фонда в целях  защиты их от инфляции размещаются  в банковских депозитах и могут  использоваться для приобретения ценных высоколиквидных государственных  бумаг.

Доходы от использования  временно свободных финансовых средств  и нормированного страхового запаса Федерального фонда могут быть направлены на финансирование только тех мероприятий, которые осуществляются в соответствии с задачами Федерального фонда, предусмотренными в его уставе.

Задачами территориальных  фондов обязательного медицинского страхования является:

- обеспечение реализации  Закона Российской Федерации«  О медицинском страховании граждан  в Российской федерации»;

- обеспечение предусмотренных  законодательством Российской Федерацииправ  граждан в системе ОМС;

- обеспечение всеобщности  обязательного медицинского страхования  граждан;

- достижение социальной  справедливости и равенства всех  граждан в системе ОМС;

- обеспечение финансовой  устойчивости системы ОМС.

Для выполнения этих задач  ТФОМС наделен рядом функций, наиболее значимыми из которых являются:

- аккумулирование финансовых  средств на ОМС;

- осуществление финансирования  ОМС, проводимого страховыми медицинскими  организациями, заключившими договоры  ОМС;

- осуществление финансово-  кредитной деятельности по обеспечению  системы ОМС;

- разработка территориальных  правил ОМС;

- выравнивание финансовых  ресурсов городов, направляемых  на проведение ОМС; 

- согласование совместно  с органами государственного  управления, профессиональным медицинским  ассоциациям тарификации стоимости  медицинской помощи и территориальной  программы ОМС;

- контроль за рациональным  использованием финансовых средств  в системе ОМС;

Как мы видим, территориальным  фондам ОМС предписана совершенно особая роль по разработке территориальных  программ, правил ОМС, а также формирования тарифной политики в конкретном субъекте Российской федерации. ТФОМС, как самостоятельные  государственные некоммерческие финансово-кредитные  учреждения, подотчетны органам представительной и исполнительной власти субъектов  Российской федерации.

Реализация государственной  политики в области ОМС осуществляется благодаря координации действий Федерального и территориального фондов ОМС. В отношении ТФОМС Федеральный  фонд осуществляет следующие полномочия.

- издает внутриведомственные  нормативные документы, обязательные  для выполнения территориальными  фондами;

- осуществляет контроль  за деятельностью ТФОМС;

- осуществляет выравнивание  финансовых условий деятельности  ТФОМС.

Система ОМС представляет собой весьма сложную многосубъектную  систему, в которой фонды ОМС  являются участниками и гарантами  большинства отношений по обязательному  медицинскому страхованию. В качестве субъектов медицинского страхования, согласно закону о медицинском страховании, выступают также – гражданин, страхователь, страховая медицинская  организация, медицинское учреждение.

Граждане Российской Федерацииявляются, безусловно, основным субъектом обязательного  медицинского страхования, которое  осуществляется как форма защиты интересов и прав граждан в  области охраны здоровья.

Страхователи в системе  ОМС различаются в зависимости  от статуса застрахованных граждан  – работающих и неработающих.

Страхователем неработающих граждан выступают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерациии администрации местных образований. Страхователем работающих граждан  выступают предприятия, учреждения, организации всех форм собственности, лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью, и другие лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой.

Страхователь является стороной договора обязательного медицинского страхования со страховой медицинской  организацией, заключаемого в пользу застрахованных граждан. Страхователю предоставляется право свободного выбора в отношении медицинской  организации, участвующей в системе  ОМС. При этом страхователь по закону обязан заключить договор ОМС  в пользу работника сразу после  заключения трудового договора. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерациии администрации местных  образований обязаны заключать  договоры ОМС в отношении неработающих граждан, постоянно проживающих  на подведомственной им территории.

Страховые медицинские организации, как субъекты системы ОМС, имеют  основной целью осуществление ОМС  путем оплаты медицинской помощи в рамках территориальных программ ОМС.

Страховыми медицинскими организациями могут быть юридические  лица любой формы собственности, обладающие необходимым уставным фондом и организующие свою деятельность в  соответствии с Положением о страховых  медицинских организациях. Свою деятельность эти организации осуществляют на некоммерческой основе; они вправе осуществлять одновременно обязательное и добровольное медицинское страхование, но не могут осуществлять другие виды страховой деятельности. Эти организации  не входят в систему здравоохранения; органы здравоохранения и фонды  ОМС не могут быть их учредителями.

Страховая медицинская организация  выступает стороной во всех видах  договоров по обязательному медицинскому страхованию:

- договор на предоставление  лечебно-профилактической помощи  по ОМС, заключаемый с медицинскими  учреждениями;

- договор ОМС работающего  и неработающего населения, заключаемый  со страхователем;

- договор о финансировании  ОМС, заключаемый с ТФОМС.

Страховая медицинская организация  несет правовую и материальную ответственность  перед застрахованной стороной или  страхователем за невыполнение условий  договора. За необоснованный отказ  в заключение договора такая организация  может быть лишена лицензии по суду.

Средства ОМС поступают  в страховые медицинские организации  из ТФОМС в соответствии с дифференцированными  подушевыми нормативами и используются ими на:

- оплату медицинской помощи  медицинским учреждениям;

- формирование резервов;

- оплату расходов по  ведению дела по ОМС.

Медицинские учреждения в  системе ОМС – это имеющие  лицензию лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские  институты другие учреждения, оказывающие  медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность индивидуально или коллективно. Медицинские учреждения также являются стороной договора по ОМС, предоставляя медицинскую помощь застрахованным за оплату по согласованным тарифам. Медицинские учреждения, участвующие  в системе ОМС, имеют право  оказывать медицинскую помощь и  вне программ ОМС.

В настоящее время не существует полнокровного взаимодействия всех предусмотренных законом о медицинском  страховании участников системы  ОМС.

Страховой взнос в Фонд социального страхования в 2011 году составил - 2,9%, а размер взносов в Федеральный ФОМС составляет 2,1%, в территориальные ФОМС - 2%.

С 1 января 2012 г. предусмотрено  увеличение страховых взносов в  ФОМС до 5,1%, при этом в территориальные  ФОМС страховые взносы с указанного времени уплачиваться вовсе не будут

Отдельные льготы по уплате страховых взносов на период до 2019 г. установлены для отдельных  категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей, для организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин  коренных малочисленных народов  Севера, занимающихся традиционными  отраслями хозяйствования; для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог и некоторых иных категорий работодателей.

 

Таким образом, в настоящее  время в России существуют и осуществляют свою деятельность в области социального  обеспечения, следующие Внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской федерации, Фондсоциального страхования Российской федерации, Фонд обязательного медицинского страхования.

 

2.2 Анализ деятельности внебюджетные  фондов.

Переход к рыночной экономике  сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится  к её центральному звену - бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.

Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев финансовой системы. С их помощью осуществляется перераспределение национального  дохода по инициативе и в интересах  органов государственной власти. Специфика внебюджетных социальных фондов - четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.Внебюджетные фонды, существующие и функционирующие на данный момент в российской финансовой системе, имеют  на неё огромное влияние. Так, финансовые средства, которыми располагают государственные  внебюджетные фонды, вполне сопоставимы  по размеру с федеральным бюджетом.

Согласно Бюджетному Кодексу  Российской Федерации: государственный  внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов  Российской Федерации и предназначенный  для реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение  в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеющий  строго целевое назначение.

В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения  бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения  отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным  казначейством Российской Федерации.

Целевые бюджетные фонды  стали создаваться в России в  период перехода страны на новые экономические  отношения. Закон РСФСР «Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». впервые предоставил  возможность органам власти образовывать целевые бюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих  органов власти.

Внебюджетные фонды позволяют  преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов. Они  позволяют также разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета. Имея строго целевое направление  использования средств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить  ресурсы, мобилизуемые государством. Конечно, это можно сделать и за счет увеличения налогов, но, как правило, увеличение налогов негативно воспринимается в обществе. Главной причиной их создания была необходимость выделения  чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Ведущую роль среди них заняли социальные внебюджетные фонды.

В ходе исследования было отмечено влияние социального обеспечения  на экономическую стабилизацию. Поскольку, система социального обеспечения  умелым регулированием пропорциями  социальных взносов и налогов  может добиться экономической стабилизации, предотвращая тем самым, такие социальные опасности как инфляция и финансовые проблемы государства.

Можно считать, что основой  системы социального обеспечения  является, прежде всего, социальное страхование. Базу социального страхования обычно составляют следующие элементы:

а) пенсионное страхование:

б) медицинское страхование:

в) страхование несчастных случаев на производстве:

г) страхование по безработице.

Воплотить в жизнь и  наполнить данную систему финансовым содержанием призваны внебюджетные фонды социального характера.

Внебюджетные целевые  фонды — это фонды финансовых ресурсов, необходимых для финансирования приоритетных направлений социально-экономических  задач государства и органов  местного самоуправления. Они формируются  за счет обязательных взносов и отчислений юридических и физических лиц  и предназначаются, как правило, для реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и во многих странах — на медицинскую  помощь. Эти фонды являются государственной  собственностью.  Таким образом, главная причина создания внебюджетных фондов - необходимость выделения  чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.

Информация о работе Внебюджетные фонды РФ